29 мая (11 июня) 2022 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Jun 10, 2022 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Прмц. Феодосии девы (730); блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494); Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000).
Мц. Феодосии, девы (307-308); блж. имп.-мч. Константина XI Палеолога (1453; Греч., Серб.); мч. Андрея Аргентиса, Хиосского (1465); мч. Иоанна (или Нанна) Смирнского (1802).

Сщмч. Иоанна Преображенского, протодиакона, мч. Андрея Клинского (Трофимова) (1938); свт. Луки (Войно-Ясенецкого), исп., архиепископа Симферопольского (1961).

Память Первого Вселенского Собора (325); Собор святых Красноярской митрополии.
Воспоминание падения Константинополя в 1453 году (Греч.).

Икон Божией Матери: Мателикийская (Метелинская); «Споручница грешных»; Цесарская - Боровская; «Недремлющее Око»; «Умягчение злых сердец» (Семистрельная); «Нечаянная Радость»; «Избавление от бед страждущих»; «Мати Дево (Мати и Дево)»; Дектоурская; «Благодатное Небо»; «Животодательница».

Святые дня, молите Бога о нас!

Троицкая Вселенская родительская суббота



Вселенская панихида или родительская суббота - помяновение всех благочестивых усопших от Адама до наших дней - перед праздником Святой Пятидесятницы получила название Троицкой и также, как и Мясопустная суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.


Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы: апостол, обращаясь в этот день к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь в Пятидесятницу Святым Духом, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя Иисуса Христа как Судию живых и мертвых.

«Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). Любовь соединяет Церковь земную с Церковью Небесной в единый духовный союз. Любовь побуждает насельников блаженных обителей молится за нас, проходящих свой земной путь. Это же чувство обязывает нас молится за всех почивших «отец и братий наших». «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16), поэтому Он благоволит к плодам нашей любви - молитвам за усопших, особенно же за тех, которые почили в вере и уповании на милосердие Божие, но не успели принести «плодов, достойных покаяния». По этой причине и Церковь устраивает в особо установленные дни так называемые Родительские субботы, в которых возносит усиленные молитвы о почивших православных христианах (Потапов И., прот. Троицкая родительская суббота // ЖМП. 1956. № 6. С. 44).

В синаксарии мясопустной субботы говорится и о другой причине, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.
В субботу же седьмой недели по Пасхе, Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, но особенно тех, которые внезапно были постигнуты безвестной кончиной от многоразличных и многообразных непредвиденных случаев, и приключений (Евлампий (Пятницкий), архиеп. Сказание в субботу 7-й недели Пятидесятницы о поминовении усопших // Святая Пятидесятница. М., 1858. С. 398).

По этой причине, после вечерни богослужения этого дня, положен молебный канон о усопших, в православии скончавшихся, а на утрени канон о умерших внезапною смертию от различных несчастных случаев. Здесь исчисляются разные случаи внезапной смерти, а именно: потонувшие в воде, сгоревшие от огня, замёрзшие от холода, поражённые громом и молнией, раздавленные землёй, камнями, деревьями, упавшие с высоты в земные пропасти, отравленные различными ядами, убитые мечем и другими насильственными способами, раздавленные лошадьми, растерзанные зверями, хищными птицами, укушенные змеями и другими ядовитыми пресмыкающимися. Но так как все эти несчастные случаи бывают по воле Божьей, то благосердная мать, святая Церковь, молит Господа о таких внезапно постигнутых смертью, чтобы Господь, их горькую смерть вменил в очищение и простил их грехи и прегрешения. Но в то же время, Церковь поминает только тех умерших внезапной смертью, которые жили в вере и благочестии, а поэтому могли бы и окончить свою жизнь как подобает христианам, но по причине постигнувшего их злоключения, скончались внезапно, и, следовательно, без покаяния и молитвенного ходатайства Церкви (Там же. С 398).

В субботу же перед праздником Пятидесятницы, это поминовение совершается для того, чтобы и усопшие, через посредство молитвы, сподобились той благодати, которая уже готова излиться на их живых собратьев (Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. СПб., 1882. Кн. 2-4. С. 303). Событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому и Церковь, воссылая в день Пятидесятницы молитвы об оживотворении всех живущих Святым Духом, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, и чтобы они так же были собраны в Царство Небесное благодатию Того, кто «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый» (Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы вечера. Вечерня. Молитва коленопреклонная 3).

Матфей Властарь, говоря о причине установления поминовения усопших в дни пятидесятницы, приводит такое сравнение. Воины после победы над врагами, обычно поднимают знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Так же и мы должны, после духовной брани во время и после победы воскресения, поднять победный знак во время пятидесятницы, и воспеть победную песнь Христу, с помощью Которого и победили. Но потом, после окончания пятидесятницы, прилично отдать последний долг умершим и после семи дней совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений (Матфей Властарь, иером. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма / Перевод с греческого свящ. Н. Ильинского. М., 1996. С. 407).

Тропарь
глас 8

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х; / на Тя бо упова́ние возложи́ша, // Творца́ и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.

Слава, и ныне: Богородичен:

Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, // Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Кондак
глас 6

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.

Память Первого Вселенского Собора (325)



Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором.

Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления этого император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.

Участники собора.

Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. Святой царь Константин Великий в своей речи к Собору выражается: "Более 300". Святитель Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник Собора, святитель Евстафий Антиохийский, говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру "более 250". В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.

До нас не дошли протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом Соборе и его постановления известны достаточно хорошо и подробно из произведений и переписки его участников.
Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.
Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона. Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям - председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации,
святой Николай от города Миры в Малой Азии, столь известный своею благотворительностью, что даже до сего времени в день памяти его собирают пожертвования на детей. Справедливо говорит Евсевий Кесарийский (De vita Const, с. III, 9) об отцах Собора: "одни были знамениты словом мудрости, другие украшались строгостью жизни и подвижничеством, а иные отличались скромностью нрава", прекрасно присоединяет к тому и Феодорит (Феодорит. Ц. История I, 7): "было много мужей, украшенных делами апостольства; много было и таких, какие, по изречению апостола Павла, носили раны Господа Иисуса на своем теле".

Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один - Иаков Низибийский - из Персии.

Ход Собора

Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.
А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

"20 мая был парад открытия Собора. Парад церковный, вставленный в рамки парада придворного, небывалый еще до тех пор "смотр сил" церкви. Пленум Собора определился и формальные голосования начались только с 14 июня. A 19 июня проголосовано главное вероопределение. 25 августа состоялось уже торжество закрытия Собора. Тут Евсевий Кесарийский произнес свою похвальную речь императору, помещенную им в его "Жизни Константина". Завершилось празднество пышным обедом".
Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. "Не медлите, - сказал император, - о, други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю". Затем эта речь была переведена на греческий язык и начались горячие прения, в которых император принимал активное участие".

Вот как описывает их Евсевий Кесарийский:
"Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, василевс, наконец, согласил понятия и мнения всех о спорных предметах".

Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту с хитрым дипломатическим предложением выступил ((Евсевий Кесарийский), которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:
"Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех (άπάντων) видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари (Кол. 1:15), прежде всех веков от Отца Рожденного, через Которого и произошло все... Воплотившегося... Веруем во Единого Духа Святого".

Хитроумный замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющую место для еретического учения Ария.

Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом "единосущный" (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров.

На том же Вселенском Соборе святитель Спиридон для вразумления противников истинного богопочитания явил чудо, которое навсегда вошло в летопись истории христианской Церкви. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.
- Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,- сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино.



(святитель Спиридон Тримифунтский, чудо с плитвой)

Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, - выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей - отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений.

Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, - говорил он, - что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями.
По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Правила Первого Вселенского Собора можно почитать тут:
http://drevo-info.ru/articles/14087.html

Тропарь свв. отцам I-го Вселенского Собора

Препросла́вен еси́, Христе́ Бо́же на́ш, / свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый / и те́ми ко и́стенней ве́ре вся ны наста́вивый, / Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ



О святителе Луке Войно-Ясенецком я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/48762.html

Об обретении мощей святителя Луки можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/430408.html

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче, /врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати /и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси, святителю, / душу же равноангельну сотвори, / сего ради святительства саном почется, / во изгнании же от безбожных много пострада, / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, // земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Красноярскому и Крымскому

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преподобный Иов Анзерский, обретение мощей



О преподобном Иове Анзерском я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/50376.html

Священномученик диакон Иоанн
(Преображенский Иван Александрович, +11.06.1938)



Священномученик Иоанн родился 21 марта 1880 года в селе Васильевском Вологодской губернии в семье псаломщика Александра Преображенского. В 1897 году Иван окончил Вологодское духовное училище и в том же году был назначен псаломщиком в Васильевскую Тошнинскую церковь в Вологодском уезде, а в 1904 году - рукоположен во диакона к этой церкви.

В 1906 году диакон Иоанн был переведен во Власьевскую церковь в Вологде. В 1920‐х годах этот храм был закрыт, и диакон Иоанн был направлен в храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1929 году диакон с супругой и тремя малыми детьми были выселены из дома как семья священнослужителя, и власти потребовали от супруги, чтобы она развелась с мужем. Чтобы отвести от детей угрозу преследований, она с согласия мужа исполнила это требование, и с этого времени семья стала жить отдельно на средства, которые тайно передавал им отец Иоанн.

В 1930 году власти закрыли и этот храм, и диакон был назначен служить в храм Рождества Богородицы, настоятелем которого был протоиерей Константин Богословский.



(Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы - Вологда)

В мае 1937 года в местных газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 года Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла; погребения на нем прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 года кладбище должно быть уничтожено.

Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всем этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища; они предлагали «сдвинуть ограду кладбища... это уже даст возможность проложить третьи пути, не заставляя тысячи людей переживать неприятности и недовольство, так как на кладбище похоронены у нас родные, могилы которых дороги гражданам, и, надо полагать, в этом ничего предосудительного против установок советской власти нет, так как советская власть также хранит и украшает погребения своих людей...
Кому приятно и у кого не вызовет чувства негодования, когда на месте погребения будут устраиваться пути, рыться канавы, строиться дома и так далее. Правда, Горсовет предлагает выкапывать покойников и перевозить их, но такое массовое переселение со сломом памятников вызовет громадные затраты; крайне неприятно для чувства людей, которые должны при погребениях, бывших 10-12 лет назад, в изгнивших гробах собирать в ящики и мешки кости умерших.

Если бы действительно была срочная необходимость заставлять производить все эти некрасивые операции, тогда еще было бы этому оправдание, а у нас при наличии десятков гектар пустой земли на противоположной стороне станции... это можно не делать, тем более что уничтожение кладбища, согласно закону, допускается через 24 года после прекращения погребений, что понятно, так как этот срок уничтожает в земле погребенных, да и сам состав жителей в корне изменяется...
Имеются разговоры о некоторых намерениях использовать кладбище для устройства увеселительного парка, но это было бы совсем нехорошо, так как пляска и музыка на месте могил была бы оскорблением чувств граждан и, во всяком случае, далеко не культурным актом. На основании изложенного просим... не отказать в нашем ходатайстве и отменить ликвидацию Богородского кладбища...

Настоящее подается от части родственников, имеющих погребения, так как ходатайство от всех без исключения представить трудно, но не будет неверным сказать, что просьбу об оставлении кладбища поддерживает вся масса, имеющая на кладбище погребения...».

26 июня 1937 года на всенощную под праздник Всех святых в храм Рождества Богородицы прибыл назначенный управляющим Вологодской епархией епископ Иоанн (Соколов). Духовенство Вологды было убеждено, что епископ Иоанн является секретным сотрудником НКВД. Настоятель храма протоиерей Константин Богословский, подойдя к архиерею, сказал: «Согласно каноническим правилам... мы вас архиереем не считаем». И отошел от владыки. Никто из стоявших в алтаре священников и членов причта не подошел к епископу взять благословение, всю службу он тихо простоял в алтаре, а затем незаметно покинул Вологду и поехал на новое место назначения в Архангельск.

Вскоре после этого эпизода в ночь с 29‐го на 30 июня священники, диаконы и некоторые из прихожан были арестованы, и среди них диакон Иоанн Преображенский. Он был допрошен всего единожды, 2 июля. Следователь спросил, кого из священнослужителей он знает в Вологде. Диакон ответил, что знает всех, кто служит с ним в храме на Богородском кладбище. После этого следователь ему заявил:

- Среди населения города Вологды вы вели контрреволюционную агитацию. Дайте ваши откровенные показания.
- Контрреволюционной агитации я не вел, - ответил диакон Иоанн.

В августе, когда вошло в действие сталинское распоряжение о массовых репрессиях, были спешно допрошены дежурные свидетели, один из которых заявил, что диакон Преображенский является участником «сбора подписей среди населения под “протестом” о закрытии кладбища в 1937 году; среди духовенства и населения клеветал на руководителей партии и правительства... агитировал: “Из церковных риз делают тапочки да мебель в театрах обивают, а мы, духовенство, ходим оборванные”».
В конце концов диакона Иоанна обвинили в том, что он будто бы «является участником контрреволюционной церковно‐монархической группы в городе Вологде. Ведет непримиримую борьбу против советской власти и проводимых мероприятий. Распространяет контрреволюционные клеветнические измышления».

19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно‐трудовом лагере. Диакон Иоанн Преображенский скончался в Каргопольском лагере 11 июня 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Мученик Андрей
(Трофимов Андрей, +11.06.1938)



Мученик Андрей родился 30 октября 1882 года в деревне Китенево Клинского уезда Московской губернии в крестьянской семье; отец его, Матвей Трофимов, летом занимался сельским хозяйством, а зимой разрабатывал лесные делянки. Андрей окончил сельскую школу и помогал отцу, пока не женился и не обзавелся своим хозяйством, небогатым, но вполне, по его мнению, достаточным. В 1916 году он был призван на фронт и служил рядовым до 1917 года.

Андрей Матвеевич был прихожанином церкви Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Клинского уезда, с юности пел здесь на клиросе, был псаломщиком и регентом, членом церковного совета. Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, он не изменил своей вере и своим убеждениям и остался членом церковного совета и регентом.

В 1931 году советская власть стала уничтожать крестьянские хозяйства, и Андрей Матвеевич вступил в колхоз, где ему было поручено ухаживать за колхозными лошадьми.

Наступил 1937 год, власти районов и областей приступили к составлению списков на арест неугодных коммунистам людей. Обратил на себя внимание и благочестивый крестьянин, соблюдавший все церковные праздники, часто посещавший церковь и во время богослужений исполнявший обязанности регента.
Сотрудники НКВД потребовали справку на Андрея Матвеевича от председателей сельсовета и колхоза; председатель сельсовета написал, что «Трофимов после революции и до революции является активным церковником, состоял и состоит в данное время членом церковного совета, был церковным старостой. В настоящее время является регентом церковного хора и исполняет службу дьячка при церкви. Является враждебно настроенным против советской власти и колхозов»; председатель колхоза написал, что Андрей Матвеевич говорил, что «“не нужно работать в престольные праздники, а идти в церковь, а то у нас уже ничего не стало родиться за то, что вы не ходите в церковь”... Ведет в колхозе подрывную работу... придя на собрание, бросил на стол ключи от конюшни и говорит, что “нате вам ваши ключи и ухаживайте, как хотите сами, а я работать больше не буду”».

В ноябре 1937 года сотрудники НКВД допросили свидетелей, односельчан Андрея Матвеевича. Свидетели показали, что Андрей Матвеевич - человек твердых религиозных убеждений и по церковным праздникам сам на работу не выходит и колхозникам говорит, что работа в праздники - большой грех, что у них потому и не родится ничего, что они работают в праздники, лучше оставить в эти дни работу и идти в церковь. А по поводу смерти одной колхозницы он сказал, что вот, мол, до чего довели колхозы крестьян, что люди безвременно стали умирать, все жилы вытащили с этими колхозами, в могилу вгоняют.

14 ноября 1937 года Андрей Матвеевич был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Признав на допросе, что он действительно является активным прихожанином, состоит членом церковного совета и поет на клиросе, он, однако, отказался признать, что проводил контрреволюционную деятельность.

- Следствие располагает данными, - заявил следователь, - что вы в июле месяце сего года среди колхозников вели агитацию против колхозов и выказывали террористическое настроение против коммунистов. Подтверждаете ли вы это свое антисоветское выступление?
- Террористических настроений против коммунистов я не выказывал и агитации против колхозного строя никогда не вел, - ответил Андрей Матвеевич.
- В октябре сего года на собрании колхозников вы отказывались от колхозной работы и выступали против колхозов? - спросил его следователь.
- Действительно, я на общем собрании колхозников бросил на стол ключи от конюшни и отказался работать в колхозе, но против колхоза я не выступал.

21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Андрея Трофимова к десяти годам заключения, и он был отправлен в Бамлаг. Андрей Матвеевич скончался 11 июня 1938 года в Среднебельском исправительно‐трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

Икона Богородицы Цесарская - Боровская



Икона Божией Матери Цесарская - Боровская известна с XII века. Впервые чудотворный образ был явлен в местечке Усвят Витебской области. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, находившейся в местности Бор, почему и названа Боровской. Цесарской икона называется потому, что является копией с древней Цесарской чудотворной иконы, прославленной в 792 году (празднование 9 апреля).

Из кладбищенской церкви икона была перенесена в Усвят в Спасо-Преображенский храм. О чудотворных знамениях и исцелениях, явленных образом Божией Матери, сохранились многочисленные свидетельства. В 1859 году в Усвяте и его окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, уносившая многочисленные человеческие жизни. С глубокой верой обратились жители за помощью к образу Царицы Небесной, и болезнь прекратилась.

В том же 1859 году Святейший Синод постановил праздновать Цесарской - Боровской иконе Божией Матери 29 мая.

икона Божьей Матери Цесарская-Боровская, Лука Войно-Ясенецкий, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Вселенские Соборы, Православие

Previous post Next post
Up