02 (15) октября 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Oct 14, 2019 22:00

Продолжение…

Великомученик Феодор Гаврас (греч. Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец эпохи Комнинов



Родился около 1050 года в небольшом поселении Атра (Άτρα, совр. Dörtkonak) в феме Халдия в семье знатных родителей, которые воспитали его в богобоязненности и благочестии. Согласно ряду армянских историков, Феодор был представителем армянского аристократического рода Гаврасов. По житию из Великого Санаксаря, родители св. Феодора правили восточными областями Империи: Халдией и Колонией, а также близлежащими территориями.

Позднее св. Феодор сам стал дукой фемы Халдия, вел успешные войны против турок-сельджуков.
Он защищал бедных и обездоленных. Однажды, когда один из воинов св. Феодора забрал кисть винограда у нищей женщины и съел ее, Благословенный Феодор немедленно приказал отвести этого воина на центральную площадь города и бить его железными палками. Съеденный этим воином виноград, как сказано в Писании, вместо того чтобы быть сладким, стал горьким. Остальные солдаты получили хороший урок, увидев, что бывает с теми, кто обижает слабых.

В 1098 г. был пленен воинами эмира Ахмет Мелика Амурали. Турки потребовали, чтобы он отрекся от Христа. Святой отказался и был подвергнут жестоким пыткам. Сначала мученика положили лицом на снег и начали хлестать плетьми, но он продолжал молиться. Тогда Амурали приказал своим людям отрезать у святого язык, затем жестоко выколоть его глаза, затем содрать кожу с его рук, ног, головы. И, наконец, отрезать все члены и бросить его в огонь. По преданию, даже когда палачи вырвали его язык, святой мученик чудесным образом продолжил молиться. И в конце, когда святого Феодора бросили в огонь, он подобно трем отрокам, продолжал славить Господа. И наконец, все увидели, что по человеколюбию Всевышнего, Святой Феодор сидит в колеснице, призывая всех славить Господа. Затем он передал в руки Господа свою душу, завершив свою великую битву. Случилось это 2 октября 1098 года в Феодосиополе.



(Святой Феодор Гаврас. Миниатюра из Синайской псалтыри, XIIв.)

Череп святого тиран Амурали превратил в чашу, покрыв ее золотом, в знак удивления перед сверхчеловеческой храбростью мученика. Эта священная реликвия совершила много чудес и с ее помощью было вылечено множество людей в Феодосиополе. Позже череп святого был перевезен в Трапезунд, где в это время правил протосеваст Константин Гаврас, племянник великомученика. В честь прибытия реликвии в Трапезунде была устроена большая праздничная церемония, после чего святыня была хранилась в монастыре, построенном Константином во имя святого Феодора Гавраса.

Интересно, что имя вмч. Феодора Гарваса очень почитаемо православными Крыма. Святой Феодор был покровителем одного из последних (возможно - последнего) осколков павшей Византии - средневекового государства Феодоро в Крыму. 16 храмов и монастырей в средние века носили имя Феодора Стратилата на всем побережье от Алушты до Балаклавы, находящимся во власти феодоритов.



(Пещерный монастырь Челтер-Коба, Крым)

Известен пещерный монастырь Челтер-коба, расположенный около села Малое Садовое. Пещерный комплекс монастыря вырублен в основании скального мыса, известного в крымской топонимике как мыс Святого Феодора (Ай-Тодор). Здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которую была призвана защищать крепость. За ее высокими стенами в случае опасности укрывались жители окрестных поселений и монахи.



(Пещерный монастырь Челтер-Коба, храм вмч. Феодора Стратилата. Не известно, в честь какого вмч. Феодора Стратилата освящен был этот храм, но очень вероятно, что в честь св. Феодора Гарваса)

Пещерный монастырь Челтер-Коба был основан иконопочитателями в 8-9 веках и просуществовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась на крымские земли и не разгромила княжество Феодоро. В то время пещерный монастырь был известен как монастырь Святого Федора, чье имя носит скала.

Мученик Георгий Филадельфийский, Афонский



Память 2 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных

Блаженный Георгий был родом из Филадельфии, сын христианских родителей. Пришедши в возраст, он удалился из своего отечества и поселился в Карачасу - одном местечке епархии Илиопольской. Здесь, ослепившись вихрем мирской суеты, принял он исламизм, но спустя немного дней после несчастного признания лжи истиною, тьмы светом, отрезвился от умного ослепления, живо почувствовал тяжесть своего преступления, горько о нем плакал и искал средств к своему исправлению.

Почему, улучив удобное время, он удалился оттуда, прибыл на Святую Гору, исповедал там одному духовнику свой грех, исполнил назначенный им канон и, по исполнении его, был помазан священным миром. Привившись таким образом к духовной маслине - Христу, он довольно лет всячески подвизался для умилостивления Бога, прогневанного великим его преступлением отречения; однако душа его никогда не имела в себе полного мира. Размышляя о словах Господа: иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 33), блаженный не находил никакого другого средства загладить свое отречение от Христа, кроме исповедания Его пред теми, пред которыми отрекся Его, и кроме пролияния за Него крови своей; размышляя же о сем, воспламенился наконец непременным желанием мученичества. Объявив об этом намерении своему духовнику и некоторым другим духовным отцам и найдя их согласными со своим желанием, он раздал все, какое было у него имение, отцам в милостыню, прося и молитв, столь нужных ему для предстоящего великого подвига, и, оставив Святую Гору, прибыл в Карачасу.

Турки, увидев его здесь, узнали и, тотчас же схватив его, привели к судье и свидетельствовали, что этот человек в такое-то время отрекся Христа и сделался турком, а теперь, явившись сюда, ходит в христианских одеждах. «Правда ли это?» - спросил судья Георгия. - «Совершенная правда, - с великим дерзновением отвечал мученик Христов, - я действительно тот хаджи-Георгий, который в такое-то время по безумию своему отрекся своей веры и принял вашу, но, сходив в разные места, я хорошо понял, что вера ваша ложная, и потому теперь пришел сюда за тем, чтобы отдать вам ее назад. Велик мой грех, что я оставил первую мою веру, которая есть чистое неподдельное золото, и принял вашу - этот ничтожный металл. Итак, исповедую пред вами, что я снова христианин, именуюсь Георгием и за любовь ко Христу готов излить всю мою кровь. Теперь делай со мною что хочешь». - Судья, чтобы переменить мысль его, употребил все средства, но мученик стоял в вере Христовой твердо и непоколебимо. Видя эту непреклонность его мысли, судья велел слугам своим ввергнуть страстотерпца в темницу и мучить его там до тех пор, пока отвратят его от христианства. Получив такое нечестивое повеление, слуги устремились на страдальца Христова, как неукротимые звери и, ввергнув его в темницу, 8 дней мучили лютейшими муками: они - диавольские слуги - растянули его ноги в дереве до того, что так называемые пахи едва не разрывались, затем принесли металлическую, сильно раскаленную чашку и надели ее на голову ему, как скуфью; потом обвили веревкой голову его и стянули ее так сильно, что белки глаз его выступили из своих мест. Но мужественный воин Христов, от таковых безчеловечных мук полумертвый, взывал:

- Если и еще что сделаете мне, не отрекусь веры своей: христианином родился, христианином живу, христианином и умру.

Итак, нечестивцы, будучи не в силах привести его к своему нечестию, возвестили о том судье, и он тогда же подписал мученику смертный приговор, по которому палачи, взяв его из темницы, привели на место казни и там обезглавили. Это совершилось в 1794 году, 2 октября. Так приял блаженный Георгий венец мученический от подвигоположника Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Священномученик Леодегарий, епископ Отонский

Происходил из влиятельной дворянской семьи из Бургундии. Еще в детстве он был придан королевскому двору Хлотаря II (584-629) и воспитывался священниками из школы Палатинов, которые готовили дворянских сыновей к высшим должностям королевства. Во время пребывания у своего дяди, Дидо, епископа Пуатье, он обратился к Богу и стал его архидиаконом.

Помимо материальных епископских забот, помощи бедным и руководства епископской школой, Леодегарий часто заменял своего дядю в проповеди. Когда его голос звучал под сводами собора, людям верилось, что они слышат великого святого Илария, и народ воздавал хвалу Господу, за то, что он послал такого апостола.
После своего рукоположения в священники Леодегарий ушел в маленький монастырь святого Максента, бедный и малоизвестный, с надеждой посвятить там остаток своих дней молитве и созерцанию. Его вскоре назначили игуменом, и он руководил монастырем с премудростью в течение шести лет. В 663 году святая королева Батильда, ответственная за регентство объединенных королевств Нейстрии и Бургундии, желая его привлечь к своим делам по восстановлению королевства, попросила его отказаться от монастырского покоя ради того, чтобы стать епископом Отонским (Autun) в Бургундии.

По своем посвящении новый епископ собрал церковный собор, дабы восстановить порядок в своей разделенной епархии и исправить злоупотребления, которые появились, покуда кафедра вдовствовала. Им там также были осуждены ереси, манихейство и монофелитство, и установлено наблюдение за совершением в монастырях правила святого Венедикта. Затем он восстановил собор святого Назария и приступил к перенесению мощей святого Симфориена, покровителя города. Епископ усердствовал как об украшении храмов Божиих и совершении службы, так и о заботе о бедных, для которых он основал несколько приютов, где регулярно распределяли продовольствие. В своем соборе, как и во всех других церквях города, он ввел для духовенства правило общежития, основанного на бедности и на послушании. Епископ сам готовил духовенство к наставлению и к просвещению народа. Кроме того, он восстанавливал общественные здания и укрепления города, заботясь как о гражданских делах, так и о душах.

Все это сделало святого Леодегария влиятельным при дворе королевы Батильды. Он сыграл важную роль в отстаивании независимости Бургундии когда Нейстрийский мажордом Эбруаин попытался установить свою власть над обоими королевствами. Эбруаин добился удаления епископов-советников Батильды, казнил в 664 году Парижского епископа Зигоберранда, и вынудил святую Батильду оставить регентство, чтобы уйти в монастырь Шелль (Chelles). При этом Леодегарий сохранил свое влияние и не вошел в соглашение с Эбруаином. Когда Эбруаин захотел поставить Теодориха III правителем двух королевств, бургундские дворяне восстали в 673 году. Лишь вмешательство святого Леодегария спасло Эбруаина от расправы, которая была заменена монашеским постригом в монастыре Люксёй.

Призванный при новом короле Хильдерике для помощи в объединении трех франкских королевств, святитель приложил всю свою мудрость для ликвидации катастрофических последствий правления Эбруаина. Но когда, вопреки церковным правилам, король взял замуж дочь своего дяди, священнослужитель не испугался сделать ему строгие внушения. В знак протеста он ушел в Отон. Его враги обвинили его в заговоре против короля и усилили до такой степени ненависть Хильдерика против него, что на Пасху король, пьяный от вина и гнева, направился к собору, дабы убить епископа, который собирался приступить к крещению новообращенных. Безстрастный и исполненный упования на Бога, святой не прервал таинства. Затем он вышел навстречу буйствовавшему королю. Внезапно ослепленный по Божьему велению, Хильдерик в страхе укрылся в епископских покоях. По окончании таинства святой Леодегарий, не сумев возвратить правителя в рассудок и рассеять его подозрения, решил скрыться, дабы сохранить за королем ответственность за преступления, которая пришлась бы на все королевство. Хильдерик, будучи не в силах сдержать свою ярость, послал своих людей в погоню и отправил его в ссылку в Люксёйский монастырь, где Леодегарий обнаружил своего прежнего противника Эбруаина.

В то время, как святитель радовался, обретя таким образом покой в монастыре, Эбруаин обдумывал свою месть. По прошествии нескольких месяцев Хильдерик, чья ненависть не умалилась, дал команду вывести Леодегария из монастыря и убить его, но посланники короля не посмели поднять руку на святого.
После убийства Хильдерика в 675 году святитель был освобожден и смог возвратиться в Отон, встретивший его слезами радости, в то время как Эбруаин, сбежав из Люксёя, объединял своих бывших сообщников. Леодегарий освободил тогда Теодориха III из монастыря Сен-Дени, где тот находился в заточении, чтобы поставить его во главе двух королевств. Но как только епископ оставил двор, Эбруаин похитил короля и убил его мажордома. Он поверг королевство в ужас и смятение, убив девять епископов и множество священников и монахов. Вновь только святитель Леодегарий противостал его тиранической власти. Эбруаин потратил год, осадив Отон и требуя, чтобы ему выдали святого.
Чувствуя, что пришел час его последнего испытания, святитель Леодегарий раздал все свое личное состояние бедным и постился три дня, во время которых все население молило Бога, совершало крестные ходы и общие молитвы. Когда народ собрался в соборе, святитель обратился к ним со словом:
«Если среди Вас есть кто-нибудь, кого я обидел слишком большим усердием в моих выговорах или каким-нибудь ранящим словом, то я их прошу мне это простить. Так как, когда я буду идти по обагренным кровью следам Спасителя, я должен буду себе напоминать, что напрасно терпеть мучения, если сердце не заполнено божественным милосердием».

Скоро враг пошел на приступ, борьба длилась до вечера. На следующий день, 26 августа, святитель, не желая переносить мучения на свой народ, страдающий из-за него, отдал себя противнику. Тотчас же его повели на холм, что был напротив укреплений, а он пел псалмы, не испуская крика боли ни когда ему выкалывали глаза, ни когда их вырывали из орбит железными наконечниками. Святитель провел следующую ночь в молитве, вознося благодарности Господу за то, что Он лишил его вещественного света, дабы дать ему больше насладиться нетварным светом Его милости.

Заточенный сначала в монастыре, по прошествии двух лет прелат был позван на суд Эбруаина, который обвинял его в том, что он посягнул на жизнь короля Хильдерика. Заставив святителя ходить голыми ногами по острым камням, Эбруаин затем велел отрезать ему губы, разодрать лицо и вырывать язык. После его лишили всех одежд, вываляли в грязи, и, наконец, показали на городской площади. По преданию, когда игумен из монастыря святого Симфориена пришел навестить святого Леодегария, тот ясно беседовал с ним, несмотря на отсутствие губ и языка.

Подобранный монахинями из Фекампа, он провел два года в мире и в молитве, убеждая народ своими речами. Но Эбруаин затем заставил святителя предстать перед тайным сборищем епископов, состоявших на королевском содержании, которое лишило его духовного звания и приговорило его к смертной казни, не услышав от мученика ни слова протеста. Четыре вооруженных человека увезли его 2 октября 679 или 680 года в глубь леса, но в момент казни трое из них пали пред ним на колени, прося у святителя их простить. Когда Лежер закончил молиться за своих преследователей, четвертый палач отсек ему голову.
По преданию, тело святого после казни продолжало стоять, и как только палач опрокинул его ударом ноги, он был охвачен сумасшествием и бросился в огонь.



(аббатство Saint-Maixent-l'École, Пуату, Франция. Здесь в крипте покоятся мощи свв. Максентия Агдского и Леодегария)

Прошло немного времени, и когда в свою очередь Эбруаин погиб, святитель Леодегарий был тотчас прославлен как мученик. Его тело было перенесено в Пуату, где ему посвятили базилику, и его почитание широко распространилось во Франции и в Бельгии, в то время как в Отоне святитель не прекращал проявлять свое отеческое покровительство чудесами и явлениями.

Святитель Паисий I Яневец, архиепископ Печский, патриарх Сербский

Из митрополитов Ново-Брда, c 1613-1615 года по 1646-1648 год - патриарх Сербский.

По ходатайству митрополита Скопийского Симеона царь Михаил Федорович в 1641 выдал жалованную грамоту на имя Сербского патриарха, Печского архиепископа Паисия в его "Петцкой Вознесенский монастырь" на приезд в Москву за милостыней, за которой в 1643 прибыл на русскую границу печский архимандрит Кентирион. Из грамоты, посланной архимандритом к царю из Путивля, видно, что патриарх Паисий, тогда почти столетний старец, находился в "неволе в турской земле, сидел в железах" и "ради дани впал в великий долг".
Паисий написал "Житие" царя Уроша и службу ему, а также "Повесть вкратце о праведном Стефане Щиляновиче, деспоте сербском".

На Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 14-24 мая 2017 года был причислен к лику святых, с установлением памяти 2/15 октября.

Мученики Иоанн, Стефан, Петр, Борис, Иаков, Феодор, Сильван, Феодор, Василий, Феодор, Димитрий, Михаил, Иоанн и Василий Казанские



(Мчч. Иоанн, Петр и Стефан Казанские)

Православные русские и татары, пострадали за Христа в Казани от рук агарян, претерпев жестокие мучения и смерь за стойкость в Православной вере. Предание сохранило некоторые подробности житий святых Иоанна (особо вспоминается 24 января), а также Стефана и Петра (особо вспоминаются 24 марта).

Об остальных мучениках известны лишь их имена - Борис (Салтыков), Иаков (Евстафьев), Феодор (Чуркин), Сильван (Васильев), Феодор (Баклановский), Василий (Константинов), Феодор (Константинов), Димитрий (Константинов), Михаил (Кузьминский), Иоанн (Федоров) и Василий. Их мученичество относится к 1552-1553 годам.
Краткое сказание о мучениках Иоанне, Стефане и Петре было записано в грамоте Казанского митрополита (впоследствии патриарха) священномученика Ермогена к патриарху святителю Иову. Ответная грамота патриарха, писанная 3 февраля 1592 года, гласила что: "Убиенны под Казанью, записаны в большой Синодик и память их положено совершать во второй день Покрова Пресвятой Богородицы, а свв. Иоанн, Стефан и Петр, кроме большого Синодика, записаны были еще в литийные и повседневные".

Тропарь

Молитвами Твоих мучеников, Господи, / благочестие в стране Казанстей насадися, / и, яко пламенем огненным. / Православной верой Восток озарися, / и ныне их предстательством, Человеколюбче, / не помяни беззаконий наших, / но утверди нас в вере истинней / и мир подаждь, молимся Ти.

Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up