Продолжение….
Преподобный Иоанн Прислопский
Преподобный Иоанн Прислопский родился около 1540 года.
Он оставил родительский дом и подвизался в монашеской общине Прислопа, со временем стал игуменом.
В 1585 году был избран митрополитом Трансильвании (20 марта).
После нескольких лет монашества преподобный Иоаннн стал затворником. В 500 м от монастыря на скалистом и крутом берегу реки Сливуц он выдолбил себе келью в скале, известную по сей день как «келья или дом святого». Здесь он провёл остаток жизни в бдении и молитве, подражая древним отшельникам, и умер в молодом возрасте. Местное народное предание гласит: когда он выдалбливал себе окошко, два охотника на другом берегу пропасти выстрелили, не зная в кого стреляют, и убили его. Местные православные христиане почитали Иоанна Прислопского ещё при жизни. О его благочестивом образе жизни стало известно в Валахии, откуда прибыло несколько монахов, которые попросили у родных тело святого, после чего отнесли в один из местных монастырей. Предание это было известно ещё со второй половины XVIII века из хроники «Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацег, из Прислопа», написанной в стихах иеромонахом по имени Ефрем.
Келья Иоанна Прислопского является местом паломничества.
Святой Синод Румынской православной церкви официально канонизировал святого Иоанна 20-го июня 1992 года.
Кондак преподобному Иоанну
глас 8 (на румынском языке)
Ingerul nevointelor pe umeri luandu-l, lui Hristos ai urmat Cuvioase Ioane. In pestera nevoindu-te, cu raceala pietrei te-ai imprietenit si podoaba pustniciei ai dobandit. Pentru aceasta in cantari te laudam zicand: Bucura-te, Preacuvioase Parinte Ioane, lauda Prislopului.
Мученики Гордиан, Макровий, Илья, Зотик, Лукиан и Валериан
Мученик Илия Томский (Кюстенджийский) вместе со святыми Гордианом, Макровием, Зотиком, Лукианом и Валерианом пострадали от нечестивых богоборцев в IV веке в городе Томы, в Пафлагонии (Ма¬лая Азия) (ныне это город Кюстендж, морской порт Румынии) во время правления императоре Ликинии (307-324).
Святой Гордиан был уроженцем Каппадокии, Макровий - Пафлагонии. Это были прекрасные юноши, служившие при царском дворе и пользовавшиеся особой благосклонностью царя. За твердое исповедание веры во Христа они были сосланы в Скифию, где встретились с Зотиком, Лукианом и Илией, такими же мужественными исповедниками Имени Христова.
Первыми пострадали святые Гордиан и Макровий. После них в городе Томах, в Скифии, были замучены и обезглавлены святые Илия, Зотик и Лукиан.
Святой же Валериан горько плакал на гробе мучеников и рыдая скончался1.
______________________________
Примечание:
1 Пострадали в начале IV века. Каппадокия и Пафлагония - области Малой Азии. Под Скифией разумеются, вероятно, ее колонии на черноморском побережье. Г. Томы - ныне Кюстендже, морской порт Румынии.
Святитель Литорий (Litorius или Лидуар, Lidoire, епископ Турский
В первый год правления императора Константа в качестве второго епископа Тура (первый епископ, Катиан, был направлен римским папой в первый год правления императора Деция) рукоположили Литория. Он был жителем Тура и отличался необычайной благочестивостью. Поскольку при нем число христиан увеличилось, он перестроил под базилику дом одного из сенаторов. Именно в это время в Галлии начал проповедовать святой Мартин. Литорий был епископом в течение тридцати трех лет. Он почил в мире и был похоронен в упомянутой выше церкви, которая сегодня носит его имя. На восьмой год правления Валента и Валентиниана в качестве третьего епископа рукоположили святого Мартина. Он происходил из города Сабарии (совр. город Сомбатхей в Венгрии. - Ред.) в римской провинции Паннония. Из любви к Господу он сначала основал монастырь в итальянском городе Милане. Еретики избили его палками и выдворили из Италии, потому что он осмелился проповедовать Святую Троицу.
Впоследствии он прибыл в Галлию, обратил огромное число язычников, разрушил их храмы и сверг их идолов (статуи. - Ред.). Он совершил среди людей множество чудес. До посвящения в епископы святой Мартин воскресил из мертвых двоих людей, но после посвящения только одного. Он перенес в Тур тело святого Катиана и похоронил его рядом с гробницей святого Литория в храме, названном его именем.
Он убедил Максима, чтобы тот не начинал войну против еретиков в Испании, считая, что для них хватит изгнания из церквей и общины католиков (православных). Когда земной путь святого Мартина закончился, он умер в деревне Канде, в своей собственной епархии, на восемьдесят первом году.
Из этой деревни его перевезли на лодке в Тур и погребли там, где сегодня почитают его могилу. Мне доводилось прочесть жизнеописание святого Мартина, написанное Сульпицием Севером в трех книгах. И по сию пору он являет себя через множество чудес. В монастыре, сегодня называемом Великим, он выстроил церковь в честь апостолов святого Петра и святого Павла.
Во многих селениях, Ланж, Сонна, Амбруаз, Жирен-ла-Лат, Турнон и Канд, он крестил язычников, уничтожил языческие храмы и выстроил церкви. Занимал престол в течение двадцати шести лет, четырех месяцев и семнадцати дней. После его кончины место епископа оставалось свободным в течение двадцати дней.
Вероятно, принимал участие в Парижском Соборе 355 г., собранного св. Иларием, епископом Пиктавийским для того, чтобы воспретить галльским епископам причащаться совместно с арианами.
При св. Лидуаре был воздвигнут Турский собор св. Гатиана с крестильней.
Священномученик Иулиан Галатийский, пресвитер и с ним 40 мучеников
(сщмчч. Иулиан и Лукилиан)
Память 12 сентября, 13 сентября
Святой мученик Иулиан жил в IV веке недалеко от древнего города Анкиры. Правителю Галатийской области донесли, что в одной пещере скрывается пресвитер Иулиан с 40 единомышленниками и совершает там Богослужение. Святого Иулиана схватили и требовали выдать остальных христиан, успевших скрыться, но он решительно отказался.
Язычники приказали святому пресвитеру принести жертву их богам, но и на это он не согласился. Тогда его обнажили и поставили на раскаленную железную решетку. Мученик осенил себя крестным знамением, и Ангел Господень охладил пламя. Святой Иулиан остался невредимым. На вопрос правителя, кто он и как погасил огонь, мученик сказал: «Я - Божий слуга».
Истязатели привели старушку - мать святого и угрожали ей тем, что, если она не уговорит сына принести жертву идолам, то ее предадут на поругание. Мужественная женщина ответила, что если против ее воли осквернят тело, это не поставится ей в вину перед Богом, а, наоборот, сочтется за мученический подвиг. Посрамленные мучители отпустили старицу, а святого Иулиана осудили на смертную казнь. В предсмертной молитве святой усердно благодарил Бога и просил укрепить его к перенесению страданий. Святой Иулиан испросил также особую благодать у Бога: чтобы людям, которые будут брать землю с места его погребения, давалось прощение грехов и избавление от страстей, а на поля их не нападали вредоносные насекомые или птицы. Обращаясь к Богу: «Господи, приими дух мой с миром!» - мученик склонил свою голову под меч. Тогда прозвучал Голос, призывавший мученика в Небесное Царство. Этот Голос услышали и те христиане, которые скрывались в пещере. Воодушевившись, они пошли на место страдания святого Иулиана, где нашли его уже скончавшимся. Они единодушно исповедали себя христианами, их связали и привели к правителю, который велел и им отсечь головы.
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Преподобный Петр Знаменосец (греч. Σημειοφόρος), Атройский , игумен
Память 13 сентября, 3 января (Греч.)
Святой Петр жил на рубеже VIII-IX столетий. Вся его жизнь состояла из проявлений Божественной благодати, начиная с чудесного рождения от родителей, долгое время бывших бездетными, и до самой смерти. С раннего возраста он жил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Однажды перед ним сами собой раскрылись двери церкви, запертые пономарём из зависти к благоговейному юноше. В 18-летнем возрасте он затворился на семь дней и не вкушал пищи и пития, после чего ему явилась Богородица и возвестила о его призвании к монашеской жизни.
Матерь Божия привела Петра в местность у границ Фригии и Вифинии к отшельнику Павлу, который постриг святого в монашество и после трудных испытаний рукоположил в сан священника. Вместе со своим духовным отцом преподобный совершил паломничество в Святую Землю. Они перешли разлившуюся реку Галис по воде как посуху, а затем вернули поток в обычное русло силой молитвы, избавив местных жителей от наводнения, губительного для полей.
После этого подвижники завершили паломничество, ибо Павел получил от Святого Духа откровение, в котором ему было велено оставить безмолвную жизнь и основать общежительный монастырь на Атройской равнине, у подножия Олимпа Вифинского, рядом с храмом, посвящённом святому пророку Захарии. Он подчинился воле Божией и собрал общину, которой управлял в духе кротости и милосердия, уча братьев носить бремена друг друга (Гал. 6, 2).
Преподобный Петр в каждом испытании проявлял послушание. Когда старец приказал ему бросить в огонь свои священнические облачения, он сделал это не раздумывая. За послушание же по смерти Павла (+ 806) он против собственной воли принял управление монастырём. С этого времени святой взял за правило не вкушать ни хлеба, ни вина, ни масла и питался только овощами. Святой носил власяницу и вериги под ней. Все ночи он посвящал молитве и полностью прочитывал Псалтирь. Духовно вооружённый таким образом, он вёл ко Господу своих словесных овец, пока на престол не взошёл Лев V Армянин, возобновивший иконоборческие гонения (815).
Монахи, верные истинному Церковному Преданию, повсюду подвергались преследованиям и многообразным мучениям. Им приходилось бежать в горы и пустынные места, разделившись на маленькие группы и переходя с места на место, как только их убежище снова оказывалось под угрозой. Такой образ жизни делал бродячих отшельников неуловимыми и позволял исповедникам утвердиться в вере и приготовиться к мученическому концу посредством ещё более строгого воздержания, молитвы и безмолвия. Так и преподобный Петр отпустил своих монахов по двое или по трое, а сам вместе с одним учеником отправился в паломничество к известным малоазийским святыням. По пути он молитвой исцелял страждущих от душевных и телесных недугов.
После пребывания на Кипре игумен вернулся на Олимп и посетил своих монахов, призывая их к терпению и надежде на Господа. Однажды, молясь перед иконой Спасителя, Петр увидел, что Его лик посветлел и покрылся млечными каплями, являя таким образом Своё таинственное и действительное присутствие в святых иконах.
Святой Петр жил то в одной пещере, то в другой, соединяя безмолвную жизнь с апостольской проповедью. Он перешёл в Иппос в Асии, затем вернулся в родное селение Элею. Там он постриг в монахи родного брата, ставшего экономом его монастыря и самым верным товарищем. Их мать также приняла иноческий постриг на смертном одре, а вскоре стали монахами и остальные члены семьи. Где бы ни появлялся преподобный, повсюду ему сопутствовали многочисленные чудеса: исцеления, изгнания бесов, появления чудотворных источников, пророчества, видения и всевозможные знамения, всегда подтверждавшие правоту православных и отрекавшихся от иконоборческой ереси. С великой радостью и благосклонностью принимал он покаяние тех, кто был вынужден уклониться от правой веры. Он посещал ссыльных и повсюду утверждал истину своими чудесами. Воины экзарха Ламаря схватили преподобного Петра, избили и подвергли бичеванию. Сам святой покорно претерпевал побои, не противясь злу (Мф. 5, 39). Но когда мучители приступили к истязанию его брата, по молитве Петра с небес сошёл Ангел и покарал их.
Когда в царствование Михаила II (820) гонения несколько утихли, преподобный Петр вновь собрал насельников монастыря Святого Захарии, а сам удалился в уединённую келью на горе Калон Орос в Лидии. Здесь он основал женскую обитель и изменил уклад жизни своих учеников в основанных им монастырях Валантин (близ Калон Орос) и Святого Порфирия (у озера Аполлония). Так святой оказался главой небольшой группы монастырей, которыми управлял одновременно, причём скорее божественными дарами и чудесами, нежели человеческими силами. Чудеса были столь многочисленны, что некоторые епископы и игумены из зависти обвиняли преподобного Петра в том, что он будто бы совершает эти знамения силою князя бесовского (Мф. 12, 24). Тогда святой попросил помощи преподобного Феодора Студита, находившегося в то время в ссылке. Тот после разговора с преподобным Петром открыто встал на его защиту.
После воцарение императора Феофила (829) преследования возобновились. Преподобный Петр снова вынужден был распустить своё духовное стадо по пустынным местам, лесам и горам и вернуться к жизни скитальца, приходя на помощь то одним, то другим. Тем не менее, он сохранил мир в собственной душе и с неизменной мудростью направлял жизнь своих учеников. Проникая духовным взором в сердца и зная тайные помыслы других людей, он говорил об этом только тогда, когда это могло принести пользу духовным чадам и привести их к покаянию.
В 63 года, подвизаясь в уединённой келье близ монастыря Святого Порфирия, преподобный исцелил от болезни самого себя - после того, как столько раз исцелял других. Сделал он это не из желания продлить свои земные дни, ибо давно уже душа его обитала на Небесах, но для того, чтобы посетить преподобного Иоанникия Великого. Когда они встретились, единство духа и сияние обитавшей в обоих благодати были таковы, что они являли собой как бы единого человека в Господе. Преподобные провели несколько дней в совместном созерцании.
Затем преподобный Петр в последний раз завещал ученикам хранить православную веру, не отступать в духовной брани и с радостью переносить испытания и гонения, дабы оказаться достойными вечно созерцать красоту Божественного Лика. После этого святой удалился в небольшую церковь Святого Николая вблизи Валантийского монастыря, где в мире отошёл ко Господу 1 января 837 года.
Этот день святой давно уже отмечал как особый праздник, ибо знал от Господа, что он будет днём его отшествия на Небеса. Гробница преподобного Петра продолжала источать чудеса и исцеления, и все приходившие к ней с верой и любовью получали исполнение своих прошений.
Русские житийные справки указывают, что преподобный Петр "мирно преставился во время правления Патриарха Константинопольского Тарасия (784-806)". В сноске к краткому житию в изложении свт. Димитрия Ростовского сказано, что преподобный Петр "подвизался при патриархе Константинопольском Тарасие (784-806 г.) и при византийском императоре Никифоре (802-811 гг.)" - утверждение, восходящее к "Великим Минеям-Четиям" митр. Макария: "...преподобнаго отца нашего Петра, иже в Атрои, иже бысть при царстве Никифорове, святительствующу Тарасию". В греческой житийной справке сказано, что он "жил в царствование Никифора I (802-811) и Ставракия (784-806)". В оглавлении "зелёной" Минеи-сентябрь дата преставления святого: "† ок. 802-806".
Преподобный Иерофей Иверянин, Каламский
Преподобный Иерофей родился в 1686 году в Греции.
Желая постичь Божественную премудрость как в науках, так и в иноческом житии, благочестивый юноша, обладая большими способностями и прилежанием, изучил латинскую и греческую философию.
После смерти родителей, предполагая продолжить образование, святой Иерофей прежде всего посетил Святую Афонскую Гору, которая славилась многими учеными мужами. Сначала он был учеником одного отшельника при келлии святого Артемия (память 20 октября), а затем вступил в братство Иверского монастыря, где принял иноческий постриг.
Вскоре по делам монастыря святой Иерофей попал в Константинополь, а оттуда в Валахию, где Господь указал ему продолжить прерванное образование. Обучаясь у некоего киприота Марка, святой Иерофей своим добронравием заслужил расположение Софийского митрополита Авксентия и был рукоположен во диакона. Завершив образование в Венеции, святой Иерофей возвратился на Святую Гору. Он поселился близ Иверского монастыря в пустыни Хаги. По свидетельству современников, он проводил самую суровую отшельническую жизнь; постоянной Иисусовой молитвой преподобный обрел высокую любовь к ближним и радостотворный плач.
По ходатайству игумена Иверского монастыря святой Иерофей удостоился священного сана от митрополита Неокесарийского Иакова, жившего там на покое.
По просьбе жителей острова Скопело, оставшихся без священнослужителей, самоотверженный подвижник нарушил свое уединение и в течение 8 лет вместе с учениками-афонцами, иеромонахом Мелетием и монахами Иоасафом и Симеоном, отправлял у них Божественную службу и много проповедовал. Провидев свою скорую кончину, преподобный Иерофей с тремя учениками удалился на остров Юра, куда обыкновенно ссылались на пожизненное заточение преступники. Там после недолгой болезни он отошел ко Господу в 1745 году.
Ученики погребли его на том острове, а через три года его честная глава была перенесена в Иверский монастырь.
По молитвам святому исцелялись многие больные и боримые плотской страстью.
Служба преподобному Иерофею Иверянину, Афонскому
МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В 13-й ДЕНЬ
Память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иерофея новаго, постившагося в яже на Афоне священней обители Иверстей
Каноны: предпраздничный Кресту на 6, и святому два на 8.
Канон предпразднства, егоже краегранесие азбучно, разве Богородичных. Германов. Глас 4.
Песнь 1.
Ирмос: Тристаты крепкия:
Радуйся, Небо, и земле, веселися, Пресвятый Крест предшествует нам освящая благодатию сей целующих, яко источник освящения и все обожения вину.
Шествовати благочестно небесною стезею усили ны, Всесвятый Кресте, верно кланяющихся тебе, яко да уклонившеся от ров супротивных, общницы Божественныя славы будем.
Ведоми Творцу тобою бывше, Всечестный Кресте, сердцем и душею обымаем всегда тебе предлежаща видяще и умом просвещаемся, всему виновника Слово славяще.
Богородичен: Град Божий, Всецаря Богоносный Сосуд, Богородице Всенепорочная, стреги наследие присно благохвалящее Тя и почитающее верою Рождество Твое.
Канон святому, егоже краегранесие разве Богородичных: Песни священныя Иерофею сплетаю. Глас 4.
Песнь 1.
Ирмос: Отверзу уста моя:
Воспети хотяй Твоего угодника, Господи, дати ми молюся слово подобающее, слова Подателю, сего моленьми и разрешение подаждь ми согрешенных от мене.
Велице прославил еси землю отеческую твою, преподобне, божественными делы твоими от юности, Иерофее, темже хвалится и ныне, празднующи, блаженне, память твою.
Во младости телесней священная веде Писания и старческо мудрование стяжа, преподобне, и блюдение Божественных заповедей на дело протязе едино и твердо.
Богородичен: Марию Пречистую и Богородицу воспоим гору святу, стамну всезлату, носившую бжественную естеством манну, питающую всегда верных благодатию.
Ин канон тому же, егоже краегранесие азбучно разве Богородичных. Глас 8.
Песнь 1.
Ирмос: Колесницегонителя фараоня:
Возблагохвалити светлыя твоя подвиги пощения хотящу, триблаженне, слово ми подаждь яже к Богу молитвами твоими верному твоему молитвеннику, богомудре Иерофее, и восхвалити тя тщащуся.
Жития иноческа избранник быв иже от Еллады отрасль, Богу вдася весь от юности и премудрости бысть рачитель Божественныя и помазание Божественное прият, Божественная восхождения творяй.
Земное все и плотское мудрование отринув, притече на гору Афонскую, богоблаженне, и общник бысть и послушник весь священнаго обетования, взем крест на рамо.
Богородичен: Изцели, Отроковице, душу мою, молюся, недугующу люте, действенным зелием Сына Твоего, Пречистая, на Тя бо упование мое возлагаю все и Тя ходатаицу представляю к Твоему Сыну и Богу нашему.