Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Иерофея Афинского, епископа (I); Свтт. Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского (1595), память обретения мощей в 1595 году.
Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052); прпп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII-XIII); прп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); сщмчч. Гаия, Фавста, диаконов, Евсевия, епископа и Херимона, диакона (III); сщмч. Петра Капетолийского (III-IV); мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи и Проскудии (305-306); прп. Аммона (Аммуна) Нитрийского (ок. 350); прп. Павла Препростого (IV); мч. Давикта (Адавкта) и дщери его, Каллисфении (IV); прп. Иоанна (Лампадиста), Кипрского (X; Греч.); свт. Иоакима Корсунянина, еп. Новгородского (1030); св. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.); сщмч. Евдемона I, католикоса Грузинского (1642).
Сщмч. Димитрия Вознесенского, пресвитера (1918); сщмчч. Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева, Тихона Архангельского, пресвитеров, прмч. Василия (Цветкова), архимандрита (1937); исп. Хионии Архангельской (1945), присп. Варсонофия (Юрченко) архимандрита Херсонского (1954).
Собор Казанских святых; Собор Новгородских святителей.
Святые дня, молите Бога о нас!
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского
Это событие произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа.
Сам святитель Ермоген так описывает это событие: "Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае". Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.
В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: "Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие".В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.
Мощи хранились в соборе Спасо-Преображенского монастыря, а в 1630 году были перенесены в кафедральный Благовещенский собор.
В сентябре 1918 года, после закрытия Благовещенского собора, мощи перенесены в собор Казанского Богородицкого монастыря, а после его закрытия в 1929 году - в церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, где они находятся и сейчас в раке. В 2005 году часть мощей, тоже помещенная в раку, перенесена в реставрированный Благовещенский собор, а другая частица мощей была передана Иосифо-Волоцкому монастырю.
(церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище Казани)
В 1841 году при строительных работах по расширению кафедрального Благовещенского собора под правым Борисоглебским приделом была обнаружена маленькая келья, в которой святитель Гурий уединенно молился, упоминавшаяся в Житии святителей Гурия и Варсонофия: «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .
(келья святителя Гурия Казанского)
На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим святителем Гурием, минеральными красками, образ Христа-Спасителя. Над кельей в 1840-е гг. была выстроена часовня, она стала объектом паломничества. В советское время келья была завалена старой мебелью и практически забыта. В 1998 году при реконструкции собора келья была очищена, выяснилось, что образ Спаса сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен. Но с этого времени с каждым годом краски на рисунке проявляются все ярче.
Тропарь святителей Гурия и Варсонофия
глас 3
Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Чувственный страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ того ради от Бога нетлением почтен,/ чудесы твоими вся удивил еси./ Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный, граду Казани похвале и утверждение.
Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу
Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Собор Казанских святых
Установлен в 1984 году по инициативе епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского). Совершается в день праздника обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия.
В состав Собора входят:
XIII век
св.мч. Авраамий Болгарский +1229
XIVвек
св. мч. Феодор Философ Болгарский +1323
XVI век
св.мч. Иоанн Казанский +1529
св.мч. Петр Казанский +1552
св. мч. Стефан Казанский +1552
св.мч. Борис (Салтыков)
св.мч. Иаков (Евстафьев)
св.мч. Феодор (Чуркин)
св.мч. Сильван (Васильев)
св.мч. Феодор (Баклановский)
св.мч. Василий (Константинов) + 1552-53
св.мч. Феодор (Константинов)
св.мч. Димитрий (Константинов)
св.мч. Михаил (Кузьминский)
св.мч. Иоанн (Мохнев)
св.мч. Василий (Федоров)
свт. Гурий архиеп. Казанский и Свияжский +1563
прп. Иона Казанский +после 1563
прп. Нектарий Казанский +после 1563
свщмч. Герман архиеп. Казанский и Свияжский +1567
свт. Варсонофий еп.Тверской, Казанский чудотворец +1567
XVII век
свт. Гермоген, патриарх Московский +1612
ХХ век
сщмч. Кирилл (Смирнов) митр. Казанский +1937
сщмч. Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский +1937
сщмч. Амвросий еп. Свияжский +1918
Преподобномученики Зилантовы:
архим. Сергий (Зайцев) +1918
иером. Лаврентий (Никитин) +1918
иером. Серафим (Кузьмин) +1918
иеродиак. Феодосий (Александров) +1918
мон. Леонтий (Каргин) +1918
мон. Стефан +1918
посл. Георгий (Тимофеев) +1918
посл. Сергий (Галин) +1918
посл. Илларион (Правдин) +1918
посл. Иоанн (Сретенский) +1918
Преподобномученики Раифские:
иером. Иосиф (Гаврилов) +1930
иером. Сергий (Гуськов) +1930
иером. Антоний (Чирков) +1930
иером. Варлаам (Похилюк) +1930
иером. Иов (Протопопов) +1930
посл. Петр (Тупицын) +1930
прпмчц. Маргарита, настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии +1918
Приходские священники:
сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918
сщмч. иер. Филарет Великанов +1918
сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918
сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918
сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском
сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918
сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви +1918
сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш +1918
сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева +1918
сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда +1918
сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин +1918
сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей +1918
сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда +1918
сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда +1918
сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда+1918
сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора +13 марта 1919
сщмч. иер. Михаил Вотяков, настоятель Свято-Троицкой церкви села Чистопольские Выселки +1931
мч. Александр Сергеевич Верижский, студент Казанской Духовной Академии +1918
Собор Новгородских святителей
(Новгородские святители. Мастерская Анны Иоановны Строгановой, шитьё, пелена. Сольвычегодск. сер. XVII в)
Празднуется 10 февраля совместно с памятью блгв. кн. Анны Новгородской, 4 октября совместно с памятью блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых
Об этом празднике можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/811605.html Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец, старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (память 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями. Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года через 20 дней после освящения Софийского храма, и мощи его положены в созданном им храме. В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Память святому князю Владимиру установлена в 1439 году святителем Евфимием, архиепископом Новгородским (память 11 марта).
Тропарь благоверного князя Владимира Ярославича
глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость.
Кондак благоверного князя Владимира Ярославича
Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение.
Преподобный Павел Препростой
Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими».
Тропарь преподобному Павлу Препростому
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Павле, дух твой.
Молитва преподобному Павлу Препростому
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Павле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученицы Домнина Антиохийская и ее дочери Вероника (Виринея) и Проскудия
Мученица Домнина и ее дочери Вероника (Виринея) и Проскудия жили в городе Антиохии в Сирии. В царствование императора Диоклетиана они пострадали за Христа в 304 году.
Об их подвиге рассказывает Евсевий Кесарийский:
Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход - бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.
(Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 8, 3-4)
Мученик Давикт (Авдакт, Адавкт) Эфесский, Мелитинский и дщерь его Каллисфения
Носил звание дукса дуксов и был градоправителем Эфеса в царствование императора Максимина, исповедовал веру христианскую. За сопротивление отдать в замужество свою дочь Каллисфению за язычника императора, св. Давикт был лишен чести и богатства, сослан в Месопотамию, а по др. источникам - в Мелитину в Малой Армении, и там усечен мечом. Каллисфения скрывалась восемь лет в Никомидии, а затем поселилась во Фракии, где своей молитвой возвратила зрение одной девушке.
После смерти Максимина Каллисфения обратилась к Констанции, супруге имп. Лициния и сестре равноап. Константина I Великого, с просьбой возвратить конфискованное состояние. Получив имущество, Каллисфения раздала его бедным. Она перенесла тело отца на родину и построила во имя его церковь в Эфесе.
Память мученика Давикта и его дочери отмечается 4 октября, а в некоторых византийских рукописных календарях упоминается под 3 октября.
По греческим памятникам Давикт называется Авдактом (греч. Αυδακτος) или Адавктом (греч. Αδαυκτος).
Священномученик Димитрий Вознесенский, пресвитер
Дмитрий Павлович (Вознесенский) родился в 1855 году в селе Николо-Замошье. В 1877 году он окончил курс Ярославской духовной семинарии и был определен штатным псаломщиком в родную церковь, позднее возведен в сан диакона. В 1910 году стал священником. Начавшаяся революция и гражданская война не обошли стороной село Николо-Замошье.
16 октября 1918 г. на территории Николо-Замошенского прихода вспыхнуло восстание против советской власти. По требованию восставших был совершен крестный ход и молебен, после которого отец Димитрий выступил с проповедью, обличавшей богоборческие планы большевиков. На следующий день прибыл карательный отряд и разогнал восставших. Колокольный звон к утренней службе был принят карателями за сигнал к сопротивлению. Во время литургии красногвардеец пытался застрелить отца Димитрия через открытые Царские врата, но винтовка отказала. Тогда солдаты явились домой к священнику после окончания службы, арестовали его и с издевательствами препроводили на железнодорожную станцию Шестихино, где он и был расстрелян в ночь с 17 на 18 октября 1918 года. Иерей Димитрий был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
(освящение Креста на месте расстрела священномученика Димитрия Вознесенского и верующих)
На месте расстрела в 1918 году священномученика Димитрия Вознесенского и верующих в поселке Шестихино Некоузского района был установлен Поклонный Крест.
Освящение креста 14 августа 2013 года совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении благочинного приходов Некоузского округа и священнослужителей благочиния.
Преподобный Варсонофий Херсонский, исповедник (Юрченко)
Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Юрченко), родился 15 августа 1880 года в деревне Лозоватке, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии, (ныне Кировоградского района и области), в благочестивой семье. Родители его, отец Григорий и мать Татьяна, были верующими православными людьми, которые и детей своих воспитали богобоязненными, кроткими и душевными. Начальное образование юный Василий получил в местной деревенской школе и поступил в Новгородковскую церковно-учительскую школу, окончив которую, получил направление в г. Александрию, Херсонской губернии, на должность учителя начальной школы. Прослужил Василий два года. В селе Петрово, Александрийского уезда, в 1905 году он сильно простудился и в течение двух лет болел. В это время усилилась его религиозная настроенность, под влиянием которой Василий в 1907 году поступил в Киево-Печерскую Лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал.
Время, проведенное в Лавре, оставило глубокий, благодатный след в сердце будущего ревностного защитника Православной веры. В ней он познал красоту церковного богослужения, устав монашеского общежития, усердную и искреннюю молитву, и многое другое, что помогло ему в дальнейшем выдержать все трудности, мучения, истязания и нападения вражия. Для продолжения образования послушник Василий поступает в 1915 году в Херсонскую Пастырско-Миссионерскую Семинарию. Будучи воспитанником первого класса, 24 марта 1916 г. (с.ст.) принял монашеский постриг с именем Варсонофий в честь святого Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября). По окончании курса был оставлен при Семинарии Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря.
В 1920 году обитель подверглась общей участи разграбления и репрессий, и монастырь закрыли. Отец Варсонофий был арестован, сидел в ужасных условиях, в душных сырых помещениях, где, по собст¬венному его рассказу, ряса истлела от сырости, а насекомые, донимавшие заключенных, были в таком количестве, что их приходилось сгребать как мусор. Через некоторое время он был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки около Елисаветграда (Кировограда), где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрел всеобщее уважение, как среди верующих, так и среди духовенства.
В 1923 году епархиальным архиереем, епископом Онуфрием (Гагалюком), он был назначен в г. Александрию миссионером по борьбе с обновленчеством во всем Александрийском округе. С этого момента и началась самая оживленная деятельность преподобного Варсонофия.
В 1926 году о. Варсонофий получает распоряжение о назначении его настоятелем в город Первомайск Одесской епархии, где не было ни единой верной Православию церкви. В самом расцвете церковной жизни александрийской общины, преподобный Варсонофий был оторван от нее и послан в глухой городок, храмы в котором принадлежали обновленцам. Но и здесь он проявляет должное послушание. Со скорбью, раздирающей его душу, слезно прощается он со своей паствой и уезжает в неизвестность на новые скорби. Приехав в незнакомый город, о. Варсонофий с трудом добирается до соборного храма и в присутствии полуобновленческого настоятеля предъявляет общине свое назначение как настоятеля и благочинного всего округа.
Уже после первой службы весть о нем разнеслась по всему округу. Собор стал оживляться не по дням, а по часам. Приходили священники и миряне за советом, спрашивали как перейти в Православие из обновленчества. Но это церковное оживление было весьма кратким.
На второй день Троицы о. Варсонофий был арестован и немедленно отправлен в Харьков, там заключен в тюрьму, но по истечении нескольких месяцев вновь освобожден без права выезда из Харькова. Он с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако скоро приобрел всеобщую любовь и уважение в православном храме, который посещал.
Преподобный Варсонофий прожил в Харькове пять лет - с 1926 г. по 1931 г.
ГПУ не дремало. 1-го января 1931 года был произведен повсеместно в одну ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и мирян, проявивших какую-либо религиозную дея¬тельность. Был арестован и преподобный Варсонофий. На сей раз он подвергался многим и разнообразным пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: батюшка пребывал в таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть, поднимали пинками или даже штыками.
Его лишали передач, избивали, держали в мучительных одиночках, в неимоверной тесноте, почти герметически закрытых в летнее время камерах или в холоде; лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить, инсценировали расстрелы, и много других истязаний пришлось претерпеть о. Варсонофию.
Все эти страдания кончились тем, что преподобный Варсонофий получил пять лет заключения в Темниковских лагерях. Всего он провел в заточении десять лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме.
Находясь постоянно в неимоверно тяжелых условиях, о. Варсонофий никогда не унывал, все время посвящал молитве, находил друзей и многих утешал.
В первый срок пребывания в лагерях, будучи перегоняем из лагеря в лагерь, находясь в невероятно сложных условиях, он едва не скончался от тифа.
Вследствие его инвалидности и по ходатайству родственников перед властями, по окончании срока ему удалось вернуться в Харьков.
Варсонофий для достижения главной цели - спасения душ человеческих, укрепления верующих - снимает священническое одеяние и приобретает вид старика в обыкновенной русской длинной рубахе, подпоясанной поясом. В таком образе он смог до некоторого времени незамеченным посетить целый ряд верных своих чад, как в прежних своих приходах, так и в других местах: на Кубани, Донбассе, в Херсоне, Одессе и других городах Украины и Белоруссии. Цель посещений - совершение таинства Божественной Литургии, исповедь и причащение верных чад Божиих. Собирались на эти службы только свои, верные, знавшие друг друга.
В одной из таких поездок, в 1936 году в Одессе, преподобный Варсонофий был выслежен и арестован, там же посажен в тюрьму, лишен каких бы то ни было связей с внешним миром. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осужден НКВД на новый срок заключения на Колыму.
Колыма - самое суровое место испытаний. Преподобный Варсонофий, израненный, измученный с честью пронес свой крест, уповая на милость Божию и на Покров Царицы Небесной. В течение своего священнослужения, в период гонений на Церковь, о. Варсонофий подвергался аресту до 25-ти раз. На всех допросах вел себя безстрашно, с достоинством Божьего служителя. В трудные моменты на допросах молчал, внутренне молясь до тех пор, пока не получал внутри себя ответ, и, не обращая внимания на разъярившегося следователя, давал соответствующие ответы, разрушая все ядовитые заигрывания изощренных в коварстве следователей, которые иногда, меняя тон, восхваляли подобного рода прямых и мужественных исповедников.
В 1941 году преподобный Варсонофий был освобожден из заключения.
Залечивая раны, полученные за десять лет заключения, он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице (по 1943 год) и два года в больнице бухты Находки (по 1945). Откуда был перевезен с нарочитой обслугой в г. Пятихатки, Днепропетровской области.
В 1945 году о. Варсонофий переехал в Харьков на амбулаторное лечение. Знавшие его харьковчане говорили, что батюшка внешне изменился, но внутренне остался тем же.
С 1946 года о. Варсонофий проживал в г. Краматорске, продолжая харьковский курс лечения. В мае 1948 года епископом Донецким Никоном (Петиным) назначен клириком Покровской церкви г. Краматорска.
Два года приносил радость своим служением о. Варсонофий прихожанам Покровской церкви. "Краматорский святой" - так называют его краматорчане,- "Он и сегодня молится за Краматорск".
(Свято-Покровский храм Краматорска, построенный преподобным Варсонофием (Юрченко))
Определением епископа Херсонского и Одесского Никона от 2-го октября 1950 года преподобный Варсонофий был назначен настоятелем Греко-Софиевской церкви г. Херсона.
9 ноября 1951 года, правящий архиерей назначает его настоятелем Троицкой церкви с. Старой Збурьевки, Голопристанского округа, Херсонской области. И в этом храме прихожане горячо полюбили своего батюшку. Снова те же огненные проповеди и переполненный храм. Все тот же грозный, обличительный, как морская волна, голос во время проповеди. Многих своих воспитанников он посылал в Киево-Печерскую Лавру, которые впоследствии стали истинными монахами. Служа в этом храме, отец Варсонофий был возведен в сан архимандрита.
25 июня 1954 года архимандрит Варсонофий был назначен на священническое место в Екатерининский собор г. Херсона - последний храм в его жизни.
(Екатерининский собор, Херсон)
В последние дни своей жизни о. Варсонофий сильно болел. Он знал что скоро Господь призовет его к Себе, и стал готовиться к смерти. После исповеди и причащения Святых Христовых Таин преподобный Варсонофий мирно отошел ко Господу 17 октября 1954 года в день своего Небесного покровителя.
Отпевание преподобного Варсонофия совершалось в Екатерининском соборе благочинным протоиереем Борисом Старком и духовенством Херсона.
8 марта 2007 года были обретены мощи преподобного Варсонофия, которые ныне покоятся в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года преподобный Варсонофий был причислен к лику святых преподобноисповедников.
9 августа 2008 года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона состоялась канонизация Архимандрита Варсонофия в лике святых Херсонской епархии.
Тропарь
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу. Приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобне Варсонофие, дух твой.
Кондак
глас 2
Яко постника благочестна и искусна, и страдальца произволением честна, Церкви Христовыя пастыря доброго, в песнех достойно восхвалим Варсонофия приснохвальнаго, земли Херсонския украшение, и молитвенника о душах наших.
Кондак
глас 4
Яко пресветлая звезда в земли Херсонстей возсиял еси, преподобне, и Богом укрепляемь, узы и страдания за веру Православную претерпел еси. Темже усердно молимся тебе: научи нас, отче, твоему богоразумию и уврачуй недуги наша душевныя и телесныя, да во умилении зовем ти: радуйся, исповедниче Христов, преподобне отче наш Варсонофие.
Молитва
О Благоблаженне и преподобне отче наш Варсонофие, пастырю добрый и истинный строителю винограда Христова, исповедников славо, преподобных сподвижниче, праведным совесельниче, православным людем наставниче и уставов Церковных хранителю, ныне на небеси Святей Троице со всеми Святыми предстояй! Молимся тебе, яко чадолюбивому отцу нашему, и от сердца с любовью вопием: о преподобне отче Варсонофие, поминай стадо твое, еже мудре собрал и сохранил в годину лютых испытаний от неверия, ересей и расколов; соблюди твоими молитвами православную паству, и не презри нас чтущих пречестную и многорадостную твою память. Сохрани град наш, храмы и страну нашу, от враг видимых и невидимых. Очисти наша согрешения и отжени от нас облак страстей и искушений, просвети наша душевныя очи, смысл очисти и разум освяти. Моления наши ходатайственне всех Творцу и Избавителю, в Троице поклоняемому Богу нашему принеси, яко да согрешений наших оставление улучим, благодатию и Человеколюбием Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.