14 (27) июня 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jun 26, 2020 22:00

Продолжение...

Собор Дивеевских святых



Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием 14 июня, на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой). Тогда же в честь Собора было решено заложить новый храм на подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве.

В Соборе Дивеевских святых:

• Прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (+ 1789, память 13 июня)
• Прп. Марфа Дивеевская (Милюкова) (+ 1829, память 21 августа)
• Прп. Елена Дивеевская (Мантурова) (+ 1832, память 28 мая)
• Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
• Блж. Пелагия Дивеевская (Серебренникова) (+ 1884, память 30 января)
• Блж. Параскева Дивеевская (+ 1915, память 22 сентября)
• Мц. Дария Тимагина (Тимолина), Суворовская (+ 1919, память 5 августа)
• Мц. Дария Улыбина (Сиушинская), Суворовская (+ 1919, память 5 августа)
• Мц. Евдокия Немкова (Шикова), Суворовская (+ 1919, память 5 августа)
• Мц. Мария Неизвестная, Суворовская (+ 1919, память 5 августа)
• Блж. Мария Дивеевская (Федина) (+ 1931, память 26 августа)
• Сщмч. Михаил Гусев, прот. (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Серафим (Чичагов), митр. (+ 1937, память 28 ноября)
• Сщмч. Иаков Гусев, иерей (+ 1937, память 13 декабря)
• Прмц. Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня (+ 1941, память 13 апреля)
• Прмц. Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня (+ 1944, память 21 октября)
• Исп. Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня (+ 1963, память 25 октября)

Тропарь
глас 5
Днесь церковная расширяются недра,/ приемлющи богатство Божия благодати/ и радуется Пресвятыя Богородицы избранная обитель,/ память совершающе многоименитаго лика святых,/ в Небеснем Дивееве торжествующих// и молящихся о душах наших.

Кондак
глас 8
Троицы сосуди явистеся честным вашим житием/ и Пресвятыя Богородицы послушницы,/ вси святии в земли Дивеевстей просиявшии,// помяните нас у Престола Божия во Царствии Небеснем.

Преподобный Савва Ватопедский



Савва Ватопедский, в мире Стефан, произошел на свет в Солуни от благочестивых и добродетельных родителей знатного рода в царствование Андроника Старшего, и там же изучил Св. Писание и философию. Когда он пришел в возраст, то ушел тайно из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.

С Афона же по случаю нашествия турок на Святую Гору во дни Андроника Младшего, Савва Ватопедский отправился путешествовать; был на островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре; с Кипра ходил во Иерусалим и, поклонившись там Гробу Господню и проч. свв. местам, ушел во Иорданскую пустыню, где видел святых подвижников.

С Афонаже Савва Ватопедский возвратился на св. Сион, а из Сиона отправился на Синай и там провел два года в подвигах духовных. С Синая же опять возвратился в Иорданскую пустыню, где и подвизался три года в монастыре св. Иоанна Предтечи. Ему было откровение свыше, повелевавшее возвратиться в греческое царство. Так он отправился в Константинополь и на пути туда посетил Дамаск, Антиохию, остров Крит, Пелопонесс, Афины и остров Тенедос и, пройдя Македонию и часть Фракии, наконец прибыл в Царьград и здесь поселился в обители св. муч. Диомида.

Молва о святости Саввы быстро разнеслась по всей этой столице. Услышал о нем и государь. Но праведник никому не показывался. Тогда стали подозревать его в ереси и подослали к нему мужей мудрых и ученых из синклита и из церковного клира для испытания его. Савва Ватопедский написал им «Исповедание» веры православно и красноречиво, и когда возложил на них свои руки и молился, тогда некая особая благодать коснулась сердец их, так что они проливали слезы свои.

После этого Савва Ватопедский возвратился на Афон и там в Ватопеде для всех служил образцом благочестия. Отсюда он - нехотя - ездил опять в Константинополь, в марте 1342 года, с протом Исааком и прочими святогорскими старцами, мирить царицу Анну с Кантакузеном, предсказавши безуспешность предпринятой поездки.

В июне месяце 1341 г. скончался византийский император Андроник Младший, а наперсник его Иоанн Кантакузен незаконно возложил на себя в городе Дидимотихе царскую одежду при жизни законного государя малолетнего Иоанна Палеолога; между ним и вдовствующей царицею Анной закипела тогда междоусобная война, а все попытки к примирению оказывались тщетными, ибо в столице империи послов его не принимали и обращались с ними жестоко, как с бунтовщиками. Поэтому Кантакузен, осаждавший в феврале 1342 г. не признававший его власти город Перифеорий, из военного своего стана отправил письмо к проту Святой Горы и к тамошним старцам, более других отличавшимся святостью жизни.

Письмом этим Кантакузен упрашивал старцев отправиться в Константинополь и представить царице, насколько настоящие политически дела вредны, и предотвратить ежедневное пролитие христианской крови. Афонские отцы, прочитав это письмо, рассудили, что для общественной пользы им подобает исполнить просьбу Кантакузена, и поощряли к тому друг друга.

Посему избранные им старцы, именно: прот Исаак, муж достопочтенный и святейший, игумен лавры Макарий и другие настоятели святогорских монастырей не в малом числе, а также иеромонах Каллист, впоследствии патриарх Константинопольский (с 1350-1362 г.), и уединявшийся близ Ватопеда и «показавший дивные и великие подвиги в добродетели» старец Савва Ватопедский - отправились в Византию.

Здесь они представились царице Анне и в присутствии патриарха и единомысленников его говорили о цели своего прибытия, ради которой они, презрев свою старость, телесную немощь и трудность путешествия, явились туда; просили согласиться на мир и любопрением не губить греческой державы. Речи их нимало не огорчили царицу, напротив, они совершенно согласовались с мнением ее, потому что она, узнав происки и обман патриарха и других лиц, желала прекратить войну как бы то ни было и примириться с царем Кантакузеном; однако, будучи связана клятвами, которые навязали ей обманщики, не могла сделать сего.

А клялась она подписать мир только тогда, когда пожелают его все и когда она дождется решения государственного совета. Патриарх же и сообщники его оскорбились речами монахов, ибо они, как им казалось, навлекли на них крайнюю опасность, поэтому хоть и не отважились отринуть мир явно, дабы не показаться безстыдными и гневными, но стакнулись между собою иным способом расстроить единомыслие монахов; расхвалив их радение об общественной пользе, присоветовали им отдохнуть после трудного путешествия и ожидать ответа на предложение их, а, между тем, поместили их в разных местах, надеясь убаюкать каждого из них обещаниями и ласковыми словами.

Время летело, а о монахах этих и о предложении их не было и помину. Тогда они, видя, что желательна брань, а не мировая сделка, попросились на Афон. Но приверженцы брани не уважили и этой просьбы их, полагая, что преподобные отцы по возвращении своем будут оглашать их виновниками войны, а Кантакузена превозносить как миротворца. Поэтому игумена Афанасиевой лавры Макария назначили митрополитом в Солунь, а прота Исаака поместили в монастыре, называемом Петра, доступ же к нему всем воспретили, приказавши довольствовать его всем нужным.

Прочих отцов отпустили на Афон. Савву же преподобного, так как он превосходил других в добродетели и был весьма известен царским приближенным людям, за несогласие с ними заключили в другом монастыре, называемом Хора, для безысходного пребывания и, хотя при этом предлагали ему обильное довольствование, он, однако, ничего не принимал, говоря, что не подобает брать что-либо от людей, которые потешаются убийством и кровью.

Далее в житии повествуется, что незадолго до кончины преподобного Саввы хотели его возвести на патриаршую кафедру, но он не принял этого предложения; и вскоре там и скончался о Господе. Кончина его последовала, как надо полагать, после 1347 года, ибо в январе сего года был низложен патриарх Иоанн Калека, а в мае возведен на патриарший трон Исидор митрополит Монемвасийский, также подвизавшийся вначале на святой Афонской Горе.

Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий



Память 14 июня, в Соборах Соловецких и Карельских святых

Подвизался в Соловецкой обители. Жизнь его неизвестна, но известно одно предсмертное обстоятельство, обнаружившее великое благочестие старца.
Когда преподобный, вместе с другими братьями, ловил рыбу в 60 верстах от монастыря, ему предрекли близкую кончину. Святой положился на волю Божию, но сильно скорбел, что не пострижен в великий ангельский образ (схиму). Братия решили везти больного старца в Суму, где было монастырское подворье. Диавол, желая погубить святого, воздвиг на пути множество опасностей, но, по ходатайству преподобного Зосимы Соловецкого, они благополучно добрались до места. К великому ужасу братии преподобный Елисей скончался. После усердной молитвы к преподобному Зосиме, мертвый ожил и был пострижен в схиму. Причастившись Святых Тайн, он опять почил о Господе.

В 1688 году от гроба преподобного, почивавшего под спудом в Никольской церкви города Сумы Архангельской епархии, начались чудотворения.
Рака со святыми мощами преподобного находится в Петрозаводском Крестовоздвиженском храме.

Священномученик иерей Иосиф
(Сиков Иосиф Фомич, +27.06.1918)

Священномученик Иосиф - Иосиф Фомич Сиков - родился в 1873 году; в 1907 году он окончил миссионерскую школу и через несколько лет был рукоположен во диакона и служил в Иоакинфской церкви Висимо‐Уткинского завода Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии.

В 1914 году диакон Иосиф был рукоположен во священника к Знаменской церкви Верхнетагильского завода Екатеринбургского уезда Пермской губернии, расположенного «при верховье реки Тагила, по восточному склону Урала, между двумя его горными разветвлениями, в 80 верстах... от Екатеринбурга. Окружающие завод и покрытые густым хвойным лесом горы, - писали о тех местах современники в начале ХХ века, - с их причудливыми формами и разветвлениями, и река Тагил, как бы перерезывающая селение на две половины - одну низменную, другую возвышенную, делают местность живописной. Первыми поселенцами завода, подобно всем уральским заводам, были люди ссыльные и раскольники, бежавшие в Уральские горы и леса с целью укрыться от преследования правительства. Нуждаясь в рабочей силе, строители всех уральских заводов охотно пользовались этими гонимыми людьми - тем более что они в большинстве оказывались отличными работниками».



(Церковь иконы Божией Матери Знамение - Верхний Тагил)

Первый храм здесь был построен в 1753 году, но после пожара в 1861 году, когда выгорела большая часть селения и самого завода, был сооружен каменный Знаменский храм, в котором чтимой святыней была икона Божией Матери «Знамение», сохранившаяся от пожара. С этим образом несколько раз в году торжественно совершались крестные ходы в соседние села, в каждом из которых икона пребывала от одной недели до трех. Всех прихожан в начале ХХ века было около пяти тысяч человек. Здесь и совершал службы и жил отец Иосиф со своей большой семьей (детей у него было восемь человек), здесь и принял мученическую кончину - он был расстрелян безбожниками‐большевиками 14 июня 1918 года.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик протоиерей Николай
(Виноградов Николай Константинович, +27.06.1938)



Священномученик Николай родился в 1871 году в селе Архангельском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Константина Виноградова. Предки Николая Константиновича Виноградова на протяжении более ста лет служили в приходе церкви Архангела Михаила села Архангельского. Его прадед, Андрей Николаевич Виноградов, происходил из семьи дьячка. В 1832 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и в апреле 1833 года по указу святителя Филарета получил место диакона в этом храме. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было семеро детей: четыре сына и три дочери, в их числе сын Константин, родившийся в 1846 году. Диакон Константин Виноградов скончался в 1894 году в возрасте сорока восьми лет от туберкулеза.

Начальное образование Николай Константинович получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но вскоре перешел в Вифанскую семинарию, которую окончил в 1894 году.

После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился на дочери диакона Феодора Покровского - Надежде, и 1 ноября 1894 года в соответствии с указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он был рукоположен в сан священника к церкви Михаила Архангела в родном селе.
С самого начала своего служения отец Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 году он был удостоен медали за труд по проведению первой всеобщей переписи населения. В 1902-1906 годах он был награжден «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, в 1913 году - камилавкой. Начиная с 1910 года отец Николай состоял членом благочиннического совета. В январе 1915 года он был назначен помощником благочинного; в мае 1916 года награжден наперсным крестом.
На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодежи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей. В 1914 году отец Николай преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

В 1911 году скончалась от туберкулеза в возрасте тридцати шести лет супруга отца Николая Надежда Федоровна, и он остался с пятью детьми. Дочери, Екатерина и Лидия, получили специальное образование и впоследствии стали учительницами. Сын Михаил поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1917 году. Второй сын, Виктор, учился в Московском промышленном училище. Младший сын, Николай, родился в 1908 году и впоследствии был отдан учиться в архангельскую земскую школу.

18 мая 1921 года в соответствии с указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Верейский Иларион (Троицкий) в храме святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитриевском на Истре за усердную пастырскую службу возвел отца Николая в сан протоиерея. В 1927 году протоиерей Николай был награжден крестом с украшениями, в 1929 году - палицей.

В 1929 году протоиерей Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, не внесенных в опись церковного имущества. С начала ареста и во время суда отец Николай находился в тюрьме «Матросская тишина». Суд приговорил священника к одному году и шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. В марте 1930 года обвиняемый подал кассационную жалобу и, доказав, что сокрытые ценности были его личным имуществом, добился отмены приговора с освобождением из-под стражи с прекращением дела.

Вернувшись в село Архангельское, отец Николай продолжил служение в храме. В 1933 году он был награжден митрой.

В 1933 году власти арестовали протоиерея Николая по обвинению в агитации против колхозного строя и приговорили к трем годам ссылки в Восточный Казахстан.
В 1936 году отец Николай был досрочно освобожден по инвалидности и поселился в Волоколамске, где жил его сын Виктор, работавший в районной МТС. Приехав в Волоколамск, отец Николай поселился в Солдатской слободе. Здесь он прожил недолго, так как в начале 1937 года арестовали его сына Виктора и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь.

В 1936 году протоиерей Николай обратился к епископу Иоанну (Широкову), викарию Московской епархии с прошением назначить его священником в храм Рождества Богородицы на Возмище или кладбищенской церкви Покрова Богородицы в Волоколамске, так как по просьбам верующих ему уже приходилось служить в этих храмах.
1 ноября 1937 года он получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошево Волоколамского района, но по неизвестным причинам он не отправился на место, а переехал в поселок Волоколамск неподалеку от железнодорожной станции.

5 марта 1938 года власти арестовали отца Николая, и он был заключен в тюрьму в Волоколамске.

- Скажите, вы были награждены повышением по службе - саном протоиерея? - спросил следователь.
- Да, я был возведен в сан протоиерея в 1921 году.
- Будучи протоиереем, вам приходилось говорить верующим проповеди, а если приходилось, то часто ли вы говорили и на какую тему?
- Да, мне приходилось говорить проповеди в церкви. Проповеди я говорил исключительно на тему праздника, когда поминается память того или иного святого. В заключение проповеди я всегда призывал верующих сохранять веру и не оставлять посещение храма.
- Проживая на станции Волоколамск, вы среди верующих вели разговоры, проявляя недовольство существующим строем и дискредитируя работников совета? - спросил следователь.
- Никакими антисоветскими разговорами я не занимался нигде и никогда, - ответил священник.
- Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, где вы уличаетесь в дискредитации работников совета и антисоветских высказываниях.
- Зачитанные мне показания я слышал, - ответил священник, - но таковые я отрицаю, ничего подобного я не говорил.

2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Виноградов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2001 года.

Священномученик протоиерей Александр
(Парусников Александр Сергеевич, +27.06.1938)



Родился 24 ноября 1891 года в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья, и неудивительно, что Александр Парусников избрал именно священническое служение. Перед ним был пример его отца, дяди, священника Иоанна Парусникова, и старшего брата Николая, который учился в Вифанской духовной семинарии.

Александр окончил Рижское духовное училище и в августе 1907 года также поступил в Вифанскую духовную семинарию. Успешно окончив ее в 1913 году, 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.
Незадолго до этого Александр Николаевич женился на дочери протоиерея Иоанна Муравьева Александре. Оба брата Александры Ивановны также были церковнослужителями.
В 1914 году отец Александр Парусников был назначен настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. В те годы Александра Ивановна работала учителем в сельской школе. У супругов родилось трое детей. Растить их помогала няня Прасковья. После революции Парусниковы не смогли платить ей жалованье, но она, привязавшись к ним, сказала лишь: «И не надо, только не гоните» - и осталась в семье.
Отец Александр часто служил, духовно окормляя многочисленную паству.

В 1918-1921 годах его периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920 х их с супругой лишили избирательных прав, что означало в те годы лишение и гражданских прав.
В 1924 году отец Александр был назначен настоятелем Знаменского храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Сюда, поближе к сыну, из села Алешино перебрались и родители отца Александра. В Кузьминском у отца Александра с супругой родилось еще трое детей.
Отец Александр был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Михневского района.



(Знаменский храм (село Кузьминское))

В декабре 1929 года он был арестован Серпуховским окружным отделом ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности и содержался под стражей в течение месяца.
В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была лишена земли, лошади и сельскохозяйственного инвентаря, но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, отец Александр отвечал, что «жить и работать надо при любой власти», и благословлял вступать в колхоз.

В 1934 году многодетную семью Парусниковых выселили из дома, который к этому времени стал принадлежать колхозу. Сначала их переселили на кухню, а в остальной части дома устроили колхозный клуб, а потом и совсем выбросили на улицу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Наталья Николаевна Демидова. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было очень трудно прокормиться без коровы, и чтобы выжить, они купили теленка и вырастили его.

Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик - Александр Васильевич Протопопов не вынес этих трудностей и ушел в сапожники), отец Александр регулярно совершал богослужения. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х годах храм ограбили - украли серебряные сосуды. После этого случая батюшка стал забирать сосуды домой. Незадолго до закрытия храма, примерно в 1935-1936 годах, с него были сброшены колокола.

Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов было закрыто, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 году был арестован его близкий друг - протоиерей Павел Смирнов, настоятель храма в селе Ильинское, и отец Александр стал регулярно служить и там. Как позднее отметил в характеристике Парусникова председатель сельсовета Муравьев, «Парусников работает священником селения Кузьминское-Ильинское, обслуживает весь Барыбинский район».

За две недели до ареста отца Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно сознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, отца Александра дома не оказалось - он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его утром на следующий день - 30 октября 1937 года.

На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не оговорив, отец Александр не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. «Я говорил только о том, что надо молиться Богу и быть честным тружеником», - сказал он.

14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу.
Расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.



15 февраля 1964 года был реабилитирован Московским областным судом (по 1937 году репрессий).
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик иерей Павел
(Иванов Павел Иванович, +27.06.1938)



Священномученик Павел родился в 1875 году в селе Цуриково Смоленского уезда Смоленской губернии в семье священника Иоанна Иванова. Первоначальное образование Павел получил в духовном училище. В 1898 году он окончил Духовную семинарию и до 1901 года работал учителем в школе в селе Болшево Бельского уезда Смоленской губернии.

В 1901 году умер его отец‐священник, и Павел был рукоположен на его место в Успенский храм в селе Цуриково, где служил до 1910 года, когда был назначен полковым священником в 7‐й Туркестанский стрелковый полк, который квартировал в те времена в городах Коканде, Скобелеве и Андижане. Революция и гражданская война застали его на службе в полку при 108‐м госпитале.

С 1919‐го по 1926 год отец Павел служил в Покровском храме в селе Тупичево Городнянского уезда Черниговской губернии. В 1926 году священник переехал в Москву, где в это время жила его мать, и был назначен служить в Успенский храм в село Обухово Солнечногорского района Московской области.

В марте 1938 года сотрудники Солнечногорского НКВД допросили штатных свидетелей, которые подписали предоставленные им протоколы допросов; на основании этих протоколов 23 марта отец Павел был арестован и заключен сначала в тюрьму в Солнечногорске, а затем - в Таганскую тюрьму в Москве. 25 марта следователь допросил его.



(Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Обухово - Солнечногорский район)

- Следствие располагает данными, что вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью. В июне 1937 года вы, находясь в доме одного колхозника села Обухова, высказывались, что большевики порабощают народ, судят ни за что, сгоняют на строительство канала Волга‐Москва, говорили, что канал сооружен невиновными людьми... что большевики притесняют религию, разрушают церкви, непосильными налогами притесняют служителей, только благодаря западным странам у нас еще существует религия, - заявил священнику следователь.
- Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и ее отрицаю, таких высказываний никогда не было.

На этом допросы прекратились вследствие арестов самих следователей. На их место через некоторое время пришли другие, но это нисколько не повлияло на судьбу священника. 2 июня 1938 года тройка НКВД, на основании тех же показаний лжесвидетелей, приговорила отца Павла к расстрелу. Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

12 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Московской области по 1938 году репрессий.
Постановлением Священного Синода от 18 августа 2004 года причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик диакон Николай
(Запольский Николай Александрович, +27.06.1938)



Священномученик Николай родился в 1889 году в селе Сивково Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Запольского, служившего в Преображенском храме в этом селе. В 1907 году Николай окончил духовное училище и в 1910 году поступил псаломщиком в Знаменский храм в селе Лисинцево Верейского уезда Московской губернии. Тогда же он женился на девице Марии, дочери священника; впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1920 году Николай Александрович был рукоположен во диакона к этому храму. В 1925 году он был переведен служить в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1929 году диакон Николай был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен на штраф в триста рублей. В 1930 году он был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ.



(Церковь Спаса Преображения - Большие Вязёмы - Одинцовский район, г. Звенигород)

В 1937 году начались массовые аресты и уничтожение священно‐ и церковнослужителей. В феврале 1938 года следователи допросили дежурных свидетелей, они подписались под лжесвидетельствами, на основании которых 21 марта 1938 года диакон Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Москве. Допросы длились полтора месяца, и на последнем допросе, 8 мая, следователь заявил диакону:

- Вы обвиняетесь в клевете на советскую власть, которую вы высказывали в феврале 1938 года.
- Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти... я не признаю, - ответил диакон Николай.
- Вы обвиняетесь в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти в декабре 1937 года.
- Виновным себя в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти я не признаю, - повторил диакон.

В тот же день диакону Николаю была устроена очная ставка со лжесвидетелями. Один из них показал, будто диакон говорил, что «советская власть всех попов арестовала, но скоро будет конец советской власти; скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит».

Диакон Николай на это ответил:

- Я никаких антисоветских разговоров не вел, он лжет.

Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 года была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей ответил: «Что власти помогаешь? Хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 году это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет, и коммунистов скоро вешать будем за этих попов».

Диакон Николай решительно отверг эти обвинения и сказал:

- В феврале 1938 года с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была.

2 июня тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1939 году все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского было приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации. На основании решения Военного трибунала были пересмотрены постановления тройки НКВД. Однако дело диакона, «учитывая социальное лицо осужденного», то есть то, что он был служителем Христовым, пересмотрено не было.

24 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1938 году репрессий.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Эстонские новомученики прот. Василий (Ритскок); свящщ. Иоанн (Крав), Иоанн (Сергеев), Артемий (Ваппер) и Николай (Лейсман); диаконы Василий (Астанин) и Петр (Козлов); миряне Марфа (Лейсман), Иоанн (Лаговский), Феодор (Петтай) и Анна (Петтай)

Синод Константинопольского Патриархата канонизировал 11 новомучеников Эстонских, которые пролили кровь за Христа в 1940-1941 гг., в период после присоединения Эстонии к СССР.

В лике святых прославлены: протоиерей Василий Ритскок, священники Йоханнес Крав, Иоанн Сергеев, Артемий Ваппер и Николай Лейсман; дьяконы Василий Астанин и Петр Козлов; жена священника Марта Лейсман; миряне Иоанн Лаговский Феодор Петтай и его супруга Анна Петтай.
Празднование новомученикам установлено 14 июня, в траурный день, когда в современной Эстонии вспоминают жертв сталинских репрессий.

Двое из канонизированных новомучеников, жили несколько лет в Париже:

- Священник Иоанна Сергеев был студентом Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже с 1930 по 1934 г. Он был арестован 14 июня 1941 г. Был осужден на 10 лет тюремного заключения. Отбывал срок в лагере Сосна в р-не Свердловска (Екатеринбург). Умер в заключении 22 февраля 1943 г. в возрасте 35 лет.

- Мирянин Иоанн Лаговский жил в Париже в 1930-1933 гг., когда являлся руководителем РСХД и издателем газеты «Вестник». Как член руководства эстонской организации РСХД и член административного совета православного прихода в Тарту был арестован 5 августа 1940 г., сослан, подвергнут пыткам и расстрелян 30 июля 1941 в возрасте 51 год.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Дивеевские блаженные, Православие

Previous post Next post
Up