07 (20) декабря 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Dec 19, 2019 22:00

Продолжение...

Священноисповедник Амвросий (Полянский) (1878 - 1932), епископ Каменец-Подольский



(Священноисповедник Амвросий (Полянский), тюрьма НКВД в Сибири, 1931 год)

Память 7 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе Рязанских святых и Соборе новомучеников и исповедников Соловецких.

В миру Полянский Александр Алексеевич, родился 12 ноября 1878 года в селе Пителино Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). Происходил из старинного священнического рода. Окончил церковно-приходскую школу в родном селе.
В 1887 году поступил в Шацкое духовное училище Тамбовской губернии.
В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, в том же году поступил в Казанскую духовную академию.
В 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеродиакона, в 1902 году - во иеромонаха.

После окончания Казанской духовной академии в 1903 году со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской лавры в звании соборного иеромонаха.
В 1906 году был назначен ректором Киевской семинарии и возведен в сан архимандрита. Отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии Амвросия в сан епископа, но, ценя его благочестие и труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, митрополит Флавиан всякий раз в этом случае говорил: "Он мне нужен".

22 октября 1918 года был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.
С 1922 года - правящий епископ Каменец-Подольский и Брацлавский.



(Амвросий (Полянский), еп. Винницкий, 1920 год)

В 1923 году был выслан из Украины и поселился в Москве, после чего Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.
В конце сентября 1923 года был участником собрания 27 архиереев, в Московском монастыре Донской иконы Божией Матери обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. Амвросий, высказалось против примирения и объединения с обновленцами.
В 1924 году снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал.

12 апреля 1925 года принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В этом же году был вновь назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел.
В конце ноября 1925 года в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митрополиту Петру (Полянскому) в управлении Русской Православной Церкви, среди них был и епископ Амвросий. Ему, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского Синода". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

21 мая 1926 года Особым Совещением при Коллегии ОГПУ СССР епископ был к 3 годам концлагерей, по обвинению: "являлся деятельным участником церковно-монархической группы, поставившей себе целью использование церкви в целях нанесения ущерба соввласти, путем концентрации антисоветского элемента" (ст.62, 68 УК РСФСР). Вместе с архиепископом Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
В июле 1926 года года принимал участие в составлении "Памятной записки соловецких епископов".

30 ноября 1928 года епископу Амвросию и архиепископу Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую область. 7 апреля они прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апреля епископы вновь были арестованы и заключены в Тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца.

С началом судоходства они были доставлены в город Обдорск (ныне Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц епикоп Амвросий был отправлен в деревню Шурышкары Остяко-Вагульского района, где пробыл до 5 июля 1931 года, после чего был возвращен в Обдорск.
30 июля 1931 года епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.

В сентябре 1931 года следствие по делу Амвросия и архиепископа Прокопия было закончено, архиереи отправлены в Тобольскую тюрьму.
14 декабря 1931 года Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.
По некоторым данным, весной 1932 года епископ Амвросий находился в Алма-Ате.

В начале сентября 1932 года прибыл в город Туркестан. Там владыке сказали, что местом жительства ему определено село Сузак, в 120 км от Туркестана. В дороге епископ получил сильные солнечные ожоги и едва добрался до места ссылки. По приезде в Сузак он попал в больницу, где скончался 20 декабря 1932 года.

29 июня 1994 года был реабилитирован.



Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик Сергий Голощапов, пресвитер



Память 7 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких и Бутовских новомучеников.

Родился 6 июня 1882 г. в подмосковном поселке Баньки (близь Павшино), где располагалась Знаменская мануфактура Полякова. На этой фабрике отец его работал художником по тканям. Вскоре после рождения сына он переехал со всей своей многодетной семьей (было пятеро детей) в село Алексеевское. Сейчас это район Москвы. По причине болезни отец лишился работы, и семья жила в большой нужде. Но нравственная атмосфера была здоровой. Семью объединяла и укрепляла глубокая религиозность.

С ранних лет Сережа отличался большой религиозностью, пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал родителям отдать Сергея в Заиконоспасское духовное училище, где обучение было бесплатным.
Окончив училище в 1898 году, Сергей поступил в Московскую духовную семинарию. Учась в последнем классе, он сподобился особого счастья прислуживать в алтаре во время Божественной литургии, которую служил св. праведный Иоанн Кронштадтский. Об о. Иоанне написал воспоминания: "О, Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой о. Иоанном! Это было что-то, поистине не обыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою".

В 1904 году был принят в Московскую духовную академию, которую закончил в 1908 г. 3-м (после П. А. Флоренского и П.В. Нечаева) магистерским стипендиатом.

В 1908 г. Сергей Иванович женился на Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевского, которую знал с детства. Они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и учебным занятиям посвятить всю свою жизнь. Успешно окончив Академию, был оставлен при Академии профессорским стипендиатом на один год. За это время он написал и с успехом защитил кандитатскую диссертацию на тему "Божественность христианства". Получив высшее богословское образование, Сергей Иванович по идейным соображениям не хотел становиться священником, т.к. находил неудовлетворительным положение Православной церкви в государстве. После защиты диссертации назначен на должность помощника инспектора Московской духовной семинарии. Несколько лет, наполненных напряжённым трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и в конце концов появились признаки заболевания туберкулёзом. В 1913 г. вместе с женой он ездил в Башкирию для лечения кумысом.

С началом в 1914 г. мировой войны Сергей Иванович был освобождён от службы, взамен получив дополнительное послушание - преподавать на курсах при Покровской общине сестёр милосердия, находившейся на Покровской ул. в Москве. Несмотря на занятость, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе и в марте 1916 г. представил в Академию для защиты магистерскую диссертацию на тему "Бог во плоти", которая по неизвестным причинам не была защищена. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати. В 1917 г. в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной Семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича.

Во время работы Священного Собора 1917-1918 гг. он трудился в качестве делопроизводителя Отдела о Высшем Церковном Управлении. Там Сергей Иванович познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном.
После закрытия Семинарии, пошёл работать в среднюю школу (быв. гимназия Баумерт) преподавателем русского языка и литературы.

В феврале 1920 года Сергий Голощапов был рукоположен в диакона.
В мае 1920 года был рукоположен в иерея и был назначен настоятелем храма свт. Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Во внебогослужебное время он трудится над созданием приходской школы, в которой верующие могли бы изучать Священное Писание, церковный устав, духовное пение. При храме был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. Одновременно продолжал преподавать русский язык и литературу в школе.

В 1921 г. ректор возобновлённой в Москве духовной Академии профессор-протоиерей А. П. Орлов пригласил его возглавить кафедру систематической философии. В этом же году он был возведён в сан протоиерея.
В 1922 г. власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме преподавал в советских школах, и о.Сергий ушел из Никольского храма.
Тяжёлые жизненные условия, чрезмерный труд (он продолжал еще преподавать русский язык и литературу в школе) подорвали его здоровье. Вернулась старая болезнь (процесс в лёгких) и появились новые (перебои в сердце и др.). Отец Сергий в 1923 году получил инвалидность и пенсию в 20 рублей в месяц, которая не могла обеспечить семью.

В 1922 - 1925 годах уйдя из Никольского храма, о. Сергий служил без зачисления в штат в Никольском монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев).
В 1926 году стал настоятелем храма Святой Троицы в Никитниках. Храм был к тому времени закрыт. Службы совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
О. Сергий установил в храме строгие уставные службы, как в монастыре. Под большие праздники совершались всенощные бдения, которые начинались в десять часов вечера и оканчивались в пять-шесть утра. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, но исполнена сладости духовного общения.



(Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках, ЦАО, Москва)

Однако оказалось, что совершение уставных служб с "неуставными" людьми было таким трудным делом, что постепенно разномыслие между протоиереем Голощаповым и частью общины нарастало и углублялось. После издания в июле 1927 г. митрополитом Сергием (Страгородским) "Декларации", он оказался непримиримым его противником. Часть людей покинула приход. О. Сергий принадлежал к направлению, возглавляемому митрополитом Иосифом (Петровых). Он становится заместителем прот. Валентина Свентицкого в руководстве московскими "непоминающими".

30 сентября 1929 г. храм был закрыт, а в октябре арестован его настоятель о. Сергий. Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме. Ему было предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Сразу же после его ареста семья была выселена в комнату, которая являлась сторожкой, где когда-то жил один сторож, теперь она была разгорожена дощатыми перегородками на четыре тёмных и сырых комнатушки. Сын Павел, которому в момент ареста отца было 12 лет, был вынужден после 7-го класса уйти из школы и с 15 лет пойти работать, чтобы как-то заработать на жизнь себе и бабушке и помогать родителям.

11 ноября следователь Александр Казанский допросил священника. На заданные ему вопросы отец Сергий ответил таким образом:
«Принадлежа к Дмитровской группе в силу подчинения ее митрополиту Петру Крутицкому, я интересовался только церковной стороной их деятельности, а их политическую физиономию я не представляю себе до сего времени. Правда, мне иногда приходилось знакомиться с их документами или с документами их сторонников, но я как-то, по-моему, проглядывал антисоветские места в них. Во всяком случае, я таких документов, чётко антисоветских, не помню».

20 ноября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. На Соловках его сначала направляют на т.н. командировку, т.е. в лагпункт в глубине острова, ведущий разработку леса, представляющего собой топкое, болотистое и непригодное для жилья место. Там он через неделю непосильной работы свалился в остром сердечном приступе, а затем заболел сыпным тифом. Видя его полную непригодность для лесоповала, начальник лагпункта отправил его в центральную санчасть, которая находилась в Соловецком кремле. С Божией помощью там ему все-таки удалось преодолеть кризис и постепенно дело пошло на поправку.

Летом 1931 года о. Сергий был выслан в г. Мезень Архангельской области, одновременно в Москве была арестована его жена и отправлена на три года "на вольное поселение" по месту ссылки мужа в г. Мезень. Условия жизни в Мезени были крайне суровыми, тяжёлыми, ссыльных брали только на физические работы, что ни о. Сергию, ни его жене было не под силу. Жили они, снимая проходную комнату у не отличавшихся доброжелательностью хозяев, а кормились тем, что им удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.

Летом 1934 г. Голощаповым разрешили переехать в среднюю полосу России. Они выбрали г. Муром Горьковской области.
В декабре 1935 года им было разрешено вернуться в Подмосковье. Они поселились в г. Можайске, находящемся за 101 километром от Москвы.
Жене о. Сергия в 1936 г. разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный заработок. О. Сергий давал частные уроки русского языка и литературы.

7 декабря 1937 г. прот. Сергий был арестован на своей квартире во время совершения всенощной. В анкете арестованного было указано состояние его здоровья: "болен, порок сердца".
На допросе отец Сергий держался твёрдо, хорошо понимая цель задаваемых ему вопросов:

- Чем вы занимались, проживая в Можайске? - спросил следователь.
- Проживая в Можайске в течение двух лет, я нигде не работал. Периодически я давал уроки на дому в Москве.
- Для какой цели вы имеете облачение и ряд других церковных вещей?
- Я интересовался и интересуюсь археологической и художественной стороной церковных вещей, и собирал их в течение всей свой жизни.
- Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
- Незаконным богослужением я не занимался.
- Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
- Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.

В тот же день был допрошен хозяин дома, в котором жил отец Сергий; он показал, что ему приходилось бывать в комнате, где жил священник, и видеть в ней церковное облачение, дарохранительницу, церковные сосуды, подсвечники, чаши, кадило, ладан, свечи и уголь для кадила. Исходя из этого он полагает, что священник уходил по вечерам с сумкой и занимался незаконным богослужением, не возвращаясь на квартиру по два-три часа.

- Что вам известно о контрреволюционной деятельности священника? - спросил свидетеля следователь.
- О контрреволюционной агитации священника сказать ничего не могу, так как он вел себя очень скрытно и мне с ним не приходилось разговаривать.

9 декабря 1937 г. было составлено обвинительное заключение. В нем утверждалось, что обвиняемый "имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды и вместе с этим вел к.-р. агитацию... Виновным себя не признал, но достаточно улучается показаниями свидетеля".
16 декабря 1937 года тройка Управления НКВД МО по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу.
Расстрелян 19 декабря на полигоне в Бутово.



Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобномученик Гурий (Самойлов), иеромонах



Преподобномученик Гурий родился в 1880 году в селе Песья Медынского уезда Калужской губернии в семье рабочего Михаила Самойлова, в последние годы своей жизни работавшего на ткацкой фабрике в Москве, и в крещении был наречен Георгием. В августе 1903 года он поступил в Оптину Пустынь. 11 августа 1905 года Георгий был определен в число братии обители, нес послушание в переплетной мастерской, 12 августа 1910 года - пострижен в монашество с наречением имени Гурий, а 17 марта того же года - рукоположен во иеродиакона. В сан иеромонаха отец Гурий был рукоположен уже после закрытия обители.

С 1923 по 1930 год иеромонах Гурий служил в Преображенском храме села Нижние Прыски под Козельском. За свои проповеди и милосердное отношение к людям он пользовался большим уважением сельчан.
29 января 1930 года иеромонах Гурий был арестован и обвинен в проведении антисоветской агитации «по срыву хозяйственно-политических мероприятий в деревне», а также в том, что «вел работу по разложению культурных очагов… Активно проявил себя как лицо непримиримо враждебно настроенное к власти… политически вредное и опасное, разлагающее население и дезорганизующее устои здоровой человеческой общественности, даже будучи изолированным и находясь под стражей при Козельском домзаке в марте 1930 года, среди арестованных вел антисоветскую агитацию». Виновным себя отец Гурий не признал, был осужден на 8 лет и этапом отправлен в Хабаровск.

В марте 1937 года, после освобождения из концлагеря, отец Гурий приехал в село Волово Тульской области, а в ноябре уже вновь был арестован. На следствии отец Гурий держался мужественно и сохранил твердость своих убеждений. Вместе с ним были арестованы и затем осуждены на десять лет лагерей еще 8 мирян, основная вина которых была в том, что они не хотели записываться в колхоз. Скончался иеромонах Гурий 20 декабря 1937 года.

Подробное Житие святого вы можете прочитать тут:
http://www.optina.ru/confessors/lives/guriy/

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г., определение Священного Синода от 21 августа 2007г. (по предоставлению Свято-Введенской Оптиной Пустыни).

Священномученик диакон Никифор
(Литвинов Никифор Романович, 19.12.1937)



Никифор Романович Литвинов родился 1 июня 1892 года в селе Серетино Тамарского района Курской области в семье крестьянина. Он окончил сельскую школу в 1913году, после чего был взят на службу в армию, где служил в полковой церкви псаломщиком до 1917 года. В 1917 году он возвращается в родное село Серетино, продолжает помогать в церкви в качестве псаломщика и готовится к рукоположению. Через некоторое время он становится диаконом, после чего служит в Серетинской церкви.

В 1932 году храм был закрыт и диакон был направлен в церковь в село Каменки. В 1934 году и этот храм закрыли, а отца Никифора арестовали, приговорив его к 3 годам исправительно-трудового лагеря. С 1934 по 1937 год он провел в лагере НКВД на Дальнем Востоке в городе с говорящим названием Свободный. Выйдя на свободу в апреле 1937 года, диакон Никифор Литвинов начинает служить в Никольской церкви в селе Черленково Шаховского района Московской области. Служить ему пришлось недолго. 27 ноября того же 1937 года он снова арестован и обвинен в «контрреволюционной агитации». Виновным себя он не признал.

3 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР ПО Московской области приговорила диакона Никифора Романовича Литвинова к высшей мере наказания. 19 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.

30 июня 1989 года был реабилитирован прокурором Московской области по 1937 году репрессий.
Прославлен как священномученик. Решение принято Постановлением Священного Синода РПЦ о канонизации новомучеников и исповедников 2000-12-27г.

Священномученик Петр Крестов, пресвитер



Священномученик протоиерей Петр Крестов родился в 1890 году в селе Городец в Рязанской губернии. Закончил Рязанскую Духовную семинарию, был призван на военную службу и участвовал в Первой Мировой войне. В 1915-1918 гг. был в немецком плену в Германии. С 1918 по 1922 год работал учителем сельской школы в селе Панино в Спасском районе в Рязанской области. В 1922 году был рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в селе Панино, назначен настоятелем и благочинным Спасского округа. В 1930 году отец Петр был арестован вместе с женой, Крестовой Антониной Николаевной. Дома осталось пятеро детей. Имущество конфисковали. Матушку освободили через 2 месяца, а отца Петра приговорили к шести годам в исправительно-трудовом лагере. Священник отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения вернулся к месту своего служения в Пятницкую церковь.



(Церковь Параскевы Пятницы - Панино - Спасский район - Рязанская область)

Огромную распространенность в то время получили аборты, и отец Петр много проповедовал против детоубийства. В 1937 году советские власти активно искали поводы для арестов верующих и церковнослужителей, а отца Петра нужно было арестовать во что бы то ни стало: он только что освободился из лагеря и уже ведет активную пастырскую работу.

Однажды 12-летний мальчик Николай, живущий в селе Панино, услышал, как местные власти хотят устроить поджог фермы, который можно свалить на священника, чтобы приговорить его к расстрелу. Мальчик стал рассказывать об услышанном и вскоре его нашли убитым. В убийстве обвинили отца Петра. В феврале 1938 года священник был арестован за «участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников». Дело об организации было групповым, поэтому были арестованы еще несколько человек. Почти все давали и признательные и обвинительные показания.

Отец Петр не признал своей вины и не дал показаний на других. Его приговорили к пяти годам в лагерях. Протоиерей Петр был отправлен в Вятлаг НКВД в Кировской области. Как раз в это время его дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления, но тем не менее из лагеря отец Петр освобожден не был. Он был помещен в один барак с уголовниками, и 19 декабря 1941 года скончался в лагере от голода и болезней.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г., определение Священного Синода от 26 декабря 2002г.
(по представлению Рязанской епархии).

Священномученик Михаил Успенский, пресвитер



Память 7 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 2 сентября 1874 года в селе Богородское-Кишкино Серпуховского уезда в семье пономаря Казанской церкви Алексея Федоровича Успенского. Крестили младенца на следующий день - 3 сентября, восприемниками его были крестьянин дер. Кулаковки Егорьевского уезда Рязанской губернии Сергей Егорович Добраев и жена местного священника Мария Васильевна Тихомирова. Рос в многодетной семье: кроме него было еще 9 человек, трое из них умерли. Поэтому "на ученье" его не отдавали. До 1900 года находился в Кишкино "при родителях".

8 ноября 1900 года женился на дочери псаломщика Преображенской церкви села Савельево Евдокии Павловне Виноградовой, и переселился в село Савельево.
4 мая 1901 года у него родилась дочь Клавдия. В графе "родители" записали: "Личный почетный гражданин, сын умершего псаломщика Михаил Алексеев Успенский и законная жена его Евдокия Павловна, оба православного исповедания".

В 1904 году сдал экзамен на псаломщика в церковной школе и был определен на место псаломщика Покровской церкви села Авдулово Коломенского уезда.
27 мая 1907 г. он был посвящен в стихарь.
С 23 сентября 1916 г. по 1 сентября 1917 г. состоял на военной службе.
2 февраля 1920 г. был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Авдулово.
В 1933 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви. Семья отца Михаила состояла из жены, сына и двух дочерей, в его доме находили приют все нуждающиеся и гонимые священнослужители.

В 1933 году был арестован за "невыполнение твердых заданий" и был приговорен к 5 годам лишения свободы и конфискации имущества. После подачи кассационной жалобы приговор был отменен в части лишения свободы, но конфискованный двор и надворная постройка ему не были возвращены. После революции был судим 4 раза за невыполнение твердых заданий: 2 раза в 1932 г. и 2 раза в 1933 г.

5 декабря 1937 г. был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. В деле отца Михаила фигурировал также Василий Трофимович Трофимов.
9 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную агитацию, распространение гнусной контрреволюционной клеветы". Виновным себя не признал.

Расстрелян 19 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.
В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик Сергий Успенский, пресвитер



(Священномученик Сергий Успенский, пресвитер, тюремное фото 1937 года)

Сергей Михайлович Успенский родился в городе Можайске Московской губернии в 1878 году. Образование он получил в Московском Донском и московском Заиконоспасском духовных училищах, а в 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию, в которой еще четыре года после окончания (до 1902) проработал надзирателем.
Сергей Михайлович имел очень хороший голос и артистические способности. В 1900 году он был принят без конкурса солистом Большого театра, однако жизнь артиста была ему не по душе, так как его привлекала духовная жизнь. С 1901 года Сергей Михайлович начал служить псаломщиком в храме Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Москве. В том же 1901 году он женился на Анне Петровне Розановой, и у них впоследствии родилось трое детей.

В 1904 году митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) рукоположил Сергия во диаконы к московскому храму Покрова на Лыщиковой Горе. В 1910 году его переводят в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», в 1917 году отца Сергия возводят в сан протодиакона, а 30 августа 1920 года он становится священником. В 1919-1922 годы священнику приходилось совмещать церковное служение с общественной работй - он являлся начальником мобилизационного стола Службы Движения Московского отделения Киево-Воронежской железной дороги. В 1924 году отеца Сергия возводят в сан протоиерея и назначают настоятелем храма «Неопалимой Купины», в этом храме он служил вплоть до его закрытия. Храм был полностью уничтожен в 1929 году, кирпич храма пошел на асфальтирование московских улиц. После этого отец Сергий служит в храме Спас-Пески на Арбате, где десятки лет служил его дядя - митрофорный протоиерей, благочинный округа и старший благочинный Москвы Сергей Васильевич Успенский, скончавшийся в 1930 году. Этот храм тоже был закрыт, после чего священнику опять пришлось перереходить. Он служит в церкови "Николы-на-Щепах" в районе Смоленской площади. По отзывам прихожан, отец Сергий был "аскетом духа в миру", добрым и отзывчивым человеком, много помогал семьям репрессированных, число которых с начала 20-х годов только увеличивалось. Например, известно, что многие годы он содержал семью арестованного и заключенного на Соловках настоятеля храма Неопалимой Купины протоиерея Забавина. О.Сергию доверяли и через его руки прошло много пожертвований, предназначенных на помощь репрессированным. Попасть в число тех, кому он так помогал, вскоре предстояло и отцу Сергию.

29 января 1933 года отца Сергия перед поздней Литургией вызвали к больному причащать, а по выходе из храма предложили сесть в машину и увезли на Лубянку вместе со Святыми Дарами и наперсным крестом. Ему было предъявлено обвинение, что он «член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний», что он занимается «антисоветской агитацией».

10 апреля 1933 года особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило протоиерея Успенского к 3 годам ссылки в Северный край. Сначала он отбывал ссылку в Каргополе, затем был переведен в Вологду. Отбыв один год, священник был освобожден по болезни, ему было дано "минус 6", т.е. запрещено проживание в шести центральных областях. После освобождения он состоял за штатом в виду болезни и поселился в Можайске на иждивении сына. В тюрьму этого города тяжело больной священник был доставлен 30 ноября 1937 года при повторном аресте.

Тройка при УНКВД СССР по Московской области по обвинению во «враждебном отношении к советской власти и контрреволюционной деятельности» приговорила отца Сергия Успенского к высшей мере наказания. 19 декабря 1937 года протоиерей был расстрелян на Бутовском полигоне. Святой человек, священномученик отец Сергий изображен на картине Павла Корина со знаменательным названием «Русь уходящая».



14 декабря 1955 года был реабилитирован Президиумом Московского областного суда.
Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 г.

Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских вы подробнее можете почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/12-20

Икона Богородицы Владимирская (Селигерская)



Празднование 26 мая и 7 декабря

Эта Владимирская икона Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столбенского (память 9 июня и 20 декабря по новому стилю) - основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же им сказал: «Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его». Грабители ринулись в келью, где в углу находилась икона Богородицы.

Лишь только разбойники подошли к иконе, то все тут же были поражены слепотой. Со слезами они стали умолять Нила о прощении. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем святой Нил долго ещё поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни, и разбойники дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию.

Чтобы избежать излишнего людского внимания, преподобный Нил попросил своих подопечных никому не рассказывать о своём дивном обращении на путь добродетельной жизни. Бывшие разбойники много лет хранили в тайне эту историю, рассказав о ней лишь после кончины святого Нила. Преподобный Нил преставился 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившейся у него Селигерской иконы Пресвятой Богородицы. Поскольку икона находилась в келье преподобного Нила, то ещё одно её название - «Келейная» Владимирская икона.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, икона Божьей Матери Владимирская Селигер, Православие

Previous post Next post
Up