Продолжение...
Священномученик Иоанн I (лат. Ioannes, Iohannes), папа Римский
(Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. Из кн. Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)
Память 27 мая - перенесение мощей в Рим в 530 году (Антиох.-зап., Итал.)
Родился в семье некоего Констанция, жившего в области Тусция (ныне Тоскана). Предание о том, что папа был уроженцем города Сена Юлия (ныне Сиена), известно лишь с XV века, когда предполагаемый дом Иоанна I в Сиене стал местом почитания.
Сведения о хронологии понтификата Иоанна I разнятся. В Каталоге папы Феликса IV (III) (после 530) продолжительность понтификата определена в 2 года 8 месяцев и 15 дней, однако в большинстве рукописей Liber Pontificalis указаны 2 года 9 месяцев и 16 (17, согласно Л. Дюшену) дней. Хронология Liber Pontificalis представляется предпочтительной, хотя рассказ о понтификате Иоанна I здесь завершается не смертью папы в Равенне (18 мая), а его погребением в Риме (27 мая). И в том, и в другом источнике содержатся противоречивые сведения о периоде интерпонтификата - от кончины папы Гормизда (6 августа 523) до избрания Иоанна I. Болландист Д. Папеброх считал достоверной приведенную в Каталоге Феликса IV (III) дату интронизации Иоанна I - 3 сентября. Восточные хронисты обычно округляли продолжительность понтификата Иоанна I до 2 (Евтихий Александрийский) или 3 лет (Феофан Исповедник и Константинопольский патриарх Никифор I). Для уточнения хронологии понтификата Иоанна I важное значение имеют консульские датировки, приведенные в Liber Pontificalis, согласно которым он занимал Римскую кафедру с консульства Максима (523) по консульство Олибрия Младшего (526).
В Риме папа восстановил и украсил катакомбы святых Нерея и Ахиллия на Ардеатинской дороге, а также катакомбы Феликса и Адавкта и катакомбы Присциллы. Известно о подаренных ему императором Юстином I драгоценных сосудах, которые Иоанн I передал в базилики святого Петра, Девы Марии (вероятно, современная Санта-Мария Маджоре) и святого Лаврентия.
Наиболее значительным событием понтификата Иоанна I стало посольство в Константинополь.
В 523 году имп. Юстин I ужесточил меры против монофизитов и ариан. Их церкви закрывались и передавались православным; многие ариане под давлением власти принимали православие. Готы как федераты империи сохраняли право свободного исповедания арианства, однако меры, принятые имп. Юстином I против ариан, привели к напряженности в отношениях с Константинополем остготского короля Теодориха Великого (он считал себя покровителем арианства на всей территории бывшей Римской империи, как на Востоке, так и на Западе). В качестве ответной меры король остготов угрожал начать преследование православных на подчиненных ему территориях в Италии. Теодориху принадлежала также инициатива отправить в Константинополь посольство во главе с папой Римским, чтобы добиться от императора отмены мер против ариан. В Liber Pontificalis сообщается, что незадолго до этого к Теодориху в Равенну прибыла делегация в составе Иоанна I и представителей римского сената. Они обратились с просьбой не принимать каких-либо мер против православной Церкви, пообещав уладить с императором "арианский вопрос". Во 2-м фрагменте Анонима Валезия об этих событиях рассказывается иначе: король Теодорих вызвал папу в Равенну, насильно посадил на корабль и отправил в Константинополь. Кроме Иоанна I в состав посольства вошли святитель Екклесий, епископ Равеннский, Евсевий, епископ Фанский, епископ Сабин (неизвестная кафедра в области Кампания), а также Феодор, римский сенатор и бывший консул (в 505), сенаторы Импортун (консул в 509), Агапит (консул в 517) и другой Агапит, патрикий.
Сведения о прибытии Иоанна I в Константинополь в источниках разнятся. В сообщении пресв. Прокопия, которое является дополнением к "Пасхальной хронике", компиляции середины VII века, говорится, что посольство прибыло в столицу к концу 525 года. Согласно Прокопию, на праздник Рождества папа служил с Константинопольским патриархом Епифанием. Тогда встал вопрос о первенстве, и патриарх был вынужден уступить Иоанну I. Комит Марцеллин, писавший в 530-х годах, также упоминает о папском посольстве в Константинополь в 525 году. Поскольку комит Марцеллин использует для датировки событий годы консульств, часто отсчитывая их от Пасхи, а не от 1 января, прибытие папы он относит ко второй половине 525 - начала (до 13 апреля) 526 года. Этот автор тоже сообщает о службе, которую Иоанн I провел в храме Св. Софии, однако речь идет о праздновании не Рождества 525 года, а Пасхи 19 апреля 526 года, когда, воссев на возвышении справа от алтаря, Иоанн I произносил молитвы на латыни, по римскому обряду. Срок пребывания посольства в Константинополе не уточняется, однако известно, что в начале мая папа был уже в Италии. Святитель Григорий I Великий рассказывает о чудесах, которые Иоанн I совершил во время посольства. При переезде через Коринфский перешеек некий благочестивый муж дал папе коня, на котором обычно ездила его жена. Потом папа вернул коня владельцу, однако конь, смирный под епископом Рима, не стал возить женщину, и хозяин возвратил его Иоанну I. В Константинополе папа исцелил слепца.
Иоанна I торжественно приветствовали в Константинополе, император вышел ему навстречу. В Liber Pontificalis подчеркивается, что это была первая встреча восточноримского (византийского) императора с папой Римским со времен императора Константина I Великого и Римского святителя Сильвестра I. Многие жители византийской столицы с зажженными свечами и пением гимнов вышли встречать Иоанна I. Находясь в Константинополе, папа подтвердил, что состоит в церковном общении с представителями всех важнейших Церквей Востока, кроме Александрийского патриарха Тимофея III, остававшегося монофизитом. Согласно Liber Pontificalis, папе удалось договориться с императором Юстином I по всем вопросам. Во втором фрагменте Анонима Валезия, напротив, сообщается, что император отверг просьбу Теодориха разрешить арианам, принявшим православие под давлением властей, вернуться к исповеданию прежней веры. Второй вопрос касался открытия арианских церквей для готов. В Кодексе Юстиниана сохранился указ императоров Юстина I и Юстиниана I от 527 года, согласно которому готам как верным федератам империи предоставлялось право иметь арианские церкви. Очевидно, папе не удалось добиться от императора удовлетворения всех требований кор. Теодориха по "арианскому вопросу", и после возвращения в Италию Иоанна I, которого Теодорих, вероятно, подозревал в сговоре с императором, был заточён в темницу. Поводом для подозрений могло стать торжественное венчание Юстина I, которое Иоанн I, по сообщению Liber Pontificalis, совершил в Константинополе.
Согласно Liber Pontificalis, в период пребывания Иоанна I в Константинополе из-за подозрений в сговоре с византийским императором Теодорих приказал казнить римских сенаторов Северина Боэция и Симмаха. Казнь Симмаха подтверждает Аноним Валезия, однако рассказ о казни Боэция там предшествует рассказу об отъезде Иоанна I в Константинополь. Если принять последовательность событий, предложенную в Liber Pontificalis, можно говорить о более ранней датировке папского посольства на Восток - не позднее октября 525 года, т. к. Боэций был казнен 23 октября.
После того как послы покинули Константинополь, патрикий Агапит скончался в Фессалонике, а другие члены посольства по прибытии в Равенну были брошены в темницу. Согласно Liber Pontificalis, Теодорих хотел казнить Иоанна I, однако испугался имп. Юстина I, поскольку военное и политическое положение остготского короля в тот момент было не очень прочным даже на Западе, где усилилось королевство франков, а короля вандалов Хильдерик оставался верным союзником Византии.
Папа Иоанн I скончался 18 мая 526 года в равеннской темнице, не вынеся тяжёлых условий заточения. Его тело было погребено вне городских стен. На могиле стали происходить чудеса, и она стала местом паломничества.
В Liber Pontificalis сообщается о последовавшей вскоре смерти Теодориха - вероятно, автор счёл, что это явилось Божией карой за несправедливость по отношению к папе.
Почитание
Спустя четыре года после кончины Иоанна I его останки были подняты из могилы, перевезены в Рим и погребены в базилике Святого Петра. Это произошло 27 мая 530 года, в ознаменование чего и была установлена память святого в этот день (сейчас главная память священномученика Иоанна I в Западной Церкви отмечается 18 мая).
Уже в конце VI века святитель Григорий Турский именовал Иоанна I мучеником и посвятил ему главу в сочинении "О славе мучеников". Память Иоанна I внесена в Мартирологи Флора Лионского и Узуарда (IX в.). По преданию, глава Иоанна I впоследствии хранилась во францисканском монастыре в Равенне, а частицы мощей - в церкви святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. Возможно, эти святыни были доставлены туда во второй половине XII века, когда захоронение Иоанна I было вскрыто в ходе работ по реставрации базилики святого Петра, проводившихся папой Евгением III. В ряде поздних западных календарей XV века под 1 июня появляется память перенесения мощей Иоанна I.
Мученик Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (латин. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boёthius или Boёtius; греч. Βοήθιος (Воифий)), римский философ, писатель, теоретик музыки, богослов и государственный деятель
(Консульский диптих консула Манлия Боэция- Манлий Боэций (справа) с сыном Северином Боэцием (слева). Ок. 487 г. Археологический музей Святой Иулии, Брешия, Италия)
Память 27 мая - вместе с его тестем святым Симмахом (Итал.), 23 октября (Итал.)
Родился около 480 года в Риме, происходил из знатного рода Анициев. Его отец, Флавий Манлий, занимал высшие административные посты при короле Одоакре, в 487 году был консулом. После ранней смерти отца Боэций был принят на воспитание в семью его друга, знатного патриция, образованнейшего человека своего времени Квинта Аврелия Меммия Симмаха. Его дочь Рустициана впоследствии вышла замуж за Боэция и родила ему двух сыновей.
Боэций к числу образованнейших людей своего времени и пользовался общей любовью за доброту и щедрость. Точно не известно, где он получил образование: он мог обучаться в частном порядке в доме Симмаха, а также в лучших школах Италии.
В Риме Боэций быстро снискал славу учёного, о чем свидетельствуют Кассиодор, Эннодий, Присциан. Не оставляя научных занятий, он стал политическим деятелем образовавшегося после завоевания Италии Теодорихом Великим Остготского королевства: сперва сенатором, в 510 году - консулом. Политическая карьера его шла блестяще: ещё через год Теодорих, высоко ценивший всестороннюю образованность и личные качества Боэция, сделал его "magister officiorum" (начальником служб), фактически первым министром королевства. В том же году оба сына Боэция еще в юном возрасте были назначены консулами, по поводу чего Боэций произнес речь в честь Теодориха.
Борьба византийского императора Юстином с арианством осложнила отношения Остготского государства, где арианство было распространено, с Византией. Эдикт Юстина 518 года против ариан возбудил подозрительность Теодориха. Жертвой этой подозрительности сделался папа Иоанн, заточённый в тюрьму, а затем и Боэций, усугубивший своё положение заступничеством за сенатора Альбина, обвиненного в 523 году в причастности к заговору в пользу Византии. Боэций был арестован и заключён в тюрьму в местечке Кальвенциано неподалёку от Павии. Вскоре состоялся суд, на котором Боэций не присутствовал и где ему были заочно предъявлены три ложных обвинения: в сокрытии документов, свидетельствовавших об оскорблении сенатом величества Теодориха; в стремлении вернуть Риму независимость; в святотатстве, осквернении святынь и колдовстве. Боэций был осуждён, а затем казнён. Точная дата его казни неизвестна; по разным сведениям, она произошла в 524 или в 526 году.
Почитание
В 721 году по приказу лангобардского короля Лиутпранда останки Боэция были перенесены в церковь Сан-Пьетро ин Чель д'Оро в Павии, в которой также почивают мощи блаженного Августина). Уже в раннем средневековье в Павии Боэция почитали как мученика, пострадавшего от ариан. 15 декабря 1883 года указом папы Льва XIII Боэций был официально канонизирован с именем Северин Боэций как местночтимого святого Павийского диоцеза.
(Саркофаг с мощами мч. Северина Боэция в крипте под алтарём церкви Святого Петра в Павии, Италия)
Образ Боэция запечатлён в средневековых книжных миниатюрах и на портале Шартрского собора.
Местно чтится в Итальянской архиепископии Константинопольского Патриархата.