Продолжение…
Икона Богородицы «Недремлющее Око»
Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске. Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование «Недремлющее Око» усвоено иконе в связи с надписью под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн. 5, 2).
Известен другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре. Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой. По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями.
Икона Богородицы «Мати Дево (Мати и Дево)»
На св. иконе, именуемой Мати Дево, Богоматерь изображена стоящею со скипетром в опущенной вниз правой руке и держащею на левой руке Богомладенца, благословдяющего правогю рукою; главы Их увенчаны коронами.
Икона Богородицы «Животодательница»
Икона Жизнеподательница была написана в ХIV веке согласно канонам иконописи и является одной из древнейших икон Богоматери, сохранившейся до наших дней на Волыни. В конце ХIV века эта икона была передана Константинопольским Патриархом в дар князю Даниилу Острожскому (в некоторых источниках Острозский) - как Благословение и подарок за верность и охрану Православия. Много веков икона Божьей Матери Жизнеподательница была родовой святыней князей Острожских и предавалась от сына к сыну. Острожские считали, что всем своим победам, они обязаны, именно, заступничеству Чудотворного образа, который брали с собой во все военные походы. В 1386 году великий князь Литовский Βитовт грамотой подтверждает право князя Федора Острожского на Μежирич. В последствии, потомок Федора князь Βасилий Острожский (Красный) на месте деревянного замка, принадлежащего Федору возводит деревянные стены, а его сын Иван, в дальнейшем, строит деревянную Троицкую церковь. Простояв всего несколько лет церковь была сожжена во время одного из татарских набегов. Но Острожские не оставили Μежиричи без храма, они начинают строительство каменной церкви, сохранившейся до наших дней. С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна (должность в Великом Κняжестве Литовском - это человек, управляющий замком и выполняющий некоторые судебные функции), принявшего католичество, связан важный этап в развитии Μежеричи.
В начале XVII века Януш, так как у него не было сыновей, передает образ в Межирицкий монастырь, в последствии преобразованный им во францисканский. В 1779 году над иконой Жизнеподательницапроводится католический ритуал коронования.
(свято-троицкий межерицкий мужской монастырь, Украина)
На Божью Μатерь и Спасителя надевают короны, изготовленные в Риме из золота и драгоценных металлов. В 1866 году после возвращения монастыря Πравославной Церкви российской императрицей Μарией Федоровной, супругой Αлександра II, она дает распоряжение приложить к образу серебряную цату с шестью изумрудами и вставить еще шесть изумрудов в корону. Цαту создал знаменитый петербургский ювелир Иван Сазиков. Ηа ней и сейчас можно рассмотреть два клейма: «IC» (инициалы мастера) и «84» (проба серебра). После революции монастырь был закрыт.В настоящее время Межирицкая икона Божией Матери Жизнеподательница является главной святыней возрождённого в 1991 году Свято-Троицкого Межиричского монастыря.
Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих»
Образ Божией Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих» прославился далеко за пределами Арзамаса. Началось всё с того, как в 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, тёмную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы.
Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы - шею Матери Божией и ручку Богомладенца.
В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что её чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестёр не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.
После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести её в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался - образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.
Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы, инемуемой «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.
Икона Божией Матери, именуемая «Избавление от бед страждущих» хранится в Свято-Николаевском женском монастыре города Арзамаса.
Тропарь
глас 4
Яко пресветлая звезда просия Божественными чудесы святый Твой образ, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей. Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, Избавление от бед страждущих, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.
Кондак
глас 8
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствующие с верою притекают, заступлением Твоим избавляемые от злых, но яко Мати Христа Бога и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: Радуйся, Избавление страждущих от всех бед.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва
О, Мати Божия, помоще и заступление наше! Егда потребуем, буди Избавлением нам, страждущим и погибающим от лютых бед, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тебе призываем умилосердися и помози, пожалей и избави от бед страждущих и погибающих нас, от лютых сетей лукаваго исхити, приклони ухо Твое, и наши слезные молитвы приими, и, якоже хощеши, упокой и обрадуй нас. Научи послушание Господу Богу приносити, всем сердцем, всею душею, всем естеством Сына Твоего возлюбити, плоды трудов достойны Ему приносити. Умири сердца наша, да в едином Духе и всеми делами нашими прославим Безначального Отца со Единородным Его Сыном и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, и Твое милостивное Матернее предстательство, ныне, и присно и во веки веков. Аминь
Икона Богородицы Дектоурская
Точных списков и истории этой иконы не сохранилось. Клеймы этой иконы встречаются на многочастных иконах Богородицы. Празднование ей установлено в Неделю Всех Святых. Булгаков отмечает, что Дектоурская икона "по изображению подобна Амартийской" (
http://pravicon.com/icon-528). Поселянин тоже упоминает об этой иконе (написано "Дектурская", возможно опечатка). Не факт, но мой домысл: трудно не заметить сходства иконографии и названия этой иконы с Девпетерувской (
http://pravicon.com/icon-90).
Принимая во внимание, что подписи на иконах часто сокращали или откровенно калечили, Дектоурская икона могла внести свой вклад в ту путаницу, которая сложилась сейчас с Девпетерувской иконой - имеются два разных образа с таким названием, причем один из них - почти копия Дектоурской иконы.
Икона Божией Матери, именуемая "Благодатное Небо"
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).
Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.
Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX - начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Благодатное небо
глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо - яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай - яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву - яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.
Кондак Божией Матери
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.