09 (22) июля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Jul 22, 2018 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Сщмч. Кирилла, епископа Гортинского (III-IV); прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361-363); прпп. Патермуфия и Коприя (IV); свт. Феодора Едесского, епископа (IX); сщмчч. Килиана, еп. в Восточной Франконии и Тюрингии, Колмана иером. и Тотмана иеродиакона, Вюрцбургских (689; Герм.); прп. Эверильды девы, Английской (ок. 700; Кельт. и Брит.); прпп. Дионисия Ритора (+1609) и Митрофана, Афонских (Греч.); сщмч. Петра, иерея Черевковского, Сольвычегодского (1613); мч. Михаила Садовника, Афинского (1771; Греч.); прп. Гавриила Афонского, настоятеля Ильинского скита (1901), память обретения мощей в 1994 году; мчч. Иоанна, бывшего Моавия, царя Персидского и иже с ним трех отроков.

Память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Сщмч. Константина Лебедева, пресвитера (1918).

Икон Божией Матери: Кипрская (Стромынская); Колочская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Память святых отцов шести Вселенских Соборов



(Первый Вселенский Собор)

В воскресение в 9 Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого она не признавала христианство, и по Римскому законодательству оно считалась ересью, и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и создавать свою религию, что считалось преступлением против государства.

Но иудеев, которые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство - не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи, и христиан стали гнать, как секту, как ересь опасную для государства.

Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал в 325 году в Никее первый Вселенский собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.



(икона Никео-Цареградский Символ веры)

Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополепри императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.



(икона Третий Вселенский Собор)

Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.



(икона Четвертый Вселенский Собор Халкидонский)

Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.



(икона Пятый Вселенский собор: Император Иустиниан, Евтихий патр. Константинопольский, Тимофей патр. Антиохийский, Евстохий патр. Иерусалимский, Аполлинарий; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)

Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополепри императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви - Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.



(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)

Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.

Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.

Тропарь святым отцам 6-ти Вселенских Соборов

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ



Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» (Варух.3:38), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром1; с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру.

Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов - это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы2.

Здесь, в одной из пещер, Панкратий пребывал в уединении, посте и молитвах, предавшись самопознанию и находясь в общении только с Богом. Когда же святой Апостол Петр, вышедши из Иерусалима, проходил по тем странам с проповедью о Христе, то встретил в Понте Панкратия и, узнавши его, взял с собою в Антиохию, а потом пошел с ним в Киликию, где встретился с святым Апостолом Павлом3. Здесь оба Апостола, Петр и Павел, по взаимному соглашению, поставили епископов: Крискентия - в Галатию, Маркиана - в Сиракузы4, Панкратия же - в Тавромению, город сицилийский5.

Направляясь к месту своего служения, блаженный Панкратий сел на корабль, плывший в Сицилию. На корабле этом плыли с Панкратием и два начальника корабля, Ликаонид и Ромил, которым он предложил Слово Божие, проповедуя о Царствии Божием и о тайнах нашего спасения. Он обратил их к вере во Христа и просветил святым крещением.

Когда они прибыли к городу Тавромении, то бесы, пребывавшие в тамошних идолах, пришли в смятение и кумиры, пораженные прибытием Панкратия, начали падать и разбивались вдребезги. А там были очень уважаемые у еллинов боги: Фалькон, Лисипп и Скамандрон6, которым был посвящен храм, стоявший на высоком холме на самом берегу моря.

Лишь только святой Панкратий подошел к этому храму, как от тотчас же растрескался и как бы от страшного сотрясения упал в море со всеми идолами. Среди народа произошло тогда большое смятение.

Прибыл туда и правитель города, Бонифатий, который, увидев святого Панкратия и услышав его учение, уверовал во Христа и крестился. Его трудами, подъятыми во славу имени Христова, в течение месяца была построена церковь, в которой стал служить архиерей Божий, уча и просвещая собиравшийся к нему народ, приносивший с собою и своих больных: святой подтверждал свое учение знамениями и чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя бесов.

Когда, день ото дня, число верующих всё более и более увеличивалось и уже почти весь город был просвещен святою верою, так что слава имени Христова стала распространяться и по всей стране той, диавол возбудил против христиан некоего нечестивого мучителя Аквилина. Из вражды ко Христу и христианам он с большим отрядом воинов пошел на Тавромению, чтобы разрушить ее, а всех живших здесь христиан предать избиению.

Когда граждане пришли в ужас при этой вести, святитель Божий стал утешать их, убеждая, что они не потерпят от врагов никакого вреда. И когда враги приблизились к городу, против них вышел, как духовный воин, святой Панкратий с своим клиром, неся с собою непобедимое оружие - честный крест Христов и две святые иконы - Христа Спасителя и Его Пречистой Богоматери. Тотчас же сильный страх напал на врагов; они были как бы окутаны тьмою; от силы Божией пришли они в смятение, ум их помрачился и они начали рубить и убивать друг друга, некоторые же сами себя пронзали мечами. Потом, как только они пришли в себя, вышли из окутавшей тьмы и увидели, что убивают друг друга, они поняли, что так наказывает их Бог за враждебные действия против христианского города. Оставшиеся в живых после этой братоубийственной битвы побросали свое оружие и явились к непобедимому храброму воину Христову, святому Панкратию. Они припали к честным ногам его, прося прощения, и умоляли его о том, чтобы он сделал их христианами. И гражданам города была двойная радость: во-первых они избавились от грозного нашествия врагов, а во-вторых, враги их стали им друзьями по вере. Поэтому слова святого стали с этих пор приниматься с еще большим уважением и все его повеления исполнялись. И не только этот город, но и другие окрестные города были просвещены святою верою.

Но по истечении многих лет, которые святитель Панкратий провел, управляя новопросвещенным стадом Христовым, некоторые из оставшихся там язычников, особенно злобные и упорные в своем заблуждении, согласившись с начальником своим Артагастом и выбравши подходящее время, напали тайно на служителя Божия и побили его камнями. Так святой Панкратий, самовидец Христов и ставленник апостольский, подвизался добрым подвигом, окончил свою жизнь мученически7 и со святыми Апостолами предстал Христу, своему Господу, чтобы созерцать Его лицом к лицу в бесконечные веки.

_________________________
Примечания
1 Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня.

2 Понт - страна, занимавшая в древности северо-восточную часть Малой Азии. Ныне на месте древнего Понта находятся два турецких вилайета (области): Трапезунт и Сивас.

3 Память св. Апостола Павла совершается Церковью 29 июня.

4 Сиракузы - одна из первых древнегреческих колоний на восточной берегу остова Сицилии, основанная, по преданию, коринфянами около 753 г. до Р. Хр.; впоследствии самый большой и богатый город остова.

5 Сицилия - один из больших остовов Средиземного моря, составляющий ныне часть итальянского королевства.

6 Фалькон, Лисипп (или Лисс) и Скамандрон - второстепенные божества древнегреческой религии.

7 Кончина св. священномученика Панкратия последовала в конце I в. или в начале II в. Мощи его почивают ныне в Риме, в загородной церкви, построенной в честь св. Панкратия (память коего празднуется в западной церкви 12 мая).

Тропарь священномученика Панкратия
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского
глас 8
Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия
глас 4
Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

Священномученик Кирилл Гортинский, епископ



Священномученик Кирилл, епископ Гортинский, 50 лет был епископом в Гортинии. Он пострадал при императоре Декии (249-251) (по другим источникам при Максимиане, 284-305), будучи 84-летним старцем.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Святой Кирилл продолжал свою проповедь и многих язычников привел ко Христу, сам же скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Через некоторое время правителю донесли, что святой Кирилл не перестает благовествовать и продолжает успешно обращать народ от тьмы язычества к свету Истины. Последовал приказ умертвить Святителя. Услышав приговор, святой Кирилл возрадовался, что сподобляется мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч (III).

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского
глас 3
Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского
глас 3
Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Святитель Феодор Едесский, епископ



Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842-855).

Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

На русском языке издано:
1. Сто весьма душеполезных глав. - «Христианское чтение», 1825, ХVII, с. 123 слл.
2. Умозрительное слово. - Там же, с. 178 слл. Также «Добротолюбие», III, с. З18-358. Здесь же: Главы деятельные.

Подробное житие святителя Феодора Едесского можно прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-feodor-edesskij

Тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Тропарь иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Неволею паству святительскую приим,/ но волею подвигнувся о Божий Церкви,/ и перстию Христова гроба невернаго Моавия царя уверив,/ и с телесною слепотою вкупе и душевную ему исцелив, благоверна показа,/ с нимже и еретики от Божия Церкве, яко волки, отгнав,/ честный святителю Феодоре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Яко солнце, осиявая светлым житием, Феодоре, яве,/ вавилонскому царю явися чудесы/ и сего угодника Христу, святителю, показа,/ с нимже ныне Троице предстоя,/ нас поминай, светло торжествующих память твою, мудре.

Кондак иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Благохотения ради/ просвещеннаго тобою по благодати чада, честнаго Моавия,/ животворящаго древа получения,/ подвигнуся во царствующий град,/ и тамо Христовою перстию доблей царице Феодоре ока зрение очисти,/ и оттуду с яселаемым сокровищем паки в Вавилоне честнаго Моавия по Христе на мучение утверди,/ сего ради ти вопием:/ радуйся, честный Феодоре,/ учениче Христов, пастуше добрый.

Преподобный Феодосий Едесский, столпник

Преподобный Феодосий Едесский прославился святостью своей жизни и подвигом столпничества во славу Иисуса Христа.

Тропарь Феодосию Едесскому, Столпнику
глас 3
Прежде запенся богатственною сетию, яко человек,/ но последи нищетою нестяжания посрамил еси врага/ и молитвами твоими, честный Феодосие, / прият от Бога прозрения дар./ Тем и честному епископу Феодору прорече о Святей Церкви,/ еже на враги одоление,/ и ныне молися Христови за чтущих тя.

Мученик Михаил Садовник

Происходил из простой и благочестивой семьи. Он был необразованным и зарабатывал себе на жизнь тем, что удобрял навозом сады и огороды.
По ложному подозрению в связи с разбойниками был арестован турками, которые подвергали его жестоким пыткам, желая заставить его принять ислам. После тридцати дней истязаний мученик был представлен воеводе, а затем калопаше, которые лестью и разными обещаниями также старались склонить его к отречению от Христа.
Михаил остался непреклонен и был приговорен турками к смерти: по приказу судьи ему отрубили голову. Это произошло в Афинах в 1771 году.

Преподобный Гавриил Афонский, архимандрит, настоятель Афонского Ильинского скита



Память 9 июля в день обретения мощей, в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, Киевских и Одесских (Укр.) святых

Родился 8 января 1849 года в Киевской губернии в бедной семье. Был крещён во имя преподобного Георгия Хозевита, в день памяти которого родился. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание получил от своих родителей. В 12 лет осиротел, жил на попечении дальних родственников. Окончил сельскую школу, особенно показав своё прилежание в изучении Слова Божия. Он быстро постигал церковную грамоту, любил читать Священное Писание, духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя добродетелями. Юношей, во время тяжелой болезни, дал обет послужить Господу.

В 1860-х годах паломничал по монастырям Киевской губернии. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, вторично отправился в Киев и поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Киевскому Златоверхому монастырю. Стал учеником преподобного игумена Вонифатия (Виноградского). Подражая старцам пустыни, юный послушник ходил в храм, выстаивал длинные монастырские службы до конца, любил молитву, старательно нёс возлагаемые на него послушания.

В 1867 году, получив старческое благословение, совершил паломничество на Святую Землю, где поклонился Живоносному Гробу Господню и другим святыням.

Монашество на Афоне

В 1868 году прибыл на Афон. Увидев добродетельную подвижническую жизнь насельников Святой Горы, решился отвергнуть всё мирское и остаться на Афоне. Поступил послушником в полюбившийся ему Афонский скит пророка Илии. Архимандрит Паисий и братия полюбили Георгия, который добросовестно и с радостью нёс различные послушания в обители, отличался кротостью и смирение. Юноша возлюбил ночное скитское богослужение, молитву, уединение и безмолвие.

В 1869 году был пострижен в монашество с именем в честь архангела Гавриила. Старался все силы употребить на то, чтобы жить свято и угождать Господу, пребывать в молитве, ум и сердце держать в чистоте. В 1874 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1876 году - во иеромонаха. Весной 1876 года отец Гавриил был назначен экономом на принадлежащее скиту парусное судно, отходящее ежегодно в Россию ради доставки всего необходимого для жизни в Ильинском скиту. Монашеский бриг "Святой пророк Илия" совершал рейсы между Афоном, Константинополем, Одессой и Мариуполем, где загружался зерном, мукой, волжской рыбой и прочей снедью. Капитаном корабля был иеромонах, а команда состояла из монахов и послушников - уроженцев Херсонской, Курской и других губерний. Вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном храме. Во время Русско-турецкой войны иеромонах Гавриил со своим судном находился в Таганроге и в Ростове-на-Дону, а в 1878 году после заключения мира возвратился на Афон.

С 1878 года был казначеем скита и настоятелем его подворья в Константинополе. Дел по хозяйству было очень много, но отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость с посторонними людьми, хозяйственная практичность - все эти качества удивительно сочетались в нём.

Во главе Ильинского скита

После ухода на покой в 1887 году настоятеля скита иеросхимонаха Товии отцу Гавриилу было вверено управление Ильинским скитом. В 1891 году был возведён в сан архимандрита Константинопольским патриархом Иоакимом III. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Под влиянием его отеческих наставлений некоторые иноки, кроме исполнения трёх обычных монашеских обетов - нестяжания, целомудрия и послушания, брали на себя еще дополнительные обеты, направленные на укрепление духовной воли, возвышение христианского духа.

Отцу Гавриилу удалось разрешить конфликт с кириархиальным монастырём Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, с конца 1893 года стал бывать в русских городах со святынями Ильинского скита: иконой "Млекопитательница", частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. Добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для скита.

По его инициативе в 1894-1896 годах в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства отец Гавриил сам привёз с Афона на корабле "Святой пророк Илия". 10 ноября 1894 года, архимандрит Гавриил в сослужении соборного духовенства совершил закладку трехпрестольного пятиглавого храма подворья. 22 декабря 1896 года, вместе с архиепископом Херсонским Иустином (Охотиным), он освятил главный алтарь церкви в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", 23 декабря - правый придел во имя пророка Илии, а 28 декабря - левый придел во имя архангела Гавриила. По обеим сторонам храма были построены трёхэтажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим.

В 1894 году заложил, а в 1898 году построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены две цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. При нём также были созданы Таганрогское и Новониколаевское подворья скита. В 1899 году начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 года вместе с епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) сослужил Константинопольскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Афонского скита апостола Андрея.

В 1901 году, несмотря на плохое состояние здоровья, отправился в поездку по российским подворьям Ильинского скита в Одессу, Таганрог, и станицу Новониколаевскую Таганрогского округа области Войска Донского (ныне - город Новоазовск) для распоряжений по хозяйству и назидания братии. Перед отъездом с Афона, предчувствуя близкую кончину, завещал братии:

"Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков, если будем носить друг друга тяготы, если будем иметь между собой тот мир, который заповедал нам Иисус Христос, то и сердобольные наши благотворители - истинные чада святой Православной Церкви, молитвенно незабвенные сыны возлюбленного нашего отечества - святой России не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует, по милости Царицы Небесной".
Посетив по пути подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в станицу Новониколаевскую. 14 октября после Божественной литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье ухудшилось. 18 октября он причастился святых Христовых Тайн. Скончался 19 октября 1901 года в станице Новониколаевской. Честные останки старца были перенесены в Одессу и 2 ноября того же года погребены в склепе храма Одесского подворья Ильинского скита.



(Преподобный Гавриил Афонский, архимандрит, настоятель Афонского Ильинского скита, рака с мощами)

Мощи и почитание

К началу 1990-х годов клирики Ильинского собора города Одессы иногда слышали в подвальном помещении храма необъяснимые стуки. В соборном приходе сохранялась память о захоронении строителя храма. Наконец, по благословению митрополита Одесского Агафангела (Саввина), духовенство храма решило обследовать предполагаемое место захоронения под крестильным помещением.

Это происходило в пятницу 22 июля 1994 года. В тот день в храм привели юношу лет девятнадцати, который, как гадаринский бесноватый, кричал и бился в руках родителей. С трудом удалось завести его в крестильное помещение, чтобы совершить молитву, во время которой он без чувств распростерся на полу. После того, как его окропили святой водой, юноша, на удивление родных, поднялся и с сильно утомленным видом, но в нормальном состоянии, вышел из крестильного помещения. Это явственно говорило о том, что дух злобы, вышедший из юноши, не мог находиться вблизи того места, где покоились мощи святого. Вечером священники и работники храма, обследовав стены помещения и разобрав перегородки, обнаружили в нише гроб, покрытый мантией. При этом присутствующие почувствовали как бы веяние свежего воздуха. Честные мощи были обретены нетленными и положены в храме в гробнице.

Исцеления от мощей были отмечены уже в первые дни. Так, 26 июля получила значительное облегчение во время молитвы у обретенных мощей тяжелоболящая, одержимая злым духом раба Божия Н. 27 июля во время вечернего богослужения и молитвы у мощей получил совершенное исцеление больной ноги инвалид второй группы З-й: он покинул храм, не хромая и не опираясь на палку. 29 июля в собор принесли на носилках расслабленного который, находясь вблизи мощей, почувствовал, что его покрыл яркий свет, и получил облегчение в страдании. Вскоре к новообретённой святыне потянулись богомольцы и страдальцы. Чудеса у честных мощей совершались иногда при многих свидетелях, иногда в сокровенной тайне по вере притекающих к святыне.

В том же году решением Священным Синодом Украинской Православной Церкви архимандрит Гавриил Афонский был канонизирован в лике преподобных. 23 октября 1994 года в Одесском Ильинском соборе прошло торжественное прославление новоявленного святого. Рака с его мощами была установлена в соборе, который в 1995 году стал главной церковью новообразованного Одесского Ильинского монастыря. Были составлены тропарь, молитва и акафист святому. В новообразованной обители был введён порядок, по которому ежедневное богослужение начиналось с братского молебна у мощей подвижника. Частица от гроба, в котором были обретены мощи преподобного Гавриила, была положена в соборе святого Александра Невского в Мелитополе.



На заседании 30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Гавриила Афонского, включив его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением памяти 9 июля (22 июля нового стиля).

Святые дня, Вселенские Соборы, Афон, Православие

Previous post Next post
Up