14 (27) февраля 2021 года. Седмица сплошная. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Feb 26, 2021 22:00

Продолжение...

Священномученик епископ Онисим
(Пылаев Михаил Владимирович, +27.02.1938)



Память 14 февраля, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких.

В миру Пылаев Михаил Владимирович, родился 5 сентября 1876 года в селе Куя теперешнего Белозерского района Ленинградской области в семье псаломщика.
В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию.
В 1903 году рукоположен во иерея. Служил в армии полковым священником.
До 1918 года был возведен в сан протоиерея.
В 1918-1919 годах служил казначеем в 11-й дивизии Красной армии.
Овдовел.
Вплоть до 1925 года служил в Троицком храме Нижнего Новгорода.

Епископ Воткинский

13 марта 1926 года был пострижен в монашество с именем Онисим, а 15 марта хиротонисан во епископа Красно-Бакинского. Чин хиротонии совершали: митрополит Сергий (Страгородский), епископ Дамиан (Воскресенский) и епископ Макарий (Знаменский).
13 апреля 1926 года назначен епископом Воткинским.
В 1927 году был назначен временно управляющим Вятской епархией.

Первый арест и заключение на Соловках

28 января 1928 года был арестован в Воткинске. 22 июня того же года по обвинении в "к/р агитации" был осужден по статье 58-10 УК РСФСР на три года концлагерей и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.



(Епископ Онисим (Пылаев). Сарапульская тюрьма, 1928 год)

Свидетель по делу Пылаева 1936 г. показал на следствии, что епископ Онисим в одной из бесед с близкими людьми в Туле рассказывал, что он:

"До приезда в Тулу находился в ссылке, в Соловках, где вместе с ним отбывали наказание до 16-ти архиереев, множество монахов, священников и верующих арестованных, высланных, по его словам, невинно. Говорил, что там заставляли заключенных выполнять трудные работы. В частности, ему было поручено зажигать маяк, и он в бурю ездил туда, лежа в лодке, и по приезде от холода не мог зажечь фонарь. Говорил, что там, в Соловках. У них имелась Православная церковь, в которой совершались богослужения, и в праздничные дни особенно торжественно, особенно в Пасху. При богослужении участвовали 16 архиереев…".

Тульский святитель

После освобождения из лагеря 22 ноября 1933 года епископ Онисим был 5 декабря того же года назначен управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Православной Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них. Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных. Скитальческую жизнь были вынуждены вести тогда и некоторые епископы. К Тульскому Владыке часто приезжал из ссылки в г. Муроме бывший Тульский архиепископ Борис (Шипулин). Они вместе совершали богослужения как в Ильинском храме, в то время бывшим кафедральным собором, так и на квартирах прихожан.

Владыку часто посещал и бывший епископ Белевский Игнатий (Садковский), не забывавший и любивший Тулу. Он тоже участвовал в богослужениях. Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились во время ссылки на Соловках. Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие. Вплоть до последнего часа (а все они были расстреляны или погибли в лагере), они поддерживали друг друга, оставаясь непримиримыми и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями истинного Православия.

Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника Грачева, высланного за "контрреволюционную деятельность", посылал посылки в ИТЛ протодиакону Новосадову. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы. Помогал им материально. Архимандрита Серафима (Васильева) епископ Онисим назначил священником в одну из церквей Дубенского района, протоиерея Петра Пономарева в церковь села Жмурово Чапаевского района, священника Феодора (фамилия неизвестна) в церковь села Иевлево Товарковского района. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. В ноябре 1934 года он постриг в монашество в сан игумена с именем Макарий овдовевшего протоиерея Александра Александровича Воскресенского, священника церкви 12 апостолов, в сан иеромонаха с именем Онисфор протоиерея Петра Пономарева (церковь села Жмурово) . В схиму постриг монахиню Лаврентию с именем Нонна.
Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы - Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.



(Свято-Ильинский храм в Туле, реставрируется)

Власти не могли допустить усиления Православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в Туле, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.

Второй арест и мученичество

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев.

"В Г. Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся в г. Тулу по отбытии наказания за свою антисоветскую деятельность.
Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего подготавливали помещения и кадры…

Основной целью контрреволюционная группировка имела - проведение контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском духе, насаждение в г. Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству и находящемуся в ИТЛ…".

Особым Совещанием при НКВД СССР 16 апреля 1936 года был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР за "контрреволюционную агитацию," как "участник к/р группировки церковников," и сослан на 5 лет в Северный край. Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек. Вот фамилии некоторых из них: Троицкий Сергей Павлович, 1881 г.р., село Лаптево двоюродный брат сщмч. Илариона (Троицкого); игумен Макарий (Воскресенский Александр Александрович), 1879 г.р., Тула (это его постриг в монашество епископ Онисим); прот. Мерцалов Митрофан Александрович, 1874 г.р. (в 20-е годы сподвижник епископа Белевского Игнатия) и др.

18 июня 1936 года был освобожден от управления Тульской епархий. Был заключен в Каргополе, где повторно арестован за "участие в тайных богослужениях." Тройкой при УНКВД по Архангельской области был осужден за "к/р агитацию, попытку создать к/р группировку из ссыльного духовенства" на расстрел. Был расстрелян 27 февраля 1937 или 1938 года в одном из Северных лагерей.



(Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский. Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря)

27 октября 1943 года Патриарх Сергий (Страгородский) направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: "Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии... лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением…" К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита,5 архиепископов и 19 епископов - все, кого он считал живыми. Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Одним из этих мучеников был и владыка Онисим.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года по представлению Тульской епархии был причтён к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик диакон Трифон
(Родонежский Трифон, +27.02.1938)

Память 14 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1873 году в Москве.
Рукоположен в сан диакона.
На 1937 год работал контроллером в Бауманском райпищеторге. Проживал: Москва, ул. Радио 4 кв. 14.

29 сентября 1937 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
16 декабря 1937 года Тройкой УНКВД МО был приговорен к 10 годам лишения свободы.
Скончался в заключении 27 февраля 1938 года.

Реабилитирован в сентябре 1995 г. прокуратурой г.Москвы.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 27 марта 2007 г.

Святитель Рафаил (Ававини/Хававини) (Raphael Hawaweeny), епископ Бруклинский



Родился предположительно 8 ноября 1860 года в Бейруте, в благочестивой христианской семье Михаила Хававини и его второй жены Марьям, дочери священника. За несколько месяцев до этого его родители, вместе со многими другими христианами, были вынуждены бежать из Дамаска из-за антихристианских погромов, начавшихся в июле 1860 года, в результате которых был убит приходской священник св. Иосиф Дамаскин. Точная дата рождения будущего епископа неизвестна, но, по его собственному предположению, это мог быть день его именин - Собор Архангелов Михаила и Гавриила и прочих Небесных Сил Бесплотных (8 ноября по старому стилю) или один из ближайших к нему дней.

В 1861 году на праздник Богоявления был крещен с именем Рафаила. Весной того же года его семья смогла вернуться в Дамаск.
В 1874 году окончил начальную школу. По ходатайству диакона Афанасия Аталлаха (позже Хомского митрополита) перед патриархом Антиохийским Иерофеем в качестве студента был принят на пастырские подготовительные курсы при Антиохийской Патриархии, которые окончил в 1879 году. Будучи студентом, в 1877 году был избран на должность заместителя преподавателя, а в следующем году - учителем арабского и турецкого языка.
28 марта 1879 года был пострижен в монашество патриархом Иерофеем и служил иподиаконом патриарха.
В восполнение закрытой в 1840 году Баламандской семинарии, Константинопольский патриарх Иоаким III предложил Антиохийскому патриарху прислать хотя бы одного достойного студента для обучения в Богословской школе на о. Халки с выплатой стипендии, выбор пал на Рафаила (Хававини).
8 декабря 1885 года был рукоположен в сан диакона в храме при школе. В июне 1886 года он получил диплом по специальности "богословие" и вернулся на родину, где поступил на службу к митрополиту Хрисанфу, а затем к патриарху Герасиму в Дамаске. В сане иеродиакона два года состоял проповедником Антиохийского престола и председателем религиозного общества св. Иоанна.
В сентябре 1888 г. поступил в Киевской духовной академию.
В 1889 году был назначен главой подворья Антиохийской Церкви в Москве.

В июне 1889 года был рукоположен в сан иеромонаха ректором КДА епископом Сильвестром (Малеванским) по просьбе антиохийского патриарха Герасима, а 20 июля был возведен в сан архимандрита митрополитом московским Иоанникием (Рудневым).
Через два года после назначения архимандриту Рафаилу удалось уменьшить долг Антиохийского подворья в Москве с 65 тыс. рублей на 15 тыс. рублей. Также он устроил приезд в Россию 24 сирийских студентов, для продолжения их учебы, в надежде, что они смогут вернуться в Сирию для обучения других.
Дальнейшая церковная жизнь архимандрита Рафаила сложилась очень неординарно: в ней был и период его "церковного диссидентства", и период ревностного церковного служения.

В 1891 - 1893 годах, когда он служил настоятелем Антиохийского подворья в Москве, у него возник конфликт с Антиохийской Патриархией. После того, как в 1891 году патриарх Герасим сложил с себя патриаршие обязанности, чтобы возглавить Иерусалимскую Патриархию, архимандрит Рафаил стал выступать за то, чтобы освободить Антиохийскую Церковь от господства греческих иерархов и предоставить управление ею коренным клирикам и мирянам. Он начал рассылать письма отдельным антиохийским епископам и влиятельным мирянам и публиковать статьи в русской прессе. Когда на Антиохийскую кафедру был избран новый патриарх греческого происхождения Спиридон, архимандрит Рафаил отказался поминать нового патриарха за богослужением и был временно отстранен от служения. Приняв свое отстранение, архимандрит Рафаил продолжал писать статьи в русских газетах в защиту антиохийского дела, и эта активность побудила всех восточных патриархов - не только Антиохийского, но и Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского - обратиться к царю Александру III с просьбой запретить газетам публиковать статьи о. Рафаила. Не сдаваясь, о. Рафаил начал издавать свои материалы в форме книг. Наконец, патриарх Спиридон просил русских друзей о. Рафаила (в частности, товарища обер-прокурора) убедить его испросить прощение у патриарха. Тот внял просьбе обер-прокурора, прещение было снято, и о. Рафаилу было позволено перевестись из-под юрисдикции Антиохийской Церкви под юрисдикцию Русской Церкви и остаться в России.

После окончания Киевской духовной академии, в феврале 1894 года он был направлен в Казанскую духовную академию практикантом арабского языка.
В 1895 году переехал в Америку по приглашению Сирийского православного благотворительного общества Нью-Йорка, 21 августа того же года назначен в Нью-Йорк для окормления православных сиро-арабов в Алеутской епархии.
В 1901 году дважды заочно был избран митрополитом на кафедры Антиохийской Православной Церкви, первый раз митрополитом Латакским, второй раз Захлетским, но оба раза отказался, желая послужить делу Православия в Америке.
4 февраля 1904 года последовал указ о назначении епископом Бруклинским, 2-м викарием Алеутской епархии. Св. Синод доложил об этом избрании патриарху Мелетию, и тот с радостью принял решение Синода.

29 февраля 1904 года хиротонисан во епископа Бруклинского, викария Алеутской епархии, в соборе свт. Николая в Бруклине епископом Тихоном (Беллавиным) и Иннокентием (Пустынским). Это была первая православная хиротония в Америке.
Цензор журнала "Американский православный вестник".
С начала 1905 года - издатель и редактор журнала "Алькалимат" ("Слово") для сиро-арабов, журнал выходил 2 раза в месяц.
Находился непосредственно в ведении архиепископа Сиро-арабской миссии. Был опытным миссионером с серьезной богословской подготовкой и прекрасным знанием русского и сиро-арабского языков.

В июле 1905 года он освятил территорию, отведенную для Свято-Тихоновского монастыря, и благословил приют для сирот в Южном Ханаане в Пенсильвании.
К концу 1912 года епископ Рафаил занемог. Доктора признали сердечную недостаточность, которая и стала впоследствии причиной его смерти. Через две недели он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы отслужить Литургию в своем соборе.



Скончался 14 февраля 1915 г. в 00.40 ночи после продолжительной тяжелой болезни.
На этот момент его трудами Антиохийская миссия насчитывала 30 общин с 25 тыс. прихожанами.
Причислен Православной Церковью в Америке к лику святых.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up