Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV); мчч. Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 1104 воинов (311-312).
Прп. Архиппа Херотопского (в Хонех) (IV); мч. Ромила Римского и с ним многих других (107-115); сщмч. Кирилла, епископа Гортинского (III-IV); мч. Кириака, сщмчч. Фавста, Авива, диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250); прп. Давида Ермопольского (VI); прп. Беги Камберлендской, игум. (681; Кельт. и Брит.); свт. Михаила, еп. Юрьевского (не ранее 1073) и прп. Лазаря, еп. Переяславского (1117; Киев.).
Сщмч. Димитрия Спасского, пресвитера (1918); сщмчч. Константина Богословского, Иоанна Павловского и Всеволода Потемкинского, пресвитеров (1937).
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 16 сентября).
Икон Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати); Киево-Братская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
Преподобный Архипп Херотопский
Архипп, сын благочестивых христиан из города Иераполя, в возрасте 10 лет пришел на поклонение в храм Святого Архистратига Михаила и остался при храме навсегда исполнять пономарское служение. Он вел суровый, аскетический образ жизни, пребывая постоянно в посте и молитвах; многих язычников, приходивших ко святому источнику, он убедил принять святое крещение, оставить языческое нечестие, обратившись к Единому Истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу. Упорные язычники во главе с идольскими жрецами неоднократно покушались убить святого Архиппа, но Господь каждый раз спасал его из их рук. Наконец, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить и Архиппа, затопив местность, где стоял храм и где истекал целебный источник. Видя приготовления к этому злодеянию, святой Архипп твердо решил не покидать святое место и усердно молился Богу и Архистратигу Михаилу о сохранении храма и источника. Господь услышал его молитву, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV).
Чудесно избавленный от смерти, святой Архипп прожил неотлучно при храме до маститой старости и мирно скончался 70-ти лет от роду. Христиане похоронили святого в Хонех, на месте его подвигов.
Преподобная Бега (Bèges, Bées, Végue, Vée), отшельница, игумения
Дева и отшельница из Ирландии, подвизалась на севере Англии. В юности покинула родную Ирландию, чтобы избежать брака с одним из вождей викингов, к которому ее понуждали. Судно, на котором она плыла, потерпело кораблекрушение, но святая Бега выжила и была выброшена волнами на берег в местности к югу от Уайтхэйвена, где и стала вести жизнь отшельницы.
Святая основала в этом месте женский монастырь, просуществовавший много веков. И до наших дней сохранилась большая часть его. Это место сейчас называется Сент-Бис-Хед (в честь святой Беги), в Камберленде, в графстве Камбрия. Деревня Килбис в Шотландии также была названа в честь святой Беги.
Иногда ее отождествляют с Бегой Хакнесской и св. Хье.
Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и и с ними 1104 воинов
Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина приняли мученическую смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии, преемнике императора Диоклитиана.
Святой Евдоксий занимал высокую должность военачальника в императорских войсках. Он был христианин, так же как и его друг святой Зинон и его домоправитель Макарий. После издания императором Диоклитианом эдикта о предании смерти христиан, отказавшихся принести жертву идолам, многие, в том числе знатные люди и сановники, бежали в разные страны со своими семьями, чтобы избежать мучений и смерти. Тогда и святой Евдоксий со своей супругой святой Василиссой и всей своей семьей оставил высокую должность, бросил имущество и скрылся в пределах Мелитины Армянской.
Правитель Мелитины послал воинов разыскивать Евдоксия. Встретив самого Евдоксия, одетого в бедную одежду, и не узнав его, воины стали расспрашивать о местонахождении военачальника Евдоксия. Не открывая себя, святой пригласил воинов в свой дом, накормил их и предоставил им ночлег. Встречу свою с воинами святой Евдоксий расценил как призыв от Господа на мученический подвиг. Утром он открыл своим гостям, что он и есть тот, кого они ищут. Благодарные за гостеприимство воины предлагали скрыть от начальства, что им удалось найти святого Евдоксия. Однако он сам не согласился на это. Сделав все распоряжения по дому, он объяснил своей супруге, что его не следует оплакивать, а наоборот, день его мученической смерти надо отмечать как праздник. Надев на себя воинскую одежду, он ушел с воинами к правителю. Святая Василисса и его друзья - святые Зинон и Макарий - следовали за святым Евдоксием.
Правитель пытался уговорить святого Евдоксия принести жертву идолам и этим сохранить себе жизнь, высокое положение и имущество. Святой Евдоксий твердо отказался от всего, обличив безумие тех, кто поклоняется бездушным идолам. Воинский пояс - знак его начальнической власти, - он снял с себя сам и бросил в лицо правителю. Находившиеся при этом воины, тайные христиане, сделали то же, а их было более тысячи человек. Смущенный правитель запросил императора, как ему поступить, и получил приказание: начальников пытать, а прочих отпустить. После длительных истязаний святого мученика Евдоксия повели на казнь. Следуя за мужем, святая Василисса плакала, плакал и друг мученика святой Зинон. Тогда святой Евдоксий опять убеждал жену не плакать, а радоваться, что он удостоился мученического венца, и просил ее похоронить его тело в месте, называемом Амимна. Плачущему Зинону святой Евдоксий предсказал, что они в одно время предстанут в Царствии Небесном. Воодушевленный этими словами, Зинон громко исповедал себя христианином, за что немедленно был приговорен к смерти.
Святая Василисса беспрепятственно забрала тело своего мужа и похоронила его там, где он ей заповедал. За это святую схватили и привели к правителю; стремясь разделить участь своего мужа, она без всякого страха обличала и правителя, и его ложных богов - идолов. Однако правитель понял ее намерение, не стал ее мучить и прогнал от себя. Уходя, святая сказала ему, что Бог видит ее желание пострадать за свою веру и примет это желание как исполненный подвиг.
Через 7 дней святой Евдоксий явился своей жене в видении и велел передать своему другу и домоправителю Макарию, что он со святым Зиноном ожидает прихода к ним Макария. Последний немедленно пошел к правителю, исповедал себя христианином, был приговорен к смерти и обезглавлен. Многие христиане также приняли в это время мученическую смерть (+ 311 - 312).
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Мученик Ромил Римский
Святой Ромил жил в царствование императора Траяна1 и был первым вельможею во всем царском доме.
Случилось, что Траян, находясь со множеством своего войска в восточных странах, для покорения себе иверов, савроматов, арабов и других народов2, вздумал пересчитать своих воинов, и нашел среди воинских полков одиннадцать тысяч человек, исповедовавших Христа и отвергавших поклонение идолам. Всех их Траян с позором отослал в Армению, надеясь, что это заставит их отречься от Христа и принести жертвы идолам, и они снова вернутся в свое воинское звание и получат прежнюю воинскую честь.
Тогда Ромил, как военачальник, пришел к царю и укорял его в безбожии и безрассудстве, в том, что он, вышедши на войну, сам уменьшает свое войско; себя же Ромил исповедовал христианином, готовым умереть за имя Иисуса Христа, Господа своего.
Траян сильно разгневался на святого, повелел его жестоко бить и осудил на смерть. Тогда же усечена была честная глава святого мученика3. Посланные в заточение христиане также были умерщвлены разными способами: девять тысяч из них были распяты в пустыне около горы Арарат в Армении, остальные же умерли в других мучениях.
_________________________
Примечания:
1 Траян - римский император, царствовал с 98 по 117 г. по Р.Х. Один из лучших римских императоров. Однако и он преследовал христиан и издал два закона, немало повлиявшие на начало открытых гонений на христиан: один из них запрещал всякие тайные собрания, вторым - узаконялось предавать казни все, оказавших упорное нежелание принести жертву языческим богам, по причине исповедания христианской веры.
2 Иверы - нынешние грузины. Савроматы или сарматы жили по соседству с иверами от Кавказа и Каспийского моря и далее на восток; арабы - на Аравийском полуострове.
3 Блаженная кончина святого мученика последовала около 107 года или 115 года, в то время когда император Траян находился со своими войсками на востоке.
Святитель Михаил, епископ Юрьевский, Порожский и Каневский
Память 6 сентября (Киев) и в Собор Зверинецких преподобных (Киев)
Отождествляется с третьим игуменом Зверинецкого монастыря в Киеве. В 1071 и 1073 годах упоминается епископом Юрьевским.
Святитель Лазарь, епископ Переяславский
Память 6 сентября и в Соборе Зверинецких преподобных и преподобномучеников
По сообщению "Повести временных лет", в 1072 году Лазарь был настоятелем Борисоглебского храма в Вышгороде.
В 1088 году - игумен Киевского Выдубицкого Михайловского монастыря.
12 ноября 1105 года хиротонисан во епископа Переяславля Южного митрополитом Киевским Никифором I.
Скончался 6 сентября 1117 года.
Труды
Сказание о Борисе и Глебе // Воронин Н. Н. "Анонимное" сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // Труды Отдела древнерусской литературы. - 1957. - Т. 13, с. 11-56.
Предполагаемый автор Сказания о Борисе и Глебе и Сказания о чудесах этих святых. На основании анализа этих произведений Н. Н. Воронин предположил, что составителем двух названных памятников был Лазарь, начавший работу над Сказанием по поручению Владимира Мономаха после торжеств в мае 1115 года в связи с освящением церкви Бориса и Глеба в Вышгороде.
Священномученик Димитрий Спасский, пресвитер
Память 6 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 21 января 1877 года в селе Койгородок Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье священника Вассиана Дмитриевича Спасского. Брат Дмитрия, Яков, тоже впоследствии стал священником. Детские годы его прошли в с. Небдино Вологодской губернии.
В 1901 году окончил Вологодскую духовную семинарию.
20 июня 1901 г. определен псаломщиком к Троицкому собору г. Усть-Сысольска.
Работал учителем в школах Усть-Сысольского уезда: с 1 ноября 1901 г. при земском училище дер. Чит, с 20 ноября 1901 г. при одноклассной церковноприходской школе мест. Кочпон, с 1 января 1903 г. при второклассной школе с. Деревянск.
25 сентября 1908 г. рукоположен во диакона Великоустюжским еп. Алексием (Бельковским), 26 сентября рукоположен во иерея тем же преосвященным, к Спасской церкви с. Усть-Нем Усть-Сысольского уезда.
С 1 ноября 1908 г. - законоучитель в школах сел Усть-Нем и Парч.
С 24 февраля 1909 г. - депутат по делам следственным и хозяйственным 5-го благочинного округа. С 1 июля 1909 г. состоял председателем приходского попечительства Спасской церкви.
Пользовался любовью и уважением прихожан. Под его руководством в с. Усть-Нем был выстроен большой 5-купольный Троицкий храм.
Был женат на Анне Ивановне (урожденной Покровской). Мать Анны, Елена Ивановна Покровская, была дочерью священника о. Иоанна Попова из с.Зеленец. В семье о. Димитрия было четверо маленьких детей. Старшей - Галине в 1918 г. было 8 лет, Антонине - 7 лет, Таисии - 5 лет, а младший - Георгий - только родился.
15 сентября 1918 г. в село прибыл на пароходе карательный отряд красноармейцев во главе с М.М.Мандельбаумом, посланный Усть-Сысольской ЧК и поднимавшийся по Вычегде на пароходе с названием "Доброжелатель" из Усть-Сысольска в с.Троице-Печорск.
Из воспоминаний дочери о.Димитрия Галины:
"Отряд Мандельбаума остановился в Усть-Нем... Весь день тут и там раздавались выстрелы, крики..., пьяные бандиты врывались в дома, искали, что поценней, и, не находя, брали, что попало... Отец, всегда такой веселый, весь день хмурый ходил по дому. А к вечеру он, как обычно, отправился в церковь... Потом жители села рассказывали, что никогда не видели о.Димитрия таким просветленным. Он прочел после богослужения проповедь на зырянском языке (люди это очень любили, они ходили часто в церковь послушать о.Димитрия, что он им сегодня скажет, как им дальше жить). Так было и в тот день в храме, молча слушали его прихожане. В тот день он был особенно красноречив: сказал, что бесчинствам этим будет положен конец. Бог всем воздаст по заслугам. Под конец проповеди застучали в церкви кованые сапоги, несколько солдат из отряда Мандельбаума вошли в Божий храм. Они были не коми и не понимали, о чем говорил о.Димитрий. Но не стесняясь, подошли к нему и приказали сказать народу, что пришла Советская власть, и если они не будут подчиняться, то будет плохо. Отец ничего им не ответил. Молча собрался и вышел из церкви. Домой он пришел темнее тучи. Только зашел в дом, снял подрясник, как в дверь постучали и, не дождавшись, когда им откроют, ворвались в дом несколько вооруженных солдат. Главный из них, несмотря на поздний час и что тут дети спят, громко приказал: "Одевайся, поп!" Другие стали все кругом переворачивать Перевернули весь дом. Ничего, конечно, не нашли, и, еще больше озверев, закричали отцу, чтоб поторапливался... Мама бросилась к отцу: "На кого ты нас оставляешь!" "Бог вас не оставит", - были его последние слова. А на следующий день пришли к нам и велели освободить дом, все имущество велено было оставить в доме... Мать, в чем была, собрала нас, четверых, и вышли на улицу, не зная, куда пойдем. Спасибо добрым людям, не оставили нас в беде, приютили нас".
Отец Димитрий был доставлен на пароход. Местные крестьяне рассказывали: "Они [красноармейцы] все время били его нагайками. И, пока везли на пароходе, все время били его за то, что он не отрекся от веры Христовой, а их называл слугами сатаны". Прямо на пароходе состоялось заседание членов Усть-Сысольской ЧК, приговорившее о. Димитрия к расстрелу.
Пароход остановили под утро 19 сентября 1918 года, на безлюдном месте. У зимовки Подора, что в 26 км от с. Помоздина, на опушке леса красноармейцы заставили священника вырыть себе могилу, после чего расстреляли. Крестьяне рассказывали: "... и велели батюшке выкопать себе могилу. Да, видать, не глубоко смог он выкопать... Когда расстреляли его и забросали песком яму, дождь, ливший целый день, размыл песок, и кисть руки его торчала из могилы..."
Через три дня после расстрела матушка Анна с жителями сел Вольдино и Помоздино на одноколке перевезла тело мужа в с.Помоздино, и о.Дмитрий был похоронен на местном кладбище. Отпевание совершил настоятель Помоздинской Богородице-Рождественской церкви о. Алексий Тюрнин (впоследствии расстрелянный). На могиле установили крест, только на кресте побоялись написать его имя. Могила священника почиталась местными жителями.
На том месте впоследствии построили здание райисполкома, занявшее территорию старого кладбища в центре села. В настоящее время на месте могилы священника находится здание школы, около которой стоит поминальный крест.
6 октября 2001 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В честь священномученика Дмитрия Спасского в 2011 году в селе Помоздино, где он служил, была построена деревянная церковь.
В июле того же года ее освятил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим .
(Церковь Димитрия Спасского, Помоздино, Усть-Куломский район, Республика Коми)
Огромную поддержку в строительстве церкви оказал и внук самого Дмитрия Спасского Феликс Карманов. Строителей церкви Дмитрия Спасского было не так много, но они работали практически без выходных.
После открытия церкви в ней проходят в день памяти мученика Димитровские чтения. Все их участники обязательно посещают место казни Дмитрия Спасского, которое находится на берегу небольшой лесной речушки в тайге.
Священномученик Всеволод Потемкинский, пресвитер
Память 6 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 30 марта 1870 года в с. Ляменье Никольского уезда Вологодской губернии в семье псаломщика Ляменьской Благовещенской церкви.
В 1890 году окончил 3 класса Вологодскую духовную семинарию.
21 ноября 1890 г. был рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Иоанникием (Казанским), определен к Крестовоздвиженской церкви с. Симоноволом.
В 1891-1900 гг. был учителем Симоноволомской народной начальной школы.
17 апреля 1900 года по прошению переведен к Введенской церкви с.Халед (Халез?) Никольского уезда Вологодской губернии, затем переведен в Никольскую церковь с. Семуково Яренского уезда Вологодской губернии.
3 июня 1903 г. рукоположен во священника епископом Вологодским Алексием (Соболевым).
С 1903 г. - законоучитель Семуковской церковно-приходской школы, с 1906 г. - член попечительского совета, с 1910 г. - законоучитель Кырсинского земского начального училища.
Имел большую библиотеку, в т. ч. много книг по агрономии, открыл в своем селе школу, где преподавал по собственным учебникам; пользовался авторитетом у прихожан, которые несколько раз защищали его от ареста.
В 1928 году был арестован, лишен избирательных прав, но в том же году продолжил священническое служение.
В 1934 и 1936 годах также был судим. Был выселен с семьей из дома.
На церковь были наложены непосильные налоги. Зимой 1937 г. Семуковская Никольская церковь была закрыта, в здании хотели открыть клуб, неоднократно пытались уничтожить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты чудесным образом появлялись вновь. О.Всеволод протестовал против закрытия церкви.
7 августа 1937 года был арестован (был обманом вызван якобы на крестины) и заключен в тюрьму НКВД г. Сыктывкара. Обвинялся в том, что он
"реакционно настроенный тихоновец, участвует в к/р сборищах, ведет активную а/с агитацию, выражающуюся в протестах против закрытия церкви, против сборов денег на уплату налога с церкви... систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий сов. власти. В июне месяце 1937 г. распространял провокационные слухи о войне и падении сов. власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуры из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур".
Следствие было проведено с грубейшими нарушениями: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено. Священник виновным себя не признал.
16 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 19 сентября 1937 года в окрестностях г. Сыктывкара.
7 декабря 1988 года был реабилитирован Президиумом Верховного Суда по 1937 году репрессий.
6 октября 2001 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Подробнее о Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете почитать тут:
http://newmartyros.ru/calendar/09-19 Икона Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени - I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Еще одно наименование иконы - «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц - символов девства - изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
Икона Богородицы Киево-Братская
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.
Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.
Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери совершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.
К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.
(Киевский Покровский женский монастырь)
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской
О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.
Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.
Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.
Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.
Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.
Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.
Да и в храме сем и обители сей, паче же в душах и сердцах наших, прославим Тя, Ходатаицу и Молитвенницу за род наш, и Тобою славу возслем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.