Продолжение…
Преподобный Савва Стромынский, игумен
(Преподобный Савва Стромынский, игумен, роспись Братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры)
Память 20 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых
Был учеником преподобного Сергия Радонежского, вместе с преподобным Леонтием основал Стромынский монастырь.
С 1381 г. был игуменом основанной обители.
Скончался 20 июля 1392 года. Погребен в деревянной часовне Стромынского монастыря.
К сожалению, подробности его жизни остались неизвестными, письменное жизнеописание не сохранилось. Известен лишь день его кончины - 20 июля, а год в поздних книгах указывается обычно - 1392-й, когда умер и его учитель, прп. Сергий Радонежский, но на чем основан выбор этой даты, непонятно. Прп. Савва по традиции изображается на иконах глубоким стариком. То, что он скончался в старости, подтвердило позднее изучение его мощей. Если год смерти указывается верно, то прп.
Савва по возрасту был примерно ровесником самому преподобному Сергию, и, может быть, входил в число самых первых его спостников.
В 1870 г. стромынские прихожане возвели над захоронением прп. Саввы кирпичную часовню, сохранившуюся до нашего времени. В стену часовни была вмонтирована плита с могилы подвижника, она указывала место, под которым лежали его останки. В послереволюционные годы часовня была разграблена и пришла в запустение. Близость речки и легко пропускающая влагу песчаная почва явились причинами того, что ее здание сильно отсырело.
(Преподобный Савва Стромынский, фреска Троице-Сергиевской Лавры, 1684 год)
4 сентября 1996 года в часовне, под наблюдением комиссии духовенства, были произведены раскопки, и на глубине двух с половиной метров от пола были найдены останки прп. Саввы, лежавшие в истлевшей деревянной колоде. Уже говорилось о том, что почва под зданием очень сырая. Удивительно, как в этих условиях сохранились не только кости скелета, но и фрагменты плоти (кожи), а также уцелели калиги - маленькие кожаные сапожки, в которых был погребен преподобный. В первое время эти калиги были выставлены в Стромынской церкви в специальном киоте, но теперь их уже нет… Мощи старца были первоначально положены в деревянную раку, а через полтора года она была заменена более роскошной позолоченной.
Мученик Антиох Солцийский (Сардинский) (лат. Antiochus)
Память зап. 13 ноября, 13 декабря, 20 июля (перенесение мощей)
Был врачом; при имп. Адриане (117-138) сослан на остров Сардиния, откуда переселился на небольшой остров Солци (Solci, Sulci; совр. Сант-Антиоко) вблизи берегов Сардинии. Жил в пещере и проповедовал Христианство, за что был арестован и должен был быть препровожден в Кальяри, но неожиданно умер.
Его мощи были обретены в 1615 г. и перенесены сначала в кафедральный собор в г. Иглезиас, а затем в собор в Кальяри.
Некоторые исследователи отождествляют его с мч. Антиохом Севастийским.
Исповедник Илия I, патриарх Иерусалимский
Родом араб, Илия получил образование в одном из Египетских монастырей. Как сторонник Халкидонского Собора, он был изгнан из Египта монофизитским патриархом Александрийским Тимофеем II в 457 году.
Прибыв в Палестину, Илия основал лавру в Иерихоне и вскорости был рукоположен во священника патриархом Иерусалимским Анастасием.
После кончины в 494 году патриарха Саллюстия, Илия был поставлен патриархом Иерусалимским. При нём было основано много новых монастырей в пределах его Патриархата, начата постройка "Нового храма" (Elina, Nea) в Иерусалиме.
Святитель Илия признавал патриархом Константинопольским Евфимия, но не признал наследника его, Македония. Отстаивая халкидонские определения, патриарх Илия вместе с Антиохийским патриархом Флавианом встал против попыток императора Анастасия I упразднить халкидонские решения.
Около 509 года, Иерапольский епископ-монофизит Ксенай попытался склонить патриарха Илию признать монофизитское вероопределение. Император также велел святителю Илии собрать Собор для осуждения халкидонских решений. Исповедник Илия отказался и послал к императору свое исповедание, православно державшееся Халкидонского Собора и отмежевавшееся от прочих учений. Однако, это послание было вверено для доставки монахам, оказавшимся последователями монофизита Диоскора. По пути они изменили текст, включив туда анафему православному учению о двух природах Христа. Узнав о подлоге, патриарх Илия вновь послал свое подлинное исповедание.
На Сидонском Соборе в 512 году патриарха Илию призвали осудить халкидонское учение о Христе и высказаться за монофизитство. Если он откажется, противники намеревались низложить его вместе с исповедником Флавианом Антиохийским. Однако, во многом благодаря усилиям патриарха Илии, большинство епископов-соборян отказались осуждать халкидонское исповедание. После этого патриарх Илия направил посольство во главе с Саввой Константинопольским для защиты халкидонского определения в Иерусалим.
Тогда монофизиты обвинили исповедников Илию и Флавиана в несторианстве и склонили императора Анастасия I отправить их в ссылку. Вначале изгнали Флавиана, с чьим наследником, Севиром, Илия прервал общение. Затем, когда Палестинский наместник Олимп поставил перед патриархом выбор - подписать монофизитскую формулу или быть низложенным, - исповедник Илия выбрал последнее.
После низложения в 516 году император Анастасий I отправил исповедника в ссылку в Аилу (Aila, Eilath) близ Акабы (Aqaba) в Иордане на Красном Море. Кончина святителя Илии последовала в ссылке, в 518 году.
Святитель Флавиан II ((греч. Πατριάρχης Φλαβιανός), епископ б. Антиохийский
В его время в Восточной Церкви шла ожесточенная борьба между несторианами и евтихианами, и авторитет решений Халкидонского собора подвергался сомнению. Император Анастасий I благоприятствовал евтихианам, но Флавиан, сделавшись епископом, стал высказываться против них.
Епископ Филоксен Иерапольский обвинил его в потворстве несторианам. Флавиан предал анафеме Нестория и его учение. Филоксен предъявил новые требования: Флавиан должен был предать анафеме Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестского и Феодорита Киррского и отвергнуть решения Халкидонского собора. Флавиан исполнил первое требование, но не согласился на второе. Тогда некоторые церкви в Малой Азии отказались от общения с Антиохийской Церковью.
При нем состоялся Антиохийский Собор 508-509 года, осудивший сочинения Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского и принявший "Энотикон" с исключением упоминаний Халкидонского Собора. Споры монашеских партий вокруг "Энотикона" вызвали уличные беспорядки в Антиохии.
В 510 году собрался собор в Сидоне, проклявший Халкидонский собор и низложивший его защитников. Вслед за тем в Антиохию явилась толпа монахов с громкими проклятиями против еп. Флавиана. За святителя вступились население Антиохии и другая толпа монахов, пришедших из Койлесирии. Произошла бурная потасовка. Император воспользовался этим случаем, чтобы сместить еп. Флавиана, который был удален в Петру, в Аравии, и там умер около 518 года.
Был канонизирован Восточной, а затем и Западной, Церквями.
Святая Етельвида, вдова короля Альфреда Великого
Етельвида - была женой Альфре́да Вели́кого (англосаксон. Ælfrēd se Grēata; англ. Alfred the Great; ок. 849 - 26 октября 899 / 28 октября 901) - короля Уэссекса в 871-899 годах / 901 годах и родила в браке семерых детей.
Король Альфред был прозван Великим за свои военные достижения, однако, одними войнами его правление не ограничивалось ив первую очередь он противостоял язычникам, терзавшим его родину и вообще всю Англию.
Альфред был убежден, что все беды Англии происходят не от политических, гражданских или военных причин, а от причин духовных и моральных. Он верил, что языческие завоевания попущены за духовное падение христианской Англии в конце VIII - начале IX века. Язычники пришли как наказание за нечестие и бездуховность, невежество и материализм. И чтобы подрубить корень всех этих проблем, надо было возродить религию и ученость, а для этого восстановить монашество, культуру и закон.
Альфред личным примером направлял королевство по нужному пути, давая образец и для будущих поколений. Он ежедневно присутствовал на богослужениях и причащался. Он молился и читал Псалтырь не только днем, но и ночью. Он любил слушать, как вслух читают Священное Писание и другие книги и старался заучить услышанное. Позднее он принялся за переводы псалмов. Он дошел до 50-го псалма, когда его труд оборвала смерть. Сделанный Альфредом перевод первых 50 псалмов сохранился до наших дней. Альфред умер 26 октября 899 года, вероятно в возрасте 50 лет. Он был похоронен в монастыре Олд-Минстер в своей столице Винчестер. В 903 году его мощи перенесли в монастырь Нью-Минстер. Последняя воля Альфреда была выражена в его завещании, оно сохранилось до наших дней. В этом завещании король изъявлял желание разделить свои земли и состояние между членами своей семьи, епископами, должностными лицами, священниками и нищими.
Етельвида во всем была помощницей и верной союзницей мужа. Она пережила своего мужа всего на три года. Уважаемая всеми, она завершила труды Альфреда по восстановлению монашества основанием женского монастыря Наннаминстер в Винчестере, который освятили во имя Пресвятой Богородицы. В нем она жила в великом благочестии, а после смерти ее почитали как святую - календари отмечают память святой Эльсвиты 20 июля.
Подробное житие святого короля Альберта Великого можно почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/57294.html Мученик Илья Исидорович Фондаминский, историк, публицист
Родился 17 февраля 1880 года в Москве в зажиточной еврейской купеческой семье. Родители строго придерживались иудейских религиозных традиций. Однако, бо́льшее влияние на него оказал пример старшего брата Матвея, который в 1885 году во время учебы в Московском университете примкнул к террористической организации "Народная воля". В следующем году Матвей был выдан полиции и осужден на 10 лет каторги, в 1889 принял участие в бунте политических ссыльных в Якутске, после чего был приговорен к пожизненной каторге, где и умер от туберкулеза в возрасте 29 лет.
В 1900-1904 годах Илья учился на философских факультетах Берлинского и Гейдельбергского университетов. В конце 1902 года вступил в партию социалистов-революционеров ("эсеров") и стал членом ее боевой организации.
В 1903 женился на подруге детства Амалии Гавронской, внучке чаеторговца Высоцкого, получив огромное приданое, в частности долю в чайных плантациях на Цейлоне.
Революция 1905 года
В годы Первой русской революции несколько раз подвергался арестам, в том числе за участие в восстании моряков на крейсере "Память Азова." Принимал участие в организации восстания на флоте в 1905 году. Имел репутацию искусного оратора. Пожертвовал несколько десятков тысяч рублей из личных средств на вооружение боевиков. В начале декабря 1905 года под его воздействием съезд железнодорожников принял решение о начале всеобщей политической забастовки, ставшей прологом к декабрьскому восстанию в Москве. Входил в штаб восстания, а после подавления его правительственными войсками бежал в Финляндию.
Первая эмиграция
В 1907 - 1917 годах он жил в эмиграции в Париже, являясь в это время членом Заграничной делегации партии эсеров. В 1907 году участвовал в Штутгартском конгрессе II Интернационала. Был назначен куратором террористической Боевой организации, во главе которой встал Борис Савинков.
Тем не менее в эмиграции во многом пересмотрел свои прежние взгляды. Сблизился с литераторами-декадентами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, которые после поражения русской революции искали синтеза между идеями социализма и Христианства. Писатели привлекли его к финансированию религиозно-философского журнала "Вопросы жизни." В 1912 Фондаминский и его старый товарищ Авксентьев наладили выпуск в Париже журнала "Почин," который выступал против политического террора.
В революционной России
Вскоре после Февральской революции, в апреле 1917 года, вернулся в Россию через Англию. На III съезде эсеров он был избран членом Центрального комитета партии и стал товарищем председателя исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Летом 1917 года Временным правительством был назначен генеральным комиссаром на флоте Черного моря, а осенью 1917 года - избран депутатом Учредительного собрания от Черноморского флота, а также членом бюро фракции эсеров. После Октябрьской революции и разгона в январе 1918 года Учредительного собрания был сторонником широкой антибольшевистской коалиции, членом антибольшевистского "Союза возрождения," объединившего правых социалистов.
Летом 1918 года бежал на Украину и поселился в Одессе. В ноябре того года в качестве представителя "Союза возрождения" участвовал в конференции в Яссах, на которой обсуждался вопрос о возможности начала интервенции войск Антанты.
Вторая эмиграция
В апреле 1919 года эвакуировался из Одессы на французском корабле, вновь поселился в Париже.
В 1919 по рекомендации видных русских масонов Кандаурова и фон Мекка был принят в масонскую парижскую ложу "Братство," входившую в ложу "Великий Восток." С 1921 - один из создателей русской ложи в Париже "Добрый самаритянин." Впоследствии покинул ее из-за внутренних разногласий в среде русских масонов. Не порывал связи с братством до середины 1930-х годов, когда с переменой своих духовных воззрений, подвергся добровольному "радиированию" - вычеркиванию из списков ложи (в таких случаях удаляются все упоминания о причастности человека к масонству).
В 1920-1940-х годах участвовал в издании популярного в эмиграции журнала "Современные записки." Благодаря ему журнал был открыт для авторов различных направлений общественно-политической мысли и различных литературных течений. Так, в журнале публиковались работы Л. Шестова, С. Франка, Г. Флоровского, Д. Мережковского; художественные произведения И. Бунина, В. Набокова, А. Ремизова, М. Алданова. В 1937-1939 годах - редактор "Русских записок."
В 1930-х годах был редактором христианских религиозно-философских журналов "Путь" и "Новый град" и оказывал им финансовое содействие. Во время своей второй эмиграции написал большое количество исторических, литературоведческих и публицистических произведений, в том числе цикл историософских статей "Пути России." Вместе с супругой оказывал благотворительную помощь многим русским эмигрантам во Франции.
Приход к Православию
В конце 1920-х годов отошел от активной общественной деятельности в связи с тяжелой болезнью жены. В 1935 году Амалия Фондаминская умерла в возрасте 55 лет.
В этот период постепенно пришёл к Православию, начал регулярно молится в православной церкви, однако откладывал свое крещение, ссылаясь на духовную неготовность к этому шагу.
В 1930 году стал одним из организаторов "Лиги православной культуры." Также участвовал в Русском студенческом христианском движении и в конце 1930-х годов был одним из создателей в Париже благотворительного и просветительного объединения "Православное Дело," которое возглавляла мать Мария (Скобцова).
В оккупированной Франции
В июне 1940 года, сразу же после военного разгрома немцами Франции, бежал от нацистов из Парижа в неоккупированную зону страны - в город Аркашон, юго-западнее Бордо. Однако осенью 1940 года вернулся в столицу и зарегистрировался как еврей. Знакомые недоумевали, почему он приехал из "свободной зоны" в Париж. В это время устроенные Американским еврейским рабочим комитетом визы на выезд в США ждали в Марселе. Тем не менее он отказался бежать из оккупированной Франции. После возвращения в Париж бедствовал, был вынужден за бесценок продать свою огромную библиотеку немецкому офицеру. 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, был схвачен в ходе облавы во время массовых арестов русских эмигрантов и отправлен в Компьенский лагерь (лагерь Фронт-Сталаг 122 близ города Компьень, в 80 километрах северо-восточнее Парижа).
В этом лагере 20 сентября 1941 года русский священник Константин Замбржицкий крестил его. Крестным отцом стал участник объединения "Православное Дело" Федор Пьянов. Позднее отец Константин сказал, что ощутил "его духовное и даже богословское превосходство. В начале литургии "за которой И[лья] И[сидорович] должен был впервые причаститься, ворвались немецкие солдаты и приказали прекратить службу, так как приходская церковь подлежала закрытию. Таинство было закончено вне церкви, в одном из бараков. Так старый подпольщик в подполье встретил своего Христа".
Вскоре после крещения с язвой желудка попал в лагерный лазарет, где монахиня Мария (Скобцова) добилась свидания со своим другом и соратником с довоенных времен. Работники "Православного Дела" и русские социалисты - участники движения Сопротивления продумали и подготовили его побег через "свободную" зону на Юге Франции в США, но его мучил вопрос, как совместить переход в Православие с преданностью еврейскому народу. И после долгих раздумий он решил отказаться от побега и сознательно принять мученическую смерть за веру, по-христиански разделив участь других узников-евреев - своих родных по плоти братьев. В письме матери Марии он писал:
"Пусть мои друзья обо мне не беспокоятся. Скажите всем, что мне очень хорошо. Я совсем счастлив. Никогда не думал, что столько радости в Боге."
Потрясенная его решением мать Мария сказала:
"Из такого теста святые делаются".
В начале 1942 года вместе с другими евреями был депортирован в пересыльный лагерь Дранси в северном предместье Парижа, а затем в концлагерь Освенцим (Аушвиц), где и погиб. Как написал Г. П. Федотов, "В последние дни свои он хотел жить с христианами и умереть с евреями."
Мученичество
Об обстоятельствах его смерти сведения расходятся. В Париже прошел слух, что в Аушвице он вступился за избиваемого еврея и был насмерть забит нацистами. После войны правительство Франции сообщило родным, что И. И. Фондамнский погиб 19 ноября 1942 года в газовой камере.
(Святые мученики - священник Димитрий Клепинин, монахиня Мария (Скобцова), её сын Георгий (Юрий) Скобцов и Илья Фондаминский)
Русский эмигрантский писатель Аминад Шполянский (Дон-Аминадо) писал:
"...превыше всех путей был для него путь религиозного устремления, путь поздно обретенной веры, тяжкое и мучительное восхождение на гору Фаворскую, вершины которой открылись ему уже в концентрационном лагере Компьена и в предсмертном бреду в немецкой газовой камере".
16 января 2004 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил Илью Исидоровича Фондаминского к лику мучеников.
Икона Богородицы «Знамение» Абалацкая
После покорения Сибири Ермаком русские люди стали заселять сибирские земли. Поселились православные и в небольшом селе Абалак, что в 25 верстах от Тобольска, и вскоре здесь была построена церковь во имя Преображения Господня.
При царе Михаиле Федоровиче на Абалацком погосте уединенно жила благочестивая вдова Мария. В 1636 году, спустя 50 лет по построении Тобольска, она увидела в тонком сне стоящий на воздухе образ «ЗНАМЕНИЕ» Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой - преподобной Марии Египетской. После чего женщина услышала голос, повелевавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону от ветхой Преображенской церкви новую, в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Святителю Николаю и преподобной Марии Египетской.
О своём сне Мария по своей робости не смела никому сказать, и только после четвёртого явления Небесных Небожителей, во время которого Святитель Николай строго наказал ей исполнить сказанное ранее, вдова объявила архиепископу Тобольскому Нектарию о своих видениях. Архиепископ собрал знатных лиц и почётных граждан города, чтобы при них заслушать женщину о виденном. После проведённого строгого испытания святитель благословил строить новый храм.
Промыслом Божиим для новостроящейся церкви была написана и храмовая икона. Больной крестьянин Евфимий, лежавший много лет парализованный, дал обет устроить для церкви икону Знамения Божией Матери. Получив благословение архиепископа Нектария, он заказал икону искуснейшему живописцу протодиакону Софийского Тобольского собора Матвею.
Всё время, пока писался образ Божией Матери, Евфимий молился и с каждым днём становился крепче. Наконец, почувствовав себя здоровым, он сам пришёл к живописцу и своими руками принес обещанную икону в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам окропил икону святою водою и, отслужив пред нею молебен, отпустил её с подобающей честью в село Абалак для поставления в новой церкви.
Абалацкая икона Божией Матери служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью: на поклонение ей приезжали издалека, и великие чудеса совершались по вере прибегающих к ней. С иконы Божией Матери делали многочисленные списки (копии). Наиболее известен Семипалатинский список иконы Божией Матери, который находился в Знаменском соборе вплоть до его взрыва в 1919 году. Где сейчас этот образ неизвестно.
Сама чудотворная икона Абалацкой Божией Матери во время Гражданской войны попала в Китай вместе с детским приютом «Очаг», организованном для сирот и беженцев Софией Дитерихс - женой Главнокомандующего Восточным фронтом армии Колчака генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса. В 1923 году икона Абалацкой Божией Матери оказалась в Шанхае, а в 1949 году, после прихода к власти коммунистов, вместе с приютом - в Австралии. В настоящее время Абалацкий чудотворный образ находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат.
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Абалацкая»
О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!