16 (29) августа 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Aug 28, 2019 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 11-я по Пятидесятнице.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298); Мчч. 33-х Палестинских; прп. Иоакима Осоговского, Сарандопорского (ок. 1105/1115); свт. Евстафия II, архиеп. Сербского (1309; Серб.); прп. Нила Освященного, Ерикусийского (1334; Греч.); прмч. Никодима Метеорского (1551; Греч.); прп. Герасима Нового, Кефалонского (1579; Греч.); прп. Рафаила Банатского, Хиландарца (ок. 1590; Серб.); вмч. Апостола Константинопольского (1686/1689; Греч.); мчч. блгв. воеводы Константина Брынковяну Валашского, сыновей его Константина, Стефана, Раду и Матфея, и советника его Иоанникия (1714; Рум.); мч. Христофора Гурийского (Груз.); прп. Херимона Египетского (IV); прп. Иосифа Исихаста, Афонского (1959; Афон, Ватопед); мчч. Дорофея, Сарантия, Серафима, Иакова, Василия, Димитрия, Георгия, Платона, Адриана и Полиевкта, в Мегаре пострадавших (IVв. Греч).

Сщмч. Александра Соколова, пресвитера, прмц. Анны (Ежовой), монахини, мч. Иакова Гортинского (1937).

Икон Божией Матери: Феодоровская; «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская).

Святые дня, молите Бога о нас!

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)



Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.



С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям,

Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Особое почитание этого праздника на Руси выразилось и в том, что множество храмов были построены и освящены в честь Нерукотворного Образа Спасителя. У нас, на Красной Горбатке также один их храмов освящен в честь Спаса Нерукотворного.



(Красная Горбатка, храм Спаса Нерукотворного)

Тропарь Нерукотворного Образа
глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворного Образа
глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Молитва ко Господу

Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Преподобный Иоаким Осоговский



Преподобный Иоаким был один из четырех великих отшельников Болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между Болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн Рыльний; подвиги преп. Иоакима совершались в последней половине ХI века.
Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уединенное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной.

Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним, и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему место самое удобное. - Под крылом горы Осоговской, - говорил боярин,- при р. Скупище в местности Бабин дол есть пещера глубокая, защищенная скалами, - вот тебе место, - спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открывшееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостью.

Поселясь в пещере, он подвизался здесь немало времени в посте и коленопреклоненных молитвах, не знаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрении Божию, напали на него два зверолова. «Вы что-то печальны», сказал им старец при встрече. - На этой горе,- отвечали они,- всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали. -Дети!,- отвечал старец, - день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой.

Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. «Божие благословение с вами»,- сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уже нашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на могилу преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своем, «пред великим мраком прежде осми лет».

Немало времени прошло после того; при импер. Мануиле (1143 - 1179) Бог благоволил прославить раба Своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и, слышав о месте подвигов блаж. Иоакима, отправился к Осоговской горе с решимостью подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: «куда идешь ты?» Феодор сказал о своем желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лицо и руки. «Иди, чадо, с миром», прибавил преподобный.

Проснувшись, Феодор от радости омыл лицо свое слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, - обрел гроб его и по неоднократному явлению преподобного открыл мощи его в общее назидание. При мощах совершались чудеса.



(Монастырь Иоакима Осоговского, Македония. За фото Спаси, Господи, http://macedonia-rulit.livejournal.com/)

В Сербском синаксаре ХIII века под 16 августа: «преподобного отца нашего Иоакима Осоговского». По Сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «святому отцу Иоакиму».

Святитель Евстафий II, архиепископ Сербский



Современник святых королей Драгутина и Милутина, занимал архиепископский престол Сербской Церкви с 1292 по 1309 год. Ведя строгую подвижническую жизнь, он усердно заботился о вверенной ему пастве. О его жизни и деятельности сохранилось мало исторических известий. Из жизнеописания архиепископа Даниила II, которую написал его ученик, мы знаем, что архиепископ Евстафий II обновил монастырь Жичу, пребывавший до того в запустении после "нашествия безбожного языка куманского".

Преподобный Нил Освященный, Ирикийский (Ерикусийский)



Память 16 августа (Греч.), согласно некоторым месяцесловам также 2 января (Греч.)

В миру Николай, родился в 1228 или ок. 1250 года в Константинополе в семье Иоанна Ласкариса, брата императора Феодора Ласкариса (1205 - 1221), который после взятия столицы крестоносцами правил в Никее.

После вторжения крестоносцев, дабы избежать притеснений латинян в столице, бежал в Обитель неусыпающих, где принял монашеский постриг с именем Нил. Там он подвизался, пока византийцы благодаря победам императора Иоанна Ватаца не вернули себе власть над Константинополем при Михаиле VIII Палеологе в 1261 году.
Монах Нил предпринял паломничество в Иерусалим, где прожил шесть лет. Затем вместе с неким святым старцем он прибыл в Константинополь, чтобы обличить императора Михаила VIII за его пролатинскую политику. Святые были задержаны, а потом оставлены в открытом море на корабле без руля и кормчего. Бросаемые волнами во время бури, они спустя 40 дней достигли Афона. Здесь, в Иверском монастыре, Нил провёл три года как простой привратник.

Когда император Андроник II Палеолог призвал преподобного Нила в Константинополь, святой произвёл очень большое впечатление на его придворных. Однако, не желая предаваться суетным заботам этого мира, вскоре предпринял второе паломничество по святым местам. После Палестины он провёл семь лет на горе Синай, затем жил в различных монашеских центрах на Востоке, посетил Пелопоннес, острова Родос, Кипр, Крит и Ионический архипелаг.

После 17 лет странствий преподобный около 1310 года пришёл в Эпир и поселился в уединённом месте рядом с древним прибрежным городом Ирикий (Орик), расположенным у Авлонского залива, где в течение 10 лет мужественно противостоял тяжёлым природным условиям и нападениям демонов. Согласно другим источникам, эти 10 лет он провёл на необитаемом острове Эрикуса неподалёку от Корфу, - отсюда и встречающееся именование святого "Ерикусийский". Пираты и набеги албанцев изгнали его с этого места, и он отправился южнее, поселившись вместе с двумя своими учениками Герасимом и Каллиником в пещере в области Феспротия (район Игуменицы. Однажды ночью они увидали свет, который привёл их к развалинам монастыря Гиромирий, основанного во времена императора Ираклия и пришедшего в запустение во времена гонений от иконоборцев. В обители они нашли чудесным образом сохранившуюся невредимой икону Божией Матери - Одигитрии.
Благодаря финансовой поддержке эпирского деспота Иоанна Аспара и других знатных людей, святой Нил примерно к 1330 году сумел восстановить обитель, чтобы в ней могло спасаться большое число монахов, собравшихся, чтобы проводить жизнь под его руководством. Достигнув преклонного возраста, Нил вручил ученикам своё "Завещание", в котором призывл их крепко стоять в исповедании истинной веры и святых монашеских традиций, и передал упрваление общиной своему ученику Исаие. Затем он удалился в расположенный неподалёку скит, чтобы там молиться без рассеяния. Там, достигнув возраста 106 лет, он мирно скончался (по одним данным, в ночь на 1 января 1334 года, по другим - ок. 1335 года).

Спустя несколько лет посланные императором люди пришли в монастырь для открытия мощей преподобного Нила и перенесения их в Константинополь. Но Бог судил иначе, вмешавшись чудесным образом и явив Свою волю. Огромный валун упал с горы и накрыл собою могилу святого, что исключало возможность доступа к ней. Так и покоятся мощи под камнем, над которым был построен храм, посвящённый преподобному Нилу.

Священномученик иерей Александр
(Соколов Александр Николаевич, +29.08.1937)



Память 16 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова.
В 1915 году он окончил Новгородскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии.
В 1916 году он был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год - в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия.

В 1924 году был переведен в храм села Ершова, где когда-то служил псаломщиком.
Сразу же по установлении советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Одна из форм, в которую выливались гонения, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов, которые в случае с о. Александром были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми в другое место, в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района.

Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его. Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда. Но всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и священника, и прихожан.

В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священник и староста были арестованы; священник был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

В те годы иногда еще было возможно, если священник не был обвинен в политическом преступлении, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и о. Александр был освобожден. В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане о. Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду.

В конце апреля 1937 года председатель сельсовета вызвал в контору о. Александра и потребовал, чтобы он уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки. "Не тратьте зря свои силы, - ответил о. Александр, - платить я не буду, так как не подошел срок платежей". И сказав это, священник сразу же из сельсовета ушел, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор.

Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать о них данные. Чаще всего вызывались люди, готовые говорить и подтверждать что угодно. Один из таких рассказал сотруднику НКВД об о. Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, где обвиняемые чересчур охотно и гладко очерняли себя и других, а также, что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.

Обвинить священника было не в чем, и осведомитель решил привести некий анекдот, будто бы рассказанный священником: "Из одной захолустной карельской местности крестьяне направили своего односельчанина к председателю ВЦИК товарищу Калинину узнать, почему сейчас берут во всем ускоренные темпы. В то время, когда этот мужичок пришел во ВЦИК со своим недоуменным вопросом, Калинин был сильно занят, он подвел мужика к одному окну и, указав на проходящий по улице трамвай, сказал: "Видел, а через пять лет их будут сотни!" Затем подвел мужика к другому окну, где был виден проходивший автомобиль, и сказал: "Видишь, а через пять лет их будут тысячи!" Мужик уехал в деревню, и когда его стали спрашивать о результатах поездки, то он применил точно такой же способ объяснения. Сначала посмотрел в окно, где увидел, что по улице несут покойника, и сказал: "Видите, а через пять лет их будут нести сотни!" Затем, подойдя ко второму окну, увидел - идет нищий, и так же, обращаясь к присутствующим, сказал: "Видите, а через пять лет их будут тысячи!"

Наступил июль 1937 года. Стали приходить сведения об арестах священнослужителей. Отцу Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.



(Церковь Троицы Живоначальной - Поречье - Бежецкий район - Тверская область)

27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством. Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились после революции, дочь в 1924 году. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли. В 1929 году священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано.
Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он "привлекал на свою сторону отсталое население" и без регистрации в загсе отпевал покойников. "Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов", - писал председатель сельсовета.

10 августа следователь вновь допросил священника.

- Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?
- Я этим процессом интересовался и о нем читал, - ответил священник. - Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным... Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи.
- Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?
- Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывлось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился.
- Расскажите, когда и кому вы рассказывали, как крестьянин посетил председателя ВЦИК товарища Калинина, и в чем заключался их разговор о темпах.
- Году в 1935-м, а может быть, в 1934-м, точно я не помню, я шел по селу Поречье и встретившийся мне около казенки выпивший мужчина стал рассказывать что-то о темпах, но я его слушать не стал и ушел, я лично о разговорах товарища Калинина с крестьянином никому ничего не рассказывал.
- В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково?
- В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно.

На этом допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу.

Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.



Двадцать лет спустя супруга о. Александра, Елизавета, написала прошение советским властям:

"Мой муж Александр Николаевич Соколов был арестован НКВД. Причина ареста мне была совершенно не ясна. В последующее время мне сообщили, что Александр Николаевич Соколов осужден на десять лет с изоляцией. Его жизнь мне, как жене, была известна. Он не совершил никаких политических преступлений перед государством, но обжаловать приговор не было возможности, так как обвинительное заключение мне было совершенно неизвестно. В настоящее время прошло уже почти двадцать лет, но от него нет никаких сведений. Детей он воспитал в любви и преданности Родине. Один сын погиб на фронте Отечественной войны, а второй был три раза ранен и теперь инвалид. Прошу Вас амнистировать это дело, если он, Соколов, жив. Если же он уже не жив, то тоже прошу сообщить об этом".

Тогда же было проведено расследование на предмет реабилитации расстрелянного священника. Вызвали старосту храма, в котором когда-то служил о. Александр, Елизавету Федоровну Шитову.

- Что вы можете сказать о политических настроениях Соколова? - спросил следователь.
- Соколова я во всех отношениях знала как очень хорошего человека. Он очень душевно относился ко всем людям, каждому хотел в чем-либо помочь. С точки зрения политических настроений... я... никогда от него не слышала каких-либо высказываний, направленных против советского строя.

В том же 1957 году священник был реабилитирован.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобный Герасим Кефалонский, Афонский, Новый, Пелопоннесский, Нотара



Память 16 августа (Греч.), 20 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных

Родился в селении Трикала на Пелопоннесе (на территории совр. нома Коринфия). Его отец Димитрий принадлежал к знатному и богатому роду Нотара.
Юношей Герасим оставил родительский дом и удалился на остров Закинф. В поисках духовного наставника он обошел всю Грецию, Пропонтиду, побывал в Константинополе и на Афоне. На Св. Горе он принял великую схиму и подвизался некоторое время в одном из монастырей.
Затем по благословению афонских старцев он отправился в Иерусалим поклониться св. местам. Посетив помимо Палестины Синай, Египет и Сирию, Герасим вернулся в Иерусалим и некоторое время трудился кадиловозжигателем в храме Гроба Господня. Иерусалимский патриарх Герман Пелопоннесец рукоположил его во диакона, а затем во пресвитера.

Удаляясь во время Великого поста к реке Иордан, прп. Герасим постился в течение 40 дней. Желая вести жизнь отшельника и подражать древним подвижникам, он вернулся через Крит на остров Закинф и обосновался в пещере на вершине горы. Там он провел в уединении 5 лет, питаясь только травой. Затем он переселился в окрестности монастыря св. Георгия «тон Кримнон». По местному преданию, на Закинфе он служил иереем в храме прав. Лазаря и был духовным отцом свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского.

В 1559 г. он отправился на остров Кефалинию (Кефалония) и поселился в пещере недалеко от сел. Спилия. Туда к нему стали приходить местные жители за советами и благословением. В настоящее время в пещере устроена часовня, сохранилось высеченное из камня ложе святого. Т.к. число посетителей непрестанно увеличивалось, через 11 месяцев Герасим удалился в глухое и безмолвное место, называемое Омала. Там он восстановил старую полуразрушенную церковь, которую назвал Новым Иерусалимом. При церкви возник женский монастырь, где подвизались 25 инокинь. Прп. Герасим руководил монастырем 30 лет, проводя жизнь в трудах, посте и молитвах. За богоугодную жизнь он удостоился от Господа дара чудотворения. Во время продолжительной засухи по молитве преподобного пошел дождь. Преподобный врачевал различные болезни и изгонял нечистых духов. Он предвидел свою кончину за неск. дней и, собрав духовных чад, дал им наставления и благословение.

Скончался 15 августа 1579 года в возрасте 71 года. Поскольку день кончины совпадает с двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, его память отмечается 16 августа.
20 октября 1581 г. при перенесении мощей святого присутствовал наместник Константинопольского патриарха Иеремии II. Когда гроб преподобного был открыт, его тело оказалось нетленным и издавало благоухание. От мощей прп. Герасима, помещенных в серебряную раку, происходило множество чудес и исцелений. В 1622 г. он был официально причислен к лику святых сигиллием Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса.
Преподобный Герасим считается покровителем острова Кефалиния, святого также часто именуют Герасимом Новым или Пелопоннесским.

Основным историческим источником о жизни преподобного Герасима являются воспоминания, составленные ок. 1622 г. Иеремией Кацаитисом, который в течение 50 лет (1603-1652) был игуменом монастыря прп. Герасима Кефалинийского. Спустя несколько лет на основании этих сведений иером. Митрофан из Нафплиона составил Житие прп. Герасима. В 1625 г. др. Житие преподобного было написано иером. Паисием Метаксасом. Житие прп. Герасим вошло в состав «Нового Лимонария» свт. Макария Нотары, архиеп. Коринфского.

Служба святому издавалась более 20 раз. Впервые она была напечатана в Лондоне в 1625 г. Службы в честь прп. Герасима были составлены иером. Митрофаном из Нафплиона и иереем Николаем Гавриилопулосом с острова Закинф. Отредактированная прп. Никифором Хиосским служба вошла в состав «Нового Лимонария» (Венеция, 1819).

О нашем посещении монастыря преподобного Герасима Кефалонского в Лутраки можно почитать тут (начало):
http://filin-dimitry.livejournal.com/117242.html

Тропарь
глас 1
Вéрных тя́ предстáтеля/ и скóраго послýшателя,/ о́тче чи́стейший, богонóсе Герáсиме,/ яви́ тя́ Бо́г на земли́,/ всéх покрови́теля;/ врачýеши бо стрáсти ду́ш и телéс благодáтию./ Сла́ва велелéпно Прослáвльшему тя́,/ сла́ва Дáвшему ти́ чудéс благодáть,// сла́ва Дéйствующему тобóю всéм исцелéния.

Кондак
глас 3
Покрый, соблюди́ и сохрани́ от вся́ческих искушéний/ о́стров тво́й, преподóбне,/ твои́ми благоприя́тными моли́твами,/ тобóю бо, а́ки сокрóвищем некрадóмым обогати́вся,/ предстáтельство дерзновéнно тя́ имéет, красýяся./ Сегó рáди и вопиéт ти́:// рáдуйся, похвалó моя́, Герáсиме.

Праздники, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up