Осторожно! Весеннее обострение последователей "школы покаяния" Сергея Масленникова...

Mar 25, 2020 14:18

Паки паки о духовном вреде "трудов" Сергея Масленникова...

Христос посреди нас!
Осенью прошлого года в связи с непрестанными попытками адептов товарища С. Масленникова и его "школы покаяния" привлечь в свои сети новые жертвы, разместил заметку в основном для тех православных, кто не знаком с его "трудами" и не знает опасности и духовного вреда, ( Read more... )

осторожно, рБ Дмитрий, секты, лжеправославие, Размышления

Leave a comment

filin_dimitry May 29 2019, 13:52:13 UTC
> На что Вы можете здесь сослаться? В какой заповеди Господь нам об этом говорит?

Например, в пятой. Странно, что вы задаете подобный вопрос, ведь наверное подавляющее большинство православных людей читало Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви святителя Филарета Дроздова... а уж тем более тот, кто на эту тему взялся рассуждать. Обратимся к нему:

"555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?

В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей.

556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?

Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все - дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие." (https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/4_8).

Такому послушанию священноначалия нас учат и Жития святых. Например - прп. Иоанна Дамаскина. Кстати, очень показательно, что он оказал послушание даже в вопросе, когда его наставник был, мягко говоря, не прав (https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1072).

В воспеваемых нами молитвах святым, мы тоже не редко удивляемся тому, какое послушание священноначалию имели эти славные мужи. Вот, хотя бы из вам хорошо известного акафиста преподобному Сергию Радонежскому:

"...бы́л еси́ мона́х, покори́вый себе́ во́ли Бо́жией и нача́льником, от Него́ поста́вленным, и́хже веле́ния та́ко слу́шал еси́, я́ко Сама́го Го́спода, никогда́ же прекосло́вя, но сло́ву веле́ния исполне́нием де́ла отвещава́я" (Кондак 10).

Это самая мелочь, но мне думается, что вам и этого будет достаточно, чтобы понять - смирения без послушания священноначалию быть вовсе не может. Есть исключительные случаи, когда открыто, как говорится с Кафедры проповедуется священноначалием осужденная ранее соборно ересь. Или когда священноначалие организует раскол. Нет иных случаев, чтобы не оказывать непослушание начальствующему. И коли Масленников не ересь отвергал и не был уводим в раскол, пренебрег (да к тому же многократно) требованиями священноначалия, то о каком смирении и речь может идти? Вовсе ни о каком.

Reply

viktornemoru May 29 2019, 16:00:57 UTC
Да, Дмитрий, согласен с Вами. Нельзя не подчиняться требованиям священноначалия, если дело не касается ереси и раскола. Это я и хотел уточнить своим вопросом, т.к. в полемике комментариев к предыдущей Вашей статье этого уточнения я не увидел. Насколько я знаком с этим вопросом, С.М. Масленников никаких требований священноначалия не нарушал. Но давайте и с этим разберемся. Мне бы хотелось задать Вам еще вопросы, вот только несколько смущает то, что в комментариях к предыдущему посту Вам писали, что Вы удаляете некоторые из них. И ответа от Вас на это не было. Не хотелось бы Вас обидеть, но если это действительно так, то никакого разговора получиться просто не может, потому что в таком случае мы будем находиться в неравных условиях. Поэтому давайте договоримся заранее, что если такое будет происходить, то я прекращу писать.

Reply

filin_dimitry May 29 2019, 19:53:00 UTC
> Насколько я знаком с этим вопросом, С.М. Масленников никаких требований священноначалия не нарушал

Значит, вы не читали этой заметки. О чем тогда дальше говорить-то?

> в комментариях к предыдущему посту Вам писали, что Вы удаляете некоторые из них

Я не удаляю комментарии и не помню, чтобы подобное писал.

А писать или не писать - ваше дело, мне это не важно. Все, что я хотел сказать, я описал в заметке, которую вы не читали, но комментируете :-)

Reply

viktornemoru May 29 2019, 22:18:15 UTC
Нет, Дмитрий, я не хотел в точном смысле слова комментировать Ваши посты. Это, судя по объему информации, на которую Вы ссылаетесь, дело очень долгое и трудоемкое. Я хотел задать Вам некоторые вопросы по поводу Ваших постов, которые вызывают у меня сомнения в правдивости и справедливости изложенного. Просто я несколько знаком со сложившейся ситуацией со слов самого С.М. Масленникова - видео со всеми его ответами и на выступления О.В. Костишака, и на материалы А.Л. Дворкина, и на слова митр. Климента, и на рецензии Оптинского игумена и Валаамского епископа - есть на его странице в ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCwYcrQKASQuicZJq5eB_uEg
Каждому из вышеназванных материалов посвящен отдельный видеоролик, где С.М. Масленников подробно разбирает их суть и дает ответы по существу. Разобраны они не на основании каких-то обид или эмоций, а на основании учения Православной Церкви. Поэтому хочу у Вас спросить - уверены ли Вы, что в предлагаемых Вами в своих постах материалах и ссылках содержится истина, а не ложь и клевета? Сравнивали ли Вы то, что пишут эти люди с тем, что говорит нам по этим вопросам Православие? Если не уверены, то ответственность за ложь придется нести перед Богом вместе с их авторами.

Reply

filin_dimitry May 30 2019, 10:49:28 UTC
> Разобраны они не на основании каких-то обид или эмоций, а на основании учения Православной Церкви

Надо добавить:
1. В изложении Масленникова.
2. С его доводами не согласно священноначалие. И это самое главное. а он на него чхал. Вот и весь разбор.

> предлагаемых Вами в своих постах материалах и ссылках содержится истина, а не ложь и клевета?

Я уверен, что в моих постах содержится неискаженные оценки священноначалия и информация из официальных сайтов (например - Патриархия.ру). Этого более чем достаточно, чтобы делать вывод о том, что Масленников на священноначалие положил. А далее - пусть те, кто читают, делают вывод о том, имеет ли смысл слушать его представление о смирении, коли сам он показывает совершенно противоположное тому, о чем говорит.

Насчет моей ответственности это вам спаси Господь за заботу, но мой блог, веду не под принуждением и воля у меня свободная. "Еже писах писах".

Reply

viktornemoru May 30 2019, 13:16:24 UTC
Насчет моей ответственности это вам спаси Господь за заботу, но мой блог, веду не под принуждением и воля у меня свободная. "Еже писах писах".

Да, Дмитрий, на этих Ваших совершенно справедливых словах в последнем абзаце мне можно было бы и остановиться. Но все же я, также как и Вы, пытаюсь мнить себя православным христианином, поэтому не могу не продолжить комментарии.
«1. В изложении Масленникова.»
Какая разница, в чьем изложении? Если мы - православные христиане, то должны не смотреть на лица, а оценивать говорящего с точки зрения того, что он говорит, то есть с точки зрения Истины. «…Ибо таких поклонников Отец ищет себе», - читалось в минувшее воскресенье в храмах - поклоняющихся в духе и истине. А «если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2, 9).
«2. С его доводами не согласно священноначалие. И это самое главное…»
Очень расплывчатая фраза. Кого Вы здесь понимаете под священноначалием и с какими доводами? О.В. Костишака? Он, насколько я понимаю, не имеет священного сана, а является одним из чиновников аппарата Патриархии. А.Л. Дворкина? То же самое, только еще дальше он отстоит от нее по роду своей деятельности. Игумена Оптиной? Он, может быть, и священноначалие, но только для своей братии. Остается только митрополит Климент и епископ Панкратий. Последний, являясь епископом Валамским, не имеет отношения к Екатеринбургу, при этом никаких доводов ему С.М. Масленников не приводил, а он лишь взялся написать рецензию на «Дневник кающегося».
Остается митр. Климент и решение Издательского Совета об отзыве грифов. Не углубляясь в суть разногласий, о которых в Ваших постах ни слова, можно говорить о том, что здесь не было никаких несогласий или игнорирования требований священноначалия, а была богословская дискуссия, и в этой дискуссии автор книг имеет право на несогласие с мнением, хотя и по сану священноначалия, но по факту - рецензентов его произведений. И здесь он имеет полное право на свой взгляд, так как это не просто книги, а книги, научающие людей спасению, путь к которому - узкий, тесный и скорбный, как учит Церковь, и на который так неохотно вступают (если вступают) современные «православные христиане». И в связи с этим он понимает, что за каждое слово в этих книгах он будет давать ответ Богу.
Может, Вы имели в виду распоряжение митр. Екатеринбургского Кирилла? Но, насколько я знаю, С.М. Масленников не проводит никаких лекций и занятий на территории епархии. Это распоряжение им не нарушается.

Reply

filin_dimitry May 30 2019, 13:57:32 UTC
> Какая разница, в чьем изложении?

Разница большая, потому как в рецензиях на его работы как раз и были замечания о том, что он приводя цитаты как раз по своему их истолковывает, а не в святоотеческом понимании. И проявляет упорство, многократно игнорируя необходимость в исправлении таких мест. Собственно, за это и был отозван гриф Синодальный...

> Очень расплывчатая фраза.

Очень даже нет. Есть заключение комиссии, есть указ правящего архиерея. или вы полагаете, что по поводу Масленникова должен патриарх высказываться или Собор Архиереев? Это же смешно...

>насколько я знаю, С.М. Масленников не проводит никаких лекций и занятий на территории епархии. Это распоряжение им не нарушается.

http://vladprihod.ru/schoolofrepentance/46.html

Reply

viktornemoru May 30 2019, 15:03:49 UTC
«Разница большая, потому как в рецензиях на его работы как раз и были замечания о том, что он приводя цитаты как раз по своему их истолковывает, а не в святоотеческом понимании. И проявляет упорство, многократно игнорируя необходимость в исправлении таких мест».
Вот видите, Дмитрий, Вы опять говорите о замечаниях и о цитатах, и не приводите никаких конкретных примеров. Получаются пустые звуки. Хорошо, давайте я попробую привести хотя бы один пример из интервью О.В. Костишака, где очевидно его ложное понимание Истин Православной Веры, и наоборот, верное понимание учения Церкви С.М. Масленниковым.
Олег Васильевич говорит: «…составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропагандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам…»
Вот - для Олега Васильевича разница между смертным и несмертным грехом более чем условна. Даже не просто условна, а более чем… А вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: "Есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин.5,16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом…» (т. 2. с. 787).
«Есть грехи простительные. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего: во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога.... Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию, не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем бремя их... "(т. 2. с. 871 - 872).
Вот так. По учению Церкви, один-единственный смертный грех, оказывается, сразу убивает душу человека и отлучает его от Бога. Покаяние в нем должно быть действительным и сильным… Прибавлю еще и то, что многие смертные грехи не могут быть прощены без длительной епитимьи (см. Канонические Послания св. Василия Великого). Простительные же грехи - это наши увлечения по немощи, которые мы совершаем ежедневно во множестве, и если сразу осознаем их и каемся, то сразу же получаем в них прощение.
А О.В. Костишак говорит, что и разницы-то никакой почти и нет…
Так кто по-своему истолковывает цитаты святых отцов?
«Очень даже нет. Есть заключение комиссии, есть указ правящего архиерея. или вы полагаете, что по поводу Масленникова должен патриарх высказываться или Собор Архиереев? Это же смешно...»
Да, многим достаточно одного О.В. Костишака…
А зачем Вы даете ссылку на план занятий Владимирского прихода? Там занятия ведут священники прихода, а С.М. Масленников никакого отношения к ним после указа митр. Кирилла не имеет.

Reply

filin_dimitry May 30 2019, 15:26:23 UTC
> Вы опять говорите о замечаниях и о цитатах, и не приводите никаких конкретных примеров

Это не цель заметки. Информация об этом есть на официальных источниках, на которые я приводил ссылки. Если вы полагаете, что они врут, то подавайте не них в суд ,ваше право. Я им доверяю, а не Масленникову.
Тем более, что есть много ссылок именно на конкретные места. Например, можете тут посмотреть, где Священник Георгий Шинкаренко (руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии) обозначает вполне конкретные места:

http://prihozhanin.msdm.ru/component/content/article/17-pogovorit/1096-lzheasketika-dlya-miryan.html

Куда уж конкретнее?

> Там занятия ведут священники прихода, а С.М. Масленников никакого отношения к ним после указа митр. Кирилла не имеет.

Имеет, т.к. на своем личном сайте есть на школу покаяния ссылка прямая (https://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F/) и все его "дневники кающегося" там точно также разбираются и т.п. Если я, скажем, создал общество, а теперь там преподавали бы мои воспитанники по моим же лекциям и книгам, а сам я отошел от преподавания, это вовсе не означает, что более к этому отношения не имею - со мной или без меня тлетворное вливается в души людей. И это печально.

Так что вот так.
Как видите, я все ваши мысли тут спокойно оставляю :-) И можете далее писать, ради Бога. А я все, что имел уже сказал. И грустно читать, как кто-то рассказывает о том, что мол Масленников вовсе даже не начхал на священноначалие и сам образец покаяния, когда последний свою деятельность ведет активно, как и ранее и никаких коррекций он не вносит, т.к. все остальные его мол не понимают и гонят. Это, разумеется, смирение в понимании Масленникова.

А в моем оно иное, как у Макария Великого, когда того обвиняли в постыдном преступлении, которого он не совершал, и били и чуть даже не убили...а он признался в нем. А когда выяснилось, что он взял на себя вину и к нему пришли с извинениями, он заплакал горько не от обид, не от понесенной несправедливости и даже не от радости, что правда восторжествовала, а от того, что пропали плоды труда - годы, когда поносили святого зазря. Вот это да, это покаяние.

А когда Масленников? а он:

"сам Масленников, будучи уверенным, что окружающие настроены против него, борются с истиной, которую он представляет, позволяет себе так отзываться о критикующих его методы:

«Чтобы впредь желающим клевать или кидаться грязью из-за угла было неповадно…» «И вот этим клеветникам верят сотрудники ФСБ… Им достаточно мнения тех, которые по своей злобности и неисправимости оставили приход или были отстранены от занятий за свою неисправимость».

«Если он [человек] не может принять понятие о грехах, вот такое, которое предложено в дневнике, он никогда не примет и понятия веры, догматы веры, заповеди никогда не примет, Евангелие никогда не примет».

Покаяние же людей, не прошедших его школу, он называет «уродливым и кривым, бессмысленным, бесполезным покаянием, которое не может спасти человека»." (ссылка выше).

Вот такие плоды школы смирения в самом нем :-) Если вы это оправдываете, если вы это отстаиваете и если это для вас именно то, каким должно быть покаяние и что так именно учит Церковь, то мне не с вами.

Так что вы пишите, а я с вами завершаю. Храни нас всех Господь и Матерь Божья!

Reply

viktornemoru May 30 2019, 17:24:31 UTC
«Это не цель заметки. Информация об этом есть на официальных источниках, на которые я приводил ссылки. Если вы полагаете, что они врут, то подавайте не них в суд ,ваше право. Я им доверяю, а не Масленникову».

Это не цель моих к Вам комментариев - подавать в суд. А то, что в этих официальных источниках, которым Вы доверяете, содержится ложь - я Вам уже показал на примере О.В. Костишака.

"Тем более, что есть много ссылок именно на конкретные места. Например, можете тут посмотреть, где Священник Георгий Шинкаренко (руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии) обозначает вполне конкретные места:"

Давайте посмотрим что-нибудь у священника Г. Шинкаренко.
О «Дневнике кающегося» он говорит: «Далее следует перечисление грехов, разбитых на группы и категории по тяжести. Думается мне, что эта условность очень притянута «за уши». Прежде всего, мы должны помнить, что «Бог есть любовь», а если так, то, как говорят святые, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».
Здесь такое же заблуждение в отношении степени тяжести грехов, какое высказывает О.В. Костишак. Нет смысла приводить еще раз слова св. Апостола Иоанна Богослова и св. Игнатия (Брянчанинова). Мнение священника в точности противоположно словам святых. А ведь их слова - это слова Святого Духа, слова Истины. Противоположность Истине есть ложь. Отец лжи - дьявол…
Непонятно, для чего он говорит о том, что нет греха непрощаемого. Никто с этим и не спорит. Святые отцы лишь учат о том, что качество раскаяния и покаяния в грехе должно соответствовать тяжести греха. А насчет того, что Бог есть Любовь - это тоже никто не оспаривает. Только нигде не сказано, что Бог есть только Любовь. А священник Г. Шинкаренко, видимо и хочет нас в этом убедить. Но Бог есть также и Праведный Судия, и Творец, и Вседержитель, и у Него еще множество Божественных имен и свойств, которые открывает нам Священное Писание.. И если мы будем выбирать для себя только одно из имен Бога, наиболее для нас приятное, а о других будем забывать, то тогда мы становимся похожи на еретиков - протестантов. У них тоже примерно такая же «вера».
Далее он говорит: «Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух?»
Вот, священнику противно читать названия грехов людских. Врачу противно копаться в болезнях человеческих. Как же будет лечить такой врач? А ведь пастырь - это врач человеческих душ. Как врачи лечат тела людей, так духовные врачи-пастыри должны лечить их души. Но им это делать противно. Как только он выдерживает на исповеди… бедный.
А в целом священник говорит достаточно ярко, красочно, эмоционально, но не приводит почти никакого фактического материала. Если же какие-то примеры и есть, то и их он разбирает с помощью своего, видимо, богатого духовного опыта, а не анализируя их с точки зрения учения Церкви, как это принято. Никаких цитат Священного Писания, ни святых отцов. Только «возникает ощущение», «Думается мне», «читать-то противно», «Меня просто резанула»…
Если человек честен перед собой и Богом, он не будет множеством красочных эпитетов доказывать свое мнение, а будет ссылаться на Истину. Истина содержится в учении Церкви - В Священном Писании и в писаниях святых отцов Церкви. Вы сами, если хотите быть честным, как православный христианин, если заботитесь о своей вечной участи, постарайтесь для себя же самого, найдите хотя бы одно существенное противоречие в словах С.М. Масленникова со словами Священного Писания или отцов Церкви. Но Вы этого сделать не хотите, предпочитаете слепо верить таким вот «авторитетам». В ближайшее воскресенье в храме слушайте. Там будет читаться: «Аще бысте слепы были, не бысте имели греха. Ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» (Ин. 9: 40-41).

На остальное отвечу позже.

Reply

viktornemoru May 31 2019, 05:04:14 UTC
Здравствуйте, Дмитрий. Продолжу.
Вы пишете: «Имеет, т.к. на своем личном сайте есть на школу покаяния ссылка прямая…»
Ссылка, которую Вы приводите - это ссылка не на саму школу покаяния, а на его видео- или аудио записи, в которых говорится о школе покаяния, о том, как он там раньше преподавал, как велась работа с прихожанами и о многом другом, в том числе и о лжи и клевете, которую и раньше, как и сейчас, и во все времена враг рода человеческого всевал и всевает в умы людей, чтобы отвратить их от покаяния и от пути ко спасению. Подобных ссылок на его сайте много - есть ссылки на «Священное Писание», на «борьбу со страстями», «молитву», «любовь», «Бог», «терпение»и на огромное количество других тем и понятий, которым посвящен каждый определенный раздел на его сайте. Так что зря Вы, Дмитрий, так быстро и просто, на основании лишь одного услышанного «страшного» названия «Школа покаяния», позволяете себе формировать Ваше отношение к таким серьезным вещам, не вникая в их суть, додумывая все остальное.
«…его "дневники кающегося" там точно также разбираются…»
Никто не может запретить людям, ищущим спасения, покупать духовную литературу, научающую спасению. Это интернет-магазин, каких множество, и о его запрете в указе митр. Кирилла ничего не говорится.
Все же остальное, о чем Вы пишете, есть Ваше субъективное отношение к С.М. Масленникову, которое сформировалось у Вас на основании Ваших неправильных, ложных понятий, в том числе полученных от источников, на которые Вы ссылаетесь, а также в результате действия сердечных страстей, которых Вы в себе не знаете и разглядеть не можете.
Вам не нравится смирение С.М. Масленникова, а нравится смирение прп. Макария Великого?
Пожалуйста. С.М. Масленников никому своего смирения не навязывает. Если же Вас смущает, что в его лекциях часто произносится это слово, то лекции эти были проведены на приходе в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга не с целью рекомендовать всем свое смирение, а с целью научения людей Православной Вере, в том числе и понятию «смирение». Лекции эти проводились не по инициативе С.М. Масленникова, а по благословению и даже «принуждению» настоятеля прихода, увидевшего и понявшего то, что нынешний «православный» народ не знает Православия, и то, что за это он, как настоятель прихода, будет нести ответ перед Богом.
Вам режут слух обличительные и жесткие слова в лекциях? И это действие страстей. Вместо того, чтобы с точки зрения учения Церкви вникнуть в суть говорящегося, Ваше внимание заостряется на форме произносимого. Что ж, никто не без недостатков. Надо понимать, что лекции были произнесены и записаны в начале 2000-х годов, в очень сложных и не комфортных условиях. Лексические недостатки автор лекций признает и неоднократно просит за них в этих же лекциях прощения у слушающих. Автор признает в себе действие страстей, из которых иногда рождаются не совсем мягкие выражения. Но еще раз повторяю, что все люди немощны. Что ж, из-за этого всем молчать? Нужно признавать свои немощи и не оправдывать их, что и делает автор.
Всех лекций у него за тот период - около 200 часов. Неужели Вы думаете, что говоря такое количество времени, в нелегких внешних обстоятельствах, человек может не допустить речевых ошибок и неточностей? А за них-то и цепляются «оппоненты»! И еще раз повторю, если бы Вы слушали эти лекции, то Вы бы услышали и то, как автор признает эти речевые погрешности и просит за них у слушающих прощения… Но об этом, конечно, «критики» молчат.
Будем благодарить Бога за то, что в нынешние времена, когда уже почти забыт в земной Церкви не только путь покаяния, которым следовали во все времена все православные христиане, но даже и само это слово очень редко можно услышать в храмах, Он еще дает возможность всем желающим научиться покаянию благодаря лекциям С.М. Масленникова.

Reply


Leave a comment

Up