Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).
Ап. от 70-ти Ерма (Ермия) (I); мч. Ермия Команского (II); мч. Мага (волхва), обращённого мученичеством св. Ермия (ок. 138-161; Греч.); мч. Крискента Сардинийского (130; Греч.); мч. Петрониллы девы, Римской (I/III; Греч.); мчч. Кантия, Кантиана, Кантианиллы и Прота Аквилейских (ок. 290/ок. 304; Греч.); мч. Философа Александрийского (III); свт. Лупикина, еп. Веронского (V; Греч.); исп. Пасхасия диакона, Римского (ок. 512; Греч.); свв. Виннова, Манка и Мирбада Корнуоллских (VI; Кельт. и Брит.); свт. Евстафия I, патриарха Константинопольского (1025; Греч.); свт.Филофея, в схиме Феодора, митрополита Тобольского († 1727); свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси на Соловки (1591), память первого перенесения мощей на Соловки в 1591 году.; прмч. Николая, диакона Лесбосского (1463; Греч.)
Сщмч. Философа Орнатского, пресвитера, и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).
Икона Божией Матери: «Нерушимая Стена», Луганская, Чолнская (Челнская), «Умиление» Псково-Печерская (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) Далматский, епископ
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.
Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.
После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят (+ ок. 67). одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27 - 28) голод во времена императора Клавдия (41 - 52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21, 11). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 11), был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) - епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт - в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм - в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).
Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.
Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолов
глас 2
Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/ Иродионе славне, Агаве и Руфе,/ Асинкрите, Флегонте со Ермом,/ присно молитеся Господеви// подати нам согрешений прощение, поющим вас.
Ин кондак апостолов
глас 4
Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.
Мученик Ермий Команский
Пострадал за Христа в городе Команы зо время гонений при императоре Антонине Пии (138 - 161).
Правитель Севастиан, прибывший в Каппадокию для исполнения приказа о преследовании христиан, предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал свою веру во Христа. После долгих уговоров правитель повелел мучить святого. Его били по лицу так, что содрали с лица кожу, а потом бросили в раскаленную печь. Когда через 3 дня печь открыли, мученик Ермий вышел из нее невредимым.
Правитель Севастиан приказал волхву отравить святого Ермия ядом. Отравленное питье не принесло святому никакого вреда. Так же и второй кубок с сильнейшим ядом не умертвил мученика. Волхв уверовал, принес покаяние Христу Спасителю и был немедленно обезглавлен, крестившись собственной кровью и восприняв мученический венец.
А святой Ермий был предан еще более жестоким мукам: из него вытягивали жилы, бросали в кипящее олово, выкололи глаза, но он смиренно благодарил Господа Иисуса Христа. Потом мученика Ермия повесили головой вниз. Три дня висел он в таком положении. Люди, посланные правителем удостовериться в смерти мученица, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Святой мученик велел подойти ослепшим к нему, возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, но страстотерпец по-прежнему оставался живым. Тогда обезумевший Севастиан собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого подавались многочисленные исцеления.
Кондак мученику Ермию Команскому
глас 6
Иже по Христе усердно подвизався, в сединах доблих мужество стяжал еси, мучениче Ермее: беззаконных злоумышление поправ Христовою силою, от чаровных напоений невредимь пребыл еси зовый: Бог есть со мною и никтоже на мя.
Мученик Крискент (Криский, Крискентиан) Сассарийский, Сардинийский (греч. Κρήσκεντος, Κρήσκης, лат. Crescentian)
Родом из города Сассари на острове Сардиния. Был замучен за исповедание веры во Христа во время правления императора Адриана (117 - 138).
Мученик Маг волхв
Пострадал вместе с мучеником Ермием в гонение императора Антонина Пия (138 - 161).
Правитель Севастиан приказал волхву отравить святого Ермия ядом. Отравленное питье не принесло святому никакого вреда. Так же и второй кубок с сильнейшим ядом не умертвил мученика. Волхв уверовал, принес покаяние Христу Спасителю и был немедленно обезглавлен, крестившись собственной кровью и восприняв мученический венец.
Мученик Философ Александрийский
Пострадал за Христа в Александрии в гонение императора Декия (249 - 251). Юношу принуждали отречься от Христа, но он оставался непоколебимым. Тогда мучители решили склонить его ко греху. Святого привели в цветущий сад и связанного оставили наедине с распутной женщиной. Чтобы не поддаться греху, святой откусил себе язык и этой страшной болью оградил себя от плотской страсти. Он выплюнул окровавленный язык в лицо блудницы. Палачи, видя мужество и бесстрашие мученика, отрубили святому мечом голову.
Святые Виннов, Манк и Мирбад (Winnow, Mancus, Myrbad) Корнуоллские
Виннов, Манк и Мирбад - святые родом из Ирландии, жившие предположительно в VI веке в Корнуолле, где есть посвящённые им церкви.
Тропарь свв. Виннова, Манка и Мирбада
глас 6
О святи́и тричи́сленнии,/ во сла́ву Превяты́я Тро́ицы,/ Ирла́ндию оста́висте́,/ да бы́х в Корнуо́лле порабо́тали есте́:/ на земли́ до́бре потруди́вшиися,/ на Небесе́х просла́влени бы́сте,// Ви́ннове, Ма́нко и Мирба́де блаже́ннии.
Преподобномученик Николай Лесбо́сский, иеродиакон, память обретения мощей в 1960 году
(Новомученики Рафаил, Николай и Ирина Лесбосские)
Память во вторник Светлой Седмицы (Конст., Греч.), 9 апреля (Конст., Серб., Греч., Амер) и 31 мая (Греч.)
Родился в Рагиях Мидийских, воспитывался же и возмужал в Фессалониках, поэтому и назывался фессалоникийцем.
Был сподвижником преподобномученика Рафаила, с которым духовно сблизился во время миссии во французском городе Морле, направленной туда Константинопольским Патриархатом. Стал духовным чадом Рафаила, вместе с ним вернулся в Константинополь, а после взятия столицы турками в 1453 году отплыл на Лесбос, где они поселились в монастыре Рождества Богородицы на горе Кариес в селении Ферми.
Мученически пострадал 9 апреля - во второй день Светлой седмицы 1463 года вместе с преподобномучеником Рафаилом (см.), отроковицей Ириной и другими, во время нападения турок на монастырь.
Его мощи были обретены 13 июня (н. ст.) 1960 года.
Тропарь Фермийским святым
глас 4
За Христа́ Бо́га на Лесбо́се подвиза́вшиися,/ освяти́ли его́ есте́ обре́тением моще́й свои́х, блаже́ннии:/ те́мже почита́ем вас,/ Рафаи́ле Богоно́сне,/ вку́пе с Никола́ем и Ири́ною Де́вою,/ небе́сных засту́пников на́ших// и моли́твенников ко Го́споду.
Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский
Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 - 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.
Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.
Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.
В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.
4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.
Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.
В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.
Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.
В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.
В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.
В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.
За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.
В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.
(Троицкий мужской монастырь - Тюмень)
В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.
Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».
Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси на Соловки
О святителе Филиппе Московском (Колычеве) можно подробно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/366173.html Священномученик Философ Орнатский, пресвитер и сыновья его, мученики Борис и Николай
(сщмч. Философ Орнатский и прав. Иоанн Кронштадский)
Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.
С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.
В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них - храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.
Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.
Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).
Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.
Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписка со Святителем Феофаном, Вышенским затворником.
(Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Фотография 1890-х годов)
В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.
(мч. Николай Орнатский)
Его сын Николай (родился в 1886 году) - военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте. Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», - не уставал повторять он.
На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Пётр Скипетров (память 20 января). Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Пётр Скипетров, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.
(мч. Борис Орнатский)
9 августа 1918 года его вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч. К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключёнными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговорёнными. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим - неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому
глас 5
От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/ во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/ Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/ со чады твоими Николаем и Борисом,/ темже и ныне молим ти ся:/ не остави предстательством твоим всех почитающих память твою
Мученица Петронилла, дева
Жила и пострадала в I или III веке. В катакомбах Домитиллы в Риме сохранилась датируемая IV веком фреска, изображающая мученичество святой Петрониллы.
Она была дочерью благородных родителей. Будучи принуждаема выйти замуж за некоего аристократа по имении Флакк, категорически отказалась, потому что желала сохранить девство ради Христа. Из-за этого была арестована и увенчала свою жизнь мученичеством.
Долгое время принято было считать (возможно, из-за сходства имён), что Петронилла была дочерью апостола Петра и его верной ученицей, помогавшей отцу в его апостольских трудах. Однако это предание появляется только в книгах гностиков, относящихся к VI веку, и большинство современных исследователей-агиографов считают его недостоверным.
Исповедник Пасхасий (Пасхазий) Римский (греч. Πασχάσιος, лат. Paschasius), диакон
Был диаконом Римской Церкви, глава одного из семи церковно-административных округов Рима. Автор многих богословских работ, не сохранившихся до нашего времени. Его мирная кончина последовала в 512 году.
О святом Пасхасии упоминает святитель Григорий Двоеслов:
"Когда я был ещё юношею и в мирской одежде, то слышал рассказ от старших и знающих людей, что Пасхазий, диакон нашего апостольского седалища, от которого есть у нас книги о Св[ятом] Духе, исполненные света и истины, был человек удивительной святости, преданный делам милосердия, питатель нищих до пренебрежения к себе самому. Пасхазий в том споре, который вели с горячею ревностью верующие относительно Симмаха и Лаврентия, избранных на первосвятительский престол, держал сторону последнего. Побеждённый единодушным сопротивлением других, он, однако ж, до конца жизни остался при своём мнении, любил и предпочитал Лаврентия, которого суд епископов не удостоил предстоятельства над Церковью. Так он и умер во время управления апостольским престолом первосвятителем Симмахом. Когда несли тело Пасхазия для погребения, то один беснующийся прикоснулся к покрову, положенному на гроб, и тотчас получил исцеление. Спустя много времени Герману, епископу Капуи, о котором я выше упоминал, врачи присоветовали для излечения болезни мыться в ангулянских купальнях. Вошедши в купальни, он увидел упомянутого диакона Пасхазия, который стоял тут и прислуживал. Герман чрезвычайно изумился его присутствию и спросил, что тут делает такой муж. Пасхазий отвечал ему: "Не за другую какую вину я поставлен в этом месте наказания, а только за то, что держал сторону Лаврентия против Симмаха. Но прошу тебя, помолись за меня Господу; а что принята будет молитва твоя, узнаешь, когда, пришедши сюда снова, не найдешь меня здесь". Св. муж Герман с сокрушением сердца молился о нем, и спустя несколько дней пришедши снова в купальни, уже не нашёл в них диакона Пасхазия. Он мог очиститься по смерти от греха своего, потому что погрешал не по злобе, а по заблуждению. Должно, однако ж, верить, что своим милосердием к бедным Пасхазий заслужил возможность получить прощение тогда, когда уже ничего не мог делать".
(Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Книга четвёртая. Гл. 40 "О душе диакона Пасхазия")
Святитель Лупикин, епископ Веронский
Современники характеризовали святителя Лупикина, как "наиболее святого, лучшего среди епископов". Он почил в мире.
Мученики Кантий, Кантиан, Кантианилла и Прот Аквилейские
Братья Кантий, Кантиан и их сестра Кантианилла происходили из благородной римской семьи. Их учителем и духовным наставником был благочестивый христианин по имени Прот. Когда в царствование императора Диоклетиана начались гонения на христиан, святые продали всё что имели, раздали деньги нищим и бежали из Рима. Однако военачальник Сиссиний и правитель Дулькидий, неотступно отыскивавшие христиан, узнав об этом, тут же повелели догнать и схватить их. Дулькидий написал императору письмо с вопросом, как поступить с такими известными и знатными людьми, если они откажутся поклониться римским богам. Диоклетиан ответил: "Если они откажутся принести жертву, обезглавить".
Кантий, Кантиан, Кантианилла и Прот на колеснице были уже довольно далеко от Рима, однако вблизи Аквилеи их догнали и привели к Дулькидию. Правитель потребовал от них принести жертву идолам, но святые отказались и твёрдо исповедовали свою веру во Христа. В соответствии с приказом Диоклетиана их обезглавили. Произошло это около 290 или 304 года. Благочестивый священник Зоил с благоговением взял святые останки и предал их земле.
В IV веке над могилой мучеников была построена базилика с мозаичным полом, фрагменты которого сохранились до наших дней. Ныне их святые мощи хранятся в алтаре церкви коммуны Сан-Канциан д'Изонцо, построенной на месте базилики. Части мощей Кантия, Кантиана и Кантилианы с XI века находятся также в соборе немецкого города Хильдесхайма. Сохранилось похвальное слово святым Кантию, Кантиану и Кантилианы составленное в V веке Максимом, епископом Туринским.
Икона Богородицы «Нерушимая Стена»
(Икона Богородицы «Нерушимая Стена», киевский Софийский Собор, мозаика)
Согласно преданию, икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена», прославилась видением старца Гавриила Спасо-Елеазаровой пустыни. Он видел перед собой на возвышении чудесный город, куда ему нужно было идти, к городу вела широкая, пологая дорога, по которой было идти очень легко. Множество людей поднималось по этой дороге, не замечая, что над ними навис огромный, страшный великан, который набрасывал на идущих сеть и захватывал себе. Старец призадумался как же ему пройти в Великий город и не попасть в сеть к великану. Вдруг сбоку он приметил незаметную более крутую тропинку, поднимающуюся вдоль высокой до неба стены к городу. По этой тропинке шли редкие путники, великан пытался набросить на них сеть, но она ударялась о стену и возвращалась к нему пустой. Тут в голове старца всплыли слова из Акафиста к Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено…», поняв чья сила защищает путников на этой тропинке, старец свернул на этот путь. Сеть со свистом пролетала над его головой, но ни разу даже не задела, отброшенная стеной возведенной Богородицей. Он добрался до города, а там… красота, свет, цветы, благоухание, все в благоговении и радости… Так дошёл он до самого Престола Великого Царя…
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45, ст. 6).
Исходным образом для создания этого образа стала икона Богоматери Влахернитиссы, помещенная на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе.
(икона Божьей Матери Влахернитисса)
Тропарь
глас 4
Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.
Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу - добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.
Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.
В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы - чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, - во граде Пскове».
С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае - как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».
24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».
Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.