Продолжение…
Священномученик Василий Никитский, пресвитер
(Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1938 год)
Память 1 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 3 января 1889 года в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году отец поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией она смогла дать детям образование.
После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Вифанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. После её окончания поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе.
15 декабря 1915 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.
В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобождён от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в село Поречье.
Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.
В 1929 году власти предприняли попытку закрыть храм в селе, священник воспротивился этому. 30 августа 1929 года сотрудник секретного отделения Московского окружного отдела ОГПУ составил документ, в котором говорилось, что священник, “выступая на собраниях, “обрабатывал” общественное мнение против закрытия церкви”. В результате этой “деятельности собрано до тысячи подписей и крайне возбуждено настроение верующих. На собрании, где обсуждался вопрос о закрытии церкви, слышались антисоветские и антикоммунистические выкрики. Принимая во внимание, - писал сотрудник секретного отделения, - что дальнейшее нахождение на свободе может повлечь за собой последствия, которые вредно отразятся на работе местных организаций и на настроении населения”, ОГПУ приняло решение арестовать священника.
4 сентября 1929 года был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. 7 сентября следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, отец Василий сказал: “Своё положение священника в целях антисоветской агитации я не использовал. Среди крестьян или верующих прихода я никогда ничего антисоветского не говорил”.
Через три с половиной недели после допроса священника ОГПУ стало вызывать свидетелей. Первым был вызван секретарь местной ячейки комсомола, который дал следующие показания:
"Будучи секретарём ячейки, я замечал, что Никитский агитирует родителей беспартийной молодёжи не бросать религиозный предрассудок, в смысле богопоклонства и посещения храма. В феврале этого года на волостном съезде было вынесено предложение со стороны крестьян о закрытии Порецкой церкви. Никитский через своих поклонников, в частности Никанора Гавриловича Ивкина, устроил собрание в доме Ивкина, где было много беспартийных, особенно девушек и женщин, где постановили провести подписку против закрытия церкви. Комсомольцы на данное собрание не были допущены".
Затем был допрошен член церковного совета, который сказал:
"Храм наш нужно удержать во что бы то ни стало. Построить храм стоило больших трудов графу Разумовскому и впоследствии Уварову. Никитский, для того, чтобы храм удержать, предложил провести регистрацию верующих против закрытия храма".
Был вызван на допрос и Никанор Гаврилович Ивкин, который сказал:
"Всю инициативу по делам церкви Никитский брал на себя. Церковный совет работает целиком под его руководством. По его инициативе церковный совет провел работу по регистрации всех верующих, причём он указал, что нужно эту работу провести как можно шире, так как чем больше подписей, тем смелее мы будем требовать от власти оставить церковь в покое. Никитский человек умный и хитрый, и знать его мысли в отношении власти в частном разговоре не удаётся. В проповедях же проскальзывают выпады против советской власти, касающиеся политики воспитания детей и молодёжи, например: советская власть развращает их и делает их моральными калеками, не знающими ничего святого".
В конце допроса, подписывая протокол, Никанор Гаврилович написал: “Лично этого выражения не слышал”.
15 ноября следствие было закончено, и священнику было вменено в преступление, что он “обрабатывал общественное мнение против закрытия церкви”. 18 ноября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его по ст. 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения. В заключении отец Василий работал в леспромхозе.
На руках супруги отца Василия осталось трое детей. Семья была лишена карточек, и матушка, собрав детей, ходила по деревням и собирала подаяние, чтобы как-то прокормиться.
В 1932 году вернувшись из заключения, отец Василий вновь стал служить в родном селе Поречье, а затем был переведен в храм в село Ильинское Волоколамского района.
В 1934 году священника направили служить в храм в Талдомском районе.
В мае 1937 года, когда в связи с многочисленными арестами священников, отчего некоторые храмы оставались без служб, был переведен в храм в селе Борисово Можайского района, где прослужил полгода. Власти заявили священнику, что храм будет в обязательном порядке закрыт за неуплату налогов.
В декабре 1937 года переведен в посёлок Чисмена Волоколамского района.
18 января 1938 года направлен в Вознесенский храм в селе Теряево Волоколамского района.
(Церковь Вознесения Господня - Теряево - Волоколамский район, восстанавливается)
Шли гонения на Русскую Православную Церковь; от представителей местных властей стали требовать, чтобы они составляли “соответствующие” характеристики на священно-церковнослужителей. 12 февраля 1938 года председатель Теряевского сельсовета составил на отца Василия характеристику для НКВД. В ней он писал, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак. В сельском магазине, стоя в очереди за галошами, священник говорил, что советской власти нечем торговать. Коммунисты взялись за дело, а фактически у них ничего не получается, в очереди стоит 150 человек, а галош привезли только 20 пар.
В тот же день некий человек отправил докладную записку участковому инспектору милиции, в которой доводил до его сведения, что в Теряеве имеется поп, который ведет антисоветскую пропаганду. 7 февраля поп стоял около церкви и говорил, что 15 февраля будет служба и в храме будет сказана проповедь, о чем он предлагал оповестить все население. “Прошу участкового инспектора милиции, - писал далее заявитель, - примите срочные меры к попу. Вы хорошо знаете, что скоро будут выборы в Верховный Совет. Поповская агитация будет нашу массовую работу на селе тормозить”.
14 февраля сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, которые показали, что священник в храме произносит контрреволюционные и антисоветские проповеди, но в чем они заключались, они сказать не смогли; они показали также, что в магазине в очереди, стоявшей за галошами, священник вел антисоветскую пропаганду, призывая стоявших в очереди посещать церковь. Одна из лжесвидетельниц показала, что отец Василий “по вечерам собирает у себя в доме неизвестных лиц из окружающих сел. 9 февраля 1938 г. в 23 часа ночи я пыталась подслушать, о чем там вели разговор, но слышно не было”. Этим и ограничивались показания лжесвидетелей.
26 февраля 1938 года власти арестовали священника, и он был заключён в тюрьму в Волоколамске.
2 марта состоялся первый допрос.
- Вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения и окружающих лиц в селе Теряево. Дайте показания по этому вопросу! - потребовал следователь.
- Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вел, - ответил священник.
- 3 февраля вы, Никитский, стоя в очереди за галошами в магазине Теряевского сельпо, высказывали недовольство советской властью и партией ВКП(б). Признаете ли себя в этом виновным?
- Да, действительно, за галошами я в очереди стоял, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было.
- Следствием установлено, что ваш дом посещали посторонние лица, среди коих вы проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания по этому вопросу, кто персонально вас посещал и какую работу вы с ними проводили?
- Мою квартиру посещали диакон Спировской церкви, фамилию которого я не знаю, один гражданин из деревни Валуйки Волоколамского района и бывшая церковная староста Мария Болдина, с которой я повстречался в Москве в Патриархии, она меня позвала служить в село Теряево. Контрреволюционной деятельности среди посетителей я не вел.
4 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу за "активную контрреволюционную агитацию и резкую антисоветскую пропаганду".
14 марта 1938 года священник Василий Никитский был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декaбря 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученица Дария Зайцева, послушница
Память 1 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
В миру Зайцева Дарья Петровна, родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина.
В 19 лет она ушла в Аносин Борисоглебский женский монастырь, располагавшийся в 15 верстах от города Звенигорода, на берегу реки Истры. Здесь она подвизалась до 1928 года, когда обитель была ликвидирована советской властью.
После закрытия монастыря поселилась в Истринском районе в селе Холмы и стала прислуживать в Знаменской церкви. Жила она в церковном доме.
В 1934 году ее избрали церковной старостой.
(Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь (Аносино))
2 марта 1938 года была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения. 3 марта состоялся допрос.
- Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации, проводимой вами среди населения села Холмы?
- После прихода к власти коммунистов нам, православным, жить стало хуже, стали нас притеснять, закрывать церкви. Пересажали в тюрьму всех священников, диаконов, монашествующих. Вот я приготовила себе вещи и ожидала, когда меня посадят… В 1937 году зимою приходили ко мне в сторожку женщины деревни Холмы, где я вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог избавиться нам от власти и послал нам другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и к нам крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть... Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя…
- Почему вы недовольны существующим строем и проводите контрреволюционную деятельность?
- Недовольна существующим строем лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных, и поэтому смириться с существующим строем не могу.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила послушницу Дарью к расстрелу за "активную контрреволюционную агитацию, высказывание пораженческих настроений о падении Советской власти".
14 марта 1938 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
21 июля 1989 года была реабилитирована прокуратурой Московской области.
12 марта 2002 года причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Священномученик Вениамин Фаминцев, пресвитер
Память 1 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 19 января 1873 года в городе Коломне Московской губернии в семье Иоанна и Марии Фаминцевых. Отец его служил священником в одной из церквей города Коломны.
В 1893 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 1894 года служил псаломщиком в Клину Московской губернии.
В 1901 году был рукоположен во диакона к Покровской церкви села Карпово Богородского уезда.
В 1906 году был рукоположен во священника и назначен в Троицкий храм села Троицкое Бронницкого уезда.
С 1912 года служил в Преображенской церкви села Гари Дмитровского уезда.
В 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне.
С мая 1919 г. стал настоятелем церкви Рождества Богородицы села Мещерино Коломенского уезда. Отец Вениамин пришел на этот приход после того, как там прошла эпидемия тифа, которая многих унесла в могилу.
В 1925 году был возведен в сан протоиерея.
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Мещерино - Ступинский район, восстанавливается)
В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 году в возрасте двадцати пяти лет, дочь, которая была на два года его моложе, жила отдельно; супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил одиноко, все свое время и всего себя посвящая служению Церкви.
С 1936 года Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан. Ранее для этого требовалась справка из Мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936 года амбулатория отказалась давать церковному совету такие справки. Тогда прихожане обратились в сельский совет с просьбой, что если нельзя ходить с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то пусть разрешат ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и куда люди могут опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя на самом деле всего лишь несколько жителей болело ангиной.
7 марта 1936 года прихожане направили заявление во ВЦИК:
"Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса ввиду предстоящей Пасхи в постоянную центральную культкомиссию при ВЦИКе. Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику на прожитие и уплату налогов… Внутрицерковные приходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах, не всегда имеет время ходить в церковь, следовательно, остаётся главным доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также много, и хождение в праздники по приходу. Приходской совет просит культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому вопросу".
Ответа на письмо не последовало, а с лета 1937 года гонения на Русскую Православную Церковь резко усилились. 26 ноября 1937 года в районной газете «Вперёд» появилась статья под названием "Совещание селькоров и редакторов стенгазет", в которой, как пример подрывной деятельности "церковников", сообщалось:
"Мещеринский поп всеми способами пытается «подружиться» с колхозниками и «приблизиться» к ним. Он не прочь прочитать газету колхозникам, «побеседовать» с ними о выборах, написать какое-либо заявление и т.д. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию".
Прочитав эту возмутительную ложь, отец Вениамин отправился к начальнику местной Мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним и спросить, на основании чего она написана. Но начальник почты отвечать отказался, сказав, что, мол, это секрет. Отец Вениамин только рукой махнул, услышав такой ответ и в сердцах сказав, что "советской власти больше писать не о чем, как только собирать эти кляузы", - и вышел.
В начале 1938 года сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета, чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД характеристику на сельского священника. Секретарь написал, что священник занимается эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть дрова, а также проводил незаконно таинства крещения, не спросив на это разрешение сельсовета, и ходил по некоторым домам, где люди настроены антигосударственно, и вел с ними работу, что «отражается на работе и настроении колхозников».
Стали вызываться лжесвидетели. Один из них, девятнадцатилетний учитель Мещеринской школы, показал, что священник сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда. По этому поводу священник будто бы сказал: "Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную веру. Образованный учитель перешёл в православную веру, а говорят все: Бога нет. Скоро все коммунисты креститься будут".
27 февраля 1938 года отец Вениамин был арестован, заключён в тюрьму в Кашире и 2 марта допрошен.
- Следствие располагает материалами, что вы на похоронах… восхваляли Муссолини и политику фашизма. Вы подтверждаете это?
- Такого разговора я не припомню. Возможно, был какой разговор о международном положении, но восхвалять фашистов я не мог.
- Как вы смотрите на заметку про вас, напечатанную в газете «Вперёд» 26 ноября 1937 года?
- Это чистая клевета, нет ни одного правдивого слова.
- Следствием установлено, что вы при получении данной газеты в помещении почты клеветали на советскую власть. Признаёте это?
- Действительно, я в тот момент был на почте, говорил, что напечатана чистая ложь, и просил назвать мне селькора. На что мне ответили: это секрет, с этим я и ушёл. Больше я ничего не говорил.
- Как и при каких обстоятельствах вы агитировали педагога Чекалина, который стал посещать церковь?
- Летом 1937 года я сидел на берегу реки. Ко мне подошёл Иван Тихонович Чекалин, который спросил меня: «Есть ли Бог?» Я ответил, что да. И после этого мы с ним говорили часа два о жизни Христа. Он попросил у меня Евангелие. Я дал ему, после этого он стал посещать церковь.
- Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю.
На этом допросы были окончены, и 6 марта 1938 года следствие было завершено.
9 марта тройка НКВД приговорила отца Вениамина к расстрелу.
Расстрелян 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой, погребён в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2003 года для общецерковного почитания.
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских подробнее вы можете почитать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2013/03/14/44169/ Мученики Нестор Памфилийский, Тривимий Пергийский (Памфилийский)
Святые мученики Нестор и Тривимий были родом из малоазийской области Памфилии. Во время гонений нечестивого императора Декия (249 - 251) святые бесстрашно проповедовали о Христе. Когда святые предстали перед языческим судом, правитель повелел разложить перед ними всевозможные орудия пыток, чтобы устрашить их и заставить отречься от христианской веры. На все угрозы святые отвечали, что никто не сможет отлучить их от Христа. Разгневанный судья приказал истязать их мучилищными орудиями. Святых мучеников били сухими воловьими жилами, подвешивали на дереве и строгали их тела, но святые Нестор и Тривимий не переставали славить Господа и, когда были обезглавлены, наследовали Царство Небесное.
Преподобная Домнина Сирийская
Преподобная Домнина Сирийская была ученицей святого Марона (память 14 февраля). В саду своей матери преподобная устроила хижину, крытую соломой, и подвизалась в ней, принимая в пищу только размоченную в воде чечевицу. Каждое утро и вечер преподобная ходила в храм, укрываясь покрывалом так, что никто никогда не видел ее лица. Голос преподобной, по словам ее жизнеописателя, блаженного Феодорита, был "звучным и выразительным, и слова ее всегда сопровождались слезами".
Святая подвижница мирно отошла ко Господу около 450 - 460 годов.
Преподобный Свитберт Кайзервертский (Swithbert), епископ
Монах из Нортумбрии, один из двенадцати благовестников, которые вместе со святым Виллибрордом в 690 году отправились из Англии проповедовать Евангелие в землю фризов, на север Европы. Свитберт сперва помогал Вигберту, но их проповедь не давала плодов, после чего Вигберт уехал, а Свитберт остался. Он сумел собрать вторую миссию и, при более благоприятных обстоятельствах, проповедники высадились в устье Рейна, отправились в Утрехт и отсюда разошлись по стране.
Свитберт, в основном, проповедовал в южной части современной Голландии, на севере Брабанта. В 693 году он вернулся в Англию, где, по избрании собратьями-миссионерами, он был хиротонисан во окружного епископа святым Вильфридом Йоркским в Райпоне (Ripon). В новом качестве он отправился на правый берег Рейна, где многих обратил ко Господу.
Однако, избрание Свитберта епископом вероятно не понравилось правившему в этих землях франкскому мажордому Пипину, так как он послал в Рим святого Виллиброрда с письмом, в котором настаивал, чтобы тот был посвящен в епископы вместо Свитберта, что папа Римский Сергий I и совершил.
Через несколько лет на эти земли напали саксы, началось разорение, и Свитберт ушел в земли франков, чтобы там окончить свои дни. Мажордом Пипин подарил ему маленький остров на Рейне, где Свитберт в 710 году основал монастырь. Святой скончался в 713 году.
Почитание
Память Свитберта особо почитаема в местах, где он проповедовал. Мощи святого покоятся в соборе св. Петра в Кайзерверте (с 1626 года - в серебряной раке). Со временем на месте древней обители святого вырос город Кайзерверт, недалеко от Дюссельдорфа, а ныне остров на котором стоял монастырь уже слился с берегом, так как река изменила течение.
Преподобный Агапий Ватопедский
Память 1 марта и в Соборе Афонских преподобных
Преподобный Агапий, послушник старца-безмолвника в бывшем Ватопедском скиту Калице, был захвачен в плен высадившимися на берег Афона турками, переправлен в Магнисию и работал там в оковах 12 лет. Но он не терял надежды на освобождение и горячо молился Матери Божией. Однажды Небесная Заступница явила терпеливому страдальцу Свою милость - во сне Она повелела ему "без страха идти к своему старцу". Оказалось, что он и наяву был освобожден от оков.
Преподобный Агапий беспрепятственно ушел от хозяина и возвратился на Святой Афон. Но его требовательный наставник, испытывая смирение послушника, удостоившегося столь чудесного освобождения, и желая еще более укрепить в нем веру во всемогущий Промысл Божий, заставил его вернуться и служить турку до тех пор, пока Бог Сам не вразумит хозяина отпустить пленника.
Безропотно возвратился святой Агапий в неволю. Пораженный таким смирением христианина и его великой верой, хозяин не только с радостью отпустил преподобного Агапия, но и сам с двумя сыновьями ушел с ним на Святую Гору, крестился, принял иночество и подвизался до самой своей кончины.
Мученик Параскева Трапезундский
Происходил из Трапезунда и был одним из наиболее уважаемых людей в городе. За свою веру был повешен турками.
Христиане похоронили тело мученика в храме святого Григория Нисского. Впоследствии его мощи были перенесены в монастырь Богородицы Феоскепасту (Μονή Παναγίας Θεοσκεπάστου Τραπεζούντος).
Преподобный Лев-Лука Корлеонский, Сицилийский
Святой Лео- Лука, также Леоне Лука, Лев Лук из Корлеоне или Люк Сицилийский (около 815 г. - 915 г.) был аббатом и чудотворцем монастыря горы Мула в Калабрии и основателем итало-греческого монашества на юге Италии.
Он родился в сицилийском городе Корлеоне, и умер около ста лет спустя, после восьмидесяти лет монашеской жизни, в Монтелеоне Калабро (Monteleone Calabro), теперь Вибо Валентии (Vibo Valentia) в Калабрии. Сегодня он святой покровитель обоих этих городов.
Католики также почитают Лео-Луку.