Продолжение...
Икона Божией Матери, именуемая "Державная"
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была обретена в подмосковном селе Коломенское 2 марта 1917 года. Жительнице слободы Перерва, прихожанке храма в честь Вознесения Христова Евдокии Адриановой было трижды открыто в тонком сне, что в храме находится позабытая чудотворная икона, которую надлежит с подобающей честью водрузить в храме, так как отныне через нее будет явлено Небесное Покровительство и Заступничество Царицы Небесной. На иконе, чтимый список которой поныне имеется в Казанском храме (Коломенское), Пресвятая Богородица изображена восседающей на троне. В руках Она держит скипетр и державу (отсюда и название иконы «Державная»). Служба и акафист ей составлены с участием Патриарха Тихона (+1925); служба в честь обретения иконы составлена Владимиром Васильевичем Богородицким.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат,/ и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/ Богородице Дево,/ усердно молим Тя, Владычице:/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе Твоей Державней,/ и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от ней/ на всех, с верою Тебе молящихся/ и вопиющих Богу: аллилуйя.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских
Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов - праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой (объединяет святых из двух Соборов: преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Празднование Собору совершается во вторую неделю (воскресение) Великого поста.
Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры - покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах.
Сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.
Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой).По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печать им службы в месячных Минеях.Однако указ Синода не был в полной мере реализован - имена киевских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена киевских святых попали в месяцесловы иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).
Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.
Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими русскими монастырями.
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», - свидетельствует Киево-Печерский Патерик.
Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и
с великим послушанием».
В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, все братия сильно печалились о том; посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» - восклицает инок Киево-Печерской обители прп. Нестор Летописец.
Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже разбойникам, пойманным на попытке ограбления монастыря, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому подвигу.
Тропарь Собору всех преподобных отцев Киево-Печерских
Егда снидосте во гробы / и самех себе заключисте, / тогда, страсти умертвивше плотския, / спогребостеся Христу, Богоноснии, / и диавольския в подземных разрушисте ограды, / сего ради Ангели венцы с Небес вам подают
Молитва первая
Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.
Молитва вторая
О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам
благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Более подробно о Соборе святых вы можете почитать тут:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-vseh-prepodobnyh-otcov-kievo-pecherskih Преподобный Иоаким Итакийский
Святой Иоаким родился в 1786 году на острове Итака. Родители его были благочестивыми людьми. Однако Иоаким отдалился от семьи, потому что мачеха стала упрекать его в пренебрежении домашними обязанностями ради посещения храма. Некоторое время он работал на судне отца, а затем нанялся юнгой на торговый корабль и тяжелым трудом зарабатывал себе на хлеб, не забывая при этом молитву и пост.
Однажды их судно пристало к берегу близ Горы Афон. Семнадцатилетний Иоаким побывал в Ватопедском монастыре и тут же, вопреки воле капитана, решил просить, чтобы его приняли в обитель. Проявив безукоризненное послушание, святой вскоре был пострижен в монахи. Через некоторое время он принял великую схиму, и вскоре ему была доверена должность монастырского эконома, в которой он оставался 20 лет.
Часто встречаясь с простыми людьми, задавленными турецким гнетом, гибнущими от духовной жажды, он убедился, что в такую пору как никогда должно сочетать любовь к Господу с милосердием к ближним. Во время Греческой революции 1821-1829 годов и вызванных ею жестоких репрессий Иоаким, подобно святому Косме Этолийскому, устраивал огласительные беседы, дабы утешать народ и поддерживать в нем национальный и христианский дух. Устроившись на корабль матросом, он развозил съестные припасы и этим спас множество семей с Ионических островов. Однажды ночью, когда его судно бросило якорь у берегов Пелопоннеса, он внезапно услышал выстрелы и крики женщин и детей, бегущих от турецкого отряда. С молитвой на устах Иоаким пристал к берегу и под градом пуль принял беглецов на борт, так что никто при этом не пострадал.
Когда же был восстановлен мир, святой удалился на Итаку, чтобы там пребывать в безмолвии, продолжая одаривать людей милосердием, но не оставляя при этом монашеского образа жизни. Пять лет он провел, лишенный самого необходимого, живя в лесной чаще и посвятив себя исключительно молитве. Так Иоаким достиг высокой степени в созерцании славы Божией.
Благочестие подвижника привлекло к нему местных жителей. Они прозвали Иоакима Папулакисом (Батюшкой). Его доброта и приветливость давали утешение страждущим, ободряли отчаявшихся и вселяли желание встать на путь добродетели. Все, что ему приносили, он раздавал бедным. Наделенный от Святого Духа даром прозорливости, Иоаким предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления и исцеления душ предрекал будущее. Но прежде всего сам образ жизни святого являлся поучительным примером для жителей острова: он заставил их совершенно изменить собственную жизнь.
Как-то завистники донесли на Иоакима, будто он пророчествует о грядущих несчастьях. Его вызвали к губернатору острова, англичанину, который при виде уверенности и спокойствия святого хотел ударить его, но тут его кресло опрокинулось, он упал навзничь и потерял сознание. Очнувшись, губернатор тут же попросил у Иоакима прощения и отпустил с миром продолжать служение.
С тех пор святой Иоаким обходил остров из конца в конец, чтобы свидетельствовать о Христе, ища крова лишь в зимние месяцы. Он носил прямо на теле тяжелую свинцовую плиту, постился и непрестанно молился, творя сугубую молитву по ночам. Он раздавал бедным всю достававшуюся ему милостыню и призывал возводить церкви в тех селениях, где храмов не было.
Иоаким стал ангелом-хранителем острова: он прекращал эпидемии, отражал нашествия саранчи, исцелял больных и увечных. Когда в одном из селений свирепствовала чума, он велел местным жителям построить церковь, и после того как он там помолился, бедствие прекратилось. Проповедуя лишь мир и любовь к ближнему, святой, тем не менее, много раз подвергался жестоким преследованиям со стороны противников его влияния, но никогда ни о ком из них не сказал худого слова.
Так, свидетельствуя о Христе, провел святой Иоаким среди жителей Итаки много лет и упокоился с миром 2 марта 1868 года после непродолжительной болезни. На его похороны собралось почти все население острова. Все жаждали обрести хоть частицу одеяния или савана преподобного, так что святые останки оказались в опасности, и их пришлось тайно захоронить за церковью святой Варвары, построенной в свое время по указанию Иоакима в селении Ставрос.
Спустя много лет, 23 мая 1992 года, усилиями игумена Ватопедского монастыря произошло обретение мощей святого Иоакима, а в 1998 году его почитание было официально признано Константинопольским Патриархатом.
Праведный Николай Планас, иерей Афинский
Святой Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 году. У его родителей Иоанна и Августины был свой сад, а в саду - маленький храм во имя святителя Николая, куда он часто уходил молиться. Николай с детства отличался набожностью, благочестием и простотой в обращении. Дед же его был священником.
Отец Николая Планаса умер молодым, когда сыну было 14 лет; мать взяла Николая с сестрой, и они переехали в Афины. Их жизнь была тяжелой. Мать работала уборщицей, она всегда брала детей с собой, потому что боялась Афин.
Николай женился, но его супруга умерла вскоре после рождения сына. Николая Планаса рукоположили во диакона к храму Преображения в афинском районе Плака 28 июля 1879 года. После своей дьяконской хиротонии он поделил наследство со своей сестрой, а свое имение предложил в залог за дом разорившегося соседа. Как пишет составительница его жития инокиня Марфа: «И вот, освободившись от мирских и имущественных попечений, он всецело и беспрепятственно посвятил себя аскетическому образу жизни великих подвижников-пустынников, только посреди многолюдного града Афин». Через пять лет в 1884 году он был рукоположен во священника к храму пророка Елисея. Потом он получил назначение в храм великомученика Пантелеимона в афинском районе Неос Козмос. Это был небольшой храм, его приход состоял из 13 семей.
Затем о. Николая Планаса перевели в храм святого Иоанна Предтечи на улице Вульягмени. Приход этого храма насчитывал всего 8 семей. А на жалование священнику положен был кусочек мяса с масленицы или Рождества.
О. Николай был человеком простым, скромным и малообразованным, однако вскоре он стал любимым священником в Афинах. На протяжении более чем 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня, и в жару, и в снег, и в народные восстания, и даже во время англо-французской оккупации 1917 года. Он служил в открытых солнцу тесных храмах рядом с Акрополем, это в два часа дня, в июле. Литургию он поставил в центр своего пастырского служения. Его богослужения совершались в полном согласии с уставом, как в монастырях, и в то же время привлекали множество верующих из самых разных слоев общества, опровергая распространенные мнения о необходимости сокращения и упрощения богослужений.
По великим праздникам он каждый день, до отдания праздника, служил праздничные молебны О. Николай ходил служить в другие храмы, например, в церковь пророка Елисея на улице Ареса. Отсюда вышли многие монахи и монахини, здесь пел на клиросе знаменитый греческий писатель Александр Пападиамандис (который описал о. Николая Планаса в своем произведении «Песни Божии»). Когда о. Николая спрашивали, не устал ли он и когда он отдохнет, он отвечал: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Служил он и в деревенских церквах, зачастую полуразрушенных.
Молитва и богослужение занимали центральное место в жизни о. Николая Планаса. Он постоянно пребывал в молитве. Никогда не произнося пышных и длительных проповедей, он своим примером учил молитве и окружающих его людей.
От других о. Николай не требовал строгих постов, но к себе был очень строг. Он ел только вечером. Был у него свой «Крестовоздвиженский пост» с 1 по 14 сентября и «Архангельский» с 1 по 8 ноября.
О. Николая Планаса отличали удивительная скромность и простота, подлинное смирение. «Он был исключительно прост, словно малое дитя, но и в то же время разумен в своих ответах на различные вопросы» - пишет составительница его жития монахиня Марфа.
Часто люди не понимали смысла такого поведения священника, многим казалось, что он был слишком «обыкновенным», им пренебрегали. О. Николай все это терпел. Он говорил своей духовной дочери: «Я, детка, терпением преодолел очень много встречавшихся мне искушений». Он показывал своим духовным детям пример незлобивости и смирения, уклонялся от различных конфликтов.
О. Николая Планаса отличала совершенная нестяжательность. Когда он стал знаменитым священником, многие благотворители охотно жертвовали ему деньги, но они у него никогда не задерживались - сразу же расходились на милостыню. Известен такой случай: один прихожанин передал о. Николаю значительную сумму в запечатанном конверте, батюшка, даже не посмотрев, сколько там денег, сразу отдал их стоящей у входа нищей. У одной бедной женщины, которая продавала конфеты, не взял и пары карамелек, сказав: «Да чтобы не ввести тебя в расходы»
О. Николай оказывал помощь 11 семьям вдов и сирот, особенно помогал молодым вдовам. Он говорил, что «нищета толкает их к пороку». Он жертвовал деньги и на церковные нужды, так он смог восстановить свой храм. Также он снабжал деньгами девочек-сирот и оплачивал учебу бедным студентам.
Его прихожанами стали люди из разных слоев общества, круг знающих и уважающих о. Николая Планаса людей был очень широк. А он сам, «будучи изрядным знатоком людей, он не обращал внимания на общественное положение человека», как пишет монахиня Марфа. О. Николай смотрел прежде всего на внутреннее состояние человека, заботился о душе, «которая дороже всего мира».
О. Николай Планас скончался 2 марта 1932 года. Люди нескончаемым потоком в течение трех дней шли проститься с ним, причем очень многие приезжали не только из Афин.
Святой Николай Планас был прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом в 1992 году.
Мощи находятся в Греции, в Афинах в храме св. Иоанна Предтечи Вульягмени.
Преподобные Савва, Варсонофий, Савватий и Евфросин Тверские
Преподобный Варсонофий Тверской, игумен, старший брат блаженного Саввы.
(Преподобные тверские Варсонофий, Савва)
Был поставлен настоятелем Саввина Сретенского монастыря преподобным игуменом Саввой Вишерским,
который отправлялся в паломничество на Святую Гору.
После пяти лет управления монастырем преподобный Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был «чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати».
В уединении преподобный Варсонофий прожил сорок лет.
Преподобный Иосиф Волоцкий свидетельствует: «во все эти годы другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы и чтение святых книг он удостоился такой благодати, что помнил все Священное Писание наизусть и свободно передавал его всякому требующему. К нему приходили отовсюду многие иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие - требуя разъяснения какого-либо места Писания. Даже Митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению Священного Писания, о котором был у него с кем-либо спор».
Известен случай, когда один из братий, прельщенный бесом, решил похитить из келлии преподобного книги и пал замертво на пороге с книгами за пазухой. Только благодаря молитвам святого Варсонофия несчастный был воскрешен и впоследствии до конца дней своих достойно подвизался в обители.
Достигнув глубокой старости, преподобный Варсонофий вернулся в монастырь к своему брату, преподобному Савве.
Скончался прп. Варсонофий несколько ранее 1467 года.
Блаженный Савва, епископ Тверской
Младший брат преп. Варсонофия Тверского, сменивший его на посту игумена Сретенского Тверского монастыря. Более полувека он был настоятелем, следя за соблюдением дисциплины в монастыре так, что это было необычно и по тогдашним временам: опаздывал ли кто к началу службы, или уходил раньше конца, или разговаривал во время молитвы, или хотя бы просто переходил в храме с одного места на другое, - Савва строго наказывал провинившегося. Следил, чтобы не было «тайноядения» - чтобы все ели за общей трапезой, не лакомясь ничем в уединении. Когда Савва умер, сменивший его игумен порядки в обители ослабил - тогда святой явился ему во сне и так избил настоятельским посохом, что, проснувшись, бедолага серьезно заболел и, даже выздоровев, не посмел оставаться на своем посту. Такая строгость (ею восхищался и ее описал преп. Иосиф Волоцкий) обычно плохо вяжется с представлением современных людей (особенно интеллигентных) об обязательных для христиан кротости и любви: но кротость, хотя и обязательна, не обязательно означает трусости, как и любовь, в отличие от влюбленности, обязательно умеет пользоваться властью и даже, если понадобится, дубинкой, умеет дать отпор злому и крепко держать подмышки слабого, умеет учить людей, потому что умеет учиться у Христа.
До епископства игуменствовал в монастырях Псковской епархии: с 1563 года - в Снетогорском Рождество-Богородицком монастыре и с 1571 года - в Псково-Печерском. В последнем, во время его настоятельства, по приказу царя Иоанна Васильевича IV, обложена золотом чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.
В начале 1572 года, игумен Савва был хиротонисан в епископа Тверского.
29 апреля того же года присутствовал на соборе, разрешившем четвёртый брак царю Иоанну Васильевичу.
Управлял епархией до 1573 года.
Сведений о кончине его нет.
(Преподобные тверские Савватий и Евфросин)
Преподобный Савватий Тверской
Подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Там преподобным Савватием была основана обитель, известная строгостью и святостью правил. В нее приходили обучаться иноческому деланию такие подвижники, как преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Корнилий Комельский.
Вериги, найденные в пещере, где безмолвствовал святой Савватий, свидетельствуют о его подвиге.
Преставился преподобный не позднее 1434 года.
Учеником и преемником прп. Савватия по управлению пустынью был прп. Евфросин Тверской
Преподобный Евфросин Тверской, игумен
Родом из князей Тепринских, был учеником и преемником преподобного Савватия по управлению Савватьевой пустынью. В его игуменство в обитель приходил преподобный Иосиф Волоцкий, по записям которого мы и знаем о преподобном.
В пустыни прп. Евфросин прожил безвыходно 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие. Тогда он бежал от людской молвы в Великий Новгород, на озеро Нево (Ладожское), нашел остров и прожил там несколько лет. Окрестные жители, услышав о подвижнике, стали стекаться к нему с женами и детьми, и он вновь вынужден был скрыться, теперь уже в Савватиеву пустынь. Властитель же той земли - князь Борис Александрович - прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице; она была очень больна, и в пустыню к блаженному Евфросину принесли ее на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества».
Увидав, что девица впала в тяжелую болезнь, преподобный Евфросин приказал отнести ее в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием пред иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и великому чудотворцу - Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села; принесшие подняли ее здоровою и в тот же день отвели к ее отцу, прославляя Бога, «дарующего благодать угодникам Своим».
Преподобный Евфросин мирно почил около 1460 года.
Преподобный Агафон Египетский
Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого (память 19 января), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед собой грешного раба Божия", - ответил преподобный. "Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", - продолжали иноки. "Совершенная правда", - согласился святой. - "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других". "И это правда", - подтвердил святой Агафон. "Сверх того говорят, что ты еретик?" - не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: "Напрасно, я не еретик". Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией".
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя".
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. "Неужели и ты, отче, боишься суда?" - спросили его. "Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?" - "Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?" - спросили иноки. - "Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу.
440 италийских мучеников
Приняли смерть от лангобардов. О них пишет святитель Григорий Двоеслов. Четыреста были посечены в одном месте, а сорок - в другом, все они - за то, что не захотели есть от идольских жертв. Четыреста мучеников также приняли смерть за отказ танцевать вокруг козьих голов, принесенных бесам в жертву по обычаю не ведавших Бога лангобардов. Среди погибших за веру известны имена пресвитера Санктула и отшельника Госпития.