Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная.
Мц. Матроны Солунской (Фессалоникийской) (III-IV).
Мчч. Мануила и Феодосия (304); прп. Иоанна Прозорливого, Египетского (ок. 395); прп. Павла, еп. Коринфского (IX); свт. Руперта, еп. Зальцбургского (718; Герм.); свт. Ефрема, архиеп. Ростовского (1454); прп. Александра Вочского, Галичского (XIV-XV); прп. Кирика Фракийского.
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученица Матрона Солунская
Имя Матрона больше ассоциируется в российском сознании с дореволюционной Россией или с глубоко почитаемой вновь прославленной подвижницей XX столетия Матроной Московской. А чье же имя носила святая Матрона Московская? Имя это греческое, и пришло на Русь из Греции, а именно из Салоник, где в III или IV веке пострадала за веру мученица Матрона Солунская.
Святая мученица Матрона Солунская пострадала в III или IV веке. Она была рабыней иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Павтила принуждала свою рабыню к отступничеству и обращению в иудейство, но святая Матрона, с юных лет познавшая веру Христову, еще тверже веровала в Христа и тайно от злобной госпожи ходила в церковь.
Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: "Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?" Святая Матрона смело ответила: "Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил". Павтила пришла в ярость и без пощады избивала святую Матрону, а затем, связав, заперла ее в темной каморке. Утром Павтила обнаружила, что святая Матрона неведомой Силой освобождена от уз. В гневе Павтила избила мученицу почти до смерти, потом еще крепче связала ее и заключила в той же каморке, запечатав двери, чтобы страдалице никто не смог помочь. В течение четырех дней святая мученица пребывала без воды и пищи, а когда Павтила открыла дверь, вновь увидела святую Матрону разрешенной от уз и стоящей на молитве. В страшной ярости Павтила стала бить святую мученицу толстыми палками и, когда святая уже едва дышала, жестокая иудейка закрыла ее в том же помещении, где мученица Матрона и предала дух свой Богу.
Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил церковь во имя святой мученицы Матроны, в которой находились ее святые мощи, прославившиеся чудотворениями.
Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий. На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.
Во времена франкского господства мощи святой Матроны были перевезены в Барселону, в Испанию. В католической традиции святая почитается как Матрона Барселонская. Храм святой Матроны в Барселоне, где находились ее мощи, был разрушен в годы Второй мировой войны.
Тропарь святой Матроне Солунской
глас 3 ( на греческом)
Click to view
Мученики Мануил и Феодосий
Святые мученики Мануил и Феодосий пострадали за веру во Христа в 304 году в Сирмии. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали во Христа и решили пострадать за свою веру. Перед правителем они смело исповедали себя христианами. Правитель и окружавшие его удивились их мужеству. По приказу правителя святых Мануила и Феодосия заключили в темницу и велели страже строго охранять их. Через несколько дней правитель приказал привести из темницы святых и стал их убеждать отречься от Христа и принести жертву идолам. Однако святые мученики были тверды в исповедании. Тогда правитель приказал подвесить святых Мануила и Феодосия на дереве и строгать их тела острыми железными крюками, после чего мучеников положили на отточенные трезубцы и, наконец, обезглавили.
Преподобный Павел Коринфский, епископ
Преподобный Павел, епископ Коринфский (880-890), был братом св. Петра, епископа Аргосского (память 3/16 мая), скончался мирно.
Преподобный Иоанн Прозорливый
Преподобный Иоанн Прозорливый Египетский родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет) и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому (379 - 395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов.
Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии (Малая Азия).
Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: "Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и скобою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Сморите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божий, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей всё, что ни попросит от Бога...
Любите безмолвие, чада, пребывая всегда в Богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева. Такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше того и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в Богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к Небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном. Такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях".
Этими и подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям.
Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году, в возрасте девяноста лет.
Тропарь преподобному Иоанну
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Иоанне, дух твой.
Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский
Память 27 марта в день кончины, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых
Святитель Ефрем был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Московским Фотием. В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой. В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе.
Преподобный Александр Вочский, Галичский
(Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич)
Память 27 марта, 23 января (Греч.), 30 августа (Костром.) и в Соборе Костромских святых
Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам - основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как "подражатель" в подвигах и даже как "собеседник" преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375).
Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).
Юность преподобного в службе воспевается так: "От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев". Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил "свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню".
Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.
Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: "Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив"; "Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение". Не год и не два, а "многое время" преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.
Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. "Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия". О том, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме, письменных свидительств нет, но в пользу этого говорит описание его иконописного образа XVIII в. "Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах".
Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался "источником неисчерпаемых чудес боготочных" и "кладезем чудес неистощимых".
Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как "святой", "преподобный", "чудотворец". Имя его включено в "Описание о российских святых". Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й половины XVIII века с изображением святого в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-е годы (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 года по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).
В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.
Тропарь
глас 4
Удалихся, бегая давидски, отче, мира, и водворихся в пустыни, и в ней процвел еси яко крин благоуханен чистаго ради жития своего; в чистоте бо сердца своего уподобися преподобному Авраамию, предобрый явися наставник иноком и постником благое украшение. Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя. Мы же, чада твоя духовная, вопием ти: радуйся преподобне Александре, пустынная отрасль.
Преподобный Кирик Фракийский
(Мчч.Кирик Фракийский, Павел , Иларион Пеликийский, прп. Мануил и Феодосий Сирмийские. Юго-западный купол,Западная сторона, Балканы, Косово, Сербия, Грачаница, XIV в.)
Скончался мирно в городе Апре, иначе Феодосиополе, на реке Мелане во Фракии.
Святитель Руперт Зальцбургский, епископ Вормсский
По происхождению был франком или ирландцем. Существует традиция относящая его к роду Меровингов. Отличался простотой, благоразумием и страхом Божиим; был правдолюбивым в слове, верным в суждении, осмотрительным в совете, решительным в действии, дальновидным в милосердии, и во всём своём поведении примерным в праведности. Когда Руперт сделался епископом Вормсским, слава о его учёности и благочестии привлекала к нему многих издалека.
В числе других франкских миссионеров был приглашён Теодоном II, герцогом Баварским, для просвещения Христовой верой баварских земель. Святой согласился и вступил на новое поприще. В 696 году сам герцог с почестями приветствовал проповедника в своей столице, Ратисбоне (ныне Регенсбург, Германия), и принял здесь от него крещение. Святой Руперт начал свою деятельность в Баварии с крещения множества вельмож при дворе Теодона. Затем проповедник двинулся вдоль долины Дуная, восстанавливая пришедшие в упадок церкви и основывая новые. Пройдя Альпийскую область, прибыл в Каринтию, где обратил и крестил многих. Здесь святой построил много церквей и основал несколько монастырей. Наконец, наказав своим ученикам и всему народу хранить христианскую веру, возвратился в земли Пассау.
На берегу озера Валлерзее основал церковь святого Петра, ставшую ядром нового города - Зекирхен-ам-Валлерзее. Там же он услышал о древнем римском городе Иуваве (ныне Зальцбург, Австрия), где в то время сохранялся торговый центр и много старых заброшенных римских зданий. Разузнав об этом месте, святитель испросил город для себя, чтобы основать там монастырь и епископский двор. Герцог Теодон согласился и пожаловал Руперту и его наследникам землю площадью в две квадратных мили. Под крутой скалистой горой святитель основал храм святого Петра, а при нём - мужской монастырь в 700 году. Обитель сделалась новым центром города, который получил мощный импульс к развитию благодаря начатой по почину святителя разработке залежей соли в окрестностях (отчего город и получил своё немецкое название - Зальцбург, "Солеград"). На юго-востоке города, также около 700 года, на месте частично сохранившихся римских укреплений, им был учреждён также и женский монастырь. Для утверждения своих начинаний, Руперт отправился на родину, откуда вернулся в сопровождении двенадцати спутников и своей племянницы Эрентруды. Последнюю он поставил во главе созданной им женской обители, а сам, вместе с двенадцатью сподвижниками, возглавил Петровский монастырь как епископ-игумен в ирландской традиции. Сын Теодона, Теудеберт, которому отец отдал власть над Иувавом и прилежащими землями, содействовал трудам Руперта, но порой и конфликтовал с проповедником.
Создав новое средоточие церковной жизни в Баварии, Руперт продолжил свои миссионерские труды по всем окрестностям. В частности, им были основаны храмы и монастыри в Максглане (ныне в черте Зальцбурга), Максимилиансцелле (ныне Бишофсхофен), Альтэттинге и других местах. Рукоположил многих священников и учинил торжественное ежедневное соблюдение канонических часов.
Преставился святой Руперт в Иуваве, на Пасху, 27 марта, в 710-х годах - указываются даты от 710 до 718 года.
(Св. Руперт на монете Зальцбургского княжества-архиепископства, 1513 г.)
Мощи и почитание
Святитель Руперт был похоронен в храме созданной им Петровской обители. 24 сентября 774 года наследник Руперта, святой епископ-игумен Виргилий, перенёс часть его честных останков в новый кафедральный собор, что указывает на наличие местного почитания святого архипастыря в Зальцбурге уже в те годы.
С XI века, в связи с отпадением Западной Церкви от полноты Православия, почитание святого Руперта получило продолжение в римо-католической среде. Здесь закрепилась традиция изображения святого с сосудом соли в руках, как зачинателя добычи соли в Зальцбурге: это изображение хорошо известно по монетам, чеканившимся Зальцбургским княжеством-архиепископством. Также характерно изображение святого Руперта совершающего крещение герцога Теодона II. 24 сентября 1628 года частица мощей святого Руперта была вновь положена под алтарём перестроенного Зальцбургского собора, после чего в Зальцбургской земле стали отмечать память святителя 24 сентября. Многочисленные храмы и места, носящие имя Руперта, включая старейшую церковь Вены, служат памятниками его миссионерских подвигов по сей день.
Святой ныне почитается "апостолом Баварии и Каринтии", а также "апостолом Австрии".