18 (31) января 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jan 30, 2019 22:00

Продолжение…

Святитель Максим (Бранкович), митрополит Белградско-Сремский, Валашский



В миру Георгий, он принадлежал к славному сербскому роду Бранковичей и был сыном святых - деспота сербского Стефана Слепого и деспотиссы преподобной Ангелины. Его родители бежали от преследований турок в Италию. После кончины отца, семья получила в надел от Венгерского короля Матвея Корвина земли Срема, ранее принадлежавшие прадеду Георгия Вуку Бранковичу и переселилась сюда в 1486 году.

Георгий сделался деспотом Срема. Он женился на Изабелле, итальянской родственнице венгерской королевы Беатрисы, однако их брак распался "из-за различия в вере". Тогда, около 1497 года, Георгий сошел с престола в пользу младшего брата, святого деспота Иоанна. Сам же он принял монашество в Манасийском монастыре с именем Максим.

Притесняемый турками, он бежал в горные пределы Румынии, где был поставлен на вдовствующую Валашскую кафедру. Здесь архиепископ Максим примирил соперничавших воевод Радула и Богдана, отведя опасность войны между ними.
К концу жизни он возвратился в Сербию и с 1513 года стал митрополитом Белградско-Сремским. Вместе со своей преподобной матерью он основал монастырь в Крушедоле. Проведя жизнь в духовном подвиге, святитель преставился 18 января 1516 года и был похоронен в церкви Крушедольского монастыря рядом со святыми отцом и братом. В житии святителя Максима говорится, что еще при жизни от его руки распространялось благоухание. Часть его нетленных и чудотворных мощей и поныне пребывает в Крушедольском монастыре.



(Крушедольский монастырь, Сербия, усыпальница семьи Бранковичей)

В записях XVII века святитель Максим называется сербским чудотворцем, и почитание его началось довольно рано не только в Сербии, но и в России.

Преподобный Ефрем Мцире (Малый), Каричисдзе, Грузин, Философ (груз. ეფრემ მცირე), игумен Кастанского монастыря на Черной Горе (близ Антиохии, Сирия), грузинский церковный писатель, богослов, переводчик



Получив блестящее философское образование, которое соответствовало стандартам литературно-научной среды Константинополя XI века, святой Ефрем в 1091 году стал игуменом грузинского Кастанского монастыря на Черной Горе близ Антиохии Сирийской. Там он начал свою деятельность переводчика греческих отцов церкви и философских текстов на грузинский язык и заложил теоретические основы перевода.
Стремясь составить наиболее полное собрание богослужебной и духовной литературы на грузинском языке, Ефрем Философ переводил сочинения практически всех жанров духовной литературы, в том числе и комментарии на них византийских авторов. Он придерживался схоластического подхода к литературе и классическому образованию как к дисциплинам, обслуживающим богословие. Внес важный вклад в подготовку грузинской церковной литературы, формирование ее философских концепций.

Ефрем Мцире является автором сочинений "Сообщения о причинах обращения Картли", в котором с целью обосновать правомерность автокефалии Грузинской Церкви собраны сведения из греч. источников, "Краткое воспоминание о Симеоне Логофете". Литературной школе Ефрема Мцире принадлежит трактат о греческом артикле, где сопоставлялись грузинские и греческие языки и был введен ряд грамматических терминов.

Прп. Ефрем является основателем т. н. эллинофильства, которое ориентировало грузинскую культуру (и литературу в частности) на византийскую. Эллинофильская направленность его творчества получила развитие в трудах прп. Арсения Икалтойского, прп. Иоанна Петрици, других представителей гелатской литературно-богословской школы.

Почил в мире около 1101 года.

Преподобный Алексий (Шушания), Теклатский, иеромонах



Родился 23 сентября 1852 года в селе Нокалакеви Сенакского уезда, в семье глубоко верующих христиан.
Отец Алексия скончался в 1868 году. Перед смертью благословив сына, завешал ему заботиться о семье. Будущему иеромонаху в ту пору было всего шестнадцать лет.

В тот же год Алексий отправился в Иерусалим, поклониться святыням, а затем прибыл в Константинополь к дяде, Исламу Шушания, купцу, который был глубоко верующим и, к тому же высокообразованным мужем.
Во время пребывания у дяди Алексий обучился торговому делу и это ему настолько понравилось, что решил серьезно заняться торговлей. Но Божье предопределение указало ему другой путь: любовь к Богу призывала его к духовной жизни.

По зову сердца Алексий взял у дяди икону святого Иоанна Крестителя, уединился в своей комнате, усердно молясь Богу, дабы Господь наставил его на истинный путь. Во время напряжённой молитвы у Алексия началась сильная внутренняя брань: с одной стороны, его привлекали прелести мирской жизни, со всеми земными соблазнами, а с другой стороны, какая-то невидимая сила призывала к святой и возвышенной жизни. В такой брани и размышлениях прошло несколько часов. Измученный сомнениями, Алексий вопросил: "Что мне делать с отцовским завещанием, он же мне поручил семью, как быть с моими обязанностями?" Невидимый Наставник ответил: "Кто займётся твоими делами, если ты умрёшь?" "Бог!" - ответил Алексий. Опять послышался голос: "Тогда и ты умри для временной жизни ради Господа и доверь Богу все твои дела и он Сам всё устроит". Услышанное Алексий воспринял как Глас Божий и с той минуты неотступно следовал ему. Алексий удивительно преобразился: месяцами он не выходил из своей комнаты, читал духовные книги и держал строжайший пост.

Видя такое поведение Алексия, Ислам Шушания решил оставить Константинополь и вместе с ним вернуться в Грузию.
Прибыв домой, Алексий объявил семье, что дал обет постричься в монахи. Мать возблагодарила Господа и благословила сына.
Алексий направился в Теклатский женский монастырь, снял мирскую одежду и двадцати лет отроду приступил к иноческой жизни. С этого дня он начал строгий аскетический образ жизни, ходил по деревням, ухаживал за больными чахоткой, холерой и разными тяжелыми заболеваниями, хоронил заразных беспризорных покойных. Так прошли несколько лет. Некоторое время Алексий юродствовал. Он был искусным проповедником Слова Божия. Его жизнь и деятельность были добрым примером для многих.
Под влиянием его проповедей монашеский постриг приняли мать - Елена, младшая сестра Саломия и брат - Виссарион. Виссарион посетил Иерусалим и некоторое время подвизался там. А затем вернулся на родину, был посвящён в иеромонаха в Мартвильском монастыре, облекся в схиму и вскоре преставился.
Сам Алексий некоторое время подвизался на Афонской Горе и переписал множество духовных книг. Возвратившись с Афона, он отправился в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святыням, затем вернулся в Грузию и приступил к своим обычным подвигам.



(Преподобный Алексий Шушания с семьей - матерью монахиней Еленой, сестрами монахинями Евгенией и Саломе, братом иеромонахом Виссарионом)

В 1885 году Алексий обосновался в Гелатском монастыре. В 1886 году он был переведен в Хобский монастырь и хиротонисан в сан иеродиакона, а в 1888 году - иеромонаха. В 1890 году, тяжело заболев, иеромонах Алексий вместе со своей матерью-монахиней и сёстрами обосновался в Теклатском монастыре.
В 1891 году он начал строительство келий для монахов в горном селении Менджи (вблизи города Сенаки), на т. н. "Острове Архангелов". Собрав учеников в этой обители и наставив их должным образом, преподобный Алексий приступил к подвигу затворничества. Благодаря этому здоровье отца Алексия улучшилось настолько, что он смог служить литургию. Пожертвования он делил на три части: одну на свои личные нужды, вторую - для Церкви и гостей, а третью - для убогих и нищих. Когда строгий аскетический образ жизни истощил его телесные силы, около 1915 года он распустил своих учеников и стал общаться только со своими двоюродными сёстрами - схимонахинями Фавстой и Акепсимой.

В келье у преподобного Алексия был крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на спину. Это, как он сам объяснял, напоминало ему путь Христа на Голгофу. К посетителям он выходил только по субботам и воскресеньям. Несмотря на строгую и аскетическую жизнь и подвиги затворника, Алексий душой был удивительно близок с народом и любим многими за духовное тепло изходившее от него.



Преподобный Алексий преставился 18 января 1923 года. После смерти, в течение сорока дней он еженощно являлся схимнице Фавсте, оставшейся вместе со своей сестрой Акепсимой в обители, и укреплял её духом перед грядущими испытаниями.
Страшась ожидаемого разгрома обители властями, преследующими Православную Церковь и её служителей, старца похоронили в Теклатском женском монастыре.
По благословению митрополита Батумско-Шемокмедского и Чкондидского Ефрема, схимонахиня Акепсима и игумения Фавста перенесли нетленные мощи святого Алексия из Теклатского монастыря в обитель "Острова Архангелов" и 8 января 1960 года погребли их у восточной стены храма.

Канонизация преподобного Алексия Грузинской Православной Церковью состоялась 18 сентября 1995 года.

Преподобный Ниннид Инисмаксэнтский (Ninnid), игумен, епископ

Внук короля Лаоира (Laoire), он родился в Донегале и с раннего возраста выказал склонность к духовным делам. Поэтому Ниннид был послан в Клонард, получить образование под началом преподобного Финниана. Среди его соучеников были святые Киаран Клонмакнойский, Молэз Девенишский (Molaise of Devenish) и Айдан Фернский (Aidan of Ferns). Их соединяла близкая дружба, впоследствии Киаран навещал Ниннида в 534 году.

После окончания учебы, Ниннид отправился с проповедью по южному берегу Лох Эрн, устроив свое жилище на строве Инисмаксэнт (Inismacsaint, изначально Inis-maige-samh, "остров щавелевой равнины") около 532 года. Вероятно святой проповедовал Евангелие по всей окрестности плавая по побережью на выдолбленой лодке и сходя время от времени в прибрежные деревни. Его именем названы прогалина где он вероятно устроил небольшую церковь (Glenwinney, "прогалина Ниннида"), холм около Роскора где святой молился (Ninnidh's Hill, "холм Ниннида") и колодец рядом с ним (Ninnidh's Well, "колодец Ниннида"). Великим Постом Ниннид удалялся на остров Нокнинни (Knockninny), также названный в его честь.

Преподобный Ниннид был епископом над областью от предместий Дерригоннелли (Derrygonnelly) до Бундорана (Bundoran). В Инисмаксэнт вырос монастырь, где святой Ниннид был игуменом и учителем молодых монахов. Предание сохранило день его кончины - 18 января, когда совершается его память, - но год остается неизвестным.

Почитание

Неизвестно, кто наследовал Нинниду после его кончины, но его монастырь существовал вплоть до 718 года, когда был убит монастырский игумен Фианнамэл (Fiannamail). Набеги викингов IX и X веков, вероятно, уничтожили обитель.

Местно почитание святого столетиями связывалось с колоколом Ниннида. По преданию, он был изготовлен для святого и подарен ему Сенахом Деррибрускским (Senach of Derrybrusk). Колокол пребывал на Инисмаксэнтском острове вплоть до роспуска и экспроприации монастырей, последовавшей здесь в XVII веке. После этого он хранился в музее замка Калдвелл, а теперь - в национальном Шотландском музее в Эдинбурге. Народ так чтил этот колокол, что еще в XIX веке его приносили сюда для принятия клятв.

Священномученик Михаил Каргополов, пресвитер



Память 18 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

До принятия сана был офицером казачьих войск.
Служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии.
31 января 1919 года был арестован отрядом красноармейцев под командованием Щетинкина. Священника посадили на заднюю подводу, а на переднюю сели арестовавшие его красноармейцы. Отъехав немногим более кило¬метра от села, они остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попыта¬лись силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили.

17 марта того же года в Благовещенской церкви города Красноярска епархиальным архиереем в сослужении многочисленного духовенства было совершено торжественное отпевание священника. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью.



Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Фильм о священномученике Михаиле Каргополове можно посмотреть тут:

image Click to view



Священномученик Владимир Зубкович, пресвитер



Священномученик Владимир родился 26 марта 1863 года в деревне Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье местного священника Гавриила Зубковича. Образование он получил первоначально в Минском Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии, которую окончил в июне 1885 года с перворазрядным аттестатом и званием студента. Некоторое время он служил псаломщиком на приходах Минской епархии. 3 июля 1888 года состоялась его священническая хиротония с назначением в Никольскую церковь Минского уезда. 23 декабря того же года он был переведен согласно прошению вторым священником на отцовский приход в Смолевичи. Вскоре отца Владимира постигло горе - умерла жена. Не успев завести детей, он после смерти своей супруги остался одиноким вдовцом. Но отец Владимир не впал в уныние. Он смиренно принял волю Божию и всецело предался служению Церкви.

16 августа 1907 года отец Владимир был назначен в Минск на должность помощника инспектора Минской Духовной Семинарии. Служа в семинарии, он состоял членом семинарского Кирилло-Мефодиевского братства, оказывавшего материальную помощь малоимущим воспитанникам. Кроме того, он некоторое время исполнял обязанность казначея Минского отдела Императорского Палестинского Общества. Так же священник сотрудничал с Минским церковным историческо-археологическим музеем.
В июле 1915 года отец Владимир по собственному прошению уволился из духовно-учебной службы . Но в июне 1916 года определением Св. Синода он был назначен на должность помощника инспектора Тамбовской Духовной Семинарии, где прослужил до самого ее закрытия большевистскими властями. Оказавшись не у дел, отец Владимир вернулся на свой родной приход в Смолевичи.



(Смолевичи церковь святого Николая - современное здание)

Смолевичах отец Владимир встретил тяжелые испытания, звавшие его на подвиг исповедничества. В 30-ые годы его неоднократно вызывали в НКВД, где требовали отречения от сана священнослужителя и глумились, стараясь спровоцировать какой-нибудь инцидент. Однако отец Владимир мужественно и терпеливо переносил всё. Даже когда в 1935 году власти закрыли Смолевичскую церковь, он, несмотря на угрозы, тайно совершал крещение детей. 29 декабря 1937 года отца Владимира арестовали, обвинив в принадлежности к так называемой «шпионской контрреволюционной повстанческой организации», которую будто бы возглавлял епископ Бобруйский Филарет (Раменский), что было совершенной ложью. С Владыкой Филаретом отец Владимир вместе служил до революции в Минской Духовной Семинарии. В 1924 году епископ Филарет приезжал к нему на приход. Встречались они и позже, но, конечно, ни в каких контрреволюционных организациях не состояли. Во время допросов отец Владимир совестью своей ни в чем не покривил, мужественно претерпев все испытания.

По приговору Особой тройки НКВД 74-летний священник был расстрелян в Минске 31 января 1938 года.
12 декабря 1999 года протоиерей Владимир Зубкович был прославлен в лике местночтимых святых - 23-х новомучеников Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году - в лике новомучеников и исповедников Российских XX века.

Священномученик Сергий Лебедев, пресвитер



Священномученик Сергий родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии. В 1910 году Сергей окончил Донское духовное училище, а в 1916 году - Московскую Духовную семинарию. Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года. В 1920 году Сергей Петрович был рукоположен во священник. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 году отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын. В 1929 году хозяйство отца Сергия было записано как кулацкое и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 году в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 года и в начале января 1938 года он вызывал к себе нескольких свидетелей. Протоколы с показаниями у него были написаны заранее, и требовалось не только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело священник уже составлено и только требуется всего лишь дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали не читая свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоз и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовет в Алтуфьеве.



(Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве - Лианозово)

Отец Сергий Лебедев был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течении двух дней беспрерывно.

Выяснив у отца Сергия, что его брат арестовывался в 1930 году, следователь сказал:

- Вам известно, что ваш брат был судим за совершение террористического акта над председателем сельсовета села Виноградово, а также известно, что соучастники его дела 1930 года в 1937 году вновь были арестованы и осуждены. Что вы скажете теперь?
- Об этих фактах я слышал, но утверждать не могу, - ответил священник.
- Следствие располагает данными, что вы проживая в зоне специального обслуживания, часто посещали запретную зону. Для какой цели вы посещали запретную зону?
- В запретной зоне я никогда не был. Я совершал прогулки по лесу, поскольку мне это рекомендовали врачи. Никаких других целей я не преследовал.
- Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет выступали с контрреволюционной клеветой на политику Советского Союза. Что вы скажете по данному вопросу?
- Контрреволюционных выступлений с моей стороны не было.
- Намерены ли вы давать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности? - задал следователь священнику последний вопрос.
- Никакой контрреволюционной деятельности никогда и нигде не вел - ответил отец Сергий.

На этом следствие было закончено. 26 января 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Сергий Лебедев был расстрелян 31 января 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В августе 1938 года некоторые из сотрудников Мытищинского отделения НКВД были арестованы по обвинению в практиковавшихся ими незаконных методах следствия. При аресте оперуполномоченный, ведший следствие по делу отца Сергия, покончил жизнь самоубийством, застрелившись.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Священномученик Николай Красовский, пресвитер



Память 18 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.

Родился 7 мая 1876 года в селе Воинова Гора Московской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и до 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села. В связи с началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в село Городищи.

В 1922 году храм в селе Городищи был закрыт и превращён в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был из школы уволен.
В 1924 году был рукоположен в сан диакона (целибатом). к Успенскому храму в селе Воинова Гора. Священником в храме служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 году он тяжело заболел и вскоре скончался. Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм отца Николая Поспелова (муж сестры о. Николая), но власти по совету обновленцев отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм.

Диакон Николай, несмотря на угрозы заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался служить с обновленцами и был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново, где служил благочинный церквей Орехово-Зуевского района протоиерей Василий Максимов.
В 1932 году был рукоположен в сан священника к той же церкви.

В 1936 году был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района.
Священник Николай Красовский жил один, проводя от дней юности целомудренную жизнь. Это был инок без пострига, исполнявший монашеские правила без внешних обетов. Он с особенным усердием прилежал к молитвенным трудам, украшая свою душу в посте и бдении, любовью к людям, состраданием к бедствующим и нуждающимся, поспешением в оказании благодеяний. В это время множество людей были лишены властями средств к существованию, так как им не выдавались хлебные карточки. Многим из них отец Николай оказывал помощь.



(Церковь Никиты Мученика - Дровосеки - Орехово-Зуевский район - Московская область)

18 января 1938 года отец Николай отслужил всенощную под Богоявление и в ту же ночь был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве.

- Обвиняемый Красовский, следствие располагает данными о том, что вы среди населения и верующих проводили антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий советской власти. Вы признаете это? - спросил следователь.
- Нет, этого я не признаю, - ответил священник.
- Вы показываете неправду. Следствию известно о том, что вы летом 1937 года агитировали против новой конституции, распространяя о ней клевету.
- Нет, этого я также не признаю.
- Вы опять показываете неправду. В июне 1937 года вы распространяли клевету о колхозах, о якобы плохой жизни в колхозах.
- Этого я также не признаю.
- Следствию также известно, что вы вели повстанческую агитацию среди жителей села Воинова Гора. Признаете ли вы это?
- Этого также не было. И вообще никакой антисоветской агитации я не вёл, - ответил священник.

На этом допросы были закончены, а через день и само следствие.
26 января Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".



(Священник Николай Красовский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год)

31 января 1938 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.

Молитва

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Николае, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии, и , яко отца чадолюбиваго просим: всели в сердца наша любовь, еюже к Богу и ближним твоим при жизни земней преисполнен был еси, яко и душу твою положил еси, мученически пострадав. Научи нас, отче Николае, подражати тебе верно, Бога и ближних наших любити искренне и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы с тобою чада Божия, не по имени токмо, но и самим делом и всем житием нашим.
Призри благоутробно на всякую душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую. Буди всем нам в болезнех - целитель, в скорбех - утешитель, в печалех - избавитель, в бедах - помощник, в час смертный - покровитель, да помощию молитв твоих святых сподобимся и мы грешнии спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати.
Ей, страстотерпче Христов, не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам многомощное заступленине, да хвалим, славим и величаем человеколюбие дивнаго со святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Священномученик Евгений Исадский, пресвитер

Память 18 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского.
Окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо (или Малиево) Егорьевского уезда (ныне Коломенский район).



(Церковь Петра и Павла - Маливо - Коломенский район - Московская область, разрушен, на его месте установлен Поклонный Крест)

В 1929 году перед престольным праздником (12 июля) сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило и дело ограничилось слухами.

15 июля того же года иерей Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. Но, придя домой, в тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.

По селу стали расползаться слухи, что церковь закрыли насовсем. И мало-помалу среди жителей села созрело убеждение созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.

Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму. На допросе он изложил весь ход событий в селе, совершенно не подозревая, что это будет иметь для него серьёзные последствия. Заканчивая показания, священник добавил, что не знает, кто был инициатором созыва собрания 18 июля.

Все вызванные свидетели, знавшие своего пастыря уже почти тридцать лет, вполне объективно изложили историю. Обнаружилась полная невиновность священника. Но одна из женщин, привлеченная вместе с отцом Евгением к ответственности, известная своей невоздержанностью в употреблении спиртных напитков и невыдержанностью в поведении, ради смягчения своей участи дала показания против батюшки. Но всё же отец Евгений не признал себя виновным в организации выступления верующих против закрытия церкви.

14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация уже закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте.

Скончался 31 января 1930 года в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей, и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2006 года для общецерковного почитания.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Сербия, Православие

Previous post Next post
Up