Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Прор. Наума.
Прав. Филарета Милостивого; мч. Анании Персиянина; свт. Порфирия, архиеп. Антиохийского (413); святителя Элигия, епископа Нуайонского (ок. 660); прп. Антония Нового, Киосского (ок. 864; Греч.); свт. Илии, в схиме Иоанна, архиеп. Новгородского (1186), обретение мощей; прп. Наума Радонежского (XIV в.); правв. Димитрия Трисхалея и Каллиники.
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Наум
Святой пророк Наум - седьмой (по порядку Священных Книг) из двенадцати малых пророков. Сам он называл себя Елкосеянином. Происходил из колена Симеонова, из селения Елкес или Елкош. По свидетельству блаженного Иеронима, Елкош - небольшое селение в Галилее, остатки которого он лично осматривал. Вероятно, после ассирийского нашествия святой Наум переселился в Иудею и пророчествовал там в 700-х годах до Рождества Христова. Он был современником пророка Исайи (VIII в. до Рождества Христова).
Главное содержание книги святого Наума - это пророчество о падении и погибели Ниневии - столицы Ассирийского царства - угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак».
Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. "Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания». «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство».
Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара - ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско. Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать».
Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет.
Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их». Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать, как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение вoзвeceлятся и восплещут руками, ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости.
Не одним только предсказанием о гибели Ниневии ободряет пророк. Блаженный Феодорит замечает: «... есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Взыде вдыхаяй в лице твое», ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, дунул на апостолов и глагола: приимите Дух Святый. Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириан, в Книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную».
Слова пророка: «Вот... стопы благовестника, возвещающего мир» - святой апостол Павел относит к новозаветным благовестникам мира. Подтверждением пророчества является то, что в наше время последователи Самого Господа мира вместе со всеми людьми осуществляют благословенное миротворческое делание во имя сохранения мира и самой жизни на Земле.
Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющего всю вселенную, предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии. По преданию, пророк Наум скончался 45-ти лет от роду и погребен в своем отечестве.
Тропарь пророка Наума
глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Наума
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем,// пророче блаженне, Науме славне.
Молитва святому пророку Науму
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Праведный Филарет Милостивый
Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.
Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.
Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".
И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.
В то время императрица Ирина искала невесту для сына - будущего соправителя Константина VI и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Филарет со всей семьей отправился в Константинополь, где в 788 г. и был совершен брак Марии с Константином. Прав. Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.
Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов".
Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.
Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда в Константинополе.
Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.
После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.
(монастырь Агиа Лавра, Калаврита, Пелопоннес, Греция)
Честная глава праведного Филарета Милостивого хранится в монастыре Агиа Лавра в Греции.
(Агиа Лавра, честные главы святых Алексия человека Божия и Филарета Милостивого)
Тропарь праведного Филарета Милостивого
глас 4
Аврааму в вере подражая,/ Иову же в терпении последуя,/ отче Филарете,/ благая земли разделял еси неимущим/ и лишение сих терпел еси мужественне./ Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник,Христос Бог наш,/ Егоже моли спастися душам нашим.
Ин тропарь праведного Филарета Милостивого
глас 8
В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне,/ и в заповедех Господних совершение пожил,/ нищих возлюбил и сих удоволил еси,/ но молися Христу Богу, блаженне,/ спастися душам нашим.
Кондак праведного Филарета Милостивого
глас 3
Истинно всеизрядная твоя купля зрится/ и мудрою быти судится всеми благомудрствующими:/ отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и вечных./ Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.
О нашем путешествии в Агиа Лавру и о том, как нам посчастливилось побывать у святых мощей (Честной Главы) прав. Филарета Милостивого, можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/326579.html Молитва святому праведному Филарету Милостивому
О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!
Мученик Анания Персиянин
Уроженец Арбелы (ныне Эрбиль, Ирак) в Персии, мирянин, он прославился добродетелями и крепостью веры. Претерпев мучения, святой Анания не отрёкся от веры и был казнён. По преданию, перед смертью он воскликнул:
«Творите молитвы Богу, ибо вижу лествицу, ведущую с небес на землю, и ангелов, иже глаголют мне: «Иди с нами, и введем тебя во град, исполненный света и радости»».
Время мученичества неизвестно.
Почитание
Краткое житие находится в составе Минология Василия II, Петрова Пролога XI века и ряде других синаксарей. Память Анании указывается преимущественно в календарях Константинопольского происхождения: Типиконе Великой церкви IX-X веков и месяцесловах греческих Евангелий.
Краткое житие святого Анании было переведено в 1-й половине XII века на Руси и включено в состав русского нестишного Пролога, а впоследствии помещено в Великих Минеях Четьих. В других видах русских и славянских календарей его память крайне редка: упоминается в болгарской Драгановой Минее конца XIII века и русском Румянцевском Обиходнике 1-й половины XIV века.
В печатной Минее, употребляемой ныне греческих Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анании. Сцена мученичества святого представлена в Минологии Василия II.
Святитель Элигий, епископ Нуайонский
Элигий (Eligius) или Элуа (Eloy) родился около Лиможа в конце шестого столетия. В детстве он был столь искусен в ручном труде, что отец решил его отдать в учение серебрянных дел мастеру из Лиможа. Через несколько лет он не имел себе равных в искусстве обработки металлов. Его благочестие и достоинства оценивались куда больше, чем его таланты; его откровенностью, благоразумием, мягкостью и милосердием восхищались все.
Король Франции Хлотарь II, узнав о Элигии, послал за ним, и приказал ему сделать золотой трон, украшенный драгоценными камнями. Для той цели король выделил большое количество золота и драгоценных камней, и из данных им материалов Элигий изготовил не один, а два великолепных трона. Потрясенный редкой честностью мастера и способностями, также как и покоряющей красотой его работы, король назначил его королевским ювелиром для всего королевства, и держал его при своем дворе. До этих пор Святой любил жить в роскоши, но теперь, тронутый особой благодатью, он стал жить посреди богатства как бедный ученик Иисуса Христа. Его самое большое удовольствие должно было делать красивые раки для святых. Но лучше всего изо всех он любил бедных, и сокровища, которые перешли из его рук в руки нищего, едва можно было сосчитать. Когда незнакомцы спрашивали, как увидеть его, им говорили, чтобы они шли на некоторую улицу и остановились у дома, перед которым стояла в ожидании толпа нищих. Это был бы его дом. Он омыл бы им ноги, обслужил бы их своими собственными руками, занял бы сам последнее место за столом и ел бы только остатки. Когда у Элигия не было больше денег, он отдавал свои украшения, свой пояс, свой плащ и свои ботинки.
Дружба Святого с королем Дагобертом, преемником Хлотаря II, стала легендарной. Однажды Элигий пришел к королю и сказал ему: “Мой принц, я пришел, чтобы просить Вашего покровительства: дайте мне земли в Солиньяк (Solignac), что я смог сделать лестницу, по которой мы, Вы и я, сможем оба подниматься к небесам”. Король охотно согласился, и Святой построил монастырь. Ни один из них не стал монахом, но Святой Элигий любил посещать верующих и проводить время от времени по нескольку дней с ними, будучи поучаем их праведности.
Святой Элигий был, наконец, обязан принять епископский сан в Нуайоне (Noyon). Его жизнь как епископа была продолжением его добрых дел. Он обладал даром чудотворения - изгонял демонов, вылечивал больных простым словом или прикосновением своей руки. По специальному наитию Божию он находил тела святых, давно почитаемых, чьи места погребения были неизвестны. Именно он нашел святые мощи Святого Квентана (Quentin), прославленного мученика, мощи Святого Пиата (Piat) в Секлане (Seclin) и Святого Люциана (Lucian) в Бовэ (Beauvais). Для всех их он сделал красивые раки. Он умер в 665 году, оплакиваемый всеми.
Почитается также у католиков.
Преподобный Антоний Новый Киосский
Память 11 ноября (Греч.), 1 декабря (Греч.)
Родился около 785 года в Палестине, недалеко от Иерусалима, и был наречен при крещении Иоанном.
Некий отшельник предсказал ему, что он будет управлять многи
ми городами Византии, а затем сам станет отшельником.
После смерти матери Иоанн с братом переселился в Атталию.
Император Михаил II назначил его управителем фемы Кивирриотов. Иоанн участвовал в подавлении мятежа Фомы Славянина.
В возрасте 40 лет принял постриг с именем Антоний. После долгих скитаний святой поселился на горе Олимп в Вифинии.
Прожив многие годы отшельником, он поступил в общежительный монастырь в Киосе (Вифиния). Настоятель подвергал Антония суровым испытаниям и поручал самую тяжкую работу, которую он послушно исполнял.
Через некоторое время Антоний вернулся на Олимп, а затем был послан своим духовным наставником в Константинополь. 7 лет Антоний прожил в полном уединении и прославился чудесами и исцелениями, например вылечил брата императрицы Феодоры Петрону, после чего стал его духовным отцом. Антоний предсказал Петроне, что тот одержит выдающуюся победу над арабами, и тот в 863 году в битве при Посонте действительно разбил неприятеля и вернулся в столицу с триумфом.
Вскоре святой тяжело заболел и около 864 года умер.
Есть другой преподобный отец с тем же именем Прп. Антоний Новый, Веррийский (не позд. XIV), память 17 января (ст.ст.) (Греч.).
Святитель Иоанн Новгородский, архиепископ, обретение мощей
Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/658934.html Преподобный Наум Радонежский
Память 1 декабря и в Соборе Радонежских святых
Был в числе первых кто, оставив мирские пристрастия, пришёл в леса под Радонежем к авве Сергию, славу о богоугодной жизни которого разносила людская молва. Однако жизнь святого, вероятно, была столь скромна и неприметна для окружающих, что пришедший в обитель несколько позднее списатель жития преподобного Сергия не упоминает его имени среди прочих учеников. Ничего не сообщает о нем и Никоновская летопись.
О святом Науме стало известно благодаря дивному явлению преподобного Сергия преподобному Иринарху пономарю во времена осады польскими войсками Троицкой обители в начале XVII века. Согласно повествованию келаря Троицкой обители Авраамия (Палицына), в один из самых трудных дней обороны монастыря, когда обитель не могла оповестить о Москву своём положении, святой Сергий явился пономарю Иринарху и сказал что послал в Москву трёх своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума. Пленный поляк подтвердил, что осаждающие видели трёх старцев-всадников, но не смогли угнаться за их с виду неказистыми конями. В осаждённой Москве в тот день также увидели старца с двенадцатью возами хлеба, державшего путь к Богоявленскому монастырю, где тогда было подворье Троицкой обители. Когда слух о старцах из обители преподобного Сергия распространился по столице, к Богоявленскому монастырю стало стекаться много народа, но там никто не видел прибывших. Когда же в монастыре оказалось вдруг большое изобилие хлеба, тогда все воздали хвалу Богу, творящему чудеса через Своих угодников.
Святитель Порфирий, архиепископ Антиохийский
Взошёл на Антиохийский архиепископский престол в 404 году, по кончине святителя Флавиана. Был поставлен противниками святого Иоанна Златоуста и скомпрометировал себя выступлениями против него. Сторонники Златоуста отделились от него, и Порфирий держался на престоле лишь с помощью императорской власти. Скончался около 414 года.
В наиболее подробном на начало XXI века источнике об архиепископе Порфирии автор - Палладий, страстный сторонник Златоуста и враг Порфирия - выставляет последнего как умного но низкого интригана и льстеца, гонителя Златоуста и противника своего предшественника, Флавиана. При этом, по свидетельству блаженного Феодорита Киррского, Порфирий "оставил после себя" в Антиохии "много памятников своей доброты и исключительного благоразумия". В своём письме к Диоскору, Феодорит называет Порфирия "блаженно- и свято-памятным, украшенным сияющим житием и знакомством с Божественными учениями". Церковь чтит архиепископа Порфирия в лике святителей.
Праведные Димитрий Трисхалей и Каллиника
Обстоятельства жизни и смерти этих святых неизвестны.