Продолжение...
Преподобный Иоанн (Якоб) Нямецкий, Новый Хозевит, иеросхимонах
Память 23 июля (Рум.), 28 июля (Иерус.) - обретение мощей в 1980 году
В миру Илья Якоб, родился 23 июля 1913 году села Крайничень (ныне это уезд Ботошани) в семье крестьян Максима и Екатерины Якоб. Вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Мария Якоб. В 1914 году отец был призван на военные сборы. Вернувшись, он вторично женился. Спустя два года, в августе 1916 года, Максим Якоб был вновь призван и отправлен на фронт, где и погиб, сражаясь за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Вскоре вторая его жена оставила пасынка свекрови, вернувшись к своим родителям. Илья снова остался на попечении бабушки, старой и не имевшей ни от кого поддержки. Как родная мать воспитывала она его, приучая с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь.
В сентябре 1920 года Илья пошел в начальную школу родного села, где проявил способности и примерное поведение.
В 1924 году Мария Якоб скончалась. Сироту взял к себе в дом дядя, старший брат отца, который заботился о нем вплоть до его поступления в монастырь. Дядя определил его сначала в гимназию «Михаил Когэлничану» в местечке Липскань, а затем - в лицей «Дмитрий Кантемир» в Козмень; в 1932 году Илья выдержал экзамен на аттестат зрелости в Черновицах.
Нямецкий монастырь
Созерцательный склад характера юноши и начатки знания о вере, полученные от бабушки и в доме дяди, повлияли на его решение отправиться в Нямецкий монастырь.
В августе 1933 года он был принят в монашескую братию, ему назначили послушание в монастырской аптеке.
В стремлении обрести для себя более уединенное место для молитвы, в июне 1934 года он посетил несколько монастырей Олтении, пробыв некоторое время в Турну, обители в долине реки Олт; его привлекла не только красота места, но и издревле существовавшие здесь традиции монашеской жизни. Через несколько месяцев он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в Дорохое. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части.
(монастырь Нямц, Румыния)
По окончании срока службы, он вернулся в Нямецкий монастырь. Он нес послушание библиотекаря, что давало ему возможность много и постоянно читать; в его обязанности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре.
8 апреля 1936 года принял монашеский постриг с именем Иоанн, совершенный новым настоятелем архимандритом Валерием. Духовником его стал иеромонах Иоаким (Спэтар), игумен Покровского скита, известный своей праведной жизнью молдавский монах.
Иорданская пустыня. Монастырь Саввы Освященного
В ноябре 1936 года монах Иоанн вместе с двумя другими иноками отправился в Святую Землю. Он провел около двух лет в пещере в Иорданской пустыни, затем удалился в древний монастырь св. Саввы Освященного. Вместе с Иоанном в обители подвизались пятеро румынских иноков. Монах Иоанн исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... У монахов греков, составлявших большинство монастырской братии, он выучился греческому языку и начал даже переводить отдельные поучения великих отцов Церкви на румынский. Также он овладел арабским и английским языками. Иоанна ценили все насельники за его молитвенные бдения и готовность нести любое послушание.
После восьмилетнего пребывания в монастыре он был рукоположен во священника на литургии, совершенной в ротонде Гроба Господня.
Настоятель Иорданского скита
В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане.
С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Он сочинял стихи, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды.
В 1952 году после лечения в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в монастырь прп. Георгия Хозевита.
Хозевитская лавра
В монастыре он подвизался в одной из пещер с небольшой часовней св. Анны. Пещера находилась в пустынной местности Рува, на левом берегу потока, в трех километрах от монастыря. Вход в пещеру расположен на высоте 7 метров от уровня поверхности воды, забраться туда можно только с помощью лестницы. В пещере три помещения. Первое площадью 12 квадратных метров, имеет нишу, вырезанную в стене, служащую престолом; здесь постоянно молился святой Иоанн. Здесь же он отдыхал на рогоже, расстеленной на доске, размышлял и писал стихи. Через лаз, пробитый в стене, можно проникнуть во второе помещение в 6 квадратных метров, где пустынник вкушал то немногое (хлеб, сухари, маслины, чай), что ему приносил из монастыря его ученик Иоанникий Пырыяла. Третье помещение представляло собой «пещеру почивших», где находились останки тех, кто подвизался здесь прежде.
Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов, или переводил из них полезные для души поучения. Отдыхая, пел духовные гимны, имея голос красивый и приятный, и сочинял стихи. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру.
Кончина и почитание
Скончался 5 августа 1960 года. Ему было только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде.
Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии.
В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал:
«Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви».
Об этом сразу сообщили патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.
(нетленные мощи преподобного Иакова Хозевита Румынского)
Чтобы все уверовали, что на то была воля Божия, чтобы тело оставалось нетленным, Патриарх Иерусалимский повелел отслужить 40 литургий; гроб с телом почившего был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. Отслужили все литургии, а тело подвижника было все также нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. Рака была поставлена в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита.
Подвижник стал почитаться под именем "Новый Хозевит", ради отличия от соименного древнего святого Иоанна Хозевита. Незадолго до канонизации иеросхимонаха Иоанна была написана икона; одна из его икон находится в кафедральном соборе св. Георгия в городе Хама, в Сирии. Монах-гимнограф из Вселенской Патриархии написал службу святому.
Священный Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа.
22 декабря 2015 года Иерусалимский Патриархат также причислил иеросхимонаха Иоанна Нового Хозевита к лику святых с установлением памяти ему 28 июля, в день обретения его честных мощей.
Собор Смоленских святых
Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1983 году, в Неделю перед праздником Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В 1986 году день Собора Смоленских святых впервые был включен в церковный календарь Московской патриархии.
Согласно календарю издательства Московской патриархии от 2012 года, в Соборе празднуются:
Страстотерпец кн. Глеб (в Крещении Давид) († 1015, 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
Прп. Ефрем Новоторжский († 1053, память 28 января, 11 июня)
Прп. Аркадий Вяземский, Новоторжский († 1077, память 11 июля, 14 августа, 13 декабря)
Прп. Прохор Печерский, Лебедник, чудотворец († 1107, память 10 февраля)
Блгв. вел. кн. Ростислав (в Крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский († 1167, память 14 марта)
Свт. Игнатий, еп. Смоленский, чудотворец († 1210, память 29 января)
Прп. Авраамий Смоленский, архим., чудотворец († до 1224, память 21 августа)
Прп. Ефрем Смоленский († после 1238, память 21 августа)
Мч. Меркурий Смоленский, воин († 1239, 24 ноября)
Прп. Меркурий Смоленский, Печерский, еп. († 1239, память 7 августа, 24 ноября)
Блгв. кн. Михаил Феодорович Ярославский († 1290, память 19 сентября)
Блгв. кн. Смоленский и Ярославский Феодор Ростиславич Черный, чудотворец († 1299, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Константин Феодорович Ярославский, чудотворец († до 1321; память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Давид Феодорович Ярославский, чудотворец († 1321, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Андрей Смоленский, Переяславский († после 1390, память 27 октября)
Прп. Симон Радонежский, Смоленский († до 1392, память 10 мая)
Блгв. кн. Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский († кон. XIV - нач. XV, память 7 июля)
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402, память 28 ноября)
Мц. кн. Иулиания Вяземская, Новоторжская († 1406, память 2 июня, 21 декабря)
Мч. кн. Симеон Мстиславич Вяземский († 1406, память 21 декабря)
Прп. Герасим Болдинский, († 1554, память 1 мая, 7 июля)
Свт. Антоний, еп. Вологодский († 1588, память 17 января, 26 октября)
Прп. Аркадий Дорогобужский († XVI в.)
Свт. Питирим, еп. Тамбовский († 1698, память 28 июля)
Свт. Симеон (Молюков), митр. Смоленский († 1699, память 4 января)
Прп. Макарий (Глухарев), Алтайский († 1847, память 18 мая)
Равноап. Николай (Касаткин), архиеп. Японский († 1912, память 3 февраля)
Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Вяземский († 1918, память 22 августа)
Сщмч. Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский († 1937, память 25 ноября)
Тропарь Собору Смоленских святых
глас 4
Соборе святых земли Смоленския, / водами священнаго Днепра омовенныя, / святителие, преподобнии, страстотерпцы и благовернии, / апостольскую веру соблюдшии, / се ныне, Святей Троице с Богородицею и лики Безплотных предстояще, / водами благочестия землю Русскую напаяете, / дарующе православным помощь Небесную / во утверждение веры / и спасение душ наших.
Кондак Собору Смоленских святых
глас 3
Небесныя Царицы путеводительством / подвигоположницы земли Смоленския, / земный путь в Православной вере прошедшии / и святых отец предания сохраншии, / молите путь веры и нам соблюсти, / смирения смирившагося до смерти крестныя Сына Божия подражающе, / молитвами Богородицы, // и спастися душам нашим.