Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 6-я по Пасхе.
Память святых отцов семи Вселенских Соборов; мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303); мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и мц. Христины (249-251); мц. Евфрасии Никейской (ок. 303); прп. Макария (Глухарева), Алтайского (1847); св. Анастасии Левкадийской (Греч.).
Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV); мчч. Ираклия, Павлина и Венедима; мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.); сщмч. Дамиана Граховского (1941; Серб.).
Прав. Иоанна (Гашкевича), Кормянского (1917); св. Михаила Виноградова исп., пресвитера (1932); сщмч. Василия Крылова, пресвитера (1942); сщисп. Иоанна Оленевского (1951).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святые отцы семи Вселенских Соборов
(икона отцов Семи Вселенских Соборов)
В этом праздновании собраны все семь столпов Церкви - семь Вселенских Соборов. Наша Церковь отдельно празднует память Святых отцов каждого Вселенского Собора. Семь Вселенских Соборов - это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения.
Поэтому очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Было определено, и по сей день так и остаётся, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви.
Первые два Вселенских Собора были в IV веке, следующие два - в V веке, два - в VI веке.
Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивается эпоха Вселенских Соборов.
В IV века, когда был период мученичества - язычников и христиан - здесь было очевидно и понятно, кто на какой стороне, кто за что борется.
Но не дремлет враг, борьба продолжается и принимает более изощрённые обороты: это не борьба язычества с христианством, а борьба диавола и человека. Здесь уже нет плюса и минуса. Теперь в самой среде христианской, среди самих христиан, появляются церковные люди, которые несут дух тьмы - бывает, что это пресвитеры или даже святители. Заражённые авторитетом «церковных учителей» ереси, за ними идут сотни и тысячи христиан.
Такой новый способ борьбы с человеком изобретает диавол: Церковь «пробуется на прочность» изнутри ересями и расколами, еретическим учением.
IV век - время двух первых Вселенских Соборов - эпоха образовательная, когда приходят великие учители Церкви Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие.
Святые отцы начинают формировать богословскую мысль, но пока она не сформирована, еретики пытаются подменить понятия, откровения о Боге, о лицах Святой Троицы - Спасителе, Духе Святом. Становится крайне важным собраться и выработать те святые правила, которые останутся и будут крепче камня, твёрже железа, останутся до скончания всего существования мира.
Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором.
Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день.
Церковь выстояла в таких невероятных мученических условиях, невероятных испытаниях, и Православие торжествует в 1014 году.
Праздник, в который чтится память Святых отцов семи Вселенских Соборов, никогда не потеряет актуальность, потому что и по сегодняшний день враг рода человеческого изобретает новые, очень серьёзные способы борьбы с человеком и с Церковью.
Великий подвижник нашего времени, недавно ушедший Архимандрит Иоанн Крестьянкин отмечал, что Русская Церковь многострадальна по образу Основателя её - мы все идём вслед за Господом, за Крестоносцем.
Что сотворил XX век с нашей Церковью? Насколько далёк был человек от Бога в древние времена и сейчас?
Посмотрите на другие Церкви, кто более подобен Христу? Более мученической, гонимой и уничтожаемой, чем Русская Православная Церковь, Церквей нет.
Ныне мы стали возвращаться мыслью к Богу, но уже стоят за нашей спиной лжемессии: кого только в 90-х годах мы не видели в России: католики строят свои храмы, проповедуют протестанты, кришнаиты и индуисты - все по-разному учат о Боге, а что происходит на Украине - русском Иордане, на Днепре? И сейчас борьба за Православие только усиливается, если взять ситуацию вокруг преподавания в массовой школе «Основ православной культуры». Поистине, поле битвы - сердце человека…
Раздирается Тело Церкви принципиальными расхождениями, самым высшим кумиром, «мерой всего сущего» становится человек. Молодые люди хотят быть успешными, богатыми и идут по этому сомнительному пути достижения любыми путями успеха в этом мире, не зная о том, что слова Священного Писания «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33) остаются пророческими на все времена.
Чтобы понять, куда идти в этом множестве дорог, как столпы, как опора стоит память Святых отцов и то, что они оставили после себя. Все их догматические решения хранит Православная Церковь. Мы и названы Православными, значит, стоящими на правом пути.
Святые отцы не дают нам заблудиться в этом бушующем море современных научных и ненаучных мнений. Они оставили нам неизгладимое наследие в виде догматов Церкви, которые и держат нас неколебимо на пути Православия.
Богословская мысль во времена Святых отцов формировалась под влиянием одного мощного фактора: необходимости защиты христианства, с одной стороны, от натиска языческого мира, с другой - от растлевающего влияния ересей. Но их основополагающие идеи - на все времена.
Христианское богословие развивалось, образуя стройную вероучительную систему, заключавшую в себе вечные истины, объяснённые понятным для современного человека языком, подкреплённые рассуждениями разума.
Величайшее достоинство святоотеческого богословия в том, что оно развивалось, не отрываясь от апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни.
Первый Вселенский собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. На этом Соборе была осуждена и отвергнута ересь Ария, который отвергал Божество и предвечное рождения Сына Божия. Собор утвердил непреложную истину - догмат, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры. На соборе участвовало 318 епископов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий и др.
(икона Никео-Цареградский Символ веры)
Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополепри императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.
(икона Третий Вселенский Собор)
Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.
(икона Четвертый Вселенский Собор Халкидонский)
Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.
(икона Пятый Вселенский собор: Император Иустиниан, Евтихий патр. Константинопольский, Тимофей патр. Антиохийский, Евстохий патр. Иерусалимский, Аполлинарий; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополепри императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви - Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.
(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.
(икона Седьмой Вселенский Собор. Торжество православия)
Седьмой Вселенский собор был созван в 787 г. в Никее при императрице Ирине против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора при греческом императоре Льве Исавре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - полагать и поставлять в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы. На этом Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Великого поста. На соборе присутствовало 367 отцов.
Фильм митрополита Иллариона Алфеева об эпохе Вселенских Соборов можно посмотреть тут:
Click to view
Тропарь святым отцам Вселенских Соборов
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.
Мученик Феодот и мученицы Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия
(мученик Феодот Анкирский)
Жил и пострадал за Христа в г. Анкире Галатийской. Имея свою гостиницу, святой исполнял обязанность апостолов: своими богодухновенными учениями и беседами он привел ко Христу многих язычников и многих грешников побудил раскаяться в грехах своих. За свою благочестивую жизнь святой Феодот получил от Господа дар исцеления недугов. Во время гонения на христиан корчемница святого Феодота служила убежищем для гонимых христиан, а также святой посещал и утешал святых мучеников в темнице и тайно погребал тела святых страдальцев.
В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, из которых старшая Текуса была теткой св. Феодота.
С юных лет воспитанные в благочестии и страхе Божием, святые девы соблюдали чистоту телесную и душевную. Проводя богоугодную жизнь, эти девственницы достигли старости. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане они были схвачены и преданы на мучения. Но так как муки не могли поколебать веру их, то святых мучениц отдали блудным юношам на осквернение. Но св. мученица Текуса строго обличила одного из юношей, и он вместе со своими товарищами, устыдившись нечестивого намерения, не причинили святым девам никого вреда. Тогда жестокий правитель приказал мученицам принять участие в языческом празднике, но они отказались, за что и были потоплены в озере.
В сонном видении св. мученица Текуса повелела св. мученику Феодоту достать тела их со дна озера. Идя ночью за явившейся лампадой, освещающей им путь, св. Феодот и другие христиане подошли к озеру. В это время было страшное видение, которое устрашило воинов, охранявших тела святых мучениц, и они бежали. Поднявшийся ветер, отогнал воду с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и стали видны святые тела. Взяв тела святых мучениц, св. Феодот с честью похоронил их.
Узнав об этом, нечестивый игемон схватил св. Феодота и подверг его различным истязаниям, так что тело святого представляло собой сплошную язву. Но он, укрепляемый силой Божией, продолжал исповедовать и славить Христа. Затем св. мученик Феодот был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала 7 июня 303 или 304 г.
Нечестивые мучители хотели сжечь тело св. мученика Феодота. Но внезапно поднявшаяся великая буря и свет, облиставший тело мученика, устрашили их. Тогда игемон приказал воинам охранять тело святого мученика. Между тем, по устроению Божиему, мимо проезжал на осле священник Фронтон. Узнав от воинов о страданиях св. мученика Феодота и что здесь находится его честное тело, он решил хитростью взять его у них. Для этого Фронтон напоил воинов вином. И когда они уснули, с благоговением взял останки св. мученика Феодота, возложил на осла и привез в свое селение, где с честью предал их погребению. Впоследствии здесь была построена церковь во имя св. мученика Феодота.
Полное житие мучеников можно прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/saint/3233/6228/6160/5850/5858/6299/6229/6032/group Тропарь мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 2
Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и мученица Христина
(мученик Андрей Лампсакский)
Святые мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел, Христина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Первым из них пострадал юноша Петр в городе Лампсаке (Геллеспонтском). Приведенный на суд правителя Опитимина, он бесстрашно исповедал свою веру во Христа. Благочестивого юношу принуждали отречься от Господа и поклониться идолу богини Венеры, но мученик отказался исполнить повеление, заявив во всеуслышание, что христианин не будет кланяться идолу блудной женщины.
Святой Петр был подвергнут жестоким истязаниям, но доблестно претерпел муки, благодаря Господа Иисуса Христа, подающего ему Свою всесильную помощь, и был усечен мечом. В то же время были преданы суду Дионисий, Никомах и два воина, приведенные из Месопотамии, а также Андрей и Павел. Все они исповедали свою веру во Христа и отказались принести жертву идолам, за что были преданы истязаниям.
К великой скорби всех христиан Никомах не устоял и отрекся от Господа Иисуса Христа, пошел в капище и принес жертву. Тотчас же он подвергся ужасному беснованию и умер в страшных мучениях. Отречение Никомаха слышала стоявшая в толпе 16-летняя девица Христина, которая воскликнула: "Окаянный и погибающий человек! Вот ты из-за одного лишь часа стяжал себе теперь вечную и несказанную муку!"
(мученица Христина)
Эти слова услышал правитель. Он повелел схватить святую деву и, узнав от нее, что и она христианка, отдал ее на осквернение блудникам. В дом, куда привели святую деву, явился Ангел. Устрашенные его грозным видом юноши со слезами стали просить прощения у святой девы и умоляли помолиться за них, чтобы не постигло их наказание Господне.
На следующее утро перед правителем вновь предстали святые Дионисий, Андрей и Павел. За исповедание веры во Христа они были отданы толпе язычников на растерзание. Святых привязали за ноги, повлекли их к месту казни и там побили камнями. Во время казни прибежала святая Христина, чтобы умереть вместе с мучениками, но, по приказу правителя, она была усечена мечом.
Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский, архимандрит
Память 18 мая, в Соборах Костромских, Сибирских и Смоленских святых.
В миру Михаил Глухарев, родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Преподобный проходил обучение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, а затем и Санкт-Петербургской духовной академии, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии.
На 27 году жизни Михаил был пострижен в монашество, получив имя Макария. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. В конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру по состоянию здоровья.
В 1826 г. архимандрит Макарий переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, с целью обрести духовное руководство настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского). О. Макарий, блистательно окончивший духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, архимандрит переходит в бедную глухую Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного в духовной жизни отца Филарета. Ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно был под руководством: сначала у своего благочестивого родного отца - священника, потом, в Санкт - Петербургской духовной академии у отца ректора архимандрита Филарета (Дроздова). В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии - под руководством старца Ливерия, "человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского".
Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, занимался переводами Священного Писания и святых отцов.
По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий испросил разрешение Св. Синода быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы.
О. Макарий отправился на Алтай вместе с помощниками - воспитанниками духовной семинарии Алексеем Волковым и Василием Поповым. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: "Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию".
Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений в отцом Макарием, и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать членов Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Большая часть их, будучи проникнуты многократно слышимым от него словом истины, приняли св. крещение и предались ему, как дети отцу. Удивительно, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он начинает думать об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря (букваря).
Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы. Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, - словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни.
При Улалинском стане была учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.
С 1844 года, после возвращения с Алтая, назначен настоятелем Болховского монастыря Орловской епархии.
18 мая 1847 года скончался в Болховском монастыре.
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесено в Собор Сибирских святых. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года установил его общецерковное почитание.
Тропарь преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому и Болховскому
глас 4
Христовою любовию подвизаемь, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению,/ егоже сподоби и нас молитвами твоими.
Кондак преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому и Болховскому
глас 3
Языческаго зловерия избегше, проповедию твоею Творца светов познахом. Ему же в Троице покланяющеся,/ молим тя, равноапостольне Макарие, сохраняй чада твоя в истинней вере Христовой предстательством твоим пред Богом.
Мученики Ираклий, Павлин и Венедим
Святые мученики Ираклий, Павлин и Венедим пострадали за Христа в городе Афинах. Там они проповедовали язычникам о Христе и убеждали их оставить поклонение бесчувственным идолам. Избранники Божий были преданы суду вместе со своими учениками, воспринявшими истинную веру. После многих истязаний все они были брошены в разжженную печь, в которой и предали свои души Богу.
Святые мученики Симеон, Исаак и Вахтисий были христианами и жили в III веке в Персии при царе Сапоре, жестоком гонителе христиан. Святых принуждали отречься от Христа и обратиться к суеверию огнепоклонников. Но они отказались, ответив язычникам: "Мы не отречемся от Творца твари и не поклонимся солнцу и огню". Святых мучеников жестоко истязали, потом бросили в темницу, где им не давали пищи семь дней. Наконец, мучеников усекли мечом.
Мученики Давид и Таричан Грузинские
Святые мученики Давид и Таричан были сыновьями благоверных христиан Вардана и Тагине, находившихся в родстве с царями Грузии.
Давид и Таричан еще в детстве потеряли отца, и их владения захватил брат матери - язычник Феодосий. Тревожась о том, что, достигнув совершеннолетия, братья будут претендовать на законное наследство, Феодосий решил обратить в язычество сестру. "Оставь веру Распятого и прими мою, и я усыновлю сыновей твоих", - уговаривал он сестру. Тагине твердо воспрепятствовала коварному замыслу брата: "Довольно того, что присвоил все владения сыновей моих и отцовское наследство. А наследства Отца Небесного не сможешь отнять у них!" - отвечала она ему.
Увидев стойкость сестры, нечестивый Феодосий решил испытать отроков, ласковыми речами отравить их души и отвратить с пути истинного. Он позвал их, обнял, угостил сластями и сказал: "Теперь вы мои сыновья и все принадлежащее мне - ваше. Доверьтесь мне, как сыновья любящие и покорные любимому отцу. Оставьте веру вашего отца, и я дам вам веру лучшую!" Отроки, выслушав дядю, после короткого раздумья ответили ему твёрдо: "Мы вполне довольны той верой, которой следовал наш отец, и будем ей верны, пока души наши пребывают в наших телах. Мы готовы на всякое испытание ради любви и Страстей Господних - Отца нашего Небесного!"
Феодосий не посмел тронуть племянников и с миром отпустил их, хотя решил тайно убить их. Тагине, предчувствуя надвигающуюся беду, бежала к родственникам в Южную Грузию - в Тао. Феодосий, узнав, что они пасут овец на вершине горы, устроил им засаду. Братья услышали шум и вскоре увидели вооруженных воинов. Вначале они испугались, но блаженный Давид, узнав родного дядю, обрадовался и направился к нему. Нечестивый Феодосий мечом поразил приближавшегося Давида. Выпавший из юных рук святого мученика пастуший посох превратился в огромное дерево. Увидев убиение брата, юный Таричан бежал. Но нападавшие, догнав Таричана, закололи его и пустились наутек. Вернувшись, убийцы увидели ослепшего Феодосия, которого настигла Кара Божия. Онемевшие от ужаса воины не смогли тронуться с этого места. Раскаявшийся Феодосий горько рыдал.
Тагине гневными слезами обличала брата: "Почему отнял свет очей моих. Не довольно ли было тебе моего вдовства, не довольно ли было тебе наследства сыновей моих и моего беженства и гонения, зачем преследовал, пока не погасил солнце дней моих. Неужели не вспомнил чрево, родившее тебя и меня, грудь, вскормившую и тебя и меня, почему погасил свет мой, о нечестивый!" Слушатели безмолвно внимали обличениям безутешной матери и горькими слезами оплакивали невинных отроков.
Когда мать ласкала убитых сыновей, Феодосий обратился к ней: "Для тебя воссиял луч Света Недостижимого, от Света того Непреходящего и Истинного, Света Нескончаемого: Моли святых мучеников своих ходатайствовать по милости своей пред Господом Богом, дабы мне, недостойному, быть достойным Печати Христовой, Бога Милостивого, пришедшего на землю. Верую я в Истинного Бога - Христа!"
Услышав эти слова, Тагине взяла землю, окропленную святой кровью Давида, положила на ослепшие глаза брата и он мгновенно прозрел. Это случилось в 693 году.
Как свидетельство святости и мученичества братьев, Вселюбящий Господь лучезарным светом озарил ночью их тела.
Феодосий покаялся перед Католикосом, просил отпущения грехов, принял христианство и построил церковь в честь святого Давида.
Мощи святого Таричана с почестями увез правитель Диври и построил в селе церковь его имени.
Армянская церковь не почитает Давида и Тиричана. Это связывают с тем, что мученичество Давида и Тиричана было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на грузинском языке и поэтому попал в календарь Грузинской Церкви, а позже Давид и Тиричан стали почитаться как грузинские святые.
Есть грузинская баллада от Давиде и Таричане, и прочитать о ней можно тут:
http://o-alexij.livejournal.com/66858.html Священномученик Василий Крылов, пресвитер
Память 18 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых.
Родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
Окончил сельскую школу, и в 1917 году поступил в Дмитровское духовное училище. Но уже в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Василевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.
22 октября 1926 года рукоположен во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района епископом Орехово-Зуевским Никитой, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве.
В 1929 году был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.
19 февраля 1931 года рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района архиепископом Звенигородским, викарием Московской епархии, Филиппом (Гумилевским).
4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение.
29 июня 1934 года он вернулся и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области.
(Церковь Троицы Живоначальной - Рязанцы - Щелковский район - Московская область)
16 августа 1937 года был арестован одним из первых в Щелковском районе, был обвинен в в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации».
- В предъявленном обвинении виновным себя признаете? - спросил его следователь.
- В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.
- Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности.
И следователь, зачитав показания лжесвидетелей, снова спросил:
- Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?
- Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал, - ответил отец Василий.
23 сентября следователь перед окончанием следствия снова допросил священника.
- Что вы можете показать дополнительно по своему делу? - спросил он.
- Дополнить ничего не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.
- Какие у вас будут ходатайства по делу?
- Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.
На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, где уже другой следователь 8 октября 1937 года снова допросил его, интересуясь более фактами его биографии как священника и давно ли он служит в церкви. Выяснив это, следователь спросил:
- Какую вы вели агитацию против существующего строя?
- Никакой, - ответил отец Василий.
- В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
- Виновным себя не признаю.
13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался 31 мая 1942 года в одном из лагпунктов Севжелдорлага, располагавшегося тогда в Коми области.
Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 г.
Священномученик Дамиан Граховский
Родился 19 февраля 1912 года в селе Плавно около Книна (ныне Хорватия). Закончил семинарию в Цетинье в 1932 году. Был рукоположен во диакона 17 марта, а во иерея - 18 марта 1934 году в Шибенике с назначением приходским священником в Зегар и Боснийское Грахово.
К концу 1941 года итальянские войска отступили от Боснийского Грахова и город был занят хорватскими усташами. Начались аресты, особенно широко известных местных сербов. Отец Дамиан был одним из арестованных. После двадцатидневного заключения в Грахове он был переведён в Книн и Госпич где был известен как заключённый № 577. Его взяли в лагерь Ядовно где подвергли страшным мучениям. После того как они спустили с него кожу, усташи убили его и сбросили тело в яму.
На заседании Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви 7 мая 2003 года по предложению епископа Бихачско-Петровачского Хризостома его имя было причислено к лику священномучеников.
Мученица Евфрасия
Евфрасия была уроженкой города Никеи. Она приняла смерть за Христа во времена императоров Диоклетиана и Максимиана, в конце III или начале IV века. Подвергнутая многим истязаниям, мученица была утоплена в море.