Продолжение…
Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог
Память 29 мая/11 июня (она отмечена в некоторых древнерусских святцах).
Последний император Византийской империи Константин XI. Сын императора Мануила II.
В 1430 г. сумел отвоевать у крестоносцев княжество Ахайя, в 1444 г. освободил Румелию и Фессалию; местные греки, восторженно приветствуя победителя, прозвали его «Дракос» - «Дракон». Это были последние победы Византии.
В 1442 г. Константин оборонял от турок остров Лимнос, тут он потерял жену Екатерину.
6 января 1449 г. был возведен на престол, наследовав своему брату.
12 декабря 1452 г. в Константинополе был торжественно провозглашен союз («уния») Православной и Католической Церквей. Народ бунтовал, считая это воссоединение изменой «вере отцов», католики же не пришли на помощь гибнущему городу. В России считали, что Константинополь пал, потому что Константин изменил православию: он заключил с Католической Церковью союз («унию»). Впрочем, в искренность этого союза враги католиков тоже не желали верить и подчеркивали, что Константин просто хотел военной помощи от Запада. Правда, никакой помощи он не получил, да Запад никогда этой помощи и не обещал, и император отлично знал, что помощи ждать не приходится.
В понедельник 28 мая жители Константинополя поняли, что скоро штурм: в турецком лагере было непривычно тихо. Султан приказал солдатам отдохнуть перед решающим боем. Константин возглавил крестный ход, в котором вместе шли греки и итальянцы, православные и католики, забыв о религиозных распрях. В соборе святой Софии тысячи людей собирались без различия конфессии. Православное духовенство, которое клялось, не переступить порог собора, пока он осквернен католическим ядом, пришли к алтарю, чтобы вместе с католиками совершать литургию. Здесь был и митрополит Русской Церкви Исидор, которого русские власти отвергли как католика.
28 мая с наступлением вечера султан начал общий штурм и не давал ромеям покоя всю ночь. Сам Константин отражал натиск за упавшими стенами близ ворот святого Романа (Дука: 39). Но турки проникли в город в другом месте - через Керкопорту - маленькую калитку в стене, которую оставили открытой после одной из вылазок (Дашков: «Константин Драгаш»). Поднявшись наконец на стену, они рассеяли защитников и, покинув внешние укрепления, через ворота внутренней стены ворвались в город (Сфрандизи: 3; 5). После этого войско, окружавшее императора, обратилось в бегство. Константин был покинут всеми. Один из турок ударил его мечом по лицу и ранил, а другой нанес сзади смертельный удар. Турки не узнали императора и, умертвив его, оставили лежать как простого воина (Дука: 39). Уже после того, как к вечеру последние защитники сложили оружие, тело императора нашли под грудой трупов по царским сапогам. Султан приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями (Сфрандизи: 3; 9). Это был последний император ромеев. С его смертью империя перестала существовать.
Еп. Лесбоса Леонардо в письме Папе 19 августа 1453 г. цитировал последнюю речь императора, которую историк Гиббон назвал «эпитафией Римской империи»: «От животных могут убежать животные, но вы люди … враг нарушил мир неправедно, попрал клятву и договор».
(Памятник Константину Палеологу напротив кафедрального собора в Афинах)
В середине XIX века греки, боровшиеся за освобождение от турок, сочинили легенду о том, что Константин не погиб, а спит и появится для решительного боя с турками. Греция была освобождена, причем в 1913 году ее королем стал Константин, потомок Палеологов. Однако, попытка греков в 1922 году отвоевать Константинополь, провалилась, а Константин «Двенадцатый» был вынужден отречься еще до этой катастрофы.
В современной Греции о завоевании Константинополя не мечтают, но великомученика в Константине видят.
Мученик Андрей Аргентис (греч. ̓Ανδρέας ̓Αργέντης)
Один из первых греческих новомучеников, претерпевших смерть от турок.
Родом с острова Хиос, родственник Евстратия Аргентиса. В возрасте 25 лет Андрей приехал в Константинополь, где часто бывал в квартале Галата, населенном христианами. Некие египтяне приняли его за отступника-мусульманина и выдали властям. После жестоких мучений св. Андрей был обезглавлен в 1465 г. в Константинополе.
Житие составлено его современником Георгием Трапезундским.
Преподобномученица Феодосия Константинопольская
Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Она родилась по усердной молитве родителей и после их смерти воспитывалась в константинопольском женском монастыре в честь святой мученицы Анастасии. Святая Феодосия приняла постриг в женской обители после того, как раздала бедным оставшееся от родителей имущество. Часть денег употребила на написание икон Спасителя, Божией Матери и мученицы Анастасии. Когда воцарился Лев Исавр (717 - 741), жестокий гонитель иконопочитателей, он издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся «медными», а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Православный народ, во главе которого была преподобномученица Феодосия с другими инокинями, бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ.
Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой мученица тотчас скончалась. Тело святой преподобномученицы, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения преподобномученицы Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных.
Тропарь преподобномученицы Феодосии
глас 4
Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.
Кондак преподобномученицы Феодосии
глас 2
Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.
Ин кондак преподобномученицы Феодосии девы, Тирской
глас 4
Божественная память твоя, Феодосие,/ днесь возсиявши,/ явися мирови яко солнце,/ сказующи житие твое./ Ты бо воздержанием плотская двизания разорши/ и страдания кровию уневестилася еси Христови./ Темже хвалящия тя избави от всяких зол,/ да зовем ти:/ радуйся, мати преподобная.
Мученица Феодосия Тирская
О святой Феодосии Тирской1 Евсевий2, епископ Кесарии палестинской3, свидетель-очевидец, сообщает следующее: «В то время как в стране нашей вот уже пять лет продолжалось гонение, поднятое на христиан нечестивыми идолопоклонниками, в семнадцатый день месяца апреля, в самый день праздника Воскресения Христова, одна благочестивая и богобоязненная девица из нашего города, - говорит Евсевий, - родом из Тира, не имевшая еще и восемнадцати лет, подошла к христианам-узникам, находившимся в претории; в это время христиане с дерзновением рассуждали между собою о Царствии Божием; подойдя к ним, Феодосия начала просить их помянуть ее пред Господом, когда они, окончив свой страдальческий подвиг, предстанут Богу. Воины же, увидав девицу, поклонившуюся узникам-христианам, схватили ее и как бы сделавшую какой дурной поступок, повлекли к игемону Урвану на допрос. Игемон, исполнившись великой ярости и гнева приказал мучить ее лютыми муками. Ее ребра и сосцы были истерзаны железными ногтями, так что мясо сошло с нее до костей; потом мученицу Христову, еще живую с радостным лицом терпевшую мучения, игемон приказал утопить в море».
Так говорит Евсевий, видевший всё своими глазами.
Кроме того прибавляют, что сия святая мученица Христова Феодосия, после потопления в море, была извлечена ангелами из воды на сушу совершенно живою. И ходила святая, нося на руках своих камень, привязанный к шее ее. Потом святая была снова взята язычниками. которые и привели ее в судилище. Святая Феодосия была приговорена на съедение зверей, но она пребыла совершенно невредимой от них. Наконец мучитель приказал усечь ее мечем. Во время усекновения святой видели голубицу, вылетевшую из уст ее, сиявшую как золото и возносившуюся к небесам4. Когда наступила ночь, святая мученица явилась родителям своим вместе со многими другими святыми девами; облечена была святая в одежду более белую чем снег; в руке у нее был золотой крест, а на голове венок; при этом, святая сказала родителям своим:
- Вот видите, сколь велика слава и благодать Христа моего! Вот видите, как велика слава, которой вы меня хотели лишить.
Сии слова сказала святая потому, что родители ее, заметив в ней желание пострадать за Христа, всячески препятствовали ей в этом; но она тайно от них поспешила к узникам Христовым, и, как мы сказали, была взята на мучение и увенчана от Подвигоположника своего Господа Иисуса Христа, Бога нашего.
29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию.
_______________________
Примечания
1 Родиною святой мученицы Феодосии был город Тир. Тир расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи.
2 Евсевий, епископ кесарийский (жил с 268 г. по 340 г), - известный церковной историк, положивший начало церковной истории; отличался большою ученостью. Ему принадлежат следующие сочинения: 1) «Церковная история», доведена от времен апостольских до 324 г.; делится на 10 книг; 2) «Жизнь Константина»; состоит из 4 книг и представляет прямое продолжение «Церковной истории», 3) «Хронография». Кроме того Евсевию принадлежат многие мелкие сочинения апологетческого, полемического и экзегетического характера
3 Кесария палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны.-В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян.26-27). - В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.
4 Кончина святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6 апреля. 29-е мая есть день перенесения ее мощей. Мощи святой мученицы были перенесены первоначально в Константинополь, а потом в Венецию.
Тропарь мученице Феодосии Тирской
Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси, / Христово приятелище бывши чистое / и Святаго Духа дом возлюблен; / отонудуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий, / добре страдавшая, / и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры, / и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися. / Тебе верою чтущим / присно проси велия милости.
Мученик Иоанн (или Нанн) Солунский, Смирнский
Замучен турками в 1802 году в городе Смирне (ныне Измир).
Собор святых Красноярской митрополии
Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мф. 5:19
В преддверии 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Собор святых Красноярской митрополии - соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днем празднования Собора святых Красноярской митрополии установлено 11 июня (29 мая по церковному календарю), день памяти особо почитаемого сибиряками святителя Луки (Войно-Ясенецкого; †1961).
С ходатайством об установлении Собора Красноярских святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этому обращению предшествовало заседание Архиерейского совета митрополии, в который входят управляющие Красноярской, Канской, Енисейской и Норильской епархиями.
Предложения по возможному составу Собора Красноярских святых готовились в течение 2015 г. возглавляемой митрополитом Пантелеимоном Комиссией по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии совместно с входящими в митрополию епархиями и Синодальной комиссией по канонизации святых.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии в настоящее время включены, в соответствии с определениями Священного Синода от 26 июля 2010 г. и 23 октября 2014 г., шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.
История Православия на Енисее насчитывает более чем 400 лет, здесь прославились благочестивыми деяниями, приняли мученический и исповеднический подвиг за Христа многие почитаемые Церковью святые. В составе Собора святых Красноярской митрополии - первый сибирский святой, мученик Василий Мангазейский († 1600), мощи которого пребывают в Свято-Троицком монастыре Туруханска, и праведный старец Даниил Ачинский († 1843), подвизавшийся в селе Зерцалы под Ачинском и принявший кончину в Енисейске.
В состав Собора включены и святители, возглавлявшие Красноярскую епархию и принявшие на этой земле страдания за веру в годы антирелигиозных гонений XX века. Священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский († 1961) дважды в ХХ в. отбывал ссылку на территории края (в 1923-1926 и в 1940-1943 гг.), а с декабря 1942 до января 1944 гг. был архиепископом Красноярским и Енисейским и возрождал церковную жизнь на Енисее в годы войны. С историей Православия на Енисее в ХХ в. связано житие священномученика Амфилохия (Скворцова, † 1937), в 1925-1926 гг. бывшего епископом Красноярским и Енисейским и принявшего мученическую кончину за веру в 1937 г. в лагерях под Мариинском.
На берегах Енисея подвижнически служили погибшие за веру во Христа во время Гражданской войны и в последующие годы пастыри, прославленные в 2000-м и последующие годы как новомученики Церкви Русской. В составе Собора святых Красноярской митрополии - священномученики: протоиерей Евфимий Горячев († 1937); иереи Александр Поливанов († 1919); Амос Иванов († 1919); Владимир Фокин († 1919); Димитрий Неровецкий († 1919); Михаил Вологодский († 1920); Михаил Каргополов († 1919); Порфирий Фелонин († 1919); Стефан Семенченко († 1919); Трофим Кузнецов († 1919). В состав Собора включены миряне - подвижники веры, в атеистические времена принявшие мученическую кончину в северных лагерях Красноярского края: мученики Петр Игнатов († 1941) и Стефан Наливайко († 1945).
День празднования Собора святых Красноярской митрополии - 11 июня (29 мая) внесен в официальный календарь Русской Православной Церкви. Согласно каноническим традициям, будут составлены служба Собору святых Красноярской митрополии и написаны иконы.
Как известно, каждая установленная в Церкви Соборная память святых предполагает почитание не только известных, явленных нам, но и неявленных святых. В связи с этим и для дальнейшего увековечения памяти просиявших на красноярской земле новомучеников и исповедников Церкви Русской будет продолжена работа Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии и комиссий епархий, входящих в митрополию.
Цель этой исследовательской и поисковой деятельности - изучение материалов, связанных со служением и житием святых и подвижников благочестия красноярской земли, установление новых имен и новых фактов, связанных с житием и подвигом уже канонизированных Церковью и еще не известных подвижников из числа духовенства и мирян.
Итоги этой деятельности будут представляться в Синодальную комиссию по канонизации святых, а также публиковаться в церковных и светских СМИ, в отдельных печатных изданиях, на церковно-общественных мероприятиях.
Учреждение нового Собора совершилось в год 25-летия со дня воссоздания Красноярской епархии (1990), в преддверии предстоящего в 2016 году 155-летия со дня основания Красноярской (Енисейской) епархии (1861) и 5-летия со дня учреждения Красноярской митрополии (2011). Об учреждении Собора Красноярских святых ходатайствовали прихожане, духовенство и православная общественность Красноярского края.
ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ, МЧ. (†1600)
Местное почитание первого сибирского святого началось с сер. ХVII в., с 1670 г. его св. мощи пребывают в Свято-Троицком монастыре в Туруханске. В нач. XX в. имя мученика было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде. В 1964 г. включен в Собор Ростово-Ярославских святых, в 1984 г. - в Собор Сибирских святых. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей в Туруханск. 22 (ныне - 23) мар. является днем празднования памяти святого Василия Мангазейского, прославлявшегося в этот день тезоименитно св. Василию Анкирскому (+4 в.). (По Минее, 22-й день мар.).
ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ, ПРАВ. († 1843)
Подвизался в с. Зерцалы под Ачинском, скончался в Енисейском Иверском женском монастыре. 14 ноя. 1999 г. канонизирован в лике местночтимых святых, в Сибири просиявших. Память в Соборе Сибирских святых; местная память 12 апр. (преставление).
АЛЕКСАНДР ПОЛИВАНОВ, СЩМЧ. (†1919)
Служил в с. Алтат Ачинского уезда Енисейской губернии; был расстрелян большевиками 30 мар. 1919 г., погребен в г. Ачинске. Память 17 мар. (день мученической кончины); в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
АМОС ИВАНОВ, СЩМЧ. († 1919)
Служил в Тасеевской волости Канского уезда Енисейской губернии; убит большевиками в мар. (или осенью) 1919 г. Память 15 июня (в день небесного покровителя - пророка Амоса); в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской).
ВЛАДИМИР ФОКИН, СЩМЧ. († 1919)
Настоятель церкви села Ново-Еловского Ачинского уезда; 24 янв. 1919 г. был убит отрядом красноармейцев, погребен в Ачинске 25 янв. Память 11 янв. (день мученической кончины); в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
ДИМИТРИЙ НЕРОВЕЦКИЙ, СЩМЧ. († 1919)
Настоятель Никольского храма с. Апан Канского у. Енисейской губ.; замучен партизанами 23 фев. (8 мар.) 1919 г. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; местная память 23 фев. (день мученической кончины).
МИХАИЛ КАРГОПОЛОВ, СЩМЧ. (†1919)
Священник с. Петровского Ачинского у. Енисейской губ.; 31 янв. 1919 г. расстрелян отрядом красноармейцев; погребен в г. Красноярске. Память 18 янв. (день мученической кончины); в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
ПОРФИРИЙ ФЕЛОНИН, СЩМЧ. († 1919)
Священник с. Троице-Заводского Тасеевской волости Канского у. Енисейской губ.; расстрелян в 1919 г. партизанами. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
СТЕФАН СЕМЕНЧЕНКО, СЩМЧ. († 1919)
Священник с. Михайловского Канского у. Енисейской губ.; убит партизанами в мар. 1919 г. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
ТРОФИМ КУЗНЕЦОВ, СЩМЧ. (†1919)
Священник с. Бирилюссы Ачинского у. Енисейской губ.; замучен красными партизанами 16 (?) янв. 1919 г. Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
МИХАИЛ ВОЛОГОДСКИЙ, СЩМЧ. († 1920)
Священник с. Агинского Саянского р-на Красноярского края; схвачен после совершения праздничной Литургии и замучен представителями советской власти 14 окт. 1920 г. Память 1 окт.; в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
АМФИЛОХИЙ, ЕПИСКОП КРАСНОЯРСКИЙ, СЩМЧ. († 1937)
С февр 1925 г. до ареста в июле 1926 г. - епископ Красноярский и Енисейский; в 1920-х и в начале 1930-х гг. подвизался в монастырях под Красноярском, в Минусинском округе и Хакасии; расстрелян 1 окт. 1937 г. в лагерях Кемеровской обл. Прославлен в 2000 г. для общецерковного почитания. Память - 18 сент. (день мученической кончины); в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Кемеровских святых.
ЕВФИМИЙ ГОРЯЧЕВ, СЩМЧ. († 1937)
С 1912 по 1933 г. нес пастырское служение в приходах Ачинского благочиния Енисейской епархий, в 1933-1936 гг. - на минусинской земле и в Хакасии; после ареста и вынесения приговора находился в Карагандинских лагерях в Казахстане, расстрелян 15 сент. 1937 г. Прославлен в 2000 г. для общецерковного почитания. Память 2 сент. (день мученической кончины); в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских.
ПЕТР ИГНАТОВ, МЧ. († 1941)
Мирянин, жил в Брянской и Московской областях, за религиозные убеждения вместе с женой арестован и после осуждения отправлен в 1937 г. в исправительно-трудовой лагерь в Норильске, где умер в заключении 14 ноя. 1941 г. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода 25 мар. 2004 г. Память 1 ноя. (день мученической кончины); в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Московских святых.
СТЕФАН НАЛИВАЙКО, МЧ. (†1945)
Мирянин, нес церковные послушания в Запорожье, Симферополе; за религиозные убеждения в 1941 г. отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Норильске, где умер от голода 12 февр. 1945 г. Прославлен в 2000 г. для общецерковного почитания. Память 30 янв. (день мученической кончины); в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соловецких, Запорожских святых.
ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ), СЩИСП. (†1961)
В 1923-1925 и в 1940-1942 гг. пребывал в ссылках на территории Красноярского края; с 27 дек. 1942 по янв. 1944 г. - архиепископ Красноярский и Енисейский. 22 ноя. 1995 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику местночтимых святых. 14 ноя. 1999 г. канонизирован в лике местночтимых святых, в Сибири просиявших. В 2000 г. причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память 5 мар. (обретение мощей, 18 мар. 1996), 29 мая (преставление); в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Крымских, Курских, Ростово-Ярославских святых.
(по материалам:
http://kerpc.ru/eparhiya/svyatyni/sobor-svyatyh-krasnoyarskoj-mitropolii)
Икона Богородицы «Споручница грешных»
Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...».
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
(Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва)
Кроме 29 мая, празднество в честь этой иконы совершается 7 марта.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 4
Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 3
Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 1
Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.
Молитва Божией Матери
О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многии образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моей представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию. О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене, сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моей; яко да и аз со всеми, получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.
Икона Богородицы Мателикийская (Метелинская)
Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Мателикийская»
О Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Мати Божия и Мати милосердия, предстоящи у престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи; никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.
Икона Богородицы Цесарская - Боровская
Икона Божией Матери Цесарская - Боровская известна с XII века. Впервые чудотворный образ был явлен в местечке Усвят Витебской области. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, находившейся в местности Бор, почему и названа Боровской. Цесарской икона называется потому, что является копией с древней Цесарской чудотворной иконы, прославленной в 792 году (празднование 9 апреля).
Из кладбищенской церкви икона была перенесена в Усвят в Спасо-Преображенский храм. О чудотворных знамениях и исцелениях, явленных образом Божией Матери, сохранились многочисленные свидетельства. В 1859 году в Усвяте и его окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, уносившая многочисленные человеческие жизни. С глубокой верой обратились жители за помощью к образу Царицы Небесной, и болезнь прекратилась.
В том же 1859 году Святейший Синод постановил праздновать Цесарской - Боровской иконе Божией Матери 29 мая.