Продолжение…
Мученик Василий Мангазейский, перенесение мощей
Память 22 марта, 23 марта, 10 мая и в Соборе Сибирских святых
Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости - в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.
Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.
Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем.
Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.
Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.
В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь.
В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить».
И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным.
Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня.
Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».
Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию.
Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.
Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве.
Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая - в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года).
Тропарь праведному Василию Мангазейскому
глас 8
Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.
Ин тропарь праведному Василию Мангазейскому
глас 8
Яко пресветлое солнце,/ возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране,/ в Мангазейских пределех,/ новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие!/ За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага/ распадением и немилосердием господина своего/ и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии,/ и муки неповинно претерпел еси,/ и кровь свою святую пролиял еси,/ желая вечнаго Царствия Небеснаго./ Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси/, и на земли прослави,/ и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих/ гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно./ И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое/ полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай,/ чтущим верою святую память твою,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак праведному Василию Мангазейскому
глас 4
Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.
Ин кондак праведному Василию Мангазейскому
глас 4
Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/ целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/ темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/ источаеши бо чудесы,/ с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/ радуйся, святый Василие,/ Мангазейский и всея Сибири чудотворче.
Молитва святому праведному мученику Василию
О святый мучениче Христов Василие, радости святых единосельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молим ти ся: приди в заступление наше, яко да очистится ум наш от деяний греховных, понеже лишаемся за сие благодати Божией и не имеем тверда основания к покаянию. Даждь нам умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогие наши души ко Господу Иисусу Христу, не остави нас, грешных, ради нашего невоздержания, укрепи нас бедствующих душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сами себе вина бываем, или от ненавидящих нас вправду, но вся по грехом нашим праведно быти исповедуем. Буди нам, малодушным, покровитель и поборник благ и милостив, присещай нас, грешных, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаем Бога нашего и тебе сомолебника нашего благаго, но утверди нас молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своея всегда милости да наследуем блага вечныя в Царствии Небесном у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ
Память 10 мая (прославление), 20 декабря (преставление), в Соборах Воронежских, Киевских и Липецких и Полтавских (Укр.) святых.
В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился 29 октября 1773 года в селе Повстине Пырятинского уезда Полтавской губернии в благочестивой семье священника.
С самого раннего детства воспитывался в духе благочестия, он очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.
Первоначальное обучение получил дома, первым педагогом его был родной отец.
В 1783 году поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию "Смирницкий".
После окончания училища поступил в Киевскую духовную академию.
В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром. Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о страшном суде.
Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в Лавру в число братии. Прошение Авраамия было принято и с этого времени началось служение его в Лавре.
21 февраля 1797 года был пострижен в монашество с именем в честь преп. Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года - во иеромонаха.
Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведывал лаврской типографией. Личная жизнь иером. Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.
20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.
Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано.
2 января 1815 года был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иером. Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.
Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.
10 июля 1817 года был возведен в сан архимандрита.
31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в Лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".
Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.
Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место покоя святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.
В 1829 году преосв. Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 Литургии.
В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь - холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний, издав указ о безвозмездных отпеваниях, о причащении холерных в больницах, служении молебнов об избавлении от мора. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась. Возобновил почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.
В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана.
Еще до открытия мощей свт. Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосв. Антоний. Он просил художника Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.
Прежде чем получить разрешение Св. Синода на открытие мощей свт. Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. В надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преп. Серафим Саровский. Он поздравлял епископа Антония с открытием св. мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.
7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей свт. Митрофана.
6 декабря 1832 года владыка Антоний был возведен в сан архиепископа.
С первых дней службы в Воронеже у преосв. Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей свт. Митрофана. 1 сентября 1836 года был открыт первоклассный Воронежский Митрофанов монастырь.
(Благовещенский Митрофанов монастырь - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область, разрушен и разорен в 1955 году)
Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевской Лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез.
Серафим Саровский особенно почитал его. Еще при жизни о. Серафима и по его благословению ездил к архиеп. Антонию и получил исцеление от своей вторичной болезни близкий ученик о. Серафима Н.А. Мотовилов. Мотовилов в своих записках рассказал и другой чудесный случай, указывающий на духовное единение двух великих подвижников:
"Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, - пишет он. - 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка о. Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь скончался, о чем он сам ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения о. Серафима".
Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который, несомненно, торопился, чтобы попасть к погребению о. Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем, архиеп. Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборно, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.
12 сентября 1846 года преосв. Антоний в последний раз отслужил Божественную Литургию. Чувствуя общую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова. 17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил св. воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедываться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Св. Таин.
19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Скорбящей Божией Матери, а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве. Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным. По окончании соборования преосв. Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.
Скончался 20 декабря 1846 года в десятом часу вечера, на 74 году жизни. Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой свт. Митрофана.
26 мая 2003 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (Немцов) совершил причисление к лику святых Воронежской епархии святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Святые мощи святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, предположительно находятся под спудом в архиерейском некрополе Воронежского Алексиево-Акатова монастыря.
26 июня 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителя Антония Воронежского в лике общецерковных святых.
Тропарь святителю Антонию (Смирницкому)
глас 8
Православия наставниче, чистоты зерцало, монашескаго жития ревнителю и нищих питателю, отеческаго попечения о пастве твоей добрый образе, от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, земли Воронежския украшение, Антоние отче наш, в трудех святительских Митрофану и Тихону поревновавый, /с нимиже в небесех ныне ликуя, молися Спасу всех даровати мир и душам нашим.
Кондак святителю Антонию (Смирницкому)
глас 3
От юности твоея всего себе Господеви предал еси, в пещерах Киевских богомудренно пребывая, и оттуду во епископа пастве Воронежстей поставленный, святителю Христов Антоние всечестне, в трудех, бдениих и молитвах добле подвизался еси, и тако во смирении достиг добродетелей совершенства и Церкви Святей истинного послушания, паки в Небесныя Обители вселился еси, с великими во святых Митрофаном и Тихоном, предстоя Престолу Христову, Владыку Спаса всех моли, оставление грехов получити и велию милость.
Преподобный Синесий (Иванов), схиархимандрит
(Святые свидетели первого чуда св. Иннокентия блаженный Софроний и преподобный Синесий)
Память 10 мая и в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых
Родился в городе Прилуках, Полтавской епархии, в 1698 году. По сведениям, приводимым некоторыми источниками, обучался в Переяславской семинарии.
Принял монашество Синесий в одном из монастырей Киевской епархии. Когда святитель Софроний (Кристалевский) стал настоятелем Александро-Невской Лавры, то в помощь себе вызвал в Петербург своего друга - иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни.
23 апреля 1754 года он был назначен игуменом Вознесенского монастыря в Иркутске. Как в России, так и в Иркутске преподобный Синесий был верным помощником и исполнителем всех дел, предпринимавшихся преосвященным Софронием. Он был членом консистории и таким образом помощником владыки Софрония по управлению епархией. В архивах встречаются даже указы от имени преосвященного Софрония, подписанные рукой архимандрита Синесия: например, разрешение от 5 ноября 1766 года на освящение Манзурской Введенской церкви; о выдаче нового святого антиминса; а также о назначении лиц для освящения храма.
10 мая 1787 года настоятель Вознесенской обители, схиархимандрит Синесий, на восемьдесят девятом году жизни почил. Господь прославил блаженного Синесия нетлением тела и чудотворениями. Гроб с его нетленными мощами был целым до разрушения Вознесенского монастыря и находился в часовне против алтаря соборного монастырского храма и служил предметом благоговейного почитания посетителей Иркутского Вознесенского монастыря. Эта часовня была возведена над могилой Синесия.
Преподобный Комгалл Бангорский (лат. Comgall), игумен
(Святые Комгалл, Галл и Колумбан)
Память 11 мая (Кельт. и Брит.), 10 мая (Греч., ПЦА)
Святой Комгалл родился в гэльском королевстве Дал Риада (Dal Riada) около 517 года. Деревня Магераморн в Северной Ирландии почитает его своим уроженцем. Комгалл сделался воином, следуя своему отцу, покуда не отправился к святому Финтану в Клоненахе, под руководством которого стал постигать аскетическую жизнь. Он также учился в Клонарде (Clonard) у святого Финиана и в Клонмакнойсе у святого Киарана. Позднее подвизался на острове в Лох Эрн (Lough Erne), где епископом Лугидием он был рукоположен во священника.
В 555 году он основал свой монастырь в Бангоре (Bangor) (графство Даун), который вскоре стал крупнейшим монастырским центром в Ирландии с несколькими подворьями и общей численностью братии до 3000 человек. Святому Комгаллу также приписывают основание монастыря в на острове Тире (Tiree), на который в 564 году напали пикты.
По преданию, Комгалл был дружен с Бренданом Ардфертским и Клонфертским, Канисом Килькенийским и Колумбой Ионским. Вместе с ними он отправился в Шотландию и посетил Бруида, короля пиктов в Инвернессе. Особо близок он был ко святому Колумбе, его "душевным другом" в гэльской традиции. Когда Колумба скончался, святой Комгалл сказал: “Умер друг моей души, и я лишился головы; ибо человек без друга души - что тело без головы”.
Святой Комгалл сочетал аскетизм Финтана с учёностью Финиана. Он принимал пищу лишь один раз в день. Комгалл прославился чудесами связанными со зрением. Так, однажды он исцелил слепого, помазав его глаза слюной, а в другой раз навёл слепоту на воров.
Среди многих учеников святого примечательны святые принёсшие Благую Весть из Бангора в Шотландию, где они основали монастыри: Молуаг (Moluag) на острове Лисмор (Lismore), что в Аргилле, и святой Маэльруба, отправившйся далее на север, в Эпплкросс. В 590 году еще один ученик, Колумбан с двенадцатью спутниками отправился из Бангора в Галлию, в добровольное изгнание Христа ради. Он основал монастыри в Люксее (Luxeuil), (Бургундия), и в Боббио, (Италия). Монастырь, основанный святым Галлом, одним из спутников Колумбана, дал имя швейцарскому городу Сан-Галлен.
Святой Комгалл скончался в Бангоре в 603 году, и его мощи сохранялись до 822 года, покуда не были рассеяны захватчиками - викингами. Он был вдохновителем движения странников ради Христа (peregrinatio pro Christo). Его фигура по сей день присутствует на гербе города Бангор, выросшего на месте его обители.
Труды
Известно что Комгалл составил довольно строгое Правило для монахов. Его суть лежала в простой заповеди: "Люби Христа и ненавидь богатство."
До наших дней сохранился т.н. Бангорский Антифонарий, связанный со святым. Это собрание песнопений, молитв и чинополедований было составлено в Бангорском монастыре между 680 и 691 годами и затем перенесено в итальянский монастырь Боббио. Здесь рукопись вновь обнаружили в 1609 году и перенесли в Амвросиеву библиотеку в Милане.
Тропарь
глас 3
Having learned of the goodness of the Grace that comes from the Highest / And girded yourself from your youth in a clear conscience, / O Comgall, imitator of Christ, you were a pillar of patience / And a preacher of the Word of God, / You confirmed the teachings of the faith and subdued the imaginations of the superstitious, / By so doing you glady suffered for the truth being an example of suffering. / Since you possess boldness before Christ our God / Do not cease to pray for us, who in love revere your holy memory.
Святитель Конлет Килдарский (Conleth, Conleat), отшельник, епископ
Святой Конлет, ирландский отшельник в Олд Коннеле на Лиффее, что в графстве Килдар (County Kildare), был мастером в работе по металлу, искусным списчиком и украсителем книг. Согласно житию святой Бригиты, написанному Когитосом (Cogitosus), та, узнав о нём, попросила его изготовить священные сосуды для её монастыря, а затем призвала быть духовным наставником её монахинь в Килдаре. Со временем он сделался первым епископом на Килдарской кафедре, которая, согласно Annuario Pontificio, была основана в 519 году.
Конлет, Тассах (Tassach) из Эльфина (Elphin), мастер святого Патрика, и Дэй (Daigh), мастер Кирана (Kieran) из Сэйера (Saigher) считались тремя лучшими умельцами Ирландии того времени. Конлет, бывший главой Килдарской школы металлообработки и каллиграфии, традиционно считается скульптором посоха святого Финбара из Термон Барри (Termon Barry). Он также создал золотую корону, которая была подвешена над гробницей святой Бригиты.
По свидетельству ирландского мартиролога, святой Конлет был растерзан волками по пути в Рим, куда он отправился вопреки желанию Бригиты. Быть может, это объясняет происхождение его имени: coin ("волками") и leth ("пополам").
Преподобный Иоаким Папулакис, Итакский (греч. Ἰωακεὶμ ὁ Ἰθακήσιος), схимонах, воспоминание обретения мощей в 1992 году
Память 2 марта - преставление (Конст. , Греч. , РПЦЗ), 29 апреля - обретение или/и перенесение мощей в 1992 году (Конст. ), 10 мая - обретение мощей в 1992 году (Греч. )
Иоанн Патрикиос (Ἰωάννης Πατρίκιος) родился в 1786 году на острове Итака. Родители его были благочестивыми людьми, однако мать вскоре умерла, отец женился вторично, и мачеха стала упрекать Иоанна в пренебрежении домашними обязанностями ради молитвы в храме. Утешение он находил в посещении близлежащей церкви святого Спиридона и чтении священных книг. Став старше, Иоанн некоторое время работал на судне отца, а затем нанялся юнгой на торговый корабль и тяжёлым трудом зарабатывал себе на хлеб, не забывая при этом о молитве и посте.
Однажды судно пристало к берегу близ Ватопедском монастыре и тут же решил просить, чтобы его приняли в обитель. Капитан корабля пытался отговорить Иоанна, но тот проявил настойчивость и остался. Показав безукоризненное послушание, святой вскоре был пострижен в монахи с именем Иоаким. Через некоторое время он принял великую схиму, и ему была доверена должность монастырского эконома, которую он исполнял в течение 20 лет.
Часто встречаясь с простыми людьми, задавленными турецким гнётом, гибнущими от духовной жажды, он убедился, что в такую пору как никогда до́лжно сочетать любовь к Господу с милосердием к ближним. Во время Греческой революции 1821-1829 годов и вызванных ею жестоких репрессий Иоаким, подобно святому Косме Этолийскому, устраивал огласительные беседы, дабы утешать народ и поддерживать в нём национальный и христианский дух. Устроившись на корабль матросом, он развозил съестные припасы и этим спас множество семей с Ионических островов. Однажды ночью, когда его судно бросило якорь у берегов Пелопоннеса, он внезапно услышал выстрелы и крики женщин и детей, бегущих от турецкого отряда. С молитвой на устах Иоаким пристал к берегу и под градом пуль принял беглецов на борт, так что никто при этом не пострадал.
Когда же был установлен мир, святой удалился на Итаку, чтобы там пребывать в безмолвии, продолжая одаривать людей милосердием, но не оставляя при этом монашеского образа жизни. Пять лет он провёл, лишённый самого необходимого, живя в лесной чаще и посвятив себя исключительно молитве. Так Иоаким достиг высокой степени в созерцании славы Божией.
Благочестие подвижника привлекло к нему местных жителей. Они прозвали Иоакима Папулакисом (Батюшкой). Его доброта и приветливость давали утешение страждущим, ободряли отчаявшихся и вселяли желание стать на путь добродетели. Всё, что ему приносили, он раздавал бедным. Наделённый от Святого Духа даром прозорливости, Иоаким предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления и исцеления душ предрекал будущее. Но прежде всего сам образ жизни преподобного был поучительным примером для жителей острова: он заставил их совершенно изменить собственную жизнь.
Как-то завистники донесли на Иоакима, будто он пророчествует о грядущих несчастьях. Его вызвали к губернатору острова, англичанину, который при виде уверенности и спокойствия святого хотел было ударить его, но тут его кресло опрокинулось, он упал навзничь и потерял сознание. Очнувшись, губернатор тут же попросил у Иоакима прощения и отпустил с миром продолжать служение.
С тех пор святой Иоаким обходил остров из конца в конец, чтобы свидетельствовать о Христе, ища крова лишь в зимние месяцы. Он носил прямо на теле тяжелую свинцовую плиту, постился и непрестанно молился, творя сугубую молитву по ночам. Он раздавал бедным всю достававшуюся ему милостыню и призывал возводить церкви в тех селениях, где храмов не было.
По молитве преподобного Иоакима прекращались эпидемии и нашествия саранчи, исцелялись больные и увечные. Когда в одном из селений свирепствовала чума, он велел местным жителям построить церковь, и после того как он там помолился, бедствие прекратилось. Проповедуя лишь мир и любовь к ближнему, святой много раз подвергался жестоким преследованиям со стороны противников его влияния, но никогда ни о ком из них не сказал худого слова.
Так, свидетельствуя о Христе, провёл святой Иоаким среди жителей Итаки много лет и мирно скончался 2 марта 1868 года, после непродолжительной болезни. На его похороны собралось почти всё население острова. Все жаждали получить на память хотя бы частицу одеяния или савана преподобного, так что святые останки оказались в опасности, и их пришлось тайно захоронить за церковью Святой Варвары, построенной когда-то по указанию преподобного Иоакима в селении Ставрос.
(Схимонах Иоаким (Патрикиос). Прижизненный портрет)
Спустя много лет, 23 мая 1992 года, усилиями игумена Ватопедского монастыря произошло обретение мощей святого Иоакима. Они были положены в итакской церкви Святой Варвары, а честная глава преподобного была перевезена в Ватопедский монастырь на Афоне. В 1998 году Константинопольский Патриархат причислил преподобного Иоакима Итакского к лику святых.
***
Буду рад видеть вас в моем телеграмм-канале Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry