14 (27) апреля 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Apr 26, 2020 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 2-я по Пасхе.

Свт. Мартина I, исп., папы Римского (655).
Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских (Литовских) (1347); мч. Ардалиона (305-311); Мчч. 1000-и Персидских и Азата скопца (ок. 341); свт. Тассаха, еп. Рахолпского (495; Кельт. и Брит.); прп. Пахомия Глединского (1724) (Рум.); мч. Димитрия Пелопоннесского, Трипольского (1803) (Греч.); мч. Димитрия (Кипиани) (1887; Груз.).

Сщисп. Александра Орлова, пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Виленская; Остробрамская Виленская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Мартин I Римский, папа Римский




Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".
После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

От себя добавлю, что в Москве в района Таганки есть величественный храм, освященный в честь этого святого угодника Божьего.



(храм св. Мартина, Папы Римского на Таганке в Москве)

Тропарь святому Мартину Исповеднику, папе Римскому
глас 4
Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.

Мученик Димитрий Пелопоннесский, Трипольский



Память 14 апреля (Греч.), 22 мая (Греч.)

Родился в дер. Лигудиста (в Аркадии, на Пелопоннесе). Мачеха плохо к нему относилась, поэтому он в раннем возрасте покинул родной дом и уехал с братом в Триполи, где работал строителем. Из-за плохого отношения к нему бежал от строителей и попал в услужение к турку-парикмахеру. Частое общение с турецкими детьми и постоянное давление привели его мало-помалу к тому, что он отрекся от веры и перешел в ислам с именем Мехмед. Он увлек в ту же гибельную пропасть и брата, который пришел укорить его в измене.
Однако, узнав, что в город приходил отец, чтобы вернуть его на путь истинный, и, не найдя, ушел, Димитрий осознал всю тяжесть своего греха, и его охватило спасительное раскаяние. Отступник решил бежать, но не сумел найти проводника, поэтому был вынужден остаться на службе у господина, постоянно терзаемый угрызениями совести.

Спустя некоторое время он бежал в г. Аргос, оттуда в Смирну (совр. Измир, Турция). Достигнув города Магнисии, Димитрий отправился в монастырь Иоанна Предтечи, неподалеку от города Кидонии, где исповедовался игумену и нашел временное пристанище. В обитель постоянно прибывало множество паломников, что казалось ему неблагоприятным для покаяния. Поэтому Димитрий покинул монастырь и некоторое время работал продавцом кофе, затем парикмахером, дабы собрать необходимую сумму на изготовление лампады, которую он пообещал пожертвовать для иконы Предтечи - проповедника покаяния.
С этого времени в нем начал гореть огонь любви Христовой, и пламя разгоралось все сильнее от чтения повествований о новомучениках. Тогда он решил вернуться в места, где отрекся, чтобы исповедать веру во Христа и омыть своей кровью совершенный грех. Димитрий отправился посоветоваться к святому Макарию Коринфскому, который в то время жил на Хиосе.

Святой мудро увещевал его, говоря, что исповеди и покаяния достаточно для прощения даже самого тяжелого греха, как, например, отречение святого апостола Петра. Но добавил, что дело покаяния - это долгий и трудный путь, надо быть смиренным и сокрушенным сердцем во все дни жизни, поэтому некоторые, боясь снова впасть в грех, предпочитают идти наиболее быстрым путем - путем мученичества, дабы таким образом заслужить рай. Согласно святым отцам, «мученическая смерть - очищение грехов и обилие благодати». Но, видя юный возраст Димитрия, святой Макарий сказал ему, что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41), и посоветовал следовать по пути покаяния в аскезе и безмолвии.
Эти отеческие увещевания еще более разожгли в сердце раскаявшегося отступника стремление к мученичеству, поэтому он решил подвергнуть себя тяжелым испытаниям аскезы. Каждую ночь он бодрствовал на пустынной и холодной горе, проливая множество слез и нанося себе в грудь столь сильные удары, что у него шла носом кровь. Его душа ликовала от чтения деяний новомучеников, и, возрастая день ото дня, он сгорал от нетерпения последовать их примеру. Наконец его новый духовник, святой Никифор Хиосский, дал ему благословение вернуться на Пелопоннес, чтобы исповедовать там христианскую веру и попытаться вернуть брата на путь истинный.

Приплыв на Аргос, Димитрий поселился у учителя по имени Исаия, который заботился о нем и рассказывал о подвигах мучеников, еще более укрепляя святого на его пути.
В 1803 году, на Фоминой неделе, Димитрий вернулся в Триполи, по пути приветствуя знакомых христиан и рассказывая о своем намерении. Во время ночного бдения ему было видение, в котором некто, облаченный в свет, увещевал его более не задерживаться и пообещал свою поддержку. Причастившись святых таин, Димитрий прошел по городу, чтобы все увидели на нем христианские одежды, но турки не узнали его. Опечаленный неудачей, он в слезах пришел к священнику Антонию, который уговаривал его отказаться от замысла. Но не потеряв надежды, святой почувствовал еще более сильное стремление к мученической смерти.
Добившись все же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами: «Христос воскрес!» Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошел с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдет с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлек к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике.

Судья, изумленный настойчивостью молодого человека, отправил его к каймакаму (тур. правитель округа), не вынеся приговора, полагая, что тюремное заключение заставит его передумать. Уговоры, побои и пытки не заставили Димитрия вновь отречься от Христа. На все вопросы он отвечал лишь одно: «Я христианин и поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу - Троице единосущной и нераздельной!». Когда правитель в итоге вынес смертный приговор, лицо мученика озарилось радостью.

14 апреля 1803 года мученик Димитрий был обезглавлен. Его мощи были похоронены христианами в соборном храме монастыря Варсон во имя свт. Николая (близ Триполи), а глава мученика находится в храме вмч. Димитрия Солунского в Триполи. На центральной площади этого города есть небольшая церковь во имя мученика.
Мученичество Димитрия и служба ему составлены хиосским иером. Никифором. Существует также служба Димитрию, составленная Иосифом, еп. Андрусским, которая переиздавалась много раз.

Мученик Дмитрий Иванович Кипиани (груз. დიმიტრი ყიფიანი), культурный и общественный деятель Грузии



Родился 14 апреля 1811 или 1814 года в селе Мерети Горийского уезда Тифлисской губернии в семье дворянина Ивана (Кочо) Кипиани, рано скончавшегося. Мать Димитрия, Варвара Пурцеладзе, дала сыну начальное образование. В 8-летнем возрасте его брат Кайхосро, служивший на таможне в Сурами, перевёз мальчика в Тифлис и устроил в училище для благородных детей. Димитрий жил в семье дальней родственницы отца, Мариам Кипиани, и её супруга, прапорщика Никифора Фёдорова, усыновивших его. В 1830 году, по окончании училища, которое тогда же стало 1-й тифлисской гимназией, был принят в неё на должность учителя. Преподавал грузинский и русский языки, географию и арифметику.

В 1832 году наряду с многими грузинскими офицерами, писателями, учёными, учителями был членом тайного общества, которое под рук. А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили и других и при поддержке некоторых сосланных на Кавказ декабристов готовило восстание с целью восстановления независимости Грузии. Кипиани был арестован и выслан в Вологду, где служил в канцелярии губернатора. Отличаясь особой прилежностью, усердием и честностью, он вскоре стал секретарём, затем начальником канцелярии. В 1837 году по ходатайству вологодского губернатора генерал-лейтенанта Д. Н. Болговского ему был разрешён въезд в Грузию. Кипиани поступил на место секретаря правителя Имерети Я. М. Эспехо, затем был принят в канцелярию главноуправляющего Грузией (с 1844 года - наместника на Кавказе), где работал секретарём, до 1864 года занимал руководящие должности столоначальника, начальника хозяйственного отдела, директора канцелярии, члена совета главного управления и др.
В январе 1845 года женился на Нине Чилашвили, от которой у него было шестеро детей (трое умерли в детстве). Старший сын Николай (Нико) (1846-1905) стал известным учёным, публицистом, издателем, жил в Бельгии; Константин (Коте) (1849-1921) - лексикограф, актёр, теоретик театра, считается основателем грузинской реалистической актерской школы, автор «Русско-грузинского словаря по астрономии, зоологии, минералогии и разных терминов и технических слов» (1896); дочь Елена Кипиани-Лордкипанидзе (1855-1890) - писатель, журналист, театральный критик, актриса. Ей принадлежат переводы Мольера, Ги де Мопассана, Альфонса Доде, в 1883 г. она учредила альманах "Грузинская библиотека", собирала грузинский фольклор и церковные песнопения.

Во время русско-турецкой войны (1853-1856) Дмитрий Кипиани был начальником военной канцелярии армии; в 1859-1869 годах управлял имением мегрельских князей Дадиани. Не являясь представителем знатного грузинского княжеского рода, он, несмотря на протесты некоторых крупных феодалов-князей, был избран на пост предводителя дворянства Тифлисской (1864-1870) и Кутаисской (1880-1886) губерний. Стал первым грузином, занявшим должность городского головы Тифлиса (1876-1879), а также первым из азнауров, получивших чин действительного статского советника (1854). В 1862 году наместником Кавказа великим князем Михаилом Николаевичем и Дворянским собранием Тифлиса Д. Кипиани была поручена разработка проекта крестьянской реформы в Закавказье.
По его инициативе и при его участии было образовано несколько обществ и организаций, сыгравших значительную роль в просвещении, образовании и культурном и социальном развитии Грузии. Д. Кипиани был членом правления, вице-президентом, затем президентом созданного в 1850 году по инициативе наместника Кавказа графа М. С. Воронцова Кавказского общества сельского хозяйства, членом правящего комитета Кавказского отделения Императорского Русского географического общества (с 1851 года), попечителем 1-й тифлисской гимназии (1852-1869). В 1842 году вместе с З. Палавандишвили, Г. Орбелиани, З. Эристави, Н. Бараташвили и другими открыл частную библиотеку в своём доме. В 1848 году передал собрание библиотеки (ок. 500 томов) в фонд образованной в Тифлисе в 1846 году первой на Кавказе публичной библиотеки (ныне Национальная парламентская библиотека Грузии). В 1850-1870-х годах вместе с Г. Эристави участвовал в возрождении грузинского драматического театра. В 1879 году вместе с праведным Ильёй Чавчавадзе и поэтом А. Церетели создал Грузинское драматическое общество. Д. Кипиани стоял у истоков создания грузинского дворянского банка, а также важнейшей просветительной организации Грузии - Общества по распространению грамотности среди грузин, первым председателем правления которой стал 15 мая 1879 года. А. Церетели позже писал о нём: "Нет у нас ни одного грузинского учреждения, где бы Кипиани не был основателем: банк, общество распространения грамотности, театр или другие - все созданы по его инициативе".

Биограф Дмитрия Кипиани, А. Джорджадзе, отмечает, что Кипиани был глубоко верующим человеком, отстаивающим монархический порядок власти, ведущую роль дворянства и Православия, и вместе с тем одним из лидеров грузинского национального движения. В 1840-1850-х годах он создал "программу национального спасения", направленную на интенсивную культурно-просветительскую деятельность, восстановление и усиление общенационального самосознания и сохранение национальной самобытности грузинского народа в рамках Российской империи. В 1870-е годы был активным сторонником грузинского национально-просветительского движения "Тергдалеулеби" (груз "Испившие воды Терека").
Считая язык основой национальной культуры и самобытности, Д. Кипиани подчёркивал необходимость сохранения и развития родного языка: он отстаивал право изучения грузинского языка в средних учебных заведениях Грузии, категорически требовал отмены циркуляра 1881 года попечителя Кавказского учебного округа К. Яновского, по которому грузинский язык был запрещён даже на подготовительных отделениях, с 1885 года - во всех учебных заведениях, даже как вспомогательное средство для объяснения русских слов. В 1882 году им была издана "Новая грамматика грузинского языка", опубликовано несколько статей по проблемам преподавания языка в школе.
Особое место в процессе укрепления национального самосознания Д. Кипиани отводил прессе как популяризатору национальной истории, культуры, идеологии и норм литературного языка. Он написал несколько статей по истории Грузии, был один из тех, с чьим именем связывают возрождение в 1750-х годах грузинской реалистической литературы. Являлся сотрудником основанного в 1863 году праведным Ильёй Чавчавадзе журнала "Сакартвелос моамбе" (груз. "Грузинский вестник").

Активная и непримиримая позиция Д. Кипиани в защите прав грузинского языка и резкая критика в адрес главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя А. М. Дондукова-Корсакова и чиновников кавказской администрации стали причиной его второй ссылки, поводом для которой послужили общественные волнения в Тифлисе, возникшие в результате убийства 24 мая 1886 года ректора Тифлисской семинарии протоиерея П. Чудецкого исключённым из семинарии И. Лагиашвили. На похоронах экзарх Грузии архиепископ Павел (Лебедев) проклял убийцу и страну, рождающую таких "разбойников", что вызвало протест в среде грузинской общественности. 8 июня Д. Кипиани, находясь в селе Квишхети, где с 1740-х годов жила его семья, писал архиепископу Павлу: "...если всё это правда, Ваше достоинство может спасти лишь удаление проклявшего из проклятой им страны". 25 июня 1886 года Дондуков-Корсаков в письме министру внутренних дел России М. Т. Лорис-Меликову просил его ходатайствовать перед императором об удалении Д. Кипиани с должности предводителя дворянства Кутаисской губернии и ссылке в Ставрополь. Дондукова-Корсакова поддержал и находящийся в Кисловодске обер-прокурор Святейшего Синода Русской Православной Церкви К. П. Победоносцев. Высочайшим указом от 4 августа 1886 года Д. Кипиани был сослан в Ставрополь; 27 октября 1886 года он покинул Грузию.

Летом 1887 года супруга Д. Кипиани встретилась в Боржоми с великим князем Михаилом Николаевичем, который обещал помочь её мужу получить аудиенцию у императора.
В ночь на 25 октября 1887 года Дмитрий Кипиани был убит в своей ставропольской квартире - по официальной версии, с целью грабежа, по другому мнению, агентами 3-го жандармского управления, под круглосуточным наблюдением которых он находился. Был похоронен 8 ноября с большими почестями и при многочисленном стечении народа в пантеоне на горе Мтацминда в Тифлисе. В надгробной речи А. Церетели назвал Д. Кипиани, как и грузинского царя-мученика XIII века, Димитрием Самопожертвователем (Тавдадебули); позже современники называли его мучеником. Похороны переросли в антиправительственную демонстрацию.
В честь Д. Кипиани названы улицы в Тбилиси, Кутаиси, Хашури. А. Церетели посвятил ему стихотворение "Гантиади" ("Рассвет"). В селе Квишхети открыт дом-музей Д. Кипиани. С 2000 года существует общество его имени, занимающееся исследованием его деятельности.



26 апреля 2007 года Синод Грузинской Православной Церкви причислил Димитрия Кипиани к лику святых как мученика, пострадавшего за отечество.

Икона Богородицы Виленская Острабрамская

Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.



Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.

Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.

По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно - в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.

В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама - ворота).

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.

После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.

В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.

Икона одинаково почитается и православными, и католиками.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея "Остробрамская Виленская"

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!
Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.
О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.
Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Виленская



По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.
В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название - Виленская.

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону ОСТРОБРАМСКУЮ.

В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.

Тропарь
глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево!
Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак
глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская» («Одигитрия») (чтомая в Виленском СвятоТроицком монастыре)

К кому возопию, Владычице?
К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?
Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Грузия, Святые дня, икона Божьей Матери Острабрамская, икона Божьей Матери Виленская, Православие

Previous post Next post
Up