23 июня (06 июля) 2022 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jul 05, 2022 22:00

Продолжение…

Преподобный Иосиф Заоникиевский



Память 23 июня, 21 сентября и в Соборе Вологодских святых


В миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии.
Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление.

В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.



(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, фото конец XIX века)



(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, разорен в годы лихолетия. Вид с юго-запада: слева монастырская гостинница, справа - Владимирский собор)

Скончался 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.

Тропарь
глас 4
Исперва житие твое, преподобне, / хитростию благоюродства от человек утаено, на небесех пред Ангелы явлено, / и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше, / но мысленными крилы на высоту возшед. / Присносущным Светом облистаем, / во отечествии наследова, / и земных мнящихся красных храмов не требовав, / но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси, / ни ризами мягкими одеялся, / но паче власяницу возлюбил еси, / и сего ради паче всех имений земных Небесная сокровища приобрел еси / и на земли плотян сый с безплотными совокупляяся, / Небесной Царице служа и Той приносимых ангельских песней насладився, / ихже многия люди желая насладитися не могут. / Сего ради Всевышний Творец образ Свой / и Рождшия Его Богоматери / с высоты воздуха на руце твоя, / яко на Херувимская носила, дарова тебе. / От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни, / и, яко росоточащий облак, молитвами твоими весь мир милованный напои. / И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник, во исцеление недугов устрои, / Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе, / даровати нам мир и велию милость.

Ин тропарь
глас 5
Смиренномудрием наказание благодушно приемля, / иже от Небес неизреченный дар прияти сподобися, / и в плоти сый, преподобне, / безплотен в служении своем к Богоматере трудолюбно подвизася, / бдении, пощении, слезами и молитвами, / имиже и пустыню многожительну устроил еси, / благоухищренным же юродством человеческия славы избежа. / Сего ради Всевышний Мздовоздаятель / в конец века сего сугубо тя прослави, / и гроб твой святый точением чудес обогатися, / Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе, / даровати нам отпущение грехов и велию милость.

Кондак
глас 8
От юности Бога возлюбив / и простынею безгласие стяжал еси, преподобне. / Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси / и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери / с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси, / и Ей богоугодно послужил еси, / и обитель составил еси, / власяными веригами тело свое удручил еси, / от негоже каплями кровными диавола потопил еси. / Сего ради и в последняя времена / гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися, / тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, / умильно глаголем: / радуйся, наставниче нашего спасения; / радуйся, исцелений подателю; / радуйся, отче наш Иосифе, / монахов удобрение.

Ин кондак
глас тойже
Вышних благ желаяй, / преобидел еси долу влекущая мудрования, / ибо трудолюбивое свое тело / острым власяным плетением стерл еси, и бысть благоугоден служитель Богоматери, / страждущим в недузех являяся, скоро помогаеши, / и с верою притекающим к тебе, неоскудное здравие подаеши. / Сего ради зовем ти: / разреши наша болезни душевныя и телесныя, / еже к Богу молитвами твоими, началообразный смирению наставниче, отче наш Богомудре Иосифе, / монахов удобрение.

Преподобный Антоний Заоникиевский



Память 23 июня и в Соборе Вологодских святых

В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) прп. Антоний назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 году еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из библиотеки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, прп. Антоний назван учеником прп. Иосифа (+ ок. 1612), основателя Владимирской Заоникиевской пустыни. Возможно, после преставления прп. Иосифа прп. Антоний был настоятелем обители.

Из-за частых пожаров в монастыре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание прп. Антония Заоникиевского началось, видимо, сразу после его преставления. Память преподобных Антония и Иоанникия Заоникиевских отмечена под 9 сентября в Кайдаловских святцах конца XVII века. Можно предположить, что канонизация преподобного Антония была совершена Вологодским еп. Павлом (Васильевым) (вскоре после его хиротонии в январе 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа.

Местная канонизация прп. Антония подтверждена в 1841 году включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова).



(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, современное состояние. Юго-восточная башня)

Имя преподобного Антония Заоникиевского упоминается во втором тропаре девятой песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи прп. Антония находились под спудом в юго-западном углу Троицкого (южного) придела Владимирского храма Заоникиевской пустыни вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 году храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка.

Преподобный Иоанникий, настоятель Заоникиевской Владимирской пустыни

Память 23 июня и в Соборе Вологодских святых

Жил в конце XVII века. Стал настоятелем Заоникиевской Владимирской пустыни после прп. Антония.
Мощи его почивают в Заоникиевской пустыни под спудом.

Священномученик Леонтий (Вимпфен), епископ б. Енотаевский



Память 23 июня (РПЦЗ) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (РПЦЗ)

В миру фон Вимпфен Владимир Федорович, родился в 1872 году в деревне Питерия. Родители его были представителями древних знатных родов: отец Федор Владимирович происходил от немецких баронов фон Вимпфен и проживая в России, продолжал оставаться подданным Германской империи, а мать - Любовь Петровна, принадлежала к московским дворянам из фамилии Воейковых. По вере своего отца, будущий владыка был крещен в лютеранство, с именем Леопольд, и уже в сознательном возрасте перешел в Православие. Позже и его отец, под влиянием своего сына, принял Православную веру.

Окончил Пензенскую гимназию.
В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию.
В 1897 году принял монашество.
В 1898 году рукоположен во иеромонаха.
В 1898 году принимает Российское подданство.
В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища.

В 1902 году перешел на миссионерскую деятельность и уехал в Китай в Пекинскую духовную миссию, где подвизался под руководством известного миссионера архимандрита Иннокентия (Фигуровского). Стал первым настоятелем Благовещенского храма в Харбине.

В 1903 году вернулся в Россию и назначен помощником смотрителя Вольского духовного училища.
В 1904 году назначен инспектором Курской духовной семинарии.
В 1906 году - настоятель посольской церкви в Афинах и возведен в сан архимандрита.
28 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, второго викария Казанской епархии. Хиротония состоялась в Казани.
С 12 февраля 1915 года - епископ Ереванский, викарий Грузинской епархии и штатный член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы.
С 24 марта 1916 года - епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии.
С 16 декабря того же года - епископ Петровский, викарий Саратовской епархии.

Был человеком совершенно нестяжательным и ни кому не отказывающим в помощи. Помогал он и материально и духовно - своим пастырским словом, стараясь утешить всякого приходящего к нему. Имея необычайное сострадание, он не боялся вступаться за обиженных, идя порой даже на конфликты с власть предержащими. Но искренняя ревность к справедливости превращалась порой у владыки в ревность не по разуму, что особенно проявилось в Саратове. Здесь епископ Леонтий, недовольный некоторыми действиями своего правящего архиерея - архиепископа Палладия (Добронравова), попытался добиться его смещения с кафедры. Но вследствие этой борьбы сам епископ Леонтий был уволен.

Указом Святейшего Синода от 5 мая 1917 года уволен за штат с назначением ему местопребывания в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре.

2 сентября 1917 года назначен епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии.

Когда епископ Митрофан (Краснопольский) отбыл в августе 1917 года в Москву на Всеросийский Поместный собор, епископ Леонтий стал фактически правящим архиереем. Все три сессии Поместного Собора, длившегося до сентября 1918 года он выполнял эти обязанности.

Конфликт викария Леонтия с правящим архиереем

Между ним и епископом Митрофаном (Краснопольским) начинало проявляться сильное непонимание. Касалось это в основном отношения обоих архиереев к установившейся в то время в России Советской власти. Владыка Митрофан относился к этой власти с недоверием, видя в первых её попытках давления на Церковь предвозвещение о грядущих гонениях. Он считал, что ни каких уступок Советской власти со стороны Церкви делать нельзя. Владыка же Леонтий относился к существующей власти вполне лояльно - считал, что сотрудничать с ней можно. Он воспринимал некоторые лозунги большевиков конкретно, искренне заблуждаясь в возможности их осуществления.

Правда долгое время личное непонимание между архиереями не выплескивалось наружу. Владыка Леонтий принимал епископа Митрофана в январе 1918 года в Ивановском монастыре в своих покоях, когда тот был изгнан военными властями из архиерейского дома в Кремле. Вместе, оба архиерея совершали объезд епархии и участвовали в съезде духовенства в г.Черном Яру. Вместе они возглавляли крестный ход, состоявшийся 18 февраля 1918 года в г.Астрахани, выражавший собою протест верующих против декрета Советской власти об отделении Церкви от государства.

Однако именно личное отношение епископа Леонтия к декрету об отделении Церкви от государства, а также и то, что часть астраханской паствы хотела видеть его своим правящим архиереем вместо владыки Митрофана и стали причинами конфликта владык Леонтия и Митрофана.

Архиепископ Митрофан стоял по отношению к декрету об отделении Церкви от государства, на позиции Святейшего Патриарха Тихона, которая хорошо была выражена в постановлении Всеросийского Поместного Собора от 25 января 1918 года: «Всякое участие как в издании сего вреждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной церкви и навлекает на виновных лиц православного исповедания тягчайшие кары церковные вплоть до отлучения от Церкви».

И вот, 4 сентября 1918 года, в то время когда архиепископ Митрофан находился в Москве, на третьей сессии Поместного Собора, епископ Леонтий составил послание «К Православному населению», где в частности говорилось:

«Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению г.Астрахани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства. Декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и её священнослужителей от ложного положения».

Епископ Леонтий не просто принимал декрет, но и приветствовал его, что было вовсе не следствием его страха перед властями или исканием своей выгоды, а следствием все того же заблуждения, по которому он видел в Советской власти благо и принимал её постановления с искренней простотой за чистую монету.

Архиепископ Митрофан узнав о таких действиях своего викария, посчитал их за превышение данных ему полномочий и направил это дело на архиерейский суд. Святейший Патриарх Тихон и архиерейский собор рассмотрев дело посчитали необходимым вызвать епископа Леонтия в Москву, но епископ Леонтий не получил здесь в Астрахани разрешение на выезд, о чем телеграфировал в Москву. Заслушав эту телеграмму патриарх и архиерейский собор определили, что так как епископ Леонтий не предоставил достаточных данных для неявки в Москву и поэтому, как неисполнивший волю патриарха, должен быть отлучен с запрещением священнослужения и немедленно устранен от викариатства. Решение это было вынесено 26 сентября 1918 года, накануне праздника Воздвижения Честного Креста Господня. Правда, приговор об отлучении был отсрочен, по личной просьбе архиепископа Митрофана, на две недели, в которые епископ Леонтий должен был прибыть в Москву.

Решение архиерейского собора вызвало в Астрахани целую бурю возмущения. Астраханцы, за столь короткое время успевшие полюбить епископа Леонтия, встали на его защиту. Целые делегации от прихожан направлялись к архиепископу Митрофану, прося его о прекращении дела и об умиротворении. Но владыка Митрофан отвечал, что решение этого вопроса зависит теперь только от патриарха. Меж тем местные власти вновь отказали епископу Леонтию в разрешении на поездку в Москву и над ним нависла неминуемая угроза запрещения в священнослужении и отлучения. Это обстоятельство возбудило в Астрахани настоящую церковную смуту, где многочисленные чада епископа Леонтия, подогреваемые неуемными «борцами за свободу церковную», стали выступать против своего правящего архиерея - архиепископа Митрофана.

В местной прессе, под видом защиты епископа Леонтия «от мракобесов в церковных рясах» была развернута целая компания травли против архиепископа Митрофана, которого объявляли и «черносотенцем», и «монархистом», и «другом Распутина». Сам же епископ Леонтий, видя такое смятение, опубликовал в местной прессе свое обращение к православному населению, где говорилось:

«По случаю полученного мною указа Патриарха и Собора о немедленном устранении меня, мне были за эти дни выражены массовые соболезнования, тем более, что указ заключает в себе угрозу отлучения и запрещения в священнослужении. Безмерно благодарю дорогих прихожан и богомольцев за выраженные чувства. Убедительно прошу сохранять мир, так как я беспрекословно подчиняюсь распоряжениям устранившей меня высшей церковной власти и не хочу кругом себя какого-либо шума в такое время».

Несмотря на просьбу владыки его неумеренные сторонники 20 октября 1918 года организовали в Иоанно-Предтеченском монастыре общее собрание «для обсуждения вопроса об отрешении епископа Леонтия от должности». О собрании было широко оповещено в местной прессе, почему и народу на него собралось довольно много - от 3.5 до 4 тысяч человек, эмоции на собрании выплескивались через край. Результатом собрания явились посланная Патриарху телеграмма и отправленная в Москву делегация мирян.

Епископ Леонтий, как мог, пытался остановить своих чересчур зарвавшихся почитателей и к величайшему разочарованию властей, предвкушавших церковную революцию, все и закончилось. Новых «митингов» больше не собирали. Делегация, отправившаяся в Москву, на прием к Патриарху, смогла смягчить указ от 26(13) сентября и епископ Леонтий не был лишен сана и не был запрещен в священнослужении, хотя и был смещен с должности викария, с оставлением его в должности управляющего Иоанно-Предтеченским монастырем.

Упоминается еп. Царёвским с 1918 года до своего ареста, но подтверждения этому в доступных биографиях не найдено.

Арест и кончина

После отступления с Северного Кавказа XI-й Красной армии, Астрахань, с начала 1919 года, была переполнена больными ранеными красноармейцами. Людей косил сыпняк, все военные госпитали были переполнены и ещё не хватало мест. Раненых и инвалидов с первой мировой войны просто выписывали на улицу, чтобы на их место разместить больных красноармейцев.

Епископ Леонтий созвал совещание «Союза религиозный общин», где присутствовали представители всех городских и пригородных приходов. На этом совещании решено было обратится к православному населению с призывом «оказать помощь раненным и больным воинам» старой и советской армии. Воззвание оканчивалось ссылкою на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня». Напечатано это было в советской прессе и вызвало большое озлобление у местных военных властей. Председатель Губчека Атарбеков решил, что ссылка на Евангелие сделана для подрыва авторитета Советской власти. Он доложил свои соображения председателю Ревкома Кирову и тот вполне согласился с соображениями председателя Губчека, приказав: «действуй».

7 июня 1919 года епископ Леонтий был арестован. Арест происходил ночью и владыку забрали прямо из его келии в Ивановском монастыре. Одновременно в доме настоятеля Троицкой городской церкви отца Григория Степанова, был арестован и архиепископ Митрофан (Краснопольский). Оба архиерея были арестованы без всякой вины, хотя официально им и было предъявлено амбициозное обвинение в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием.

В деле сохранились и два протокола допроса епископа Леонтия. Первый написан очень сдержанно. В нем владыка категорически отвергает какое либо свое участие в выступлениях против Советской власти, также опровергая слухи об участии в заговоре знакомых ему лиц. Второй же допрос резко отличается от первого. Его вместо простого следователя вел сам Атарбеков. Здесь епископ Леонтий вдруг признается в существовании какой-то контрреволюционной организации, во главе которой стоял архиепископ Митрофан. Создается впечатление, что протокол допроса был сфабрикован (так резко он отличается от первого). К делу были пришиты и два варианта какой-то записки, где сверху, совсем другим почерком, было приписано «Записка Леонтия». В этих записках поливается грязью архиепископ Митрофан, объявленный «крупной реакционной личностью». Вызывает большое сомнение подлинность этих «записок», вероятнее всего сфабрикованных для поддержания вероятности дела.

6 июля 1919 года был расстрелян по приказу Кирова за воззвание к народу с призывом оказать помощь раненым и больным воинам и старой и советской армии. Зверски убит во дворе Астраханской ЧК вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Перед казнью владыки примирились и испросили друг у друга прощения.



(Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) в кругу сельского духовенства Астраханской епархии)

Почитание

За огромные деньги тела убитых архиереев тайно были получены от извозчиков-похоронщиков и похоронены возле Покрово-Болдинского монастыря. В 1930 году кирпичный памятник на их могиле был разрушен для пресечения паломничеств.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году был прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских как новосвященномученик.

Икона Богородицы Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)



Данную икону следует отличать от Иверской иконы Божией Матери, которую также называют Вратарницей. Эту же икону иногда называют Угличской, так как она прославилась в Алексеевском монастыре города Углича в 1894 году. 23 июня этого года в Углич приехал петербургский купец, который долго болел серьёзной болезнью. Купец рассказал настоятелю, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где он должен помолиться перед Её иконой.

Поскольку купец подробно описал образ Богородицы, в котором Она ему явилась, то нужную икону отыскали очень быстро. Она находилась в кладовой обители. По указанию настоятеля образ торжественно перенесли в Успенский храм монастыря, и больной купец, помолившись перед образом, тут же исцелился. В благодарность за своё чудесное излечение купец обложил икону серебряной вызолоченной ризой.

Икона Божьей Матери Владимирская Заоникиевская



Эта ВЛАДИМИРСКАЯ икона явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону - будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому - при следующих обстоятельствах.
Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее.

В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями.
После революции местные большевики попытались реквизировать монастырь, но были изгнаны крестьянами из окрестных селений. Тем не менее позже обитель была полностью разорена, и в настоящее время от некогда бывшей духовной жемчужины Вологодчины остались лишь одни руины.

Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская



Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу - добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.

Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.
В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы - чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, - во граде Пскове».

С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае - как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».

24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».
Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Собор Владимирских святых



Празднование собора святых, в земле Владимирской просиявших, было установлено в 1982 году, по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Дата 23 июня была приурочена к празднованию Владимирской иконы Божией Матери в воспоминание спасения Москвы в 1480 году.

В сонм Владимирских святых были включены:

• Блгв. кн. страстотерпец Глеб Владимирович (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
• Свт. Феодор, еп. Ростовский, Суздальский (+ ок. 1023, память 8 июня, 20 августа)
• Блгв. кн. Константин Святославич Муромский (+ 1129, память 21 мая)
• Блгв. кн. Ирина Муромская, супруга св. кн. Константина Святославича (+ ок. 1129)
• Свт. Симон (+ первая пол. XII в.)
• Блгв. кн. Борис Туровский (+ ок. 1160)
• Блгв. кн. Изяслав (+ 1165)
• Блгв. кн. Мстислав (+ 1172)
• Блгв. кн. Андрей Боголюбский (+ 1174, память 30 июня, 4 июля)
• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
• Блгв. кн. Михаил (+ 1176)
• Прп. Никита Переяславский (+ 1186)
• Прп. Илия Муромец, Печерский (+ ок. 1188, память 19 декабря)
• Блгвв. кнн. Михаил и Феодор Муромские (XII в., память 21 мая)
• Блгв. вел. кн. Мария, в схиме Марфа (+ 1206, память 19 марта)
• Свт. Иоанн, еп. Ростовский (+ 1213/1214)
• Прп. Симон, еп. Владимирский (+ 1226, 10 мая)
• Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228, память 25 июня)
• Мч. Авраамий Болгарский (+ 1229, память 9 марта, 1 апреля, в Неделю о расслабленном)
• Прп. Пахомий архимандрит и Феодосий (+ 1237)
• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
• Прп. Даниил Успенский (+ 1238)
• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
• Блгв. кн. страстотерпец Василько Константинович Ростовский (+ 1238, память 4 марта)
• Блгвв. кнн. Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий, Агафия, Феодора, Мария и Христина (+ 1238)
• Прп. Феодосия, в иночестве Евфросиния (+ 1244)
• Блгв. кн. Феодор (+ 1246)
• Прп. кн. Евфросиния Суздальская (+ 1250, память 18 сентября, 25 сентября)
• Блгв. кн. Святослав, во крещении Гавриил, Юрьевский (+ 1253, память 3 февраля)
• Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1262, память 21 мая)
• Блгв. вел. кн. Александр Невский (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Блгв. кн. Димитрий (+ 1269)
• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, 12 июля)
• Свт. Феодор, еп. Владимирский (+ 1286)
• Блгв. кн. Димитрий (+ 1294)
• Свт. Василий, еп. Рязанский (+ 1295)
• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
• Блгв. кн. Феодор Стародубский (+ 1330)
• Прп. Михаил Вязниковский, Верижник (+ 1333)
• Свт. Алексий Московский, митр. Киевский (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
• Прп. кн. Феодора Нижегородская (+ 1378, память 16 апреля)
• Прп. Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 21 марта, 15 мая)
• Свт. Дионисий, митр. Киевский (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
• Прп. Сергий Радонежский (+ 1392, память 5 июля, 25 сентября)
• Прп. Роман Киржачский (+ 1392, память 29 июля)
• Блгв. кн. Евдокия (XIV в.)
• Прп. Евфимий Суздальский (+ 1404, память 1 апреля, 4 июля)
• Прп. Стефан Махрищский (+ 1406, память 14 июля)
• Сщмч. Пат¬рикий, иерей Владимирский (+ 1411, память 3 июля)
• Прп. Никон Радонежский (+ 1426, память 17 ноября)
• Свт. Иона Московский, митр. Киевский (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
• Прп. Косма Яхромский (+ 1492, память 18 февраля, 14 октября)
• Прп. Иов, архимандрит Владимирский (XV в.)
• Прп. вел. кн. София Суздальская (+ 1542, память 1 августа, 16 декабря)
• Прп. Аркадий Вязниковский (+ 1592)
• Прпп. Прохор и Вассиан Ястребские (+ 1592)
• Прав. Савва Мошокский (+ 1592)
• Блж. Пар¬фений Суздальский (+ втор. пол. XVI в.)
• Правв. Георгий и Иулиания Лазаревские, Муромские (+ 1604, память 2 января)
• Блж. Киприан Суздальский, Христа ради юродивый (+ 1622, память 22 июля)
• Свт. Арсений Элассонский, архиеп. Суздальский (+ 1625, память 29 апреля)
• Прп. Дионисий Переяславский (+ 1645)
• Свт. Софроний, архиеп. Суздальский (+ 1654)
• Прп. Лукиан Александровский (+ 1654)
• Прп. Корнилий Александровский (+ 1681)
• Прав. Карп Медушский, Ков¬ровский (XVII в.)
• Прп. Феодосия Муромская (XVII в.)
• Свт. Митрофан, еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Свт. Иларион, митр. Суздальский (+ 1707, память 14 декабря)
• Прп. Зосима Александровский (+ ок. 1713)
• Блж. Евдокия Суздальская (+ 1776)

Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град / и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, / память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, / в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших, / и к ним с любовию вопиют: / о, предивнии Христу Богу молитвенницы, / венцы пресветлыми от Него увенчанныя, / мир и благоденствие отечеству вашему испросите / и душам нашим велию милость.

Кондак
глас 4
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.

икона Божьей Матери Умиление Псковско-Пе, икона Божьей Матери Вратарница Угличская, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, икона Божьей Матери Владимирская Заоники, Православие

Previous post Next post
Up