Продолжение…
Память святых отцов шести Вселенских Соборов
(Первый Вселенский Собор)
В воскресение в 9 Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого она не признавала христианство, и по Римскому законодательству оно считалась ересью, и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и создавать свою религию, что считалось преступлением против государства.
Но иудеев, которые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство - не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи, и христиан стали гнать, как секту, как ересь опасную для государства.
Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал в 325 году в Никее первый Вселенский собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.
(икона Никео-Цареградский Символ веры)
Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополепри императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.
(икона Третий Вселенский Собор)
Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.
(икона Четвертый Вселенский Собор Халкидонский)
Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.
(икона Пятый Вселенский собор: Император Иустиниан, Евтихий патр. Константинопольский, Тимофей патр. Антиохийский, Евстохий патр. Иерусалимский, Аполлинарий; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополепри императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви - Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.
(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.
Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
Тропарь святым отцам 6-ти Вселенских Соборов
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.
Мученики Николай Новый Вуненский, Фессалийский, и с ним мчч. Тирнавских: Ардомия (Армодия), Григория, Иоанна, Димитрия, Михаила, Акиндиния, Феодора, Панкратия, Павла, Христофора, Пантолеона, Еводия, Емилия (Емилиана) и мцц. Ирины и Пелагии
(Мученик Николай Новый Вуненский, Фессалийский)
Николай происходил с Востока и с юности выказывал глубокое благочестие. Его взяли в армию, где он отличился такой храбростью, что император Лев VI Мудрый, несмотря на молодость Николая, поручил ему командование отрядом из тысячи воинов. Отряд был послан в Фессалию охранять город Лариссу. Николай заботился о том, чтобы его подчинённые научались страху Божию в такой же степени, что и воинскому искусству.
В начале X века в Фессалию вторглись враги, взяли Димитриаду (ныне Волос), и, истребляя население и грабя города и сёла, приблизились к Лариссе. Понимая, что его отряду не устоять, Николай приказал вывести всё население из города. Сам же он с несколькими воинами ушёл к подвижникам на гору рядом с Тирнавой в 16 километрах северо-западнее Лариссы.
Постом и молитвой Николай стяжал мир, который не может принести ни одно земное царство. Как-то ночью, когда Николай и его друзья молились, им явился ангел и объявил, что они должны готовиться к принятию мученического венца.
Несколько дней спустя завоеватели напали на скит. Николай шёл впереди христианских воинов и ободрял их пламенными словами, так что сначала они взяли верх над врагами, но потом оказались в окружении. Варвары схватили их и подвергли жестоким пыткам, требуя отказа от христианской веры. Святые остались непреклонны, как-будто кто-то другой страдал за них, и скончались, не отрекшись от Христа и Его Царства. Их звали: Ардомий (Армодий), Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндиний, Феодор, Панкратий, Павел, Христофор, Пантолеон, Еводий и Емилий (Емилиан). Две женщины, Ирина и Пелагия, также удостоились мученической кончины.
Убежать удалось одному лишь Николаю. Уйдя чуть дальше на юг, он укрылся на лесистой горе Вунени рядом с Кардицей. Некоторе время вёл там безмолвную жизнь в пещере у большого дуба. Побеждая страсти и нападения демонов, он блистал сиянием добродетелей.
Варвары тем временем продолжали истреблять народ и всюду искали прославленного полководца. Наконец они обнаружили его, внезапно напав, схватили и пытками хотели заставить отречься от Христа. Николай отвечал, что сохранит верность Ему до последнего издыхания. Варвары долго глумились над ним, а затем пронзили насквозь его собственным копьём.
Почитание
После того, как захватчики ушли, Ларисский епископ вместе с выжившим населением вернулся в город. Он перенёс в Лариссу мощи Тирнавских мучеников. Но тело святого Николая до времени оставалось сокрытым внутри дуба и было чудесным образом сохранено от тления и диких зверей.
Много лет спустя, около 985 года, Фессалийский наместник Евфимий, будучи болен проказой и исчерпав все врачебные средства, обратился за помощью к святым. Он помолился великомученику Димитрию, а затем отправился в Лариссу к мощам святителя Ахиллия. Ему было видение, в котором он получил указание искупаться в источнике рядом с телом святого Николая на горе Вунени. В результате кропотливых поисков ему удалось найти наконец это место и обрести тело святого. Здесь вельможа построил церковь, чтобы положить в ней святые мощи. После нового откровения Евфимий нашёл и источник. Искупавшись в нём, он полностью исцелился.
Мученику Николаю Вуненскому посвящены многие церкви Фессалии. Его честная глава ныне почивает в монастыре святого Николая на острове Андросе.
Святитель Максим III, епископ Иерусалимский
Память 9 мая (Греч.), 26 августа (Груз.)
Максим притерпел мучения за веру во время гонений при императоре Галерии в начале IV века - один из глаз Максима был вырван, одна нога обожжена, а сам он осужден на принудительный тяжкий труд.
После освобождения святитель Макарий Иерусалимский рукоположил его епископом на Диоспольскую (Лиддскую) кафедру, но, Иерусалимская паства не захотела отпустать Максима и Макарий оставил его при себе в качестве помощника и наследника.
После кончины Макария в 333 или 334 году Максим стал Иерусалимским архипастырем.
В 335 году участвовал в Тирском Соборе, но не подписал осуждение свт. Афанасия Великого, и 346 году с большой радостью приветствовал возвращение святителя Афанасия из изгнания.
Святитель Максим освятил новопостроенную базилику Святого Гроба в честь Воскресения Христова. Как православный архиерей, Максим подвергся преследованию от ариан.
Скончался, по разным данным, в 348, 349 или 350 году.
Наследником его стал святитель Кирилл, которого он же и рукоположил во пресвитера незадолго до своей кончины.
Память святителя Максима значится в грузинской литургии под 26 августа, а в греческих Православных Церквах и в римо-католическом Латинском Иерусалимском Патриархате она совершается 5 мая.
Мученик Константин Корнуоллский, король Думнонии
Сын короля Думнонии, родился около 520 года. Вероятно, унаследовал думнонский трон от отца уже в молодости.
Современник Константина, преподобный Гильда Премудрый, называет короля "тиранический детёныш нечистой дамнонской львицы" и нелицеприятно обличает его в ряде преступлений. По словам Гильды, Константин, в течении многих лет "погрязший в частых и разнообразных тошнотворностях прелюбодеяний", выгнал свою законную супругу; затем он преступил торжественную клятву не чинить "обманов гражданам"; и, наконец, коварно облачившись в игуменские одежды, совершил святотатственное убийство двух юных королевичей на молитве в храме.
В зрелом возрасте характер Константина переменился. Смерть любимой жены стала для него большим горем. Затем случилось так, что во время охоты преследуемый королём олень укрылся в келлии преподобного Петрока. Поражённые силой его святости, король и его оруженосец тут же приняли Христианство.
Константин стал со-основателем монастыря в Корнуолле, а вскоре после этого отрёкся от трона в пользу своего сына Бледрика и вступил на путь подвижничества. Странствовал среди своего народа, основывая церкви. В частности, предания указывают его как основателя храмов в местах, где ныне находятся названные его именем деревни (Константин (Constantine) и Константин-Бэй (Constantine Bay), Корнуолл); в Иллагэн (Illogan), Корнуолл; а также в Милтон-Эбботе (Milton Abbot) и Дансфорде (Dunsford), Девон. Впоследствии святой Константин отправился к святителю Давиду Валлийскому в Меневию, где много лет подвизался как монах. Основал храм в Кошстон (Cosheston, ранее Costyneston, т. е. "Константиново село").
К концу земной жизни поселился отшельником на месте будущего Косместона (Cosmeston, ранее также Costyneston) в южном Уэльсе. Возможно, там и скончался, однако устойчивое предание гласит, что он потом отправился дальше на север, проповедовал в Галлоуэе и принял мученичество от рук язычников на полуострове Кинтайр в Шотландии. Согласно преданию, это произошло в 576 году.
Почитание
Имя святого Константина закрепилось за рядом мест, а костяной охотничий рог, подаренный королём преподобному Петроку после своего обращения ко Христу, долго сохранялся как реликвия в Бодмине. Однако со временем предания о святом короле Константине переплелись с памятью о других одноимённых деятелях его эпохи, особенно святом Константине Стратклайдском.
Письменная традиция, прослеживаемая до Гальфрида Монмутского в XII веке, содержит ряд сомнительных сведений о Константине. Здесь он представлен племянником короля Артура, который оставил ему после себя титул верховного короля Британии. Годом его восшествия на трон указывается год битвы при Камлане, в которой "сэр Константин" якобы оказался единственным уцелевшим. Наконец, королевичами, умерщвлёнными Константином, называются его племянники - сыновья Мордреда, убитые на самом деле в Винчестере и Лондоне.
В житии святого Константина, помещённом под 11 марта в "Абердинском бревиарии" XVI века, отражена шотландская традиция его почитания и приведены некоторые детали его мученичества. Согласно бревиарию, святой жил, видимо, среди пиктов, которые подвергли его жестоким пыткам и отрубили руку до плеча. После этого Константин скончался на руках своих спутников на Кинтайре в 576 году. Сообщаемый другим преданием день кончины святого Константина - 9 марта - относится к корнуоллско-валлийской традиции.
Мученик Христофор Ликийский
Пострадал около 250 года, при императоре Декии (249 - 251). О жизни и чудесах его существует много различных сказаний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах, особенно в Испании. О происхождении его говорится по-разному. По одним источникам - он происходит из хананеев, по другим - киноцефалов.
Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Декию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой.
Когда святой Христофор был приведен к императору, тот ужаснулся его наружности и решил заставить его отречься от Христа не насилием, а хитростью. Он призвал двух женщин-блудниц, Каллиникию и Акилину, приказал им склонить Христофора к отречению от Христа и добиться согласия его принести жертву идолам. Но женщины были сами обращены святым Христофором к вере во Христа и, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Декий приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в медный раскаленный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Это произошло около 250 года в Ликии. Своими чудесами святой мученик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свидетельствует святой Амвросий. Впоследствии мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее - в аббатство Сен-Дени во Франции.
Тропарь
глас 4
Оде́ждами от крове́й украша́яся,/ Го́сподеви предстои́ши, Царю́ сил, Христофо́ре приснопа́мятне,/ отону́дуже со Безпло́тными и му́ченики пое́ши/ трисвяты́м и стра́шным сладкопе́нием./ Те́мже моли́твами твои́ми спаса́й ста́до твое́.
Кондак
глас 2
Свы́ше, прему́дре, зва́ние прия́л еси́,/ Христу́ тезоимени́т быв, Христофо́ре сла́вне,/ му́чеником Боже́ственная добро́то./ С ни́ми же всегда́ моли́/ согреше́ний разреше́ние дарова́ти нам.
Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский
О преподобном отце Шио Мгвимском я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/28439.html.
Мученик Епимах Новый, Александрийский
Пострадал в городе Александрии около 250 года, при императоре Декии (249-251). Был засечен до смерти свинцовыми прутьями. Мощи его находятся в римских катакомбах.
Мученик Гордиан Римский
Усечен мечом в 362 году при Юлиане Отступнике (361-363) в Риме. Мощи его покоятся в римских катакомбах.