Продолжение...
Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов), архиепископ, обретение мощей
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному - составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. «Посмотрите, -говорил он, - на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.
В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», - вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.
Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.
В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.
В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.
В 1930-е годы останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году - на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
В 1997 году святитель был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви, тогда же произошло обретение святых мощей.
В настоящее время мощи святителя хранятся в возрожденном Одесском Преображенском соборе.
(Спасо-Преображенский собор, Одесса)
Тропарь святителю Иннокентию Архиепископу Херсонскому
глас 4
От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедник спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.
Тропарь иной святителю Иннокентию Архиепископу Херсонскому
глас 4
Днесь град Херсонский радуется, веселится земля Таврическая, имуще молитвенника святителя Христова Иннокентия, пастыря добра и праведника изряднаго, иже Божия Матери образ Касперовский прославил еси, в крае Новороссийском веру правую утвердил еси. Темже святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Преподобные Афанасий Железный посох (основатель Череповецкого Воскресенского монастыря), и Феодосий Череповецкие
(прпп. Сергий Радонежский, Афанасий Железный посох, и Феодосий Череповецкие)
Память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября и в Соборах Вологодских и Радонежских святых
Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий по прозванию "железный посох", и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Здесь поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Возникшая вокруг этого монастыря слобода впоследствии разрослась в город Череповец.
Прозвище "Железный посох" преподобный Афанасий получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. Он стал вторым настоятелем монастыря, после прп. Феодосия.
Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.
В летописных святцах сказано "преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)". «Описание» по списку Савваитова называет другую дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал двух святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого - основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Ччереповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.
Мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких почивают под спудом в Череповецком Воскресенском соборе. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева).
Имя прп. Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках конца XVIII в. и 1830-х годах.
В Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: "Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы".
Преподобная Морвенна Корнуолльская (Morwenna), принцесса
Святая Морвенна, согласно Корнуолльским хроникам, была одной из многих дочерей Брихана (Brychan), короля Брихейниога (Brycheiniog). Она получила образование в Ирландии, прежде чем отправиться в Корнуолл. Здесь Морвенна поселилась в маленькой хижине отшельницы в местечке Хеннаклифф (Hennacliff - «Воронов Утёс»), впоследствии названном Морвенстоу (Morwenstow). Её хижина находилась почти у самой вершины высокого утёса, обращенного в сторону Атлантики, где океан обычно охвачен штормом, но с которого при благоприятной погоде можно было увидеть берега Уэльса. Тут она своими руками построила каменный храм для местных жителей. Подвижница сама носила на голове тяжёлые камни с берега на вершину утёса. Однажды, когда она, неся очередной камень, остановилась передохнуть, по её молитве из камня у её ног тотчас забил источник. Он сохранился по сей день к западу от церкви.
Когда она умирала, к ней пришёл её брат, преподобномученик Нектан Хартлендский, и Морвенна попросила его приподнять её, чтобы она ещё раз смогла увидеть родные берега. Это было в начале VI века (не позднее 510 года), возможно, 24 июля.
Почитание
На стене церкви в Морвенстоу была обнаружена древняя фреска, предположительно изображающая святую. Она представлена измождённой, с книгой или свитком в прижатой к груди левой руке и с правой рукой, поднятой в благословлении коленопреклонённого монаха.
(Несколько мест и населенных пунктов Корнуолла носят имя святой Морвенны, например Морвенстоу. Возможно, ее мощи находятся под полом церкви в Морвенстоу, где она неоднократно являлась людям в видениях.)
Она иногда отождествлялась со святым Меррином (память 7 июля), но по мнению Добла, этот святой был мужчиной. Святую Морвенну не следует путать с её сестрой, святой Марвенной.
Священноисповедник Палладий, епископ, апостол Шотландии
Святой Палладий (Palladius) был римлянином, и имеется мнение, что он был диаконом римской Церкви. По крайней мере, св. Проспер Аквитанский в своей летописи, сообщает нам о том, что когда Агрикола, известный пелагианец, нанёс ущерб церквям Британии, занеся туда тлетворную ересь, папа Римский Целестин по просьбе диакона Палладия в 429 г. отправил туда св. Германа, епископа Осерского, дабы вернуть британцев в истинную веру. В 431 г. папа Целестин направил Палладия, первого епископа, в Шотландию для утверждения веры во Христа.
Ирландский писатель в Житии св. Патрика говорит, что св. Палладий проповедовал в Ирландии незадолго до Святого Патрика, но вскоре был изгнан из страны королём Лейнстера и вернулся в Северную Англию, где создал свою первую миссию.
После того, как св. Палладий покинул Ирландию, он оказался среди шотландцев в Северной Англии согласно св. Просперу Аквитанскому в консульство Басса (Bassus) и Антиоха (Antochius), в год 431 от Рождества Христова. Он проповедовал там с большим рвением, и создал значительную Церковь, возведя в сан многих достойных последователей (например, Святого Тернана, которого он послал проповедовать пиктам, Сервана).
Шотландские историки сообщают, что вера была насаждена в Северной Англии около 200 года, во времена короля Дональда, когда Виктор был Папой Римским. Все они признают, что Палладий был первым епископом в этой стране и считают его тамошним первым апостолом.
Святой умер в местечке Фордун (англ.) (Fordoun), в пятнадцати милях от Абердина, примерно в 450 году.
Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская
Святая мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская в 304 году, во времена гонений на христиан императоров Максимиана и Диоклетиана, приняла мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.
Пострадала вместе со святым Феодором, епископом Киринейским (310 г.; память 4/17 июля) в 304 г.
Преподобный Лампад Иринопольский
(прп. Лампад Иринопольский. Балканы, Сербия, Косово, Грачаница, XIV век.)
Подвизался X веке в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес.
Священномученик Здоровцев Геннадий Николаевич
Память 5 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1868 году в семье священнослужителя. В 1888 г. окончил курс Ярославской духовной семинарии по 1-му разряду; определен учителем Рыловского земского училища в Даниловском уезде Ярославской губернии.
Через 2 года рукоположен в сан священника к Успенскому храму с. Шарна Любимского уезда.
В 1900 г. переведен в Спасскую церковь с. Элноть того же уезда. Одновременно состоял законоучителем Шарнинской и Пятинской церковноприходских школ и Спасо-Элнотского земского начального училища.
В 1907 г. переведен в Успенский кафедральный собор в Ярославле. Состоял членом попечительства об учениках Ярославской духовной семинарии и членом-казначеем Совета епархиального училища.
С 1914 г. - настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.
18 июля 1918 г. расстрелян красноармейцами во время подавления Ярославского восстания.
Прославлен постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 г.
Преподобномученик Киприан Новый, Кутлумушский, Афонский, Константинопольский
Память 5 июля и в Соборе Афонских преподобных
Был родом из селения Клицос, что в окрестностях Аграфы в Центральной Греции, в Османских владениях.
Приняв монашество и священнический сан, с двумя соратниками подвизался в келье Святого Георгия, принадлежавшей афонской обители Кутлумуш.
Стяжав полноту монашеских добродетелей, ощутил в сердце жажду страданий за Христа. Подвижник отправился в Фессалоники, пришёл в турецкий суд и смело заявил, что единственно правая вера есть вера во Христа Спасителя и Святую Троицу, а Мухаммед - лжепророк. Судья прогнал его, приняв за сумасшедшего.
Тогда святой отправился в Константинополь и предстал перед судом великого визиря. Он предъявил написанное им письмо, в котором призывал турок отречься от ложной веры и признать Христа истинным Богом. В это время в суде находились христиане-отступники, и Киприан попросил их перевести текст на турецкий язык и прочесть вслух. И вновь его выгнали вон с насмешками и оскорблениями.
С письмом в руках монах отправился на приём к самому визирю. Когда магистрат поинтересовался, по какому делу ему надобно видеть визиря, блаженный ответил, что пришёл дать ему спасение верой в Господа Иисуса Христа и святым крещением. Визирь также принял Киприана за безумца или пьяного и передал его муфтию. Тот понял, что монах - в здравом уме. А поскольку Киприан отказывался от каких-либо уступок в вере, муфтий в гневе приказал обезглавить его в населённом христианами квартале Фанар.
Приговорённый к смерти бежал к месту казни впереди палача. У ворот храма Патриархата святой Киприан стал на колени, перекрестился, восславил Господа, в последний раз прочёл Символ веры, после чего склонил голову под меч. Это случилось 5 июля 1679 года.