Продолжение…
Икона Богородицы Боголюбская
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская
глас 1
Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской
глас 1
Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской
глас 3
Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской
О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.
Существует множество различных чудотворных чтимых списков Богобюбской иконы Божьей Матери, получивших свои названия в основном по городу, у котором этот список находился. Вот некоторые из них:
Икона Богородицы Боголюбская (Московская)
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
Икона Богородицы Боголюбская-Юрьевская
Икона Божией Матери Боголюбская-Юрьевская была передана императором Петром I стольнику Борису Мироновичу Батурину. Во второй половине XVIII века она принадлежала помещикам Загряжским, и в 1771 году по молитвам к чудотворному образу была отвращена моровая язва. Переходя по наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской губернии и получила наименование Юрьевской.
В 1848 году заступлением Божией Матери юрьевские прихожане были спасены от холеры, в 1848 - 1853 гг. по молитвам к чудотворному образу прекратилась холера в Малоярославце и Боровске. Во время свирепствовавшей болезни умерла одна женщина, но по молитвам убитого горем супруга перед Боголюбской иконой Божией Матери она воскресла. В память о чудесной помощи Божией Матери в Боровске и Малоярославце ежегодно совершались крестные ходы с Юрьевской чудотворной иконою.
Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной. Среди чтимых списков особую известность получили Тульская (1771), Козловская (1771), Тарусская (1848 и 1870), Усманская (1831), Елатемская (1771).. Знаменательно, что как подлинная икона Божией Матери Боголюбской, так и списки с нее прославились исцелениями во время свирепствовавших болезней, особенно чумы и холеры.
Икона Богородицы Боголюбская (Зимаровская)
Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой.
На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю).
До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом. К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил позволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Матери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому. И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина.
Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся чудесами и исцелениями уже в советское время.
Икона Богородицы «У Источника» Пюхтицкая
Об этом образе Божьей Матери можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/178970.html