Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Игиина Философа, папы Римского (ок. 156; Греч.); прп. Агапия архимандрита, Апамейского, Сирийского (306; Греч.); прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529); свв. Эфении и Фиделмии, дев Ирландских (433; Кельт. и Брит.); прп. Брандана Ирландского (V; Кельт. и Брит.); прп. Ромила пустынника, Раваницкого, Видинского (1375; Серб.); прп. Михаила Клопского Новгородского (ок. 1453-1456); мч. Никифора Критского (1832; Греч.);
мч. Сальвия Карфагенского (не позднее IV; Зап.); прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412); прп. Боадина, отшельника Галльского (Кельт. и Брит.); мч. Маира (Греч.).
Сщмчч. Николая Мациевского и Феодора Антипина, Владимира Фокина, пресвитеров (1919); сщисп. Владимира Хираско, пресвитера (1932).
Икон Божией Матери: Елецкой (1060), Египетской (1060).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Феодосий Великий
Преподобный Феодосий Великий жил в V - VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (+ 459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством.
Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (+ 379: память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.
В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.
(Монастырь преподобного Феодосия Великого в 12 км от Вифлиема, Израиль)
Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 - 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.
Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.
Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: "Гнев Божий надвигается на восточную страну". Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.
Тропарь преподобного Феодосия
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия
глас 8
Насажден во дворех Господа твоего,/ преподобными твоими добродетельми красно процвел еси/ и умножил еси чада твоя в пустыни,/ слез твоих тучами напаяемая,/ стадоначальниче Божий Божественных дворов.// Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.
Преподобный Михаил Клопский
Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского. Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Дмитриевич, в 1419 году лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода».
Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса.
В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «"Чашу спасения приму и имя Господне призову" (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», - пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись.
Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия.
Скончался 11 января около 1453-1456 годов. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.
Тропарь
глас 8
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Михаила Клопского, Новгородского
глас 8
Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Преподобный Феодосий Антиохийский
С юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный и скорбный путь подвижничества, поселившись в малой келлии на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Свое тело святой утруждал поклонами и лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжелые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами поста и молитвы он победил плотские и духовные страсти, усмирял гневливость, прогонял нечистые помыслы; он много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением веревок.
На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь (Скупель).
Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. Преподобный Феодосий с особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь Бога "Феодосиева". Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укрощались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв.
Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию.
Скончался мирно около 412 года.
Мученик Сальвий Карфагенский
Был умучен в Римской Африке. Согласно святителю Поссидию, блаженный Августин сказал о мученике Сальвии похвальное слово.
Преподобный Виталий Газский, в монастыре аввы Серида
Во времена патриаршества в Александрии святого Иоанна Милостивого пришел в город инок Виталий из монастыря преподобного аввы Серида. Будучи шестидесяти лет, он избрал такой род жизни, который для людей казался греховным, а перед Богом был угоден. Желая обратить грешников от пути погибели, старец составил список всех блудниц Александрии и молился о каждой, чтобы Господь отклонил их от греховной жизни.
Старец нанимался на работу с утра до вечера, и брал за труд двенадцать монет. На одну монету он покупал боб и по закате вкушал его, будучи строгим постником. Затем, придя в блудилище, он отдавал остальные деньги какой-нибудь блуднице, говоря: «Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюди себя в чистоте, не делая ни с кем греха». После этого он затворялся с ней в комнате. Она спала, а Старец всю ночь бодрствовал, молясь за нее. На утро, уходя от нее, с клятвой просил никому не рассказывать о его поступке.
Так поступал он долгое время, каждую ночь входя к иной, пока, обойдя всех, возвращался к первой. Некоторые блудницы становились с ним на молитву. Убежденные его подвигом и словом, они оставили грех, выйдя замуж за законных мужей, иные же поступили в женские монастыри. И ни одна из них не рассказывала о подвиге преподобного, которого все считали блудником и развратником, позорящим монашеский чин. Когда же одна из них попыталась заступиться за него, сказав правду, то по молитвам преподобного она впала в бешенство.
И все соблазнялись о нем, укоряя каждый день: «Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы». Преподобный с кротостью терпел укоризны. Иногда же отвечал: «Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал безплотными? Поистине и монахи такие же люди... не вам отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе».
Жаловались на него и святителю Иоанну Милостивому, но тот не дал веры доносу, приведя случай из жизни равноапостольного царя Константина, который говорил: «Если бы я собственными глазами увидал епископа или монаха совершающим грех, то покрыл бы такового своей одеждой, дабы никто не увидал его согрешающим».
Вскоре приблизилось время кончины преподобного Виталия. Душа его отошла ко Господу, а тело осталось стоять на коленях посреди келлии. В руках у него нашли хартию с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, праведный Судия». Тогда и все блудницы, которых он отвратил от греха, рассказали о его подвиге. И весь народ дивился такому рабу Божию. Люди укоряли друг друга и стыдились своего неразумия. После этого многие жители Александрии положили для себя правилом никого не осуждать.
Преподобный Ромил Раваницкий, Видинский, схиигумен, пустынник
Память 18 сентября (Греч.), 11 января (Серб.), 16 января вместе с шестью сподвижниками (Греч.) и в Соборе Болгарских святых
Родился в Видине, в семье грека и болгарки, и в крещении был наречен Руско (по др. данным - Райко). Тщанием родителей и благодаря своей даровитости получил хорошее образование, поражавшее всех вокруг.
Когда он вырос, родители постарались женить его, но он тайно бежал от них в Тырново. Здесь в Одигитриевском монастыре, он принял монашеский постриг с именем Роман. Его безпрекословное послушание и благоговение пред Богом, его мудрое смирение и любовь ко всем, особенно же к больным, стало известно всему монашеству на Тырновской Святой Горе и в монастыре Устие, так что его прозвали "Калороман" (по-гречески, "Добрый Роман" по-славянски).
Узнав что великий подвижник благодатого безмолвия святой Григорий Синаит поселился в Парорийской обители на границе Ромейской империи и Болгарского царства, Роман оставил всех и ушёл туда. Здесь он был принят и обучен высоким добродетелями и истинной духовной жизни: стяжал дар постоянной молитвы и вдохновения, покаянных слёз и поучения.
Турецкие нашествия, разбойничьи нападения и преставление преподобного Григория заставили святого Романа возвратиться во внутреннюю Болгарию. Однако, жажда парорийского устава и безмолвия вернули его в Парорию, где он принял великую схиму с именем Ромил. Снова потревоженный разрушительным нашествием турок, он наконец ушёл на Святую Гору Афон. Здесь к нему собралась многочисленная братия и они обосновались в месте называемом Мелания.
(Монастырь Раваница, Сербия)
После злополучного поражения христиан в битве с турками на реке Марице 26 сентября 1371 года святой Ромил, как и многие другие, был вынужден покинуть Афон. Вначале он переселился с учениками в Авлону (ныне Влёра) близ Драча. Потом перешёл в Раваницкий Вознесенский монастырь, где скоро преставился 16 января 1375 года.
Священномученик Игиин Философ, папа Римский
Родом из Афин. Мученически пострадал в Риме около 156 года.
Преподобный Агапий Апамейский, Сирийский (греч. Ἀγάπιος), архимандрит, отшельник
Подвизался как отшельник в Апамее Сирийской на рубеже III-IV веков. Преставился в 306 году.
Святые Эфения (Эфна, Этения, Этна) и Фиделмия (Феделма) Ирландские (Ethenia, Ethna; Fidelmia, Fedelma), девы
Дочери верховного короля Ирландии Лоэгайре, при котором начал свою проповедь святитель Патрик. Девушки были среди первых, кого он обратил в христианство и крестил. Причастив их Святых Христовых Таин, Патрик облек дев в белые одежды. Эфения и Фиделмия пламенно желали увидеть Небесного Жениха - Христа. Вскоре они, проведя свои последние дни в святости и чистоте, вместе отошли ко Господу. Это произошло в 433 году.
Преподобный Брандан (Бран, Беандан, Бреандан) Ирландский (Brandan, Bran, Beandan, Breandan), игумен, исповедник
Родился в Ирландии, жил в V столетии в Великобритании. Желая избежать преследований со стороны приверженцев пелагианской ереси, он перебрался в Галлию и подвизался там в монастыре, который, согласно некоторым источникам, сам же и основал, и в котором стал настоятелем.
Преподобный Боадин Галльский, Ирландский (Boadin), отшельник
Родом ирландец, он жил как отшельник в Галлии. Время его подвига неизвестно.
Несмотря на некоторое созвучие имён и совпадении мест рождения и монашеского подвига Боадина Галльского и Брандана Ирландского, месяцесловы различают этих святых.
Мученик Ма́ир (греч. Μάϊρος)
Время и место мученического подвига его неизвестны.
В некоторых источниках высказывается предположение, что мученик Маир - одно и то же лицо, что и Маиор (Маион) Газский, пострадавший в 302 году. Однако архиепископ Сергий (Спасский) в "Полном месяцеслове Востока" о Маиоре Газском пишет: "...отличен по стихам от Маира 11 янв.".
Мученик Никифор (Цанис) Критский
Родился в 1802 году в городе Критса на берегу залива Мирабелон на острове Крите, фамилия его отца была Цанис.
Никифор был женат на мусульманке Фетме и имел двух сыновей. Сам он тоже принял ислам, получив имя Ибрагим. Но по милости Божией однажды он осознал свой грех и раскаялся. С этого момента он стал жить как благочестивый христианин.
Его жена, видя такую перемену, донесла на мужа турецким властям. Никифора арестовали и отвели к Мустафа-паше. На суде святой мужественно исповедал себя христианином и был приговорён к казни за отступничество от мусульманской веры. Он был повешен в 1832 году, в возрасте 30 лет.
Священномученики Николай Мациевский и Феодор Антипин, пресвитеры
Священномученик Феодор родился 18 сентября 1868 года в деревне Верхний Шакшер Пентежской волости Чердынского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Василия Антипина. В 1887 году он окончил курс Благовещенской учительской семинарии и стал преподавать в школах Оханского уезда. 10 марта 1896 года Федор Васильевич был рукоположен во диакона к церкви села Сылвино-Троицкое Пермского уезда, а 9 мая 1903 года - во священника к той же церкви; 11 марта 1908 года он был назначен ее настоятелем. С 1906 года отец Феодор нес послушание законоучителя в Стефановской церковноприходской школе в деревне Жебреевой и в соседних с ней деревнях. В 1909 году отец Феодор был назначен настоятелем Христорождественского храма в селе Юм Чердынского уезда. С 1910 по 1914 год он исполнял должность благочинного 2-го округа Чердынского уезда. В 1914 году отец Феодор по распоряжению епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского) был назначен членом благочиннического совета.
Священномученик Николай родился 12 января 1872 года в се¬мье дворянина Артура Мациевского. В 1891 году Николай окончил первый курс Казанской Духовной семинарии и получил диплом учителя, дававший ему право преподавать в начальной школе. В том же году он сдал экзамен на псаломщика и был назначен псаломщиком Сергиевской церкви села Сунгурова Казанского уезда Казанской губернии. 21 сентября 1897 года псаломщик Николай был рукоположен во диакона. 30 августа 1902 года он перешел служить в Пермскую епархию и 15 сентября того же года был рукоположен во священника к Голубятской церкви Пермского уезда и назначен заведующим Голубятской церковноприходской школой. В 1907 году отец Николай был переведен служить в Осипово-Ключевскую церковь Осинского уезда, а в 1911 году - в Петропавловскую церковь села Опачевского того же уезда. В 1916 году он был назначен в Христорождественский храм в селе Юм Чердынского уезда.
Священники Феодор Антипин и Николай Мациевский были расстреляны 24 января 1919 года пришедшими к власти безбожниками-большевиками.
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Фокин, пресвитер
Память 11 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в городе Ачинске.
В 1895 году упоминается псаломщиком Белоярской Ильинской церкви, в 1907 - 1909 годах - диаконом в селе Солгонское, учителем Солгонской церковно-приходской школы.
Рукоположен в сан священника, определен в село Ново-Еловское Ачинского уезда (ныне с. Новая Еловка Большеулуйского района Красноярского края). Законоучитель одноклассного Ново-Еловского училища. Поэт, были публикации. Был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех знавших его.
24 января 1919 года был захвачен отрядом красноармейцев под командованием Щетинкина и расстрелян в полутора километрах от приходской деревни Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказались три штыковых. Ввиду того, что места эти были захвачены большевиками, тело священника было вывезено ночью из села Ново-Еловского и перевезено в Ачинск, который в это время был занят войсками Белой армии, где и состоялось отпевание. В погребении рядом с Казанской церковью, кроме духовенства, участвовало почти все население города.
(Собор Казанской Божьей матери в Ачинске)
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
Память 11 января, 15 октября (Белорус.), и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Белорусских святых.
В миру Хираско Владимир Григорьевич, родился 11 января 1874 года в городе Подольск на Украине в семье священнослужителя.
Окончил Подольскую духовную семинарию. После её окончания работал учителем церковно-приходских школ в деревне Киевец Минского уезда, через полгода был переведен в местечко Туров в Беларуси.
В 1899 году женился и в том же году был рукоположен во иерея и с 17 января этого же года был назначен настоятелем церкви Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда (ныне Червенский район). Одновременно исполнял обязанности законоучитель в народном училище селе Омелино и церковно-приходской школы деревни Синча. В Омельно отец Владимир прослужил семь лет. Его пастырский талант с особой силой проявился в святом деле преподавания Закона Божьего.
В 1906 году назначен настоятелем Свято-Георгиевской церкви в селе Юревичи Игуменского уезда Минской губернии, одновременно преподавал в народном училище и в церковно-приходской школе.
В 1911 году назначен настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Минске при училище слепых, одновременно преподавал Закон Божий в мужской и женской городских гимназиях, трудился в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания.
По характеру человек миролюбивый, отзывчивый и очень добрый, он особое внимание проявлял к слепым детям, которых обучал в училище истинам православной веры, стараясь укрепить в них дух бодрости и смирения.
В 1915-1922 годах состоял в причте Казанского храма.
Подвергался кратковременным арестам в 1919 (за мнимую связь с эсерами) и 1920 годах (при польской оккупации Минска, за то что прятал большевиков).
С 1923 года вновь являлся настоятелем Скорбященской церкви.
В конце 1925 года из Минска был выслан Минский и Белорусский митрополит Мелхиседек (Паевский) за противодействие обновленчеству. Отец Владимир хорошо знал владыку Мелхиседека и вместе с верующими пробовал облегчить его участь, обращался в различные инстанции с просьбой не высылать владыку.
29 декабря 1925 года протоиерей Владимир был арестован по ложному обвинению в связях с польским генеральным консульством. Матушка отца Владимира - Мария Титовна - осталась одна с пятью детьми несовершеннолетнего возраста. Она пыталась добиться освобождения мужа, писала в ОГПУ, но безрезультатно.
Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем. Во время допросов отец Владимир категорически отказался назвать тех людей, которые обращались к нему с этими письмами. В марте 1926 года его заставили покинуть Минск, и он был направлен в административную ссылку на три года в город Орел.
12 марта 1929 года вернулся в Минск и вновь стал служить при Скорбященской церкви.
В начале апреля этого же года снова был арестован. Сигналом к аресту послужила анонимная статья-донос, напечатанная в газете "Рабочий", в которой о. Владимира голословно обвиняли в контрреволюционной деятельности, с этим обвинением он и был арестован. Одной из действительных причин ареста были планы властей по сносу храма и строительству на его месте Дома правительства, что и было вскоре осуществлено. Протоиерей Владимир виновным себя не признал.
По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 года был выслан на три года в Сибирь. Во время заключения у него резко ухудшилось зрение. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа. За время лагерной жизни он почти ослеп.
В июле 1932 году был освобожден уже будучи тяжело больным. Последний год жизни в городе Гжатске (ныне город Гагарин) Смоленской области.
Скончался в 1933 году в Гжатске от расстройства здоровья, подорванного в заключении. Похоронен в Гжатске.
28 октября 1999 года был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Икона Богородицы Елецкая
Сведения о Чудотворном образе Елецкой иконы запутаны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием Тамерлана в 1395 г. Елецкая икона была перенесена в Елец с пограничного сторожевого поста, впоследствии известного как талицкий острог (ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.) Икона эта весьма древняя, но доподлинно неизвестно откуда и задолго ли эта икона была привезена в село Талец.
В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой».
Под датой 11-го января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году».
5-го февраля о Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух сообщениях сомнительным может показаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это можно разрешить следующим образом - предположить, что одна из этих двух икон, а именно Черниговская Елецкая икона является подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце на Орловщине в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, - списком с первой иконы.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Елецкая" (Владимирская)
глас 4
Днесь светло красуется древний град Елец, поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы икону Ея чудную людие московстии сретаху, тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце, на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, грозное его нашествие вспять обрати. Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, умильно Ей взываем: и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.
Египетская икона Божией Матери
(Египетская икона Божией Матери. Конец XVI в. Третьяковская галерея)
Празднование 11 января, 29 декабря
Подробных сведений о явлении этой чудотворной иконы не сохранилось. Известно лишь, что явилась она в 1060 году. Об этом сообщается в рукописном сборнике "Солнце Пресветлое", составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годах, там же приведено краткое сказание об иконе (по сути содержит лишь дату и место явления иконы и воспоминание о пребывании "во плоти" Богородицы с Младенцем Христом в Египте), включённое также в иконописный подлинник сводной редакции XVIII века из собрания гр. А. С. Строганова: "…образ Пресв. Богородицы явися в Египте и чюдодействоваше".
Икона относится к типу Одигитрии. Описание Египетской иконы Божией Матери в строгановском иконописном подлиннике отражает общие черты иконографии образа, на котором Богородица представлена в типе Дексиократуса - с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении "простерта к персям ея", Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (Третьяковская галерея), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе "Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери" из собрания В. А. Бондаренко изображен свиток, развернутый вниз.
Египетская икона, как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери.
В перечне икон Божией Матери, "не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей", архиеп. Сергий (Спасский) указывает днём празднования Египетской иконы 11 января; а также, ссылаясь на выписки Н. А. Кайдалова из святцев конца XVII века, ещё один день празднования - 29 декабря.
В сборнике Моховикова за основным блоком сказаний помещена приписка об иконе, также названной "Египетской". Ее история связана со св. Саввой, архиеп. Сербским (+ 1237), который посетил Александрию после 1233 года и видел образ в митрополии в церкви Пресв. Богородицы. Рассказ с описанием иконы приведен и в строгановском иконописном подлиннике. Подробности иконографии отсутствуют, указано только, что Богородица изображена "в руку держащи" Младенца Христа, сообщается, что образ чудесно обновился (просветлел). Неясно, можно ли связывать эту икону, виденную свт. Саввой, c Александрийской иконой Божией Матери, которая, как и Египетская, относится к типу Одигитрии с Младенцем Христом на правой руке. По замечанию Н. П. Кондакова, иконография этих икон, как и ряда других, известных по русским иконописным подлинникам (Византийская, Иерусалимская, Милостивая), не механически выполненный "левый перевод Одигитрии", а предполагает существование самостоятельного извода со своей историей происхождения.