Продолжение...
Священномученик Димитрий Николаевич Иванов, протоиерей
(Священник Димитрий Иванов. Выпускной альбом 1913 г.)
Родился 20 февраля 1883 года в Тифлисе.
В 1905 году был рукоположен во священника в Тифлисе.
C 1909 по 1913 годы учился в Киевской духовной академии. Был духовным сыном оптинского старца прп. Нектария.
Служил священником в Баку, затем в Киеве - в Георгиевском храме и в женском Покровском монастыре.
После закрытия Покровского монастыря поселился на даче пос. Ирпень под Киевом вместе с семьей, игуменией монастыря Софией и несколькими монахинями. По благословению старца Нектария тайно служил литургию. Находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому), был близок к еп. Димитрию (Любимову).
С 1923 по 1930 год несколько раз был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" , но отпускался на свободу.
В январе 1931 года был арестован по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью" - групповое "дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г.".
Из обвинения:
"Принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь". Руководил к/р деятельностью Киевской к/р группой "ИПЦ". Киевская к/р группа находилась в формальной связи с руководителем Харьковского филиала епископом Павлом (Кратировым) и проводила к/р работу самостоятельно. Свое влияние группа распространяла на территорию Киевщины. Священник Иванов Дмитрий изготовлял и распространял к/р литературу. Завербовал в к/р организацию ряд лиц".
Виновным себя признал.
22 мая 1931 года был приговорен к 5 годам лагерей. Заключение отбывал в лагере под Архангельском.
В 1933 году был отправлен на поселение в Архангельск. Прибыв туда с женой, он был уже настолько измучен, что не мог держаться на ногах. В городе они никого не знали. Он упал на улице. Его подобрал проходивший мимо врач-еврей, принес его в свою квартиру, окружил заботой и уходом, на его руках о.Димитрий и скончался 17 марта 1933 года. Погребен в Архангельске на Новом кладбище.
Исповедница София (Гринёва), схиигумения, основательница Дугиненской обители в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" и настоятельница Киевского Покровского монастыря
Память 22 марта в день преставления, 28 апреля в день обретения мощей (Киев., РПЦЗ)
В миру Гринёва София Евгеньевна, родилась в 1873 году в Москве в дворянской семье. Вскоре семья перехала в Тулу, откуда, в связи с переводом отца на новое место работы, перебралась в Белёв Тульской губернии.
Из-за болезни рано умер отец, и мать осталась с тремя малолетними детьми: семилетняя Софья была старшей дочерью. Осиротевшие дети были помещены в Белёвском монастыре, где игуменьей была мать Евгения, бывшая гувернантка в семье Гринёвых, которая очень любила всю семью. Дети, живя в Белёве, часто бывали в монастырской церкви и в покоях настоятельницы.
В начале в 1880-х годов семья, лишенная кормильца, перебралась к родным в Тарусский уезд Калужской губернии. Детей разобрали родственники. С шестнадцати лет Соня проживала у тёти и бабушки по маминой линии на их имении в Калужской губернии, близ Оптиной пустыни. С юных лет посещая Оптину, она полюбила эту обитель. Мария Евгеньевна Попова, урожд. Гринёва, сестра святой Софии, вспоминала о случившемся в 1885 году:
"Служба кончилась, старец вышел с крестом. "Пропустите игуменью," - сказал он, обращаясь в нашу сторону. Мы недоумевали, пока не выяснилось, что он зовёт мою сестру Соню. Он подал ей крест, чтобы она приложилась, погладил её по голове и сказал: "Какая игуменья будет!". В то же время там, в Оптиной, был схимник, живший в лесу в отдельном домике. Имени его не помню. Он ничего никому не сказал, но сестре поклонился в ноги. Когда сестра поступила в монастырь, все эти случаи пришли нам на память".
(Юная Соня Гринёва)
Из Белёва семья Гринёвых переехала в Воронеж, где было их родовое имение. Брат поступил там в кадетский корпус, а Соню мать отвезла в Москву в Александро-Мариинский институт. Однако, свое среднее образование она окончила в Киеве, поступив в последний класс Фундуклеевской гимназии. После окончания гимназии София поступила в Киевскую консерваторию по классу пения.
Вступление на монашеский путь
Почти перед самым окончанием консерватории, когда Софье было 22 года, она заболела дифтерийной ангиной в очень сильной форме, после которой она совершенно лишилась голоса. Девять месяцев не могла говорить. Вернуть ей голос было невозможно, несмотря на все усилия самых знаменитых докторов. Врачи предполагали у неё туберкулез горла и советовали послать её в Швейцарию, в Давос. Приятельница Софьи - настоятельница близлежащей Свято-Троицкой обители, мать Анна (Знаменская), пригласила подругу отдохнуть перед дорогой и набраться сил. Вопреки ожиданиям, здоровье стало быстро ухудшаться, стали опасаться смертельного исхода. Настоятельница поспешила пригласить к тяжелобольной духовника обители, старенького священника. На глухой исповеди больная говорить не могла, лишь плакала на груди старца, который ободрял её и утешал. После причастия Софья, потрясённая и усталая, тихо заснула. К утру она проснулась и вдруг обратилась к дежурившей сестре с несколькими словами. Настоятельница с сёстрами, узнав о чуде, поспешили в келию к больной. Соня заговорила с ними и попросила позвать батюшку и отслужить благодарственный молебен. Здоровье стало быстро восстанавливаться. После этой милости Божией, явленной Софии, она навсегда оставила мирскую жизнь.
Вероято там же, в Свято-Троицкой обители, была пострижена в рясофор. Вскоре перешла в Николаевскую обитель, но и там не нашла желанного мира. Её полюбили сёстры, которым она в своей келии читала духовную литературу. За это её невзлюбила казначея. Тогда она, совместно с матерью Екатериной (Метцендорф), которая также ушла из Троицкой обители, стала искать, где бы они могли обосноваться самостоятельно.
Игумения
Они выбрали Дугнинский завод, куда ссылали из Калужской и соседних губерний бывших арестантов, отбывших тюремное заключение. На одной из гористых возвышенностей стояла заброшенная церковь во имя Иоанна Милостивого. Окна были выбиты, крыша провалилась, царило полное запустение. Внутри церкви находился образ Божией Матери "Отрада и Утешение". Обе монахини были, главным образом, привлечены красотой заброшенного храма. Икона "Отрада и Утешение" стала покровительницей их обители.
(Монастырь Отрада и Утешение - Дугна - Ферзиковский район - Калужская область, фото 1913 года)
Мать София приняла на себя крест настоятельства в новой обители. Молодая настоятельница жила твердой верой в Бога, в Его помощь и эту веру умела передать и сестрам. В короткий срок появились средства для полного ремонта церкви, постройки скромных монастырских зданий и детского приюта. Вскоре в обители собралось полторы сотни монахинь. При этом монастырь оставался бедным, здания - неосновательными.
Однажды она поехала в Петербург хлопотать по делу своей обители, а там в то время Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), находившийся в Синоде, тщетно искал подходящую игуменью для Киевского Покровского монастыря. Таким образом в 1913 году мать София была назначена игуменией этой Киевской обители. Её постриг в монашество и возведение в сан игумении верятно произошли в Санкт-Петербургском Новодевичьем монастыре. Прежнее имя ей оставили оттого, что уже была спешно составлена бумага о её назначении, где она была названа Софией.
Со смертью основательницы Покровского монастыря ни одна из назначаемых на её место игумений не могла справиться с возложенной на неё задачей. Новая настоятельница со страхом приняла игуменство, но своей необычайной добротой, смирением и простотой она сумела приобрести сердца сестёр. В ней не было ни казенности типичной игумении, ни светскости, ни мирского духа. При этом она отличалась редкой изящностью, талантом и тонким вкусом. Сотрудничала в духовных журналах стихами и прозой, подписываясь "И. С."
(Монастырь Отрада и Утешение - Дугна - Ферзиковский район - Калужская область. В годы безбожной власти был разрушен, сейчас на месте бывшего монастыря установлен Поклонный Крест (рядом с остатками фундамента разрушенного храма)
Весной 1919 года, с приходом к власти большевиков, монастырское имущество было национализировано. Под видом трудовой артели обитель смогла просуществовать ещё несколько лет. В феврале 1923 года игуменья София была отстранена обновленцами от управления обителью.
Преследования
В 1923 году приобрела себе дачу близ Киева, в Ирпене, там устроила церковь. Вместе с ней находились оставшиеся сёстры. Настоятелем потаённого храма был настоятель храма Покровского монастыря протоиерей Димитрий Иванов. Впоследствии, игуменья София с приближёнными 20-ю сёстрами, вслед за протоиереем Димитрием, присоединились к иосифлянскому движению.
В 1924 году игуменью Софию арестовали и задержали на 6 недель. Второй арест последовал в 1928 году и продолжался 7 недель. Матушку приговорили к высылке на восток, но из-за болезни не сослали. В 1928 году она выехала в Полтавский уезд, но в 1930 году возвратилась обратно в Ирпень.
В октябре 1931 года накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы игуменья София была арестована третий раз. Её допросили 3 июля 1932 года. В своих показаниях она отметила:
"От разговоров на политические темы я старалась избегать, потому что я считаю, что служителям культа не следует заниматься политикой. На коммунистическое течение я смотрю как на течение антихристианское, которое враждебно христианским идеям, и, на мой взгляд, все служители культа и верующие истинно христиане должны проводить в жизнь идеи христианства, в противоположность идеям коммунизма, и ни в коем случае не должны соглашаться с теми мероприятиями, которые проводит соввласть, главным образом, по отношению к религии".
В конце июля 1932 году было составлено обвинительное заключение по делу игуменьи Софии, в котором говорилось:
"В процессе следствия по делу ликвидированной в г. Киеве в 1931 году контрреволюционной организации церковников мы установили, что проживающая в предместье г. Киева - Ирпене - бывшая игуменья, настоятельница Киевского Покровского женского монастыря Гринёва София, скрывавшаяся по подложным документам под фамилией Щегловой Марии, имеет нелегальный монастырь с институтом монахинь и послушниц, которых она использует для систематического проведения к-р агитации среди населения. В процессе разработки деятельности Гринёвой Софии, нами установлено, что она имела тесную связь со священником Дмитрием Ивановым - руководителем Киевского филиала Всесоюзной контрреволюционной организации церковников, который непосредственно руководил её к-р работой. В целях зашифровки своей работы Гринёва выехала в предместье г. Киева - Ирпень, где в 1928 году основала нелегальный монастырь, в котором она скрывалась от соввласти... На основании изложенного, учитывая социальную опасность дальнейшего пребывания Гринёвой Софии на территории УССР, постановил: Следственное дело № 533 по обвинению гр. Гринёвой Софии Евгеньевны, 1873 г. рожд., по соц. происхождению дворянки, бывш. игуменьи и настоятельницы женского Покровского монастыря в гор. Киеве, в совершении преступлений, предусмотренных ст. 54/11 УК УССР, направить в Особ. Совещание при Коллегии ГПУ УССР с ходатайством о применении к гр. Гринёвой админвысылки в Казахстан сроком на три года".
3 октября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ГПУ УССР, по неизвестным причинам, приняло иное решение. В выписке из протокола Особого Совещания говорилось: "Гринёву Софью Евгеньевну из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 п. п. сроком на три года, считая срок с 14/Х-31 г. Дело сдать в архив".
Для слабого здоровья игуменьи Софии, подорванного почти годичным заключением, и эта высылка была тяжёлым испытанием. Игуменья уехала в Путивль. Уже 2 августа 1933 года она обратилась просьбой разрешить раньше положенного трёхлетнего срока возвратиться в Ирпень, а если это невозможно, то позволить проживать ей в Конотопе.
Есть сведения о том, что игумения была пострижена в схиму епископом Дамаскином, что могло произойти только во время его краткосрочного освобождения в 1934 году.
В 1937 году тайная монашеская община матери Софии была обнаружена. Монахинь арестовали и вывезли в оленеводческий совхоз, на Крайний Север, на один из островов в сторону Камчатки. Но игуменья София не была захвачена при этом разгроме, т.к. в то время она находилась в другом месте.
Последние дни жизни провела близ Покровского храма села Покров близ Серпухова в Московской области.
Схиигуменья София мирно скончалась 4 апреля 1941 года в 1 час 25 мин. дня.
Почитание
Благодаря труду Е. Ю. Концевич, изданному в Америке в 1976 году, имя матушки стало известно миру.
В 1981 она году схиигумения София была причислена к лику Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей.
В августе 1989 года была посмертно реабилитирована.
25 августа 2012 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви была причислена к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии.
(Чин прославления в лике местночтимых святых исповедников Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой))
(по материалам:
http://drevo-info.ru/articles/22325.html)
Еще об исповеднице Софии вы можете почитать тут:
О схиигуменье Софии (Гриневой) - в уникальных воспоминаниях, письмах и архивных документах
http://2010.orthodoxy.org.ua/node/58100 Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника - Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 - 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку.
Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился: "Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным! Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой по обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого Иисуса Христа, Господа нашего! Теперь же приими с миром душу мою, пребывающую неизменно в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и Пребывающий во веки веков, аминь".
Совершив такую молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божий. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта.
Кондак священномученикe Василию, пресвитеру Анкирскому
глас 8
Законно течение совершив/ и веру соблюл еси, священномучениче Василие,/ сего ради мучения венцев сподобился еси/ и Церкве столп непоколебим явился еси,/ Сына, Отцу Собезначальна и Духу исповедав,/ Троицу Нераздельную,/ Юже моли избавитися от бед чтущим Тя,/ да зовем ти:/ радуйся, Василие Богомудре.
Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна, и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии
Святая мученица Дросида была дочерью императора Траяна (98 - 117), жестокого гонителя христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан. Начиная с этого года, гонения продолжались до конца его правления. В то время тела убитых христиан часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили. Узнав об этом, царевна Дросида, тайная христианка, еще не принявшая Крещения, попросила святых дев взять ее с собой, когда они пойдут совершать погребение христиан. По совету жениха святой Дросиды, придворного сановника Адриана, возле убитых была выставлена стража, чтобы схватить тех, кто их погребает. В первую же ночь святая Дросида и пять дев были схвачены.
Узнав среди узниц свою дочь, Траян велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается. Остальные святые девы были приговорены к сожжению в медеплавильной печи. Они мужественно приняли казнь и сподобились мученических венцов. Из меди, смешанной с прахом мучениц, сожженных в печи, были выкованы треножники для новой бани Траяна. Однако пока в бане стояли эти треножники, ни один человек не мог туда войти: каждый, переступавший порог, падал замертво. Когда жрецы поняли, почему так происходит, они дали совет унести треножники.
Тогда Адриан предложил императору расплавить треножники и сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных мучениц, и для поношения и поругания поставить эти статуи перед входом в императорскую баню. Траян согласился. Когда статуи были поставлены, император увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю, и пастуха, который сказал ему: "О, беззаконнейший и нечестивейший царь! Тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, Добрый и Милосердый Пастырь отнял у тебя и поселил здесь, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя". Проснувшись, беззаконный Траян пришел в неистовство и повелел затопить две огромные печи и топить их ежедневно. На печах было вывешено царское повеление: "Мужи галилеяне, покланяющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас от трудов - принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь". Многие христиане добровольно шли на мучения.
Узнав об этом, святая Дросида решила также принять мученическую смерть за Христа. В своем заключении она вознесла молитвы о том, чтобы Господь помог ей незаметно выйти из темницы. И Бог услышал ее молитву: стражи уснули. Оказавшись на свободе, святая Дросида направилась к печи, но стала размышлять про себя: "Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды, (то есть не приняв Крещения), ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем. Крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым". Помолившись, святая Дросида помазала себя святым миром, которое захватила с собой, и, трижды погружаясь в воду, произнесла: "Крещается раба Божия Дросида во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Семь дней скрывалась святая, предаваясь посту и молитве. В это время ее нашли христиане и из ее рассказов узнали обо всем происшедшем. На восьмой день святая мученица Дросида пошла к раскаленной печи и бросилась в огонь.
Тропарь мученицам.
Агницы словесныя / Агнцу и Пастырю приведбстеся мучением ко Христу, / течение скончавше, и веру соблюдше. / Темже днесь радостною душею совершаем, досточудныя, / святую вашу память, / Христа величающе.