11 (22) сентября 1789 г. русско-австрийские войска разгромили турецкую армию в битве при Рымнике
(Сражение при Рымнике. Гравюра Х.Г.Шютца, Австрия. Кон. XVIII в. Бумага, гравюра, акварель)
22 сентября 1789 г. русско-австрийские войска под командованием генерала А.В.Суворова и принца Ф. Кобургского в битве при Рымнике разгромили турецкую армию под началом великого визиря Юсуф-паши. Сражение при Рымнике - одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Оно стало одной из наиболее блистательных побед Александра Васильевича Суворова.
В кампанию 1789 года война расширила свои географические границы. На стороне Российской империи выступила Австрия (кампания 1788 года была для австрийцев неудачной и они заключили с турками перемирие), которая преследовала свои цели. На северо-западных рубежах Российской империи шла война со шведами, которые пытались использовать благоприятный момент для укрепления своих позиций на Балтике. Прусское королевство заняло выжидательную позицию по отношению к России, и было готово начать войну с Петербургом, если шведы и турки достигнут значительных успехов. Для отражения возможного удара с запада русскому командованию пришлось сформировать третью полевую армию. Её возглавил Румянцев-Задунайский. Командование над Украинской армией он передал князю Репнину.
Вскоре Екатеринославскую и Украинскую армии объединили в Южную армию под началом генерал-фельдмаршала Потемкина. Первая группировка под непосредственным командованием Потёмкина размещалась за рекой Днестр на русском юге. Вторая группировка под началом Репнина дислоцировалась в Молдавии на линии фронта. Союзная Австрия выделила для совместных действий с русской армией корпус под началом фельдмаршала принца Саксонского Заальфельда Фридриха Кобурга. Австрийцам определили территорию вдоль реки Серет. Александр Суворов получил под своё начало 3-ю дивизию. Она размещалась в районе Бырлада, между реками Прут и Серет. Александр Васильевич получил задачу действовать вместе с австрийскими войсками.
По состоянию на август 1789 года, отряд Суворова (12 батальонов пехоты, 3 карабинерных и 2 казачьих полка), входивший в состав Украинской армии (командующий - Николай Репнин), находился у города Бырлат. В районе города Фокшаны было сосредоточен австрийский корпус принца Кобургского численностью в 18 тысяч человек.
После поражения в сражении под Фокшанами 21 июля (1 августа) 1789 года турки укрылись в крепостях по реке Дунай. Все сведения об османских силах, получаемые русским командованием вплоть до 20 августа (31 августа), не указывали на возможность каких-либо активных действий с их стороны, но с начала сентября начали поступать данные о том, что турки расширили своё военное присутствие на театре военных действий и приступили к переправе на левый берег Дуная.
Великий визирь Юсуф-паша стянул основные силы султана Селима III к низовьям Дуная - всего около 150 тыс. человек. Он планировал первым начать наступление и ударить по австрийцам у города Бакеу. В случае успеха турки могли ударить по Яссам, угрожая тылу группировки Репнина. Мустафа-паша с 30-тыс. должен был двинуться к Фокшанам. Вспомогательный удар от Измаила должен был нанести корпус Гассан-паши.
План был удачно составлен, но требовал энергии, быстроты и смелости в исполнении как от самого великого визиря, так и от Гассана-паши. Тем не менее, отряд Гассана-паши уже 7 сентября (18 сентября) был разбит войсками Николая Репнина в сражении на реке Сальче.
Турки потеряли 1,6 тыс. человек убитыми и пленными. Было захвачено 12 пушек и весь вражеский лагерь, со значительными запасами провианта и скота. Союзники потеряли около 400 убитыми. После битвы при Фокшанах имя «Топал-паши» стало внушать туркам страх. Так они прозвали русского полководца за то, что при ходьбе он немного прихрамывал.
(Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (Суворов-Рымникский (с 1789), Суворов-Италийский (с 1799)) (24 ноября 1730-18 мая 1800) - великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. Князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789), граф Священной Римской империи, принц Сардинского королевского дома. Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских войск, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов[2]. С 1789 года носил почётное прозвание «Рымникский», а с 1799 года - «Италийский».)
Силы и расположение войск сторон
10 сентября (21 сентября) войска Суворова, преодолев при неблагоприятных погодных условиях более 80 вёрст за 70 часов, прибыли к Фокшанам и соединились с корпусом принца Кобургского. В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек). Корпус принца Кобургского включал в себя 10 батальонов пехоты и 30 эскадронов кавалерии (всего около 18 тыс. человек). Таким образом, численность объединённых русско-австрийских войск составляла приблизительно 25 тыс. солдат и офицеров.
В это время визирь Юсуф-паша успел стянуть к низовьям Дуная, к Браиловской крепости армию в 90-100 тыс. человек. Однако он опасался флангового удара группировки Репнина и приказал корпусу Гассан-паши - отвлекать русские силы от дунайского низовья.
Александр Васильевич изучив поступившие данные, заметил главную ошибку турецкого командования. Великий визирь Юсуф-паша разделил свою многочисленную армию на четыре части, которые располагались друг от друга на довольно значительном удалении. В результате можно было решительным ударом сокрушить часть вражеских сил до подхода подкреплений. Русский полководец не упустил возможности воспользоваться этим «подарком» со стороны великого визиря. Сакен-Кобургский согласился с решением Александра Васильевича. Вагенбург (гуляй-город) был оставлен у Фокшан с сильным прикрытием на случай набега турецкой конницы. Союзные войска должны были перейти реку Рымну и нанести двойной удар по ближайшему турецкому лагерю у Тырго-Кукули, а затем по главной позиции врага - у леса Крынгу-Мейлор. После разгрома главных сил врага, Суворов планировал атаковать два следующих османских лагеря.
Реку Рымну союзным войскам предстояло перейти одновременно двумя колоннами. Правое крыло состояло из русских войск. Учитывая недостаток кавалерии в суворовской колонне, принц Саксен-Кобургский передал Суворову два дивизиона имперских гусар под началом барона Гревена и майора Матяшевского. Походный порядок русской и австрийской колонн был одинаков: впереди шли дозоры и конница, за ней пехота, артиллерия. В каре войска должны были перестроиться при появлении значительных сил врага.
Ход сражения
Союзники выступили после заката солнца 10 сентября. Суворов писал в донесении: «Ночь была приятная, небо украшено звёздами, шли в великой тихости». По пути пересекли небольшую речку Мильку, где сапёры для пехоты устроили множество мостков. На реке Рымне сапёры под началом инженер-майора Аркадия Воеводского «основали удобную переправу». Крутизну берегов исправили шанцевым инструментом. На рассвете 11 (22) сентября союзные войска завершили переправу. Александр Васильевич выстроил свои войска в две линии, где было по три каре. Кавалерию расположил за второй линией каре. Передней линией командовал генерал-майор Александр Андрианович Поздняков, второй - бригадир Фёдор Антонович фон Вестфален.
Турки в Тыргу-Кукули прошляпили приближение противника к их лагерю. Видимо, были слишком уверены в своём превосходстве и не ожидали решительной атаки значительно уступающего в численности русско-австрийского корпуса. Русские войска сначала скрывала кукуруза, затем высокий бурьян и кустарники. Тырго-Кукульский лагерь был удачно расположен. Он находился на небольших высотах. Фланги упирались в р. Рымну и лес Каята. По фронту лагерь прикрывала 12-пушечная артиллерийская батарея. В лагере располагался 12-тыс. авангард турецкой армии под началом Хаджи-Сойтари. В основном это была конница. Когда первая линия русской пехоты стала подниматься на высоту, турецкий паша выслал для атаки часть конницы. Однако их остановили донские казаки. Турки вернулись в лагерь. Затем турки открыли артиллерийский огонь. Русские орудийные расчёты, шедшие в боевых порядках, развернулись в интервалах между каре и открыли ответный огонь.
(Коджа Юсуф-паша (тур. Koca Yusuf Paşa, 1730, Грузия - 1800, Джидда) - османский государственный деятель. Два раза был великим визирем Османской империи)
Первая русская линия пошла на штурм турецкого лагеря. Их движение замедлил встретившийся по пути глубокий овраг, который пришлось преодолевать, а затем восстанавливать боевую линию. Хаджи-Сойтари использовал эту заминку, чтобы отправить в тыл значительную часть обоза и войск. Это говорило о том, что он не надеялся удержать занимаемую позицию до подхода основных сил. Кроме того, как потом выяснилось турецкий авангард, в значительной мере состоял из остатков разгромленного у Фокшан корпуса Осман-паши. У турок были ещё свежи в памяти впечатления от недавнего поражения.
Хаджи-Сойтари решил атаковать русские войска, до того как они ударят по батарейной позиции. Турки ударили по правофланговому каре, который состоял из двух гренадерских батальонов под началом А. В. Хастатова. Турки охватили каре со всех сторон, но гренадеры держались стойко. Ему на помощь пришло одно каре из двух егерских батальонов под командованием подполковника Льва Рарога. Русские орудийные расчёты открыли огонь картечью в упор. Турки попали под перекрёстный ружейно-пушечный огонь. Затем два русских каре ударили в штыки. Турки отошли к лагерю, понеся большие потери. Стараясь не дать противнику прийти в себя, Суворов бросил в бой кавалерию. Русская легкая конница зашла в тыл противнику, прошла опустевший лагерь и ударила с тыла по отбивающим натиску русской пехоты туркам. Неприятельские войска побежали и рассеялись в лесу Каята, другие старались скрыться за речкой Рыбник. Немедленное преследование войск Хаджи-Сойтари позволяло окончательно разгромить его, но Александр Суворов был вынужден отказаться от этого шага, чтобы не нарушать общего плана наступления.
К этому времени австрийские войска уже столкнулись с противником. Войска Кобурга переправились через реку Рымна ниже суворовской колонны. Австрийцы построились десятью каре также в две линии. И здесь кавалерию поставили за второй линией. Перед фронтом австрийцев находился второй вражеский лагерь - у леса Крынгу-Мейлор. Великий визирь Юсуф-паша к этому моменту уже имел достаточно сведений о противнике. Для начала он решил разгромить австрийские войска, которые по своей численности казались ему опаснее русских. Из турецкого лагеря вышло 20-тыс войско, которое атаковало австрийцев, пытаясь разбить крылья австрийского войска и охватить его. Австрийцы мужественно встретили врага и вели двухчасовой бой. Кобург укрепил первую линию частями из второй, защищал фланги с помощью кавалерии. Когда турки увязли в сражении, Кобург провёл контратаку и отбросил врага.
Турецкий визирь считая, что атака на австрийцев развивается успешно, решил одновременно ударить по русскому отряду. Поручил это дело он Осман-паше, который хотел оправдаться за поражения у Фокшан. Турецкие военачальник, имея под своим началом отборные силы османской кавалерии (5-6 тыс. человек), хотел смять русский фланг и зайти в тыл русской дивизии. Александр Васильевич легко разгадал замысел Осман-паши. Он изменил расположение пехотных каре в боевом порядке, и турки попали под перекрестный огонь. Губительный огонь расстроил вражеские порядки, и турецкая конница в сумятице отошла к своему лагерю. В это время русские карабинеры и австрийские гусары ударили по вражеской коннице. Восстановив свои порядки, Осман-паша повторил атаку, но турки не могли прорваться к русской пехоте - ружейные залпы и орудийная картечь раз за разом отбрасывала врага. Осман-паша спешил часть конницы, но и пехота не могла остановить русские порядки. К полудню турецкие войска повсеместно откатились к лагерю, где в это время шли лихорадочные работы по рытью окопов. Все турецкие атаки провалились. Храбрый Осман-паша пал в бою с русскими.
Визирь расположил в полевом укреплении до 15 тыс. янычар, лучшей части турецкой пехоты. Суворов дал войскам полчаса на отдых. Одновременно в лес Каята было послано два егерских батальона под началом Льва Рарога, чтобы очистить лес от турок, разгромленных у лагеря Тырго-Кукули. Юсуф-паша первым возобновил битву: почти 40-тыс. войско атаковало австрийцев, пытаясь смять их левое крыло. Турецкие войска напали и на русских солдат, но гораздо меньшими силами, ограничиваясь перестрелкой и кавалерийскими наскоками. Александр Васильевич понимая, что над союзниками нависла большая угроза, сам атаковал. Таранным ударом русская дивизия захватила вражеские позиции у деревни Богза. Турки отошли к лесу Крынгу-Мейлор.
(Принц Фридрих Иосия Саксен-Кобург-Заальфельдский)
Однако турки продолжали атаки на австрийские каре. Суворов решил действовать согласно принципу: «удивить противника - значит победить его». Поэтому Александр Васильевич решил штурмовать вражеские окопы не пехотой, а кавалерией. Военная наука того времени считало это невозможным. Суворов перестроил свои силы: в первую линию поставил все шесть пехотных каре, во вторую - кавалерию. Первой, как обычно, шла пехота, но перед самым лесом она пропустила вперёд конницу. Одновременно наступление вели и австрийцы, Суворов предупредил Кобурга об атаке. Общей атаке предшествовала сильная артиллерийская подготовка. Турецкие артиллеристы пытались ответить, но их пушки быстро замолчали. Турецкая кавалерия, спасаясь от губительного огня, отступила в лес. Под канонаду артиллерии каре союзников подошли к турецкому полевому укреплению. Кавалерия пронеслась между интервала каре и устремилась на линию вражеских окопов. Турки были ошарашены. Они дрогнули и побежали. Победа была полной, тысячи янычар бежали в лес, спасая свои жизни. Кавалеристы, увлечённые преследованием, врывались вслед за врагом в лес, за ними шла и пехота. Отдельные группы турок, которые пытались оказывать сопротивление, не могли сдержать натиск егерей и гренадер. Вскоре басурман выбили и из леса. Турки бежали по дороге, которая вела к селению Мартинешти на берегу реки Рымник. Там располагался третий вражеский лагерь.
Юсуф-паша всячески пытался восстановить порядок в войсках, чтобы дать новое сражение, но всё было бесполезно. Он даже приказал стрелять по бегущим из пушек, но это не остановило толпу. Турецкая армия потерпела полное поражение. Союзники вели преследование противника до самого Рымника, и немало турок потонуло в этой реке. После этого Суворов и Кобург ввиду крайней усталости людей и коней приказали остановить преследование.
За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд».
Потери войск сторон
Всё поле сражения на расстоянии шести вёрст от Крынгу-Мейлора до Мартинешти было буквально покрыто телами турецких воинов - потери османского войска убитыми на этом поле составили 8 тысяч человек. Более 2 тысяч турок погибло на переправе. Кроме того, на высотах между Крынгу-Мейлором и Тырго-Кукули полегло ещё более 5 тысяч османских воинов. За весь день 22 сентября союзниками было взято в плен не более 400 турок. Таким образом, потери войска Юсуф-паши только убитыми в день сражения составили не менее 15 тысяч человек.
На рассвете 23 сентября принц Кобургский отправил в крынгу-мейлорский лес батальон пехоты и небольшие отряды гусар для уничтожения скрывавшихся там остатков армии визиря. В ходе этой операции турки потеряли более 2 тысяч воинов. Сам Юсуф-паша доносил, что общие потери его войск превышают 20 тысяч человек.
Трофеями союзников стали 67 полевых и 7 осадных орудий, 6 мортир, 100 знамён, три османских лагеря, множество лошадей, верблюдов, припасов и прочего имущества, в том числе захваченная в последнем лагере турок богатая ставка Юсуф-паши из золотой и серебряной парчи. Союзники также обнаружили, что великий визирь приказал заблаговременно заготовить множество цепей, чтобы заковывать в них пленных, которых султанский полководец предполагал захватывать тысячами.
Потери русско-австрийских войск не превышали 500 человек убитыми (суворовские чудо-богатыри потеряли 179 человек убитыми и ранеными).
После сражения при Рымнике около 15 тысяч воинов визирской армии бежали в Бузео и далее к Рущуку, где переправились через Дунай, намереваясь добраться до сборного пункта в Шумле. Другая часть разбитого османского войска, численностью от 15 до 20 тысяч человек, после битвы бежала к Браилову, перешла в этом месте через Дунай и собралась в Мачине. Визирь отдал распоряжение этим воинам также направиться к Шумле.
За победу в ней полководец был возведён императрицей Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский. Австрийский император Иосиф II пожаловал Александру Суворову титул графа Священной Римской империи.
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, вождей и воинов за веру и отечество головы свои на поле брани положивших в Своих Небесных Селениях и сотвори им Вечную Память!