Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост.
Апостола и евангелиста Матфея (60).
Свт. Фулвиана (в крещении Матфея) Эфиопского, епископа (I); прмч. Филумена Святогробца (Хасаписа), архимандрита (1979); прп. Отмара Швейцарского, игум. (759; Зап.); сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326); свт. Евхария, еп. Лионского (ок. 449; Галл.); прп. Сергия, игум. Малопинежского (1585).
Сщмч. Феодора Колерова, пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова, Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева, Михаила Абрамова, пресвитеров, прмч. Пантелеимона (Аржаных), игумена (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938); сщмч. Иннокентия (Тихонова), архиеп. Винницкого (1937; Укр.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол Матфей (Левий)
(икона монастыря св. Герасима, Лутраки, Греция)
Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым.
Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
(Призвание апостола Матфея, 1524 г. Ян Сандерс Ван Хемесен)
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими.
Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).
Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном. но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.
Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Святитель Фулвиан (в крещении Матфей) Эфиопский, епископ
Фулвиан был языческим правителей ефиопской страны, в которой проповедовал апостол Матфей. Фулвиан преследовал апостола и умучил его, но затем раскаялся и был крещен с именем Матфей. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей много потрудился в проповеди Слова Божия.
Преподобномученик Филумен Святогробец (Хасапис), архимандрит
Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года.
Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой. Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме.
Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей.
В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы - удивительной обители, в которой по сей день нет электричества.
В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли - в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.
В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.
В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова - православная святыня уже многие сотни лет.
Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.
Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы - фанатики -сионисты - ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.
Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион.Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым.
Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г. Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе.
Мощи и почитание
30 ноября 1983 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Гроб его был с предосторожностями извлечен из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Останки отца Филумена были почти полностью нетленными. Они были обмыты, обернуты новым покровом и положены в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, где пребывали несколько месяцев, а затем были перезахоронены в новом гробе на сионском кладбище. 8 января 1985 года мощи святого Филумена были вновь извлечены из гроба и положены в раке в Троицком храме на Сионе.
(Рака с мощами священномученика Филумена)
Иерусалимская Церковь причислила Филумена Святогробца к лику святых- 11 сентября 2009 года.
5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».
Преподобный Отмар Галленский, Швейцарский
Не сохранилось достоверных сведений о месте и точной дате рождения святого Отмара. Считается, что он появился на свет около 690 года. Его родителями была знатная семья алеманнов.
Рано осиротевшего мальчика определили учиться в соборную школу Кура, после окончания которой его рукоположили в священники и назначили настоятелем церкви святого Флорина. Он показал себя как усердный служитель и слухи о его благочестивой жизни распространились широко по округе.
По ходатайству крупного собственника земли Вальтрама святого Отмара направили восстанавливать обитель, когда-то основанную святым Галлом. На месте обветшавших и полуразрушенных келий через некоторое время, благодаря усиленным трудам Отмара, возник общежительный монастырь, посвящённый святому Галлу (Санкт-Галленский монастырь).
В 719 году святой Отмар стал первым аббатом новой обители. Санкт-Галленский монастырь вернул себе славу древнего духовного христианского центра и алеманнская знать делала щедрые пожертвования в монастырскую собственность, включая всё новые участки земли. Таким образом, обновлённый монастырь стал крупным земельным собственником. Но главной была всё-таки духовная монашеская жизнь. Лично Отмар, как игумен, совершил 53 монашеских пострига.
Несмотря на почёт и уважением, оказываемые святому как простолюдинами, так и знатью, сам он вёл исключительно скромный образ жизни, щедро творил милостыню, построил богадельню и специальное отдельное помещение, в котором проживали прокаженные, а сам, по ночам, ухаживал за ними.
После покорения франками алеманнов, монастырь согласился принять покровительство Пипина Короткого и тем самым спасся от разорения. Однако богатство обители смущало окрестных землевладельцев, желавших прибрать собственность монахов к своим рукам. Зная об этом, святой Отмар в 759 году отправился искать защиты у короля франков, но по дороге был схвачен и оклеветан в развращении женщины. Он был приговорён к голодной смерти, но, благодаря ходатайству Гоцберта Эшенцского, казнь была заменена пожизненным заключением на рейнском острове Верд. Там он и скончался 16 ноября этого же года.
Через десять лет выяснилась его невиновность. В этом признался клеветник, некий монах Ламберт, разбитый параличём. Настала очередь с честью возвращать святые мощи в обитель.
(Монастырь Святого Галла (Санкт-Галленское аббатство), (нем. Fürstabtei St. Gallen) - бенедиктинский монастырь)
Почитание
Почитание святого распространилось после перенесения мощей в Санкт-Галлен. Уже в 830 году диакон Гоцберт составил первое житие святого, а 9 сентября 867 года епископом Констанцским Саломоном была произведена официальная канонизация преподобного Отмара. Мощи святого с тех пор покоятся в специально построенной паломнической церкви его имени. А над местом первого захоронения на острове Верд сооружена часовня. До сих пор паломничество к святому Отмару достаточно широко распространено в Южной Германии и Швейцарии.
Иконография
Святого Отмара принято изображать в священнических одеждах с епископским посохом в руке. Дополнительно он может держать в руке Евангелие, а в качестве специального предмета изображается фляга или бочонок с вином. Последний предмет связан с преданием, согласно которому монахи, отправившиеся переносить мощи святого Отмара с острова Верд в Санкт-Галленский монастырь, взяли с собой в дорогу ёмкость с вином. И в течение всего путешествия она оставалась полной, сколько бы из неё не пили.
Покровительство
Святой Отмар является покровителем приграничных районов Германии, Австрии и Швейцарии. Но более всего Швейцарии, поскольку именно с именем святого связано образование независимого государства. Во-первых, будто бы придворный астролог двора Габсбургов предсказал, что сражение в день накануне празднования святого Отмара принесёт победу австрийской армии, а (во-вторых) некий рыцарь Генрих Хюненберг послал в расположение швейцарцев стрелу, к которой была привязана записка с обозначением военного плана герцога Леопольда и добавлены слова: «Да защитит вас святой Отмар на Моргартене». Действительно, в битве при горе Моргартен в 1315 году победа досталась швейцарской армии.
Существует особое предание, согласно которому святой Отмар покровительствует больным детям, поэтому по старинному обычаю на мощах святого освящают детские одежды и затем больной носит их девять дней.
Священномученик Феодор Колеров, пресвитер, мученики Анания Бойков, Михаил Болдаков
Священномученик Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 году в селе Семеновском Тверской губернии в семье священника. Окончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника села Ключевого Тверской губернии.
(священномученик Федор Колеров)
В 1912 году он стал настоятелем в только что отстроенном Преображенском храме в городе Кимры Тверской губернии.
Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом; во всех трудных случаях люди шли к нему за советами. Всех своих прихожан он хорошо знал. Не отказывал в пастырской помощи и запойным пьяницам, беседовал с ними и многих молитвенной помощью отвращал от запоев.
Когда началась Первая Мировая война, священник и его жена, Анна Михайловна, возглавили в городе общество помощи фронту, шили для армии одежду и отправляли на фронт посылки. На Пасху и на великие праздники отец Феодор непременно обходил дома всех своих прихожан, обходил и после того, как советская власть стала это запрещать.
В 1922 году, когда советской властью было организовано обновленческое движение, до отца Феодора дошло известие, что в Москве собирается съезд духовенства. Отец Феодор, который всегда интересовался событиями церковной жизни, отправился в Москву, чтобы лично увидеть этот съезд. Однако на сам съезд отца Феодора не допустили, сказав, что будут допущены только члены группы «Живая Церковь». И священник, чтобы попасть на съезд, записался в эту группу. Но вскоре отец Феодор понял, что обновленцы ведут к гибели Русской Церкви и прервал всякие отношения с ними. В середине ноября отец Феодор снова написал епископу Петру, запрещение на богослужение было с него снято, и он снова стал служить в Преображенском храме.
В 1929 году власти прислали постановление о закрытии храма. На последней службе храм был полон молящимися. После службы отец Феодор зачитал распоряжение властей о закрытии храма. Он призвал верующих подчиниться этому распоряжению. Решение властей закрыть храм потрясло прихожан, и они не пожелали подчиниться. На следующий день, когда пришла комиссия описывать церковное имущество, ее встретила толпа и не допустила в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Иногда собиралась толпа до трехсот человек.
(Спасо- Преображенский собор города Кимры)
Отец Феодор не раз выходил к народу и просил отдать храм, иначе пострадают невиновные. Только через три дня люди начали расходиться. А отец Феодор, староста храма и некоторые активные прихожане были арестованы. Обвиняемых увезли в Тверскую тюрьму. Всего по этому делу было привлечено двадцать человек. Власти решили устроить открытый показательный суд. Однако никого из родственников на него не допустили.
Обвиняемые держались мужественно; виновными себя они не признали. 27 октября 1929 года был зачитан приговор: священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков, члены церковного совета Дмитриев и Закурин, а также Михаил Болдаков были приговорены к расстрелу.
(Мученик Михаил Болдаков)
(Мученик Ананий Байков)
Уже в утренних газетах 29 ноября было опубликовано, что священник Феодор Колеров, Анания Бойков и Михаил Болдаков расстреляны. Однако советская пресса поторопилась: отец Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой и сыном. Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что его скоро убьют, знал, что Господь примет его страдания и жертву, и уже как человек не от мира сего, положив руку на голову сына, он мирно беседовал со своей супругой Анной Михайловной. Когда свидание закончилось и стража отвела отца Феодора в камеру, он написал на обороте фотографии жены имена детей. И подписал: «До свидания общего».
А затем, когда стража пришла вести на расстрел, на первой странице бывшего с ним канонника он вывел: «29-го ноября, 11 часов ночи».
В 1996 году прот. Феодор Колеров канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Напротив Преображенского собора в Кимрах, на том месте, где некогда стоял дом отца Феодора, был установлен поклонный крест. Михаил Болдаков и Ананий Байков были канонизированы как местночтимые святые Тверской епархии в 1997 году.
В августе 2000 года причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания
Мученик Димитрий Спиридонов
Димитрий Спиридонович Спиридонов родился в 1871 году. Еще в Таврической духовной семинарии он выделялся среди товарищей замечательными способностями, дававшими основание его родителям возложить на него большие надежды, и, в известном смысле, он их оправдал. В семинарии он духовно сблизился с протоиереем Николаем Мезенцевым, и эти отношения со временем переросли в большую дружбу, сохранившуюся до их мученической кончины. Образование Димитрий Спиридонович продолжил на казенный счет в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил с успехом.
Во время учебы он регулярно помогал младшему брату Елеазару: высылал необходимые книги, давал советы, оказывал нравственную поддержку. Димитрий Спиридонович отличался большой религиозностью. Смирение и кротость его рождали ту изумительную, лишенную всякой мнительности деликатность, которой многие удивлялись. Он не позволял себе ни одного не то чтобы грубого или дерзкого поступка, но и слова, даже в тех случаях, когда очевидно требовалось прибегнуть к строгому внушению. Возвышенное состояние ума, погруженного в высокие предметы богословских наук, молитвенная устраненность от повседневных забот подвигли его продолжить научные занятия в Московском университете вольнослушателем.
По возвращении в Крым Димитрий Спиридонович преподавал в Таврической духовной семинарии. Его научная деятельность получила высокую оценку, и по рекомендации Арсения Ивановича Маркевича - выдающегося историка, этнографа, археолога и краеведа Крыма - 13 декабря 1907 года Спиридонов был принят в Таврическую ученую архивную комиссию, которая занималась вопросами истории и культуры. В ТУАК входили лучшие ученые и краеведы не только Крыма, но и других регионов империи. 28 ноября 1908 года Димитрий Спиридонович сделал блестящий доклад "К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского в Крыму".
С 1913-го по 1916 год он провел в Греции, занимаясь научной работой. В это время он познакомился и сблизился со многими греческими архиереями и университетскими профессорами. Впоследствии он вернулся в Крым и преподавал в Таврической духовной семинарии. В "Таврических епархиальных ведомостях" было опубликовано много его работ, посвященных различным вопросам церковной истории: "Древнехристианские мученики", "Новациан и его раскол", перевод с греческого текста священномученика Климента Римского "О девстве" и другие. В своих публикациях он продемонстрировал научную основательность, огромную эрудицию и блестящее знание предмета.
Примерно в это время Спиридонов венчался с Анисией Ивановной. Брак оказался счастливым, но детей у них так и не появилось.
С 1918-го по 1922 год Димитрий Спиридонович учительствовал в Евпатории, а с 1919 года был секретарем совета греческого общества и председателем церковной двадцатки греческого храма пророка Илии, в котором настоятелем был его брат иерей Елеазар. 6 августа 1922 года Димитрий Спиридонович был избран товарищем председателя ТУАК. К этому времени относятся его научные работы "Уроженцы северного побережья Черного моря в истории древнегреческой мысли" и "О мариупольских греках".
Потрясения революции и Гражданской войны заставили Спиридонова искать более удобное место для научных занятий. Желание оказаться вне политики для него было принципиальным, но так как это в советской России было уже невозможно, он в 1922 году предпринял неудачную попытку эмигрировать в Грецию. После официального отказа он переехал в Симферополь и стал преподавать в Таврическом университете, а также работал в ОХРИС.
При советизации Крыма в знак протеста и несогласия с тем, что происходит, он ушел с педагогической работы и устроился в краеведческий музей, где активно занялся научной работой. 19 мая 1928 года он напечатал "Заметки из истории эллинства в Крыму". Краеведение не было созвучным вошедшей во власть новой идеологии. 15 января 1931 года было проведено заключительное заседание ТУАК (к тому времени она была переименована в Таврическое общество истории, археологии и этнографии), на котором присутствовало 15 человек, в их числе был и Спиридонов. Его научный потенциал, очевидный всем, скоро привел его к должности заместителя директора музея, и Димитрий Спиридонович отвечал за всю научную работу. Непродолжительное время он был и директором музея. В эти годы Дмитрий Спиридонович вел обширную научную переписку с учеными различных университетов: с профессором Берлинского университета Адольфом Гарнаком, с профессором Кембриджского университета Илией Минсом, с профессором из США Александром Васильевым и многими другими. Несмотря на чрезвычайную кротость и, как думали некоторые, непрактичное смирение, Димитрий Спиридонович обладал большими и разнообразными научными связями как в СССР, так и за его пределами. О нем неизменно отзывались как о "культурнейшем и эрудированнейшем человеке, имеющем глубокую веру".
Но атмосфера в стране становилась удушающей даже для тех, кто переносил свою жизнь и все свое внимание по преимуществу в сферу духовных и научных интересов. Контроль за мыслью, внутренним миром человека становился тотальным. Как человек Церкви он не желал конфронтации с идейно чуждой ему властью и в 1934 году снова обратился в греческое посольство с официальным ходатайством о выезде из СССР. Свою просьбу он объяснял необходимостью продолжить научную работу по изучению народных говоров Мариупольского и Сталинского (Донецкого) округов, начатую им в 1926 году. В течение нескольких лет (до 1932 года) он ежегодно бывал в этих местах с научными целями и собирал необходимый материал. Теперь же он пытался объяснить советским чиновникам, что ему необходимо собрать местные говоры в Греции. Но, как и следовало ожидать, в просьбе ему отказали.
В эти годы Димитрий Спиридонович сосредоточил все свое внимание на молитве и ученых занятиях и только в них находил утешение и нравственное оправдание. Но и сейчас, когда его жизнь стала подобна монашеской, он не стал, несмотря на предложение, принимать священный сан. Эту уклончивость в принятии на себя ответственности нельзя было объяснить ни малодушием, ни страхом перед гонителями, могущими в любое время отнять не только свободу, но и саму жизнь. Напротив, по свидетельству очевидцев, Димитрий Спиридонович отличался мягкой решительностью и способностью без шумных заверений, незаметно для тех, кому это не надо, принять необходимое решение и оптимально его реализовать. Работая директором краеведческого музея, он не боялся принимать деятельное участие в церковной жизни. До самого ареста он оставался не только прихожанином, но и активным членом двадцатки симферопольского Свято-Троицкого храма. Настоятелем его в то время был протоиерей Митрофан Василькиоти, глубокий старец, который уже не мог без посторонней помощи выйти за пределы церковной ограды. Ему во всем помогал старый друг и духовный наставник Димитрия Спиридоновича священник Николай Мезенцев. Спиридонов неоднократно принимал участие в разрешении различных церковных проблем: когда местные атеисты снимали колокола, он в числе других писал греческому консулу, прося защиты; в 1934 году, когда церковь практически закрыли, благодаря его квалифицированному участию и бесстрашной позиции удалось использовать все возможные механизмы и отстоять единственный православный храм в городе.
(Свято-Троицкий женский монастырь Симферополь)
В начале января 1938 года особый сектор Крымского областного комитета ВКП(б) принял решение об ужесточении борьбы с религией.
20 января 1938 года Димитрий Спиридонович был арестован, а вместе с ним - вся церковная двадцатка. Примерно в это же время в Евпатории были арестованы около пятидесяти греков, имевших отношение к Ильинскому храму.
"Дело" против греков формировалось вокруг наиболее представительного члена церковной двадцатки Ильинского храма - Константина Ивановича Попандопуло, так как он был знаком с греческим консулом в Москве. Д.С.Спиридонов, К.И.Спиридонова, К.И.Попандопуло, И.П.Памбуков и еще 26 человек были обвинены по ст. 58, п. 6-10-11 УК РСФСР. В обвинительном заключении следователь Ханжин писал: "Произведенное расследование установило, что проходящие по данному делу лица являются участниками контрреволюционной греческо-националистической организации, существовавшей в городе Евпатории и ликвидированной в 1937 году.
Данная контрреволюционная организация была создана в 1922 году по заданию разведки Попандопуло К.И. Всего в состав контрреволюционной организации входил 51 человек <...>. Спиридонов Д.С. писал от всей контрреволюционной организации контрреволюционные клеветнические сведения о жизни в СССР, которые направлял в греческое консульство <...>, поддерживал связь с уже осужденным протоиереем Мезенцевым".
Решением тройки от 5 ноября 1938 года под председательством капитана Якушева и при участии секретаря Крым ОК ВКП(б) Сеит-Ягьева, младшего лейтенанта Г.Б.Малыхина Д.С.Спиридонов был приговорен к высшей мере наказания, несмотря на то, что он категорически отверг все обвинения и виновным себя не признал. Его расстреляли 29 ноября 1938 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе в 2000 г.
Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных), игумен
Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии и в крещении был наречен Павлом. В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл здесь послушником около семи лет, затем был пострижен в монашество. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послушание фельдшера в монастырской больнице.
В 1915 году отец Пантелеимон был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители безбожниками в 1918 году. Некоторое время он работал в образованном властями на территории монастыря племхозе и музее, а затем служил в храмах в Лихвине, Мещовске и Одоеве. В 1925 году он приехал в Козельск и стал служить в Никольской церкви.
В 1926 году епископ Малоярославецкий, викарий Калужской епархии Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) возвел иеромонаха Пантелеимона во игумена. 18 августа 1930 года в Козельске было арестовано сорок человек - монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
Отец Пантелеимон был приговорен к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Панетелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец. По окончании срока, в 1935 году он устроился псаломщиком в Введенском храме в Ельце. Здесь его застало беспощадное гонение 1937 года. Игумен Пантелеимон был арестован 16 сентября 1937 года и заключен в липецкую тюрьму. Виновным себя перед безбожной властью отец Пантелеимон не признал.
15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеимона к расстрелу. Игумен Пантелеимон (Аржаных) был расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
4 апреля 1989 года был реабилитирован Липецкой областной прокуратурой по 1937 году репрессий, 3 июня 1989 года реабилитирован и.о. прокурора Калужской области по 1930 году репрессий.
Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года.