13 (26) февраля 2021 года. Сплошная седмица. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Feb 25, 2021 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная.

Ап. от 70-т Акилы и мц. Прискиллы (I; Греч.); прп. Кастора Карденского, Германского (ок. 400; Герм.); прп. Мартиниана Кесарийского (Палестинского) (V); свт. Модомноха, еп. Оссорского (ок. 550; Кельт. и Брит.).

Свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского (1950); прпп. Зои и Светланы (Фотинии) (V); прп. Евлогия, архиепископа Александрийского (607-608); прп. Симеона Мироточивого (в миру Стефана Неманя), царя Сербского (1200); свт. Георгия (Конисского), архиеп. Могилевского (1795; Укр.); прп. Серафимы, в схиме Евфимии, Сезёновской (1877; Греч.).

Сщмчч. Василия Триумфова, Гавриила Преображенского, пресвитеров (1919); сщмч. Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского (1920); сщмчч. Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова, пресвитеров, Евгения Никольского, диакона, прмцц. Анны Корнеевой, Веры Морозовой, Ирины Хвостовой, послушниц, мч. Павла Соколова (1938).

Собор святых Омской митрополии.

Икона Божией Матери: Долинская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, управляющий благочинием русских приходов в Болгарии, Софийский чудотворец



Память 13 февраля, в Соборах святых Воронежской митрополии и святых земли Житомирской


В миру Соболев Николай Борисович, родился 1 декабря 1881 года в Рязани в многодетной благочестивой семье и был крещен с именем в честь святителя Николая Мирликийского. Родной брат архимандрита Сергия (Соболева).
Начальное образование получил в церковно-приходской школе.

В 1898 году окончил Рязанское духовное училище по II разряду, в 1904 году - Рязанскую духовную семинарию по II разряду, но для причисления к I разряду имел возможность сдавать дополнительные экзамены по Библейской истории и Общей церковной истории, и поступил в Петербургскую духовную академию.
На последнем году обучения, 26 января 1908 года, был пострижен в монашество епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского, а 3 февраля 1908 года был рукоположен в иеродиакона, и 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем.

Как правило, священнослужитель, постригающий в монахи послушника, не спрашивает о том, какое имя тот бы хотел получить в монашестве. Но бывают и исключения. Однако Николай Соболев, когда его спросили о том, какое имя он хотел бы получить, ответил, что монах с самого начала должен отречься от своей воли и принять любое имя. «Ну, смотрите, - сказал ему на это архимандрит Феофан (Быстров), - как бы вам не тягостно было, когда получите некрасивое имя». Епископ Сергий (Тихомиров), бывший в то время ректором академии, накануне пострига поехал ужинать к купцу Ивану Ивановичу Рубахину - старосте академического храма и почетному блюстителю Санкт-Петербургской академии по хозяйственной части. Во время ужина, когда разговор зашел о запланированном постриге, две дочери купца спросили епископа Сергия, какое имя он собирается дать молодому монаху, и, узнав, что епископ хочет дать ему имя Досифей, стали упрашивать его дать ему другое, более благозвучное имя. Возвращаясь домой, епископ Сергий вспомнил, что некоторое время назад, будучи на открытии мощей преподобного Серафима Саровского, пообещал святому угоднику назвать его именем студента академии, которого он будет постригать. Вопрос с именем для Николая Соболева был решен.

В сентябре 1908 года иеромонах Серафим блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию». Профессор А.А. Бронзов в своей рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия, а также подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации. Будущему архипастырю было разрешено защищать магистерскую диссертацию без новых устных испытаний.
Вскоре после окончания академии был назначен преподавателем пастырского училища в Житомире, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя Калужского духовного училища. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами.

1 декабря 1911 года был назначен инспектором Костромской духовной семинарии.
22 декабря 1912 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

Ректор Воронежской духовной семинарии

В конце января 1913 года прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора Воронежских епархиальных ведомостей.

Беспокойное положение сохранялось в церковной школе. Все дела требовали пересмотра, состояние казны было плачевным, имелись серьёзные недостатки в дисциплине воспитанников, частыми были срывы занятий, нарекания на семинаристов со стороны церковных и гражданских властей и местного населения. Архимандрит Серафим ревностно взялся за свое дело. Он ввел в практику постоянное личное общение с учащимися, беседовал с каждым семинаристом наедине, особенно много внимания уделял "неблагонадежным", и из дверей его кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием новый ректор сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников.

28 апреля 1913 года на заседании Братства святителей Митрофана и Тихона под председательством временно управляющего Воронежской епархией епископа Острогожского Владимира (Шимковича) архимандрит Серафим (Соболев) избран членом совета и ревизионной комиссии братства святителей Воронежских.
Архимандрит Серафим делал всё возможное для улучшения материальной жизни семинарии, в чём встретил постоянную поддержку и благословение правящего владыки, архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В мае 1913 года создал и затем возглавил Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам.
Ректор семинарии старался поддерживать в духовной школе почитание истинных образцов святости. Так, 26 августа 1914 года, он участвовал в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиеп. Воронежского Антония (Смирницкого) и активно работал в комиссии по подготовке канонизации святителя Антония. Особенное внимание архимандрит Серафим уделял семинарской библиотеке, которая его усилиями превратилась в одну из лучших семинарских библиотек России.
В мае 1916 года правление Воронежской семинарии сообщало об увеличении числа параллелей (отделений) в 4-м классе в связи с большим увеличением числа воспитанников. Из семинарии перестали бежать, в неё начали стремиться.

В 1917 году в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 31 марта 1918 года "Вестник Церковного единения" опубликовал следующее сообщение:

"Ректор Воронежской духовной семинарии архимандрит Серафим уехал в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет".

Пребывая в Задонском монастыре, ректор духовной семинарии посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», - сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» - спросил архимандрит. «Попадешь - узнаешь», - был ответ старца.

В августе 1918 года семинария была закрыта новыми властями, несмотря на протесты ректора, преподавателей, воспитанников, общественности. Архимандрит Серафим и часть прихожан Иоанно-Богословского семинарского храма направили жалобу по поводу её закрытия в Облисполком. В жалобе они писали, что в семинарии "имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя ... а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства", но ответа не получили, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали.

В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже.
Архимандрит Серафим в тот момент колебался, не зная, как ему поступить - уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима - иеромонах Сергий (Соболев), также служивший в Воронеже. Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить.

В октябре 1919 года, когда город окончательно перешел в руки большевиков, на последнем поезде из Воронежа на юг, в открытом вагоне нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар, где был назначен ректором Екатеринодарской духовной семинарии.
Вскоре о. Серафим был вынужден переехать в Симферополь и в течение последующих месяцев его жизнь была связана с Крымом. 7 мая 1920 года он был назначен ректором Таврической духовной семинарии определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России.

Епископ Лубенский

В сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
1 октября 1920 года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 года, на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе Херсонес, вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.

Эмиграция

Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 года прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным Церковным Управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве. Учитывая большое число русских эмигрантов в Болгарии и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 года было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого патриархом Тихоном был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.



В юрисдикции РПЦЗ

В ноябре 1921 года владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих оказавшихся вне пределов родины. Епископ Серафим со своей паствой оказались в юрисдикции оформлявшейся Русской Православной Церкви Заграницей. Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное изгнание, трагедию России, крушение империи и династии. Ещё в 1926 году он продолжал служить молебны о словно живом государе.
Владыка рачительно заботился о своей пастве на чужбине и распространял свою заботу не только на русских эмигрантов, но и на болгар. Болгарская Православная Церковь находилась в состоянии изоляции от православного мира с 1872 года из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского Заграничного Церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.

В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, владыка Серафим подписал «Окружное послание» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).

Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 31 декабря 1929 года титул епископа Серафима по его просьбе был изменен с Лубянского на Богучарский.
В 1934 году был возведен в сан архиепископа митрополитом Антонием (Храповицким).
В 1935 году, после установления дипломатических отношений между Царством Болгария и Советским Союзом, Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал в введение архиепископа Серафима Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила. Синод поставил условие: принимать в монашеское братство обители вместе с русскими и болгар, с "целью иметь их как рассадник истинного монашества для болгарских монастырей".

В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, владыка Серафим не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.
В 1943 году он резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии.

Воссоединение с Московским Патриархатом

16 июня 1945 года вместе со своей паствой воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 году принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал:

Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей - Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви.
Принял участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.

Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний владыки - близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка часто посещал главную болгарскую святыню - Рыльский монастырь, написал акафист преподобному Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.
Владыка Серафим особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к «софиологии» прот. Сергия Булгакова, экуменизму, календарному вопросу. Автор важных докладов и трудов, множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры, сам владыка очень любил Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, прочитав все 12 томов одиннадцать раз.

Кончина и почитание

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Никольский храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Он был погребен в крипте под алтарем храма.



(Подворье Русской Православной Церкви в Софии, гробница прп. Серафима Соболева)

Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах.

Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол. В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей "Старостильной Православной Церкви Болгарии", которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений (Стаматов) так вспоминал о нем:

"В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол <…> Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима… ".

В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной Православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима поднимался и в православных Болгарской и Русской Церквах, имя владыки внесёно в Собор святых покровителей Воронежской духовной семинарии. Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей.

3 февраля 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых для общецерковного почитания деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением".
11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области, в рамках празднования 135-летия со дня рождения святителя Серафима, епископ Браницкий Григорий (Цветков) викарий Софийской митрополии, в сослужении духовенства совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева), построенной на средства Сергея Сиринько, местного предпринимателя.



(В Патриаршеском соборе Святого Александра Невского прошло богослужебное прославление нового святого Серафима Софийского. Впервые две церкви - Русская и Болгарская - причислили к лику святых одновременно одного и того же святого. В соборном богослужении принял участие патриарх Болгарской православной церкви Неофит в сослужении со всеми болгарскими митрополитами и с Волоколамским митрополитом Иларионом.)

В 2017 году на малой родине святителя появился приход его имени.
26 июля 2017 года его имя внесено в состав новообразованного Собора святых земли Житомирской.

Тропарь
глас 4
Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь
глас 5
Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость.

Кондак
глас 4 (Подобен: Вознесыйся на Крест:)
Вознесы́йся на высоту́ смиренному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти́:/ ра́дуйся, Серафи́ме, чудотво́рче.

Молитва

О, чудотво́рче преди́вный, святи́телю о́тче Серафи́ме! Ты́, еще́ жи́в сы́й, ре́кл еси́ ве́рным: я́ко а́ще улучу́ дерзнове́ние у Го́спода, не оста́влю ва́с си́рых. Сего́ ра́ди, помина́юще глаго́лы твоя́ и дела́ милосе́рдия твоего́ в жи́зни вре́менней, любо́вию припа́даем и усе́рдно про́сим: моли́ся непреста́нно у Престо́ла Царя́ Сла́вы о все́х на́с, бли́жних и да́льних, при́сных и стра́нных, немощны́х и гре́шных, любо́вию почита́ющих тя́. Ты́ от младе́нства благода́тию Бо́жиею просвеще́н бы́л еси́, в ю́ности же у́м соверше́нный стяжа́в, ю́ноши и де́вы умудри́л еси́. Дости́гше же му́жеска во́зраста, усе́рдный де́латель Боже́ственных доброде́телей яви́лся еси́. Сего́ ра́ди утверди́ и на́с во благоугожде́нии Бо́гу, и я́ко па́стырь до́брый изря́дно е́же о́вцы Христо́вы упа́сл еси́, наста́ви на́с на пу́ть покая́ния. Я́ко свети́льник Све́та И́стиннаго просвети́ на́с и сохрани́ от заблужде́ний и собла́знов ми́ра сего́, и, я́ко чудотво́рец ди́вный, не преста́й явля́ти ми́лость свою́ все́м, с любо́вию притека́ющим к тебе́. Па́стырю до́брый, не оста́ви па́ству в зе́млях Бо́лгарстей и Ру́сстей и и́нуде су́щей. Бу́ди ско́рый помо́щник призыва́ющим тя́ от все́х конце́в земли́, да просла́вится неизре́ченное милосе́рдие Пастыренача́льника и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, при́сно прославля́емаго и спокланя́емаго со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.



Сочинения

То, как много владыка Серафим вкладывал в свои труды отражают его слова: «Мои книги - это моя кровь!» В его работах и проповедях выразилась его ревность о чистоте православного вероучения.

Владыка глубоко проник в вопросы современной ему русской богословской мысли. Так, к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви в октябре 1935 года он представил труд Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией, в котором обличил прот. Сергия в ереси и за который в 1937 году был удостоен степени магистра богословия. В 1943 году он опубликовал сочинение Искажение православной истины в русской богословской мысли, в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митрополитов Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского).

Экуменизм, сделавшийся важным вопросом в церковной жизни эпохи, вызвал ревностное обличение владыки. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия в нём Вселенской Православной Церкви, о полной зависимости этого движения от масонства, враждебного Православию. К Совещанию Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 году в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, он подготовил специальный доклад по той же теме, озаглавленный «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»

Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции.

Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский



Став монахом Савва (святитель Савва Сербский) к родителям написал увещательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну своему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не согласна была его отпустить.

Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хочет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от правился в путь, в Святую Гору Афонскую.

В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монастырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:

«Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь.
А у нас новоначальным послушание такое: пасти мулов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».

Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В скором времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.

Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюбленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в мо нашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.

Игумен стал ему отказывать и говорил:

«Ты не можешь понести монашеской жизни, ибо ты царь, прожил свою жизнь в довольстве, изобилии и славе; в такой жизни и состарелся. Как ты можешь употреблять монашескую грубую пищу?
Как ты можешь стяжать иноческое смирение?
Как ты можешь понести монастырское послушание?
Первое у нас по слушание новоначальным - пасти мулов:
как же ты можешь такое послушание совершать?»

Царь на все соглашался, и все обещался перенести, и со слезами просил принять его в обитель. Игумен, видя его глубокое смирение, принял его с любовию, причислил к братству, облек его в послушническую одежду, в подрясник, подпоясал его ремнем, надел на него рясу, на голову скуфью братскую, в руки дал четки, и из царя сделал почти монаха, и послал его пасти мулов. Царь, взявши благословение, с радостию пошел. Чрез несколько дней приехал из Константинополя царевич, и спросил у игумена о родителе своем.

Игумен сказал - что приехал, и принят в обитель, и теперь пасет мулов. Царевич весьма обрадовался такому смирению отца своего, и взяв пищи, пошел посетить и повидать сво его любезнаго родителя, прежде бывшаго царя, а теперь пастуха мулов. Увидавшись, много от радости плакали оба. Потом сын отдал отцу пищу, велел ему пообедать, а сам пошел прохаживаться по лесу. Внезапно возвратившись и подошедши к отцу своему, покачал головой, и сказал:

«Вот царь-то и есть царь, никогда не может быть монахом, не может оставить свою царскую гордость: для чего ты разостлал на земли платок, и положил на него пишу? Не лучше ли бы тебе положить пищу на зеленую траву? - Это бы было монаху приличнее».

Царь вскочил, упал сыну в ноги, и со слезами просил прощения, и обещался впредь так не делать. Сын простил, и приказал впредь быть осторожнее, и учиться монашеской нищете и смирению. Чрез несколько времени, царь пострижен был в монашество, и пожелал себе иметь старцем и наставником своим сына своего, монаха Савву.

И сделались, по духовному рождению, сын отцем, а отец сыном.

Потом явившись им обоим Божия Матерь сказала, чтобы они выстроили свой особенный монастырь в память Входа Ея во храм. Они избрали место, взяли благословение и выстроили монастырь Хилендарь. Потом Савву сделал Патриарх архиепископом, и послал его в Сербию, в отечество его.

А родитель его, прежде бывший царь Стефан, в иночест ве Симеон, препроводил остальную свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских подвигах, и с миром скончался. Супруга его такожде поступила в монашество, и в отечестве своем выстроила женский монастырь, в нем постриглась и препроводила свою жизнь, и с ми ром скончалась. Архиепископ Савва, по смерти отца своего, святого Симеона, восхотел мощи отца своего перенести из Афонской Горы в свое отечество, Сербию.

Приехавши в Святую Афонскую Гору, призвал в свою обитель Протоигуме нов, Ватопедскаго с братнею, и русскаго монастыря, и прочих множество монахов, и сделал в своей обители Хилсндарской великий праздник После малой вечерни откопали гроб святого Симеона, вынули из земли его мощи, и поставили в со борном храме среди церкви.

Потом начали всенощное бдение в соборном храме, - с греками, по-гречески, а Савва в другом храме с своей братией и с русскими по-славянски. Когда начали петь полиелей, то из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченнаго благоухания. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым.

Потом Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла лоза виноградная, которая и доныне приносит плод и делает чудотворения. Таковых имеет ктиторов святая обитель Хилендарская! Жезл, который Савва принес из Лавры Саввы Освященнаго и поставил на келий Успения Богородицы, близ Карей, доныне стоит цел, и келия называется по жезлу Патерисса. По-болгарски называется жезл патерица.



(чудотворная лоза св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар)

Скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года. Мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки отца своего на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице (источник: isihazm.ru).

О чудотворной лозе в Афонском монастыре Хиландар вы можете подробно прочитуть тут:

http://expertmus.livejournal.com/84309.html

Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 3
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 6
Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up