Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 37-я по Пятидесятнице.
Прп. Ксении Миласской, Римляныни, диаконисы и двух служанок её (ок. 457); блж. Ксении Петербургской (XIX).
Свт. Герасима, епископа Великопермского, Устьвымского (1441); мч. Иоанна Казанского (1529); мчч. Вавилы Сицилийского, пресвитера, и учеников его, Тимофея и Агапия (III); прп. Македония Сирийского пустынника (ок. 420); прмч. Анастасия Пе́рсянина, память перенесения мощей в Палестину в 631 году; св. Лупицина Липидиакского, затворника (500; Галл.); прмч. Кадока Лланкарванского, Валлийского (ок. 580; Кельт. и Брит., Греч.); свт. Фелициана, еп. Фолиньянского, Италийского и мц. Мессалины (250); свт. Филона, еп. Карпасийского (V; Греч.); прп. Неофита, затворника Кипрского, Воспоминание чудесного избавления от гибели в 1198 году (не ранее 1220; Кипр., Греч.); прп. Дионисия Олимпийского, Афонского (1541; Греч., РПЦЗ, ПЦА, Румын.); прп. Софии (Болотовой) Шамординской, схимонахини, первой настоятельницы Шамординского монастыря (1888; Тул.).
Мч. Николая Цикуры (1918); блж. Валентины (Сулковской), Минской (1966; Белор.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святая блаженная Ксения Петербургская
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.
Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот - зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице - замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
Над могилкой блаженной Ксении в 1902 году была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)
В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни - сожжены.
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)
В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки.
Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния.
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)
В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она была вновь освящена в 1987 году.
Тропарь блаженной Ксении Петербургской
глас 7
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак блаженной Ксении Петербургской
глас 3
Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Молитва блаженной Ксении Петербургской
О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобная Ксения Миласская, диакониса и две служанки ее
В миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. С юности она стремилась к Богу. Чтобы избежать предстоящего ей брака, она тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками и отплыла на корабле, плывший в Александрию. Через несколько дней они достигли Александрии, но не остались там, а поселились на острове Кос, расположенном недалеко от г. Галикарнаса (Карийское побережье Малой Азии).
Там Евсевия, желая сохранить свое происхождение в тайне, стала называться Ксенией (что значит "странница, чужестранка") и вместе со своими спутницами начала вести уединённую жизнь. Встретившись, по промыслу Божию, с пресвитером Павлом, настоятелем обители святого апостола Андрея, которая находилась в городе Милассы в Карии, она упросила его взять ее, вместе со спутницами, в Милассы.
В Милассе Ксения купила землю. Вскоре вокруг нее образовалась монашеская община и игумен Павел постриг ее в монашество. Ксения построила храм во имя святого Стефана и основала женский монастырь.
После смерти епископа Миласского на его место был избран игумен Павел. Он посвятил преподобную Ксению в диакониссы, как вполне достойную этого звания по добродетельной жизни. Святая всем оказывала помощь: для бедных была благотворительницей, для скорбящих - утешительницей, для грешных - наставницей. Имела глубокое смирение, считая себя хуже и грешнее всех. В подвигах своих руководствовалась советами палестинского подвижника преподобного Евфимия.
Высокой жизнью святая Ксения привлекла многие души ко спасению.
Скончалась около 457 года. По преданию, ее кончина была отмечена Господом явлением во время молитвы в небе над монастырем знамения в виде светлого венца с блистающим посреди него крестом, который сопровождал тело святой, вынесенное в город к народу, и сохранялся до самого момента погребения. Много больных, прикасаясь к мощам святой, получили исцеления.
Тропарь преподобной Ксении
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ксение, дух твой.
Кондак преподобной Ксении
глас 2
Твою страннонравную, Ксение, память совершающе,/ любовию почитающии тя, поем Христа,/ во всех тебе подающаго крепость исцелений,// Емуже всегда молися о всех нас.
Ин кондак преподобной Ксении Миласской
глас 4
Иже во святых святая/ Христа Преблагаго всем сердцем возлюбила еси, Богомудрая Ксение славная,/ того ради омерзила еси мирскую сладость./ Крест же Его вземши честный,/ возлюби пети присно: аллилуйя.
Святые мученики Вавила Сицилийский и два ученика его Тимофей и Агапий
Святой Вавила происходил с Востока, из славного города Антиохии; родители его были люди знатные и благочестивые.
В родном городе он получил образование и наставление в заповедях Господних, скоро и тщательно изучив Священное Писание, которое всегда приводит к Богу. С юных лет святой возлюбил Христа и отрекся от мира; рано оставил он родительский дом, роздал свое имущество нищим, сиротам и вдовицам и, отказавшись от всякой житейской суеты, поселился на вершине горы, где и пребывал в молчании; с ним было два ученика Агапий и Тимофей; блаженный молчальник удостоен был сана пресвитерского и благоговейно чтил почивавшую на нем благодать священства. Когда же упорные и кровожадные язычники вознамерились предать его начальнику области, Святой вместе с учениками оставил Рим, и удалился в Сицилию, где и прожил один год. Здесь он, по благодати Божьей, многих просветил и привел к разумению Христовой истины.
"Не может город укрыться стоя поверх горы" (Мф.4:14), и о блаженном Вавиле известно стало начальнику Сицилии; тот приказал схватить святого с обоими учениками. Услышав, с какою смелостью исповедовал Христа доблестный его служитель, начальник подвергнул его, вместе с учениками, бичеванию и другим истязаниям; обагренных кровью святых мучеников водили по городам Сицилии, всячески бесчеловечно издаваясь над ними; этим мучитель хотел и устрашить граждан, и утолить собственную ярость. Святые же страстотерпцы укреплялись в силах, созерцая вечные будущие блага. Наконец, палачи закололи блаженных мучеников мечами, и тела их бросили в огонь; но пламя не коснулось священных останков, некоторые из верующих взяли их и предали честному погребению на том же острове Сицилии.
Преподобномученик Кадок Лланкарванский, Валлийский (Cadoс, Cadocus, Cadog, Cadvaci, Cadvael, Cathmael, Cattwg Docus, Catrwg Ddoeth)
Родился около 497 года в Монмутшире. По преданию, он был старшим сыном преподобного Гундлия и преподобной Гладис - короля и королевы Уэльса, впоследствии принявших монашество. Его родственником был преподобный Петрок, а монашескому деланию юноша обучался у преподобного отшельника Татиу (Татана).
Будущий святой отказался от претензий на трон и решил посвятить жизнь служению Богу. Он много проповедовал в Уэльсе и позднее основал церковь и монастырь в Лланкарване (518) на территории нынешнего графства Вейл-Оф-Гламорган, став его первым игуменом. Преподобномученика по праву считают одним из отцов-основателей монашества на юге Уэльса. Название Лланкарван в переводе с валлийского означает «церковь оленей». Предание гласит, что во время постройки обители два ручных оленя, запряженных в повозку, помогали святому. По некоторым сведениям, в обители Лланкарван в одно время подвизалось до тысячи насельников. Монастырю подчинялись несколько маленьких обителей и скитов. Он стал не только одним из известнейших в Уэльсе монашеских обителей, но и центром науки. Святой Кадок учредил в Лланкарване семинарию, выпустившую из своих стен много ученых и будущих святых. Земли южного Уэльса до прихода в эти края святого Кадока представляли собой бесплодный болотистый район. Преподобный с учениками осушили топи и обработали землю, сделав ее плодородной. Благодаря многолетним трудам настоятеля и братии этот некогда непригодный для жизни край превратился в один из самых красивых и процветающих уголков южного Уэльса. Кроме церкви, монашеских корпусов и семинарии, в обители была и своя больница.
Преподобный Иллтид, в будущем сам основавший знаменитую обитель и семинарию в Ллантвит-Мейджор, начинал монашеский путь в монастыре Лланкарван.
По приглашению святого Кадока в монастырь приехал преподобный Гильда Премудрый. В течение года он преподавал в семинарии и переписал экземпляр Евангелия, долгое время хранившийся в монастырской церкви. Валлийцы столь высоко ценили это Евангелие, что в торжественных случаях присягу приносили именно на нем.
На протяжении семи лет святой Кадок вел отшельническую жизнь на островке Флатхольм в Бристольском заливе, в то время как его друг - святой Гильда жил отшельником на расположенном недалеко острове Стипхольм. Друзья-отшельники время от времени сходились вместе для совместной молитвы.
В течение жизни святой Кадок посетил многие ирландские обители, а около 562 года совершил паломничества в Святую Землю и в Рим. Из Иерусалима преподобный привез в родной монастырь несколько предназначенных для алтаря камней, которые он приложенных ко Гробу Господню.
Позднее святой Кадок (возможно, вместе со святым Гильдой) вел отшельническую жизнь на уединенном острове близ побережья Бретани, около города Ванн.
Возвращение Кадока на Британские острова совпало с ее саксонской оккупацией. По преданию, около 580 года преподобного убил один из захватчиков-язычников в районе Уидона (первоначальное название - Беневентум) в Нортгемтоншире.
Некоторые полагают, что святой Кадок мог быть посвящен в епископы, однако точного подтверждения этой версии нет.
По свидетельствам современников, преподобный Кадок отличался выдающимся умом, поэтому современники его называли "Кадок Мудрый". Позднее даже были составлены сборники изречений святого. Его часто изображают с копьем и короной возле ног, иногда вместе с оленем, мышью или свиньей.
Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский).
(Святители Великопермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона)
Третий епископ новопросвещенного зырянского народа. Был возведен на Пермскую кафедру после 1416 г. Неусыпно заботился об укреплении веры Христовой среди новообращенных зырян. Во время одной из поездок по своей епархии, святитель Герасим был задушен язычником из племени вогуличей. Мученическая кончина его последовала 24 апреля около 1447 г. Святой епископ Герасим был погребен в Благовещенском соборе г. Усть-Выми. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.
Святители Герасим, Питирим, Иона были епископами Велико-пермскими и Устьвымскими. Святой Герасим - третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. С великой ревностью он заботился о своей пастве, страдавшей от непрестанных набегов новгородцев и язычников-вогулов. Он безбоязненно входил в станы вогулов, убеждая их прекратить грабить беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из таких поездок скончался мученической смертью - был убит (по преданию - задушен омофором) своим слугой-вогулом в 1441 году. Погребен был в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска, на реке Вычегде (память 24 января). Преемником святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ Питирим, так же как и его предшественники, стал заступником своих пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей и поучая в домах, храмах, на открытых местах.
Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев предводителя вогулов - Асыки, который убил святителя на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.
После святителя Питирима на Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих училищах.
Преставился святитель Иона 6 июня 1470 года. Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в Благовещенском храме в Усть-Выми (в Вологодской области).
(Михаило-Архангельский мужской монастырь, Усть-Вымь, Слева от Стефановской церкви - Благовещенская церковь (1734-46), фото 1900 года. Утрачена в 30-80-х гг. XX в.)
Общая память святителей является признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.
Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), был третьим епископом новопросвещенного зырянского народа и достойным последователем святителя Стефана, просветителя Пермского. Будучи возведен на пермскую кафедру после 1416 года, он был участником Соборов: 1438 года, осудившего унию и митрополита Исидора, и 1441 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских пастырей. Святитель неусыпно заботился о своей неустроенной пастве, страдавшей от набегов новгородцев, в особенности же, от язычников-вогулов, безбоязненно являясь в их станы и убеждая прекратить грабежи селений беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из поездок по Пермской земле в 1441 году был убит (по преданию, задушен омофором) слугой-вогулом. Погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии - Благовещенская церковь села Усть-Выми, расположенного к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. Празднование памяти его установлено в 1607 году. 29 января трем святителям Пермским - Герасиму, Питириму и Ионе - творится общая память.
(Село Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского, в наши дни монастырь восстанавливается)
Тропарь святителя Герасима, святителя Великопермского, Устьвымского
глас 3
Божественныя веры проповеданием землю Зырянскую озарил еси и ко Христу люди многия привел еси. Возопиет еже с тобою и Авель ко Господу и Захариина кровь праведная, отче Герасиме, моли Христа Бога пастве твоей и всем, любовию память твою совершающим, даровати велию милость.
Кондак святителя Герасима, святителя Великопермского, Устьвымского
глас 8
Яко священника превелика и апостолов и мучеников совесельника, Церковь Русская почитает тя, святителю Герасиме. Сию твоими мо¬литвами соблюдай, блаженне, непобедиму, и необуреваему, и несквер¬ну, и всем нам испроси у Бога мир и велию милость.
Преподобный Македоний Сирийский
(Ксения Миласская, прп. Македоний Сирийский пустынник, прп. Вавила, сщмч., Агапий и Тимофей, прмч. Сицилийские)
В начале своего подвижнического пути он вел жизнь странника, скитаясь по горам Финикии, Киликии и Сирии 25 лет, а затем обрел убежище в глубоком рве и жил под открытым небом в Сирийской пустыне, избегая славы человеческой, так как к нему приходило множество людей, ища духовной помощи и наставлений. Лишь в старости он уступил просьбам людей и стал жить в устроенной для него тесной келлии. Во время продолжительной жизни святой Македоний питался одним ячменем, истолченным и смоченным водой, за что и прозван "критофагом" (греч. крифи - ячмень и фагоме - есть) и, только когда почувствовал упадок сил, стал употреблять в пищу немного хлеба. За подвижническую жизнь он удостоился от Господа дара изгонять бесов и исцелять больных. Скончался преподобный около 420 года, достигнув 70-летнего возраста.
Мученик Иоанн Казанский.
Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в городе Казани 24 января 1529 года. В княжение великого князя Василия Ивановича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и уведены в Казань. В числе их был и богобоязненный Иоанн. При разделе пленников он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился, оставаясь без сна, терпеливо перенося обиды и насмешки. Хозяин решил сделать своего невольника поклонником Магомета, но Иоанн твердо объявил, что исповедует Господом Богом Иисуса Христа. Зимой татары привели его на русское кладбище, смертельно изранили мечами и связанного бросили на снег. Очнувшись ночью, святой Иоанн добрался до двора живущих в Казани русских, просил позвать священника, причастился Святых Тайн, всю ночь молился, а наутро скончался.
Тропарь мученика Иоанна Казанского
глас 2
Страстотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.
Кондак мученика Иоанна Казанского
глас 2
Звезда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.
Святитель Фелициан Италийский, епископ
(Реликварий святого Фелициана, епископа Фолиньо. XVIII в.)
Память 24 января, 20 марта - перенесение мощей
Фелициан был четвёртым епископом в Фолиньо (Foligno), что в Италии. Он, ученик папы Римского Елевферия, одно время был единственным епископом в Северной Италии. Фелициан получил паллиум от папы Римского Виктора I в знак своего служения, и был первым епископом, удостоившимся этой чести. Известен тем, что рукоположил во священника св. Валентина Тернийского (Valentin of Terni).
После пятидесяти лет епископского служения он был схвачен и подвергнут пыткам. От тяжести побоев Фелициан скончался по дороге в Рим к месту казни. Добрая женщина по имени Мессалина, посещавшая его в тюрьме и обратившаяся ко Господу, также была умучена.
На месте его кончины была построена часовня, впоследствии заменённая на церковь. 4 октября 970 года мощи святого были перенесены в Мец. Часть мощей была перенесена в Минден (Германия). Мощи были возвращены в Фолиньо в 1673 и 1674 годах.
Имеется пассия, составленная в VI веке, согласно которой он был умучен при Декии.
Святитель Филон Чудотворец, епископ Карпасийский
Был диаконом Римской Церкви и славился замечательными проповедями. Однажды тяжело заболела сестра императоров Аркадия и Гонория. Она услышала о чудесах, совершаемых святителем Епифанием, и отправила Филона за ним на Кипр. По божественному откровению святой Епифаний в 401 году посвятил Филона во епископа Карпасии Кипрской и возложил на него пастырское попечение о епархии Констанции, а сам надолго отправился в Рим и Константинополь.
Святитель Филон скончался мирно в V столетии.
Ему приписывают комментарий на Пятикнижие Моисеево и толкование "Песни Песней".
Преподобный Лупицин Липидиакский, затворник
В зрелом возрасте он отправился в городок Бебр (Bèbre), позднее называвшийся Липидиако. Там он нашел старые стены, в которых он скрылся от человеческого взора, оставив лишь маленькое окошко, чтобы получать немного хлеба. Там он пел псалмы день и ночь, подвергая своё тело тяжёлым испытаниям. Он носил на своей голове в течение всего дня большой камень, который два человека едва могли поднять, и ходил с ним по своей келье, воспевая Бога. Ночью, дабы не заснуть, он помещал под своим подбородком палку, с которой ходил, укрепив на ней пару острых шипов. В конце его жизни, когда тяжесть камня надорвала его грудь, у него пошла горлом кровь, следы которой остались во многих местах его кельи.
Ночью, приближаясь к его келье, люди слышали, как многочисленный хор поёт псалмы. Своим единственным прикосновением или крестным знамением он исцелял больных.
Он предсказал свою кончину, и три дня спустя скончался. Люди обливались слезами, одни целовали его ноги, другие брали его одежду, третьи забирали камни, окроплённые его кровью.
После его смерти возник спор между народом и женщиной из посёлка Трезей (Trézelle, Transaliciensis), которая кормила святого, а по его кончине омыла и облачила его тело. Она намеревалась перенести его тело к себе, в то время как местные жители хотели похоронить его в Липидиако. Эта женщина оказалась сильнее и обратила крестьян из Липидиако в бегство. Но святой продолжал прославлять чудесами в оба селения.
Жизнеописание св. Лупицина составлено св. Григорием Турским. Он встретился со священником Деодатом, старцем восьмидесяти лет, который подтвердил всё им написанное.
Мученик Николай (Цикура)
Николай Цикура был экономом архиерейского дома у епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского). 6 февраля 1918 года, во время ареста епископа, главарь отряда набросился на присутствующих, выстрелил из револьвера без всякого повода и снес череп стоявшему в стороне эконому. Сведения о зверском расстреле поступили в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь при Священном Соборе. Спустя более чем 80 лет, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, в августе 2000 года, мученик Николай был прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.