Ну вот, "Товарищи, то, о чем так долго говорили большевики, наконец-то свершилось!"
Ректорство Стриханова в НИЯУ МИФИ закончилось.
Меня уже восемь месяцев с университетом ничего не связывает, но поскольку в его стенах я трудился более двенадцати лет, то полагаю, что имею право по этому событию написать некоторые свои размышления.
Когда я только начал работать в МИФИ, я мало себе представлял, что такое и кто такой ректор. Работали мы по большей части, что называется, вне аквариума на благо Минобразования России. Но и про университет на забывали. В таком почти внешнем плавании и деяния ректора и его личность трудно было оценить более менее объективно. Я слышал отдаленно, как из университета уходят порой достойные люди, но списывал все это по большей части с тем, что Стриханов, как православный, что называется, разорил осиное гнездо: чудовищного раздавленного жука, который был как бы символом МИФИ передвинул подальше от центрального входа, установив там Крест (для меня, православного, поклонный, для остальных - в память о погибших ядерщиках, что меня вполне устраивало)... организовал домовой храм.
Я помню, какая оголтелая пошла на него за это волна критики и я, в то время, недавно воцерковившийся человек, практически неофит, не зная самого Стриханова кулуарно и публично (на форумах, где его поливали грязью) его защищал и отстаивал его точку зрения. Многие меня за это можно сказать прокляли, кто-то поумнее предлагал подождать и потом подумать... кто-то усмехался, предполагая, что мне за это платят. А мне за это не платили, делал все это я абсолютно искренне, тем более, что на моей должности ректор в лучшем случае мог после долгих раздумий, возможно, припомнить мою фамилию, но уж не как не более, да и это не точно. То есть, никаких пряников за это мне не полагалось.
Все изменилось три года с небольшим назад, когда меня (не по моему желанию) призвали на достаточно серьезную должность трудиться уже непосредственно внутри аквариума и непосредственно на благо МИФИ. И только тогда, столкнувшись со стилем руководства Стриханова я понял, что все вовсе не так однозначно и не совсем так, как я себе представлял ранее. Да, было приятно быть в храме, стоять на службе вместе с ректором и ощущать радость от того, что руководитель тоже с тобой в одной Церкви и Причащается из одной Чаши... однако, чем больше проходило времени, тем явственнее открывалась картина несоответствия картинки реальному отношению ректора к людям.
Я не мог принять стиль руководства, который строился на том, что молодец тот, кто не имеет принципов, готов подставлять другого, бежит докладывать первым... он унижал людей, притом прилюдно и наслаждался тем, как люди боятся его. А бояться было чего - любые договоренности, в том числе финансовые, могли быть по его настроению в любое время и как угодно пересмотрены. Если же он встречался с неприятием подобного и отсутствием страха, то такому человеку в МИФИ было уже не место. Рано или поздно (скорее рано) он либо отодвигался подальше (в том числе от кормушки), либо уходил. Если какой-то вопрос решался без скандалов, десятка тупых совещаний и обсуждений и решался хорошо или даже отлично (как было, например, с некоторыми годовыми отчетами по проекту 5-100, за которые я отвечал), то это был нонсенс и это его решительно раздражало... потому что вопросы не могли решаться без скандалов, просто в рабочем порядке. Вот такой стиль...
Мне два года с небольшим удавалось лавировать. Я понимал, что настроение ректора ухудшается постоянно, т.к. каждый раз продление ректорства оказывалось под вопросом... но вместо того, чтобы в эти моменты пытаться что-то сделать доброе для людей (это же естественно для православного), он все больше и больше озлоблялся. Я не забуду семь подряд субботних совещаний без великой надобности, просто чтобы людям не скучалось и чтобы они помнили, что у ректора не все нормально с Росатомом... и 19 подряд рабочих дней без выходных и без особых на то причин... Это отразилось и на приходской жизни МИФИ - последний год его ректорства в храме уже не было служб и он был закрыт. Видимо он сумел испортить отношение к себе не только в МИФИ, но и в епархии. А уж на какие-то попятные, если что-то было не по его "хочу" он пойти не мог по определению. Вот и как бы был храм..и как бы его уже не было. Очень жаль. И очень было жаль, что ни мы, кто привез в храм очень редкую икону со Святой Горы Афон, никто иной не может больше к ней приложиться...
Но именно тогда, когда храм закрылся, мне стало понятно, что это уже начало конца. Ведь если ранее в том числе за него каждую неделю возносилась соборная молитва, то теперь это деяние прекратилось. А там, где заканчивается молитва, там завершается все хорошее.
В конце концов, мне сделали предложение, от которого, как думалось ректору, я не мог отказаться. Оно сулило и продолжение контракта и даже некоторое повышение, возможно и серьезное... требовалась малость - совершить подлость. Я, понимая, чем это грозит, разумеется, прилюдно (на ректорском совещании тогда было несколько десятков человек) отказался. Понятно было, что ректор так этого не оставит, и я потихоньку собрался уходить.
Но Стриханову необходимо шоу. Никто не может вот просто так уйти... примерно через пару недель он собрал еще большее совещание и там еще раз спросил меня о моем решении. Разумеется, и тут я повторил то, что сказал ранее- отказался. На этом можно было заканчивать. Надо отдать должное ректору, он не стал более устраивать сцен и разных строить препятствий: он перестал меня замечать, и когда завершился контракт, то я не имел желания его продлевать, а он, не дождавшись (как это принято в МИФИ), что человек придет просить и с подобострастием смотреть в глаза, не стал его продлевать. За все Слава Богу!
Я рад, что Господь позволил мне получить подобный опыт. Благодарен и Стриханову, за то, что он мне доверял и что не стал как-то мстить напоследок. Он этого не знает и никогда не узнает, но я всегда, до дня сегодняшнего и, надеюсь, и далее буду, поминаю его в молитвах каждый день как благодетеля.
Когда где-то у кого-то сменяется начальник и многие начинают радоваться, я стараюсь их остановить, напоминая известную поговорку: "береги своего шефа, следующий может быть еще хуже...". К МИФИ это не относится. Да, Стриханов очень много сделал для того, чтобы вытащить университет на высокие позиции, в том числе и в мировых рейтингах. но делал он это унижая и уничтожая людей. Мне думается, что цель не оправдывает средства. Тем более, что часто высокая цель подменялась низменной - заботой о своей собственной сами знаете чем.
Я очень надеюсь, что новый ректор, какие бы цели перед ним не стояли, в первую очередь думать будет о людях, которые ему вверены. И если случится так, то у МИФИ есть большое будущее, потому что наследство оставлено старым ректором весьма и весьма немалое. И надежда, что именно так и случится есть. По крайней мере то, что я слышал о новом ректоре, внушает оптимизм.
А там как Бог даст. Если новый ректор сделает так, что в храме МИФИ вновь будет служиться Литургия, то все у него получится. Помоги ему Господь!
А рабу Божьему Михаилу (Стриханову) да простит Господь все его согрешения и дарует многая и благая лета живота и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец!