Продолжение…
Преподобный Анатолий Старший, Оптинский
Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.
После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.
Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию.
17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия.
С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.
В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».
Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце...
Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Но все-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: «У тебя все есть?» Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.
(Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь)
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
(прп. Варсонофий, Никон, Анатолий старший Оптинские)
Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.
Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.
Преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму.
25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.
(Оптина пустынь, Введенский собор)
Мученица Филицата и семь ее сыновей: мученики Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал
Святой Григорий, папа римский, поучает нас о сей святой мученице Фелицате в своем толковании на Евангелие следующими словами. "Когда евреи сказали Господу: "вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою" (Мф.12:47), Господь назвал братьями и сестрами и матерью Своими верующих во Имя Его и творящих волю Отца Его Небесного, не по плотскому родству, но по единению духа. Сия святая Фелицата была римлянка, из богатой семьи; у нее было семь сыновей. Возлюбив Христа, она раздала все свое имущество нищим и исповедала пред языческим царем и судьями, что она христианка. Претерпевая тяжесть гонения, она укрепляла сердца детей в любви к небесному отечеству. Она по вере была рабою Христовою, сыновья же ее наименовались братиями Христовыми по единению веры и мужественному терпению". "Мы видели - продолжает святой отец, - в женской груди мужескую доблесть: бесстрашно предстала она на смерть, поучая тем истинному Богопознанию. Таким образом, и я эту жену назвал не только мученицею, но и более, нежели мученицею, потому что она взирала на мучения семи сынов своих и, сама, подвергаясь истязаниям, желала только, чтобы дети прежде нее вошли в царство небесное и не уклонились бы от пути к нему; святая мать - мученица боялась за живых детей, радовалась за умирающих и возвеличилась тем, что семь сыновей прежде ее вошли в царство небесное, куда за ними последовала и сама она восьмая, восприяв с детьми своими мученическую кончину ради Имени Господа нашего Иисуса Христа".
Святитель Моисей Новгородский и Псковский
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1325 - 1330; 1352 - 1359), в миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отроч монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита После смерти архиепископа Давида святитель Петр (+ 1326; память 21 декабря) посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго. Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет.
Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: "Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями". В 1354 году Константинопольский Патриарх Филофей (1354 - 1355; 1362 - 1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова(первый и последний монастыри были основаны святителем).
В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, святитель удалился в основанную им Сковородскую обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме. Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы, велел священнику открыть гроб святителя Моисея. "Не смею. Владыка, дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб святителя", - ответил священник. "Что на этого смерда и смотреть!" - сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан. Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в Троице-Сергиевом монастыре).
Установление празднования святителю Моисею на 19 апреля связано с обретением в 1686 году его нетленных мощей.
Тропарь святителя Моисея, архиепископа Новгородского
глас 8
Чистоты ради жития твоего, пощения же и молитв и трудов сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, иже дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Тем и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, верою и любовию вопием: моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.
Кондак святителя Моисея, архиепископа Новгородского
глас 3
Яко венцем пресветлым украсився днесь, Великий Новград ликует в память пастыря своего и учителя, и, яко диадиму царскую возложивши, честная она обитель светло радуется: прослави бо тя Бог, угодника Своего, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Моисее, Церковь же Божия веселится, созывающи инок сословие велегласно вопити: радуйся, граду твоему и обители похвало и всея Российския страны пресветлый светильниче.
Преподобный Поплий (Пуплий, греч. Πούπλιος) Сирийский, монах
(Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, Архангел Михаил и святые преподобные Еллий Египетский, Поплий Сирийский, Пиама Александрийская, Лаврентий Калужский, Василий Печёрский. Святые на полях: Иисус Навин, пророк Елисей, пророк Исайа, пророк Иезеркиль, пророк Даниил, апостол Павел)
Родился в городе Зевгме на Евфрате и занимал должность сенатора. Отказавшись от мира, он роздал свое имение, постригся в монахи и подвизался в пещере на горе, в сирийской пустыне, где основал две обители: одну для греков, другую для сирийцев. Скончался в 380 году.
Из учеников, подражателей святого Поплия, особенно прославились святостью жизни блаженный Феотекн, Феодот и Афоний, 40 лет управлявший обителью и удостоенный затем архиерейского сана. Возведенный в сан, он не переменил ни одежды, ни образа жизни, оставаясь строгим подвижником.
Святитель Кастин, епископ Византийский
Язычник из Рима, советник, Кастин был обращен в Христианство епископом Аргирпольским Кириллианом. По обращении, он раздал все свое имущество бедным и отдался всецело служению Церкви. С 230 по 237 год был епископом Византийским. При нем в Византии был построен храм во имя святой Евфимии - до этого епархиальный кафедральный храм находился у моря, в месте впоследствии известном как Галата.
Каллист Никифор упоминает его как Константина.
Преподобный Аполлос
Согласно Православной энциклопедии, время и место жизни преподобного неизвестны. По греческому жизнеописанию, подвизался в IV веке в Египте. По мнению болландистов, Аполлос является одним лицом с прп. Аполлонием Фиваидским.
По сведениям греч. синаксарей, скончался мирно. Память св. Аполлоса внесена в печатные греч. Минеи (Венеция, 1595).
Святитель Ветран (Бретанион) Томийский (Vetranion), епископ
Память 20 апреля, 25 января (Рум., Греч.)
Родом из Каппадокии, святитель Ветран был возведен на Томийскую кафедру около 360 года. О святителе Ветране повествует церковный историк Созомен. Когда император Валент II в 369 году прибыл в Томы, он в церкви стал убеждать святителя войти в общение с арианами. Святитель Ветран смело ответил, что он придерживается учения святых Никейских отцов, и, чтобы избежать дальнейших словопрений, перешел в другую церковь города. За ним последовал и весь народ. В опустевшей церкви остался лишь император со своей свитой. За такую дерзость император отправил святителя в ссылку, но тут же испугался ропота народа и освободил его. Скифы любили своего архипастыря и отзывались о нем, как о добром и святом муже.
Другой историк, Феодорит, писал о святителе:
"И Ветран, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря, правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал еретиков в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с богодухновенным Давидом говорил: "Глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся" (Пс. 118, 46)".
Скончался, вероятно, вскоре после обличения императора Валента, около 378 года. Память его в "Деяниях святых" показана 25 января, и совершается в этот день в Румынской Православной Церкви. На II Вселенском Соборе в 381 году присутствовал уже преемник святителя Ветрана, епископ Томийский Геронтий, вслед за которым кафедру занял святитель Феотим.
Труды
Некоторые богословы считают святителя Ветрана автором Послания Церкви Готской к Церкви Каппадокийской, которое сопровождало мощи святого Саввы Готфского, запрошенные святителем Василием Великим.
Преподобный Мар Омирский, певец
Подвизался 37 лет в селении Омир (Ὄμηρος, ныне Джаманли, Сирия), недалеко от города Кирра Сирийского, в сырой хижине. Он питался скудной пищей, носил одежду из шкур диких коз. За красоту лица, нежный и приятный голос он был назван певцом. Преподобный мирно скончался в 60-летнем возрасте, около 430 года.
Святитель Гавриил (Кикодзе) , епископ Имеретинский
Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.)
В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области.
В 1840-1845 годах он учился в Тифлисской, а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия. В том же году он женился и вернулся в Грузию, где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки.
В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: "Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю" и был назначен инспектором той же семинарии.
В 1854 году он был рукоположен во диакона, и в том же году 8 ноября - во священника.
В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители.
6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии.
2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией, которой он управлял до 1886 года.
Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали "апостолом Абхазии". Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его "мужем великого разума", живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.
Для владыки не существовало различия между просителями: и стар и млад, князь и крестьянин, родственник, знакомый и незнакомец - все были для него равны и равно могли рассчитывать на его помощь, поддержку и защиту. Он не терпел беззакония и безнравственности, почему нередко обличал нечестивых дворян не взирая на их высокое положение.
Так, незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и продолжал с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К. К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице, где стоял его экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно. К. К. и другие главари разошедшихся дворян растерялись: "победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли", - проговорил взволнованным голосом К. К.
Еще одним примером непреклонности святителя Гавриила служит отказ отпеть в соборе умершего князя, человека безбожного и развратного. Когда его гроб принесли в собор, епископ Гавриил встал на паперти и, повелев положить гроб у ступени, сказал, обращаясь к покойнику: «Зачем ты пришел сюда, ведь при своей жизни ты ни разу не переступил порога храма, что тебе нужно здесь? Теперь уже поздно, ступай, откуда пришел»,- и отказался впустить гроб с покойником в храм.
На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии - Кутаисская.
Епископ Гавриил был милосердным благотворителем, щедро раздавал пособия вдовам и сиротам своей паствы. Он глубоко сочувствовал положению простого народа и старался помочь делу всенародного начального образования. Многим молодым желающим учиться подавал он руку помощи, предоставлял им свой кров и оплачивал их обучение. Он делил трапезу с этими отроками, ведя долгие беседы, дабы пробудить в них добродетельные мысли, взрастить в их юных душах любовь к смирению. Его девизом было: "Ничего нет моего, все принадлежит Богу". Из дневников епископа Гавриила видно, скольких беспризорных покойников похоронил он, скольких неимущих он одел, скольким он оплатил дорогу, скольким учащимся приобретал учебные принадлежности, скольким больным покупал лекарства. Зимой он нередко посылал анонимно дрова и деньги семьям, потерявшим кормильца.
Простота характера святителя проявлялась даже в одежде, жилище и пище. Нередко посетители, увидев одетого в поношенное монашеское платье старца, принимали его за слугу.
Владыка Гавриил был пылким защитником грузинского языка. Он откровенно и бесстрашно боролся со всеми, кто ущемлял права его родного языка. Гавриил считал, что именно язык является "основным элементом индивидуальности народа" и что любой народ, лишившись родного языка, лишен индивидуальности и традиций. Такое настроение владыки часто сталкивало его с русским экзархом Евсевием и стяжало святителю репутацию "неблагонадежного" у властей.
С другой стороны, у святителя находилось немало недоброжелателей среди грузин. Он получал письма с обвинениями в неправедности, несправедливости, безнравственности, амбициях, и распродаже церковного достояния. В 1885 году был убит его секретарь, известный публицист Евстафий Мчедлидзе (Бослевели). Письма с угрозой получил и владыка. В то время он решил-было покинуть Грузию, но все же остался. Впослдствии он писал: "Моей душевной слабостью было то, что испугался. Но не только за себя я боялся, ибо я уже стар, и жить осталось недолго. Если бы меня убили, какой позор пал бы на весь народ, предавший своего пастыря".
В последние годы у владыки Гавриила началась сильная внутренняя брань, часто мучили его страшные видения - враг рода человеческого начал последнюю битву, дабы духовно победить физически ослабшего старца. За день до кончины владыка непрестанно повторял молитву: "Боже, милостив будь ко мне грешному". Замечательно его посмертное распоряжение, облагодетельствовавшее многие церковно-просветительские общества и учреждения в Кутаиси - все свои сбережения он распределил с благотворительной целью. Скончался он 25 января 1896 года со словами: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Необыкновенно суровая зима свирепствовала в том году в Западной Грузии. Дороги были завалены снегом и невозможно было перевезти усопшего из Кутаиси в Гелати. Стали ждать погоды, а до тех пор тело владыки Гавриила упокоили в Кутаисском соборном храме.
46 дней прощалась вся Грузия с епископом Гавриилом и за все это время тление не коснулось усопшего. Было опубликовано прощальное обращение епископа Гавриила, в котором владыка давал отпущение грехов всей пастве и сам просил последнего прощения у всех. Погребен он был в Гелатском монастыре. Его погребение было великим духовным торжеством; собралось до 3000 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии.
(Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси)
Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Александром (Окропиридзе) "вторым апостолом Абхазии".
Мученик Авксентий Константинопольский
Родился в 1690 году в области Веллас, Эпир в благочестивой семье. В юности отправился в Константинополь осваивать скорняжное дело, однако вскоре оставил это ремесло и записался во флот на службу к султану.
Во время одной из пирушек матросы-турки в насмешку стали утверждать, что он стал мусульманином; Авксентий ушел с корабля и нанялся лодочником. Раскаявшись в своих грехах, Авксентий загорелся желанием пострадать за Христа, о чем поведал синкеллу Великой церкви Григорию Ксиропотамскому. Через некоторое время Авксентий был опознан оклеветавшими его турками и отведен в суд как отступник от ислама; он остался тверд в вере, за что был заточен в темницу, где его навещал синкелл Григорий. На очередной вопрос судьи Авксентий отвечал: «Христианином я рожден, христианином и умру». Тогда ему был вынесен окончательный приговор.
Казнен турками 25 января 1720 г. Его глава хранится в афонском монастыре Ксиропотам.