День Святой Троицы. Пятидесятница
Всех поздравляю с Днем Рождения Церкви!
Дух Святой сходит на людей от Пресвятой Троицы - всей Троицы в целом: Сын исходатайствовал, Отец посылает, Дух нисходит. Только в одном Господе Иисусе Христе соединение Божественного и человеческого было и сеть так тесно, во Единую Ипостась, в Единое Лицо, что Он с нашим естеством воссиял на престоле Святой Троицы. Но это было единственно в Нем лишь одном. Поэтому в Нем и человечество прославляется во Святой Троице. Человек же приобщается к этой жизни - «по благодати», - отчасти лишь…
…Современный мир живет самим собою, - и притом земными, низшими интересами своими. О Боге думают вскользь, лучшие помнят в некоторые моменты дня, другие - по праздникам… Но и это всё - лишь прибавка к основе жизни, а не самое существо ее. Между тем единственно сущее, подлинное, само в себе существующее и источник всего прочего, высочайшее бытие есть лишь Бог.
И не вообще Бог, а именно Бог истинный, Бог в Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Троица Единица».
И от Него, Единого сущего и Единого благого и Единого блаженного, и источника блаженства, ушли созданные Им люди: с Адама до Христа человечество ушло от своего Владыки, Творца и Отца, и даже сделалось Ему врагами. И тотчас попали мы в чужое царство, - в рабство диаволу.
И вот возвратить род человеческий из этого плена, пленить плен (Пс.67:19; Еф.4:8), то есть освободить пленников и возвратить их - в свое отечество Небесное, в свое Царство Троицы, - дабы Ее Едину знать, и Ее Едину чтить и славить, Ей Единой поклоняться, - и было целью пришествия Христова. И это совершилось в день Троицы.
Если мы, живя в чужих странах, стремимся возвратиться на родину, то что же можно представить, когда человечество возвратилось в Царство Троицы?! Какая слава и торжество!
Приходит такая мысль: ныне воцарение Царя истинного, Бога Небесного… Какая должна быть радость в Царстве! а особенно воцарение над потерянным прежде Царством: двойная радость. Вот какой смысл нынешнего праздника: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА ТРОИЦЫ!
В день Троицы лишь началось это освобождение и возвращение в Царство Троицы, а продолжаться оно будет до скончания мира.
Поэтому-то в таинстве крещения крещаемый (или крестный отец) отрекается от другого «подданства, - диаволу: читаются заклинательные молитвы о гибели врага, и совершается обряд отречения от сатаны, его царства и от всех дел - «дунь и плюнь!» на него с презрением!
(Святая Троица, Москва, 1700 год. Тихон Филатьев)
Теперь люди возвращаются в свое отечество и и делаются подданными своего Царя - Пресвятой Троицы. И как у всех подданных есть свой «вид» (виза, паспорт, печать), так и у нас, христиан, принадлежность к Царству Святой Троицы есть крещение - это не только символический знак обратного вступления в Церковь, а действительное положение благодатной печати на человека, с изменением его существа, сообразно новому Царству.
Вместо же «паспорта» может служить «метрическое свидетельство» о крещении.
В день Троицы возобновляется благодать крещения. Апостолы крестились огнем, Духом Святым, согласно предсказанию Иоанна Крестителя (Мф. 3:11; Лк. 3:16). И мы в этот день «крещаемся» благодатию. В чем она? …
(Пятидесятница. Врубель. 1885 г.)
БЛАГОДАТЬ ТРОЙЧЕСКОГО ЕДИНСТВА
На праздник пред Евангелием всегда поется один и тот же антифон 4-го гласа: «От юности моея …». Суть его - краткое исповедание спасения: страсти… Сам спаси… Без Господа погибель… Слава Троице - Спасительнице. И последний стих уже о спасенной душе: «Святым Духом всяка душа живится! И чистотою возвышается! Светлеется Тройческим Единством священнотайне (таинственно)», то есть это же Царство Троицы, начинающееся еще здесь, на земле. Эти слова и представляются нам более всего подходящими для определения особой благодати, даруемой на Святую Троицу. Она (благодать) на Троицу многоцветна, как радуга, и разные виды ее можно подвести под вышеназванное определение: оживление, вознесение, просветление, единство.
Постараюсь разъяснить и показать. Ныне - возобновление Царства Троицы в людях. А это означает воссоединение нас с Нею. Что же такое воссоединение? Нельзя думать, что это простое признание или холодная вера: нет, - это есть прилепление сердца, привитие ветви к лозе - Христу, а через Него и ко Святой Троице. Это прекраснейшее сравнение - ветви и лозы - дано Спасителем в прощальной беседе (Ин. 15:1-9). А в привитой ветви уже действуют соки Лозы, то есть Христа, а через Него, следовательно, и Святой Троицы. Значит, можно сказать, что единение вводит в нас жизнь Святой Троицы. И душа наша начинает отсвечиваться Пресвятою Троицею. Что же есть в Ней, а следовательно, - отраженно - и в нас? Это слишком многообразно; но главнейшее - Единство Божества при Троичности Лиц. Такое тесное, непостижимо-существенное Единство, что при Трех Ипостасях - Един Бог! И этим «Троическим Единством» на день праздника Ее отражается и душа наша.
(Гостеприимство Авраама. 532-547 г. Мозаика храма в Раввене, Италия)
ОТКРОВЕНИЕ ТРОИЦЫ
Единение с Пресвятой Троицей - или, лучше, воссоединение Ее с нами, - имеет разные степени и виды, ведь все создано Ею, а не нами. Отец благоволил, и Сын низшел, и Дух спасающий послан.
Первый шаг - это вера в Пресвятую Троицу. Вера есть общение с Нею,- как имеем мы общение через пространство друг с другом или даже с умершими…
…Вера легка для восприятия… Странные люди: им веровать в Троицу трудно для «ума». Как это не умно…Мне же легко веруется. И совершенно нет никаких препятствий. В этот день особенно легко веровалось! Все говорит о Троице. Даже иному трудно поверить чудному событию со мной. Смотрю на цветы в руках. Читаю 9-й час между литургией и вечерней. Стою на клиросе. Жду вечерни. И не знаю: как? Но мне в ней «зрится» Троица Пресвятая… Не умственными наведениями и выводами. А непосредственно. Как? Не знаю и сам. И пережил радостно. Смотрю на цветы, как бы на живые. И они говорят, - больше - точно отражают - Пресвятую Троицу. Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс.150:6). Хвалите Его солнце и луна… Хвалите… дерева плодоносные (Пс.148:3,7,9). И цветы хвалите. В цветах, но не в самих цветах, - а как бы «через» цветы?.. но они не задерживают Бога Духа. А одно мгновение мне почувствовалось, что и небеса «исповедуют», «открывают» Святую Троицу. И «узрел» я: Бог - Един, но и Троичен! Непостижимо, но факт! И все это продолжалось с минуту или полторы. Причем я был совершенно спокоен: никакого экстаза не было ничуть… И постепенно исчезло.
Эта легкость веры, или близость бога Троицы, в конце концов переходит в простоту премудрую: то есть в человеке мало-помалу исчезает «сложность», столкновение ума с верою; исчезает столкновение противоположных желаний, страсти, - образуется бесстрастие (у святых, конечно). И человеческий дух из падшего, расстроенного, сложного состояния возвращается в цельное, единое, простое, богоподобное, Троице подобное состояние, где светит только чистота, святость, благодать Духа Святого. И тогда вселяется уже явно Святая Троица: Мы придем… и обитель… сотворим, - сказал Господь Спаситель ученикам (Ин. 14:23). Так, - отчасти подобно тому, как в Троице при Трех Ипостасях есть Единство, - и в человеке, когда он возвращается в «простоту», целость» (греческое слово сос - означает и простой, и целый, и целомудренный, и неразбитый, и здоровый). А корень общий со «спасением» - сотэриа, спасаю, содзо - Спаситель, следовательно, спасенный есть простой, - и наоборот, и целомудрие есть спасение; а противоположные грехи есть - «разложение», «разврат», разворот, возвращение в расстройство, а предел - и душевное сумасшествие, утерянное единство всего существа человека, всех его частей: духа, души и тела…
(Ветхозаветная Троица - в традиционном изокефальном виде- три ангела в одинаковых одеждах - за трапезным столом, среди них невозможно выделить отдельные ипостаси Троицы, все три ангела равнозначны. Псков, XV-XVI вв.)
ЕДИНСТВО «СОГЛАСИЯ»
Так через Пресвятую Троицу человек приходит к простоте, а через простоту - обратно к Пресвятой Троице. Получается отсвет «Тройческого Единства» - человека с Богом и человека с самим собою…
Современный мир опять потерял веру в Пресвятую Троицу, а потому и выпадает из атмосферы любви! Эгоизм - личный и национальный - стал «двигателем жизни», а прежде «Дух Святой был Жизнеподателем». И никакие попытки устранить разногласия и вражду путем культуры, науки, союзов и лиг, и экономики, - не в состоянии объединить людей искренне и глубоко! И дело будет идти к катастрофическому концу, - когда совсем любовь иссякнет (Мф.24:12). Воцарится эгоизм и царь его - диавол. Возвратится опять «держава» князя мира сего. Но тогда уже придет Судия миру - Сын Человеческий!
Кстати, в день отдания Пятидесятницы Евангелия положено читать именно о любви, - и специально благодатной, а не естественно «языческой», которую и «грешники» имеют, то есть не о любви к своим, не о любви к любящим, а о любви ко врагам (Мф.5:42-48). Боже! какая высота!.. Голова кружится. Сердце, когда приходилось лишь «касаться» той высоты, терзается. А в этом-то и состоит богоподобное состояние христианина благодатного.
Вот какова связь Пресвятой Троицы и любви, Церковь и есть воспитательница этой любви. Следовательно, Церковь готовит нас к Тройческому единению - и между собою, а потом - с Богом. Вне Церкви - нет спасения. Поэтому вне Церкви, при всех попытках, будет лишь разложение: от Вавилонской башни - до конца мира. Загордились люди тогда: построим… до небес… сделаем себе имя… (Быт.11:4).
И за это сами были рассеяны по всему миру.
«Егда снишед языки (речи) слия (смешал, спутал), разделяше языки (народы) Вышний…»
Грозный урок!
Но и одно единение в «организации» Церкви - не спасает, ибо это тоже вид - «себя». Не форма нужна, а дух любви, - он и составляет суть жизни Церкви. Поэтому католичество, хвалящееся стройностью организации папства, не удержало целой половины протестантского мира. И дальше не удержит…
Так и в Православии: не столько каноны важны, их буква, - сколько дух канонов: благодатно - любовный строй жизни. Но и непризнание канонов свидетельствует об отсутствии любви.
Итак, Церковь на земле есть отражение Царства Троицы. Как и пророк Моисей построил скинию по образу, который был показан ему на горе (Исх.26:30), так и новозаветная скиния, Церковь, создана по образу небесному, Пресвятой Троицы. И Дух Святой через нее теперь «открывает путь во святилище» и даже в самое «святое святых» - ко Пресвятой Троице.
Поэтому и принцип «соборности», - основанный на любви, смирении, - ведет к истинному единству. Итак, Пресвятая Троица требует он нас и веры, как общения с непостижимым Богом в Троице, и святости, как возвращения к богоподобной простоте бесстрастия; и любви, как свойства противоположного разлагающей гордыне…
Еще думается: ныне день Царства Троицы… И мы участники ныне в сем Царстве… Мы ныне род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел (1 Пет.2:9). Вместо избранного народа еврейского ныне христиане - избранники, - ибо они приняли «подданство» в Царстве Троицы…
И хотя это дается опять лишь в «задатке», в «закваске», и лишь на один этот день избранники приглашаются в «Царские чертоги» как сыны по благодати, - а после они еще должны заслужить, заработать этот дар, - но все же они ныне - «цари»: вы бозе есте, и сынове Вышняго вси, - пророчествовал еще царь Давид (Пс.81:6); а Спаситель отнес это к верующим (Ин.10:34).
Твердость - это царственное чувство власти; и про Спасителя говорится: слово Его было со властию, Он учил, как власть имущий (Мф.7:29).
И апостол Павел заповедует Титу: Господь избрал Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. И ты говори, увещевай и обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2:14-15).
И вообще истинная благодать Божия делает людей духовно твердыми, а не слабыми: слабость от безблагодатности… Правда, есть твердость и естественная, лишь на низшие, «душевные» стороны жизни, и притом сочетается обычно с тщеславием и гордостью, - каковые, в сущности, есть признаки духовно слабой души… И нередко бывает, что эти так называемые «сильные люди» в делах своих оказываются совершенно слабыми, когда дело касается - спасения, смирения, постоянства в добре, любви и т.п. И даже падают, теряются, унывают. И оказывается, что их «царственность», «властность» была не от Бога, а от естества; а всё, что не «во имя Отца и Сына и Святого Духа», что не от Его «державы, Царства и силы», - всё мнимо, призрачно. Поэтому мы знаем, что святые, несмотря на всю их кротость и любовь, производили впечатление на людей не только сильных в подвиге своего спасения, но и на других. Это - непостижимые, необыкновенные гиганты! Читаешь жития святых, устрашаешься их подвигов! И на нас они действуют с силою: «боишься» их!
И я сотни раз убеждался на опыте, что только святые подлинно «велики» и даже «страшны». А так называемые «великие люди» не производят великого впечатления… «Победить себя - величайшая победа», - говорили еще римляне, вслед за Премудрым: долготерпеливый лучше храброго; и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч.16:32). Поэтому, когда я встречался с о. Иоанном Кроншдатским, или о. Нектарием, или о. Германом, сразу чувствовал себя «маленьким учеником» перед великими учителями. Ни ученые, ни вожди, ни военные, ни так называемые «великие люди» не производили такого впечатления.
Христианство - и особенно в достижении святости - действительно делает людей «царями», при всей своей личной кротости.
Припомнишь, как вели себя пред так называемыми «царями» мученики! Какая истинно царственная свобода и твердость! Мучители казались жалкими пред ними. Таковыми делает Святая Троица Своих сынов Царствия (Мф.13:38), детей Божиих, которые получили сию власть не по естественному рождению, но потому что от Бога родились, - читаем на Пасху (Ин.1:12-13)…
(Cвятая Троица. Новгородская икона 15 в.)
ДУХ ПРЕМУДРОСТИ И РАЗУМА, ДУХ СОВЕТА
Другая просьба в этот праздник была о даровании мне «Духа просвещения» (так я молился). И опять это мне пришло «само собою». Не помню совсем: в какой связи? Но Дух Божий воспринимается мною и как Дух «просвещения» Так у евангелиста Иоанна Богослова о Христе говорится, что Он есть истинный свет, просвещающий человека (Ин.1:9). Эта молитва читается в начале дня (в конце 1-го часа): «Христе свете истинный… да знаменуется на нас свет Лица Твоего…». И крещение называется «просвещением». Ясно, что просвещение связано с благодатию Святого Духа - ибо Им просвещает Христос.
Пресвятая Троица есть - истинный свет; «во свете Твоем узрим свет» и мы (из великого славословия). Поэтому и благодать сошла на апостолов в виде огня. Просвещение же ума связано с чистотою сердца: блаженные чисти сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Далее была тьма язычества и идолослужения, или тьма детской веры иудейской, затемненной к тому же формами внешней обрядности и страстей. Теперь, входя в Царство света Пресвятой Троицы, люди просвещаются благодатию - облекаются в светлую «брачную» одежду.
Особенно оба эти дара - «утверждения» и «просвещения» - необходимы были апостолам. Ведь они посылались покорить весь мир: какая же нужна была им ревность, твердость и сила! Они должны были научить вся языки (Мф. 28:19) - какая же нужна была премудрость! И все это дано было им именно в день Святой Троицы.
Поэтому и нам также нужны эти качества, чтобы содействовать обращению людей к Царству Святой Троицы - дабы приводить их в «Тройческое Единство». Особенно и «утверждение» и «просвещение» нужны в расстроенное и темное время богоборчества, гонения на Царство Троицы (христианское, и именно - православное). Нужна великая ревность! Горение, как огонь, который сошел на апостолов. Апостолы (и их продолжатели) идут на войну за Царство Троицы. А на войне нужна горячая ревность и твердость, мужество духа.
Поэтому Господь и дарует нам этот дар «утверждения» в день «уловления вселенной».
«Дерзайте!»
(Явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому. Середина XVII века)
НЕПРЕСТАЮЩЕЕ СЛАВОСЛОВИЕ
На сем остановлю описание «благодати» праздника. Когда все это осознаёшь, то сердце исполняется славословия. Оно есть необходимый результат всего ряда переживаний, описанных выше. Да и что иное может быть в день «воцарения»! Поэтому нужно ждать в песнопениях не просьбы, а прославления щедроподательной Преславной Пресвятой Троицы, спасшей мир. Так и есть в песнопениях праздника, так есть даже и за всеми обычными богослужениями. Послушайте службы. «Благословенно Царство Отца и сына и Святаго Духа» - начинается литургия. Мы - в царстве Ее. «Яко подобает Тебе слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» - первый же возглас на вечерне, утрене, литургии - после великой ектении. «Яко Твоя есть держава… и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа» - второй возглас. И далее.
Всё - слава Троицы. И притом неизменно указывается на Царствие Ее, «честь», державу. Все богослужение переплетено славословием Царства Троицы. Теперь, с большим уяснением смысла Ее Царственного праздника, иначе произносишь эти возгласы: об этом даже можно бы написать немало; скажу кратко: в славословиях мы переживаем чувства - величия, достоинства (Бог славы царствует), твердости, как бы опоры (Всемогущий - за нами), успокоения, мира (во всем Его Царская воля). Но и благоговейного страха (пред Царем царей) и сознания своего недостоинства (пред Святым), и утешение от призванности (Его милосердием). И многое иное.
И этим славословием Церковь уподобляется небу, где ангелы непрестанно славят Святую Троицу, с трепетом взывая: Свят, Свят, Свят (Ис.6:3). Это есть первая «молитва».
Так и в молитве Господней - первое «прошение»: да святится, да славится Бог!
С этого начинается, собственно, и литургия: в древности она начиналась с «малого» входа, после коего входит архиерей в алтарь и первый возглас его (доселе он молчал): «Яко Свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». А после уместно добавили сюда Трисвятую песнь. И в день праздника Троицы нужно славословить спасающую, преславную Троицу.
Слава Святей, Единосущней и Животворящей Троице, Ей, Самой в Себе, слава и поклонение! «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших - и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и святому Духу!» (возглас по 6-й песни канона).
В «Придите, поклонимся…» вспоминается о Христе потому, что Он есть Виновник воцарения Троицы. И люди, если бы и не знали никаких молитв, кроме «обычного начала», - знают и исполняют главное, самое главное. Потому мы у сербов видели, что, не понимая славянского языка, они как лишь заслышат: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», - так и закрестятся все… И прекрасно! Этим они исповедуют свою принадлежность к сему Царству Троицы: услышали «свое», «собственное», о своем Царстве.
А мы так привыкли к этим «обычным» молитвам, что не только «дьячки», а все мы повторяем их невнимательно, тогда как надлежало их совершать более всего и благоговейно, и со страхом, и со славою.
Теперь сделаем вывод: если Воскресение Христово празднуется пятьдесят два раза в году, то сколько же раз славится Пресвятая Троица?!
(Святая Троица. прп. Андрей Рублев, XV век)
Каждый день (по монастырскому уставу) «обычных начал» не менее двенадцати… В каждом по восемь «Троичных» молитв; итак, равно девяносто шести, не говорю еще о «Славе» и «Аллилуиа» после кафизм, псалмов и т.п., в отпустах, между тропарями, пред богородичными их еще десятки раз. Всего в день до вечерних молитв «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - до ста двадцати раз, то есть сто раз в день продолжается ежедневно праздник Троицы.
Ясно, что в этом суть нашей веры!
И думается: не много ли мы «просим»? А Церковь учит больше славословить - именно Пресвятую Троицу. Нужно сему учиться и нам! И эта молитва - угоднее всего Пресвятой Троице.
Ныне нужно проводить мысль не просто о Христе Спасителе, а главным образом о Пресвятой Троице: в этом христиане и христианство. Недаром в Сергиевой Лавре первый храм - Троичный.
(Патриаршее служение в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре, 8 июня 2014 года)
Конечно, к этому ведет (так и должно) проповедь о Христе, Сыне Божием, но, слишком закрепляя мысль на Нем, проповедники точно затеняют главное, для чего приходил Он: возвратить людей в Царство Троицы! А многие еще «принимают» Христа, «как Учителя», но уже Пресвятой Троицы не могут воспринять так уклончиво. Здесь решительно ставится вопрос: наш?.. или от супостатов наших? (Нав.5:13).
И апостолам дана была заповедь научить не вере во Христа, - а крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. И мученики страдали за Троицу. Поэтому и при хиротонии поется: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, - ихже проповедь, Троица Единосущная».
Поэтому и в браке - о Святой Троице говорится много: возглас «Благословенно Царство», те же тропари, что и при хиротонии, «Отче наш» со славословием и последняя особая молитва к Троице о благословении.
«Брак есть служение Пресвятой Троице», - сказал оптинский старец Нектарий одной матери. И православные люди всякое дело начинают «во имя Отца и Сына и Святого Духа», крестясь трижды. Так и подобает! Слава Отцу и Сыну и святому Духу! Аминь!
(из книги: ЦАРСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Митрополит Вениамин (Федченков))
Тропарь на День Святой Троицы
глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак на День Святой Троицы
глас 8
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;\ и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание на День Святой Троицы
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.
Молитва на День Святой Троицы
Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха
Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.