19 июля (01 августа) 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jul 31, 2019 22:00

Продолжение...

Блаженный Стефан Лазаревич Новый (Высокий) и матерь его блгв. кн. Ми́лица (во Святом Крещении Евфросиния) (1405), Сербские



После страдальческой кончины князя Лазаря старший сын его Стефан был еще малолетним, и дела Сербии приняла мать Стефана, умная княгиня Милица.

Хотя султан, победитель Сербии, предоставил стране самоуправление, она обязана была выставлять для каждой войны султана тридцать тысяч войска и каждый год вносить в казну султана двадцать тысяч золотых дукатов. Вуку Бранковичу удалось выпросить для себя звание опекуна Стефана и правителя Сербии.

Сначала Вуку Бранковичу досталась большая часть Сербии, но умная Милица мало-помалу улучшила положение. На первых порах первоначальной задачей было восстановить разоренный войной край. Однако начались раздоры: некоторые предлагали вступить в союз с Венгрией и вместе с ней воевать против султана, другие же составили заговор, чтобы лишить Стефана прав деспота. Не обошлось и без недоброжелателей, нашептывавших султану, что Стефан - его враг. Деспотисса сама явилась к Баязету-султану с изъявлениями покорности, затем посетил султана и юный деспот. После церемониального приема Стефан сказал султану:

- Много худого наговорили обо мне вашему величеству, поэтому я сам хочу сказать правду о себе. Действительно, мне советовали заключить союз с венграми, но я, помня клятву и ваши милости, отказался. И вот я пред лицом вашего величества - жизнь моя в ваших руках, распорядитесь ею как угодно.

Баязет изумился его искренности и объяснил молодому князю, что союз с венграми точно дело неумное, так как он намерен скоро усмирить их.

- Если ты, - прибавил султан, - пойдешь со мной, станешь мне как сын, мои дети перессорятся; поэтому сейчас поступай так: держи подчиненных в руках.

Никто не ожидал, что грозный султан так, по-отечески, примет молодого Стефана, и тем больше было радости для Сербии. Баязет попросил у деспотиссы младшую ее дочь себе в супруги и обещал относиться к Стефану как к сыну. Для спокойствия Сербии умная Милица согласилась исполнить желание султана. Через год, в 1395 году, Стефан с войском отправился на помощь Баязету, воевавшему с Венгрией. А еще через они вместе должны были воевать против Боснии, но этому помешал несвоевременно выпавший глубокий снег, что спасло Сербию от неминуемых разгромов.
Одного бедствия удалось избежать, но другое - тут как тут - грозный Тимур потребовал от Баязета капитуляции. Поразмыслив, Баязет решил раз и навсегда разделаться с грозой Востока и, послав жестокий отказ Тимуру, направил гонца к Стефану, призывая его с войском на помощь. Тимур же, получив ответ Баязета, окружил его, и началось жестокое сражение. Стефан три раза врубался в ряды неприятеля, пытаясь спасти султана. Когда же надежды на победу не осталось, Стефан пробился сквозь ряды неприятеля и спас жизнь сыну султана Сулейману. Битва закончилась разгромом войск султана. Потом Стефан же прибыл в Константинополь, чтобы защитить жителей, опасавшихся нападения Тимура, но тот направился в Египет и, разгромив его, пошел в Азию. Стефан отправил к Тимуру посла с просьбой освободить свою сестру, жену Баязета. Тимур не только освободил сестру, но и утвердил Стефана в звании деспота и византийского императора.

В 1403 году Стефан женился на доброй и благочестивой дочери императора Контакузена, но брак оказался бесплодным, и это печалило обоих супругов. Состарившаяся Милица приняла монашество в ею же построенной обители Люботинии и вскоре скончалась.



(блаженная Милица, мать блаженного Стефана Нового Сербского)

Стефан оказался очень хорошим правителем - его уважали жители Сербии, с ним искали союза императоры соседних стран. Пользуясь миром и спокойствием в стране, Стефан стал обустраивать столицу - Белград, который выбрал для своего пребывания. Были возведены княжеские хоромы и храм Святого Николая с больницей, а затем и иноческая обитель, Задушбина. При монастыре возвели храм в честь Святой Троицы, украшать который прибыли лучшие художники и иконописцы. Для новой обители пригласили иноков, в том числе и с горы Афон. Освящал храм сам патриарх Кирилл с собором сербских архипастырей, в присутствии множества почетных граждан княжества в праздник Святой Троицы в 1408 году.

Продолжая благоустройство страны, Стефан ввел новый порядок управления. Высшим органом стал совет бояр под руководством деспота - здесь решались вопросы о благоустройстве отчизны. Составленные предложения передавались средней палате на новое обсуждение; решения ее исполнялись нижней палатой. Князь не допускал, чтобы служащие оскорбляли друг друга или нарушали заведенный порядок.

Трудясь на благо Сербии, благочестивый Стефан не забывал о молитвах и духовном совершенствовании. Он занимался переводом с греческого и сам писал сочинения. Не желая привлекать к себе лишнего внимания, свою благотворительность он совершал тайно - ночью он обходил приюты бедности и оставлял деньги на видном месте. Если до него доходили слухи о каком-нибудь отшельнике, живущем для Господа, Стефан спешил послать ему все необходимое; никогда не отказывал в приюте странникам. Уволившихся со службы чиновников снабжал он содержанием, оказывал помощь потерпевшим от различных бедствий.

Мирские развлечения не привлекали сербского деспота и, на удивление всем, он вел жизнь, сходную с иноческой, чем приобрел себе такую любовь и уважение, что даже папские священники молились за него. Считалось великой честью получить звание рыцаря от Стефана, с ним советовались императоры соседних стран. Гибкая политика сербского деспота освободила страну от бесконечных нападок врагов. Даже султанат согласился на значительные послабления для Сербии.

Когда в Адрианополе умер султан Махмуд, приближенные Стефану воспользоваться случаем, чтобы завладеть городом, но он отказался, сославшись на мирный договор с султаном. Однако дело было в том, что при разделении власти между удельными князьями деспот Стефан не был настолько силен, чтобы выиграть борьбу с наследником Махмуда за полную свободу Сербии. Удельные владельцы ревниво отстаивали свои границы и обычаи, что не способствовало объединению Сербии. Стефану еще не раз пришлось испытать на себе, как трудно бороться с застарелой политической болезнью. Так, после смерти зетского владетеля Юрия Бакшича деспот, опираясь на народ и особенно на желание укрепить Сербию единой властью, два раза осаждал Скадру, но зетяне выстояли при новом правителе Черневиче.

В старости у Стефана стали болеть ноги. Чувствуя приближение смерти, он пригласил к себе зятя Юрия, патриарха, епископов и великих бояр, поблагодарил верных слуг и объявил наследником своим Георгия. «Отныне его признавайте государем вашим вместо меня», - сказал он. Впрочем, вскоре Стефан выздоровел и успел дважды сразиться с Амуратом, прежде чем заключить с ним мир. Мирно почил сербский деспот в 1427 году.

Сербия горько оплакивала Стефана, чувствуя, что не будет больше такого умного, храброго и доброго защитника. Современник Стефана писал: «Многих властителей превзошел Стефан своей мудростию, но никто не превосходит его в милости и вере».

Тропарь блаженного Стефана, короля Сербского
глас 8
С высоты восприяв увещание,/ отечеству твоему был еси предстатель и просветитель,/ святый праведный деспоте Стефане,/ супостаты побеждали, и люди своя просвещали,/ и многия храмы устроили,/ сего ради чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога о спасении народа сербскаго.

Кондак блаженного Стефана, короля Сербского
глас 4
Вернаго Твоего воина Стефана Высокаго возлюбив,/ низпослал еси ему силы благодати, Христе Боже,/ во еже уведети тайны Небесныя/ и ревновати о славе Твоей,/ ейже кланяющеся и мы,/ всегда молим Тя:/ помилуй нас, Спасе, во Царствии Твоем.

Собор Курских святых



Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии.

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

В Собор входят:

• Прп. Феодосий Печерский, игумен, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 2 сентября)
• Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря)
• Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
• Прп. Макарий Оптинский, иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
• Прп. Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (Донецкий), иеросхим. (+ 1867, память 11 августа)
• Прп. Исаакий (Антимонов) Оптинский, схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
• Прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)
• Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский (+ 1919, память 20 октября, 28 декабря)
• Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября)
• Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
• Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
• Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)
• Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский и с ним сщмчч. Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Брянцев) и Павел (Попов) пресвитеры и мчч. Михаил (Вознесенский), Георгий (Григорий) (Богоявленский) (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)

Молитва

Святителие Христови, Курские архипастыри Онуфрие и Дамиане, на ниве Православия потрудившиеся и кончину мученическую приявшии, многих ко Христу приведшии, и великий старче Серафиме, солнцу равно возсиявший подвигами древних подвижников благочестия в пустыне Саровстей и всю Землю Российскую озаривший блистанием святости подобне Моисею пророку, и преподобне Исаакие, земли Курския отрасле, много потрудившийся в подвигах иночества в обители Оптиной, и вси святии угодницы земли Курския, присные ходатаи пред Господем, добре земное поприще прошедшии, иго Христово понесшии и высоких добродетелей достигшие, нравам благим ближних научившие и заповеди Христови соблюдшие, смиренно ныне мы преклоняемся пред вашим предстательством у Господа. С великим упованием молим вас: не презрите молений наших, но испросисте у Господа милости и щедрот, грешником спасение, сущим в скорбех и печалех утешение, маловерным надежду и терпение, в радости живущим благодарение, болящим исцеление. Присно будете наши молитвенницы и ходатаи пред Господем, дабы и нам грешным соделатися причастниками жизни вечныя в тихих и блаженных обителех Его и наслаждатися лицезрением небесной славы Его и вечно славити и воспевати пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки, аминь.

Собор трёх русских святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских



(святитель Дмитрий Ростовский)

Празднование памяти трёх святителей - Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских - установлено в XIX веке. Соединение памяти этих русских святителей сделано по подобию празднования трём вселенским святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, что видно видно из тропаря в честь свтт. Димитрия, Митрофана и Тихона.



(святитель Митрофан Воронежский)

28 октября 1868 года в Бежецком Рождественском храме был освящен алтарный придел в честь вышеназванных русских святителей. Храм в здании Воронежского духовного училища был освящен в их честь.

Особый тропарь и кондак трем святителям был составлен известным агиографом А. Н. Муравьёвым.
Затем, в силу разных причин, этот праздник потерял былую торжественность, стал забываться и постепенно исчез из церковных календарей.



(святитель Тихон Воронежский Задонский)

В начале XXI века были предприняты усилия к возрождению праздника. 24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) совершил чин великого освящения в честь трех святителей земли Российской нижнего придела Благовещенского кафедрального собора.

Тропарь
глас 8
Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ О велицыи трие святителие земли Российския,/ молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,/ спастися душам нашим.

Кондак
глас 3
Иже в поздния наша роды и в последняя времена/ обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих/ в скорби душевней утешившии и теплотою вашея веры согревавшии,/ трие новоявленнии святителие Российстии,/ Димитрие, Митрофане и Тихоне,/ на камени Православия утвердите ны/ и, яко чадолюбивии отцы,/ духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.

Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская



Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы - «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима.

В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

Тропарь
глас 4
К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Кондак
глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Умиление”(Серафимо-Дивеевская)

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.

Акафист, составленный этому образу Богородицы, наверное один из самых мелодичных…
http://akafist.ru/bogorodica/umilenie-serafim/akafist-vtoroj/

Святые дня, Сербия, икона Божьей Матери Умиление Серафимо-Ди, Православие

Previous post Next post
Up