Продолжение…
Собор новомучеников и исповедников Запорожских
Празднование памяти святых новомучеников Запорожской епархии было учреждено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 августа 2001 года. День празднования 1/14 ноября был приурочен к предполагаемому дню кончины священномученика Сергия (Зверева), одно время бывшего Мелитопольским епископом.
Решением Синода Украинской Церкви от 20 июля 2012 года празднование было перенесено на 13/26 июня и переименовано в Собор новомучеников и исповедников Запорожских.
В лик Запорожских святых входят:
• Сщмч. Михаил Шафанов, прот., и его супруга мц. София (+ 1918)
• Сщмч. Матфей Александров, свящ. (+ 1921)
• Сщмч. Димитрий Игнатенко, прот. (+ 1935, память 15 сентября)
• Исп. Алексий Усенко, свящ. (+ не ранее 1937)
• Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Михаил Богословский, прот. (+ 1940, память 15 марта)
• Сщмч. Виктор Киранов, прот. (+ 1942, память 17 марта)
• Сщмч. Александр Ильенков, свящ. (+ 1942, память 1 марта)
Подробные жития вышеупомянутых святых вы можете почитать на сайте Запорожской епархии УПЦ МП:
https://hram.zp.ua/archives/nyne-cerkov-khristova-torzhestvuet-no Тропарь
глас 4
Днесь новоявленныя звезды / на церковней показашеся тверди, /
блистанием своим озаряющи малодущных сердца, / подвигом веры и страданьми за Христа красящеся, /
добропобеднии мученицы и исповедницы, / словеса Спаса делом совершившии /
и Божественныя Того страсти ясно в себе изобразившии, /
ныне же молитеся прилежно / о иже любовию вас почитающих, /
спасти и просветити души наша.
Кондак
глас 2
Во времена лютая ведоми бысте связани от богоборцев /
и в темницы затворени, / верою соблюдаеми, непобедими пребысте /
и, отрешившеся телес, святии, Божественным желанием яве облекостеся. /
Темже, яко светила, просиясте в мире, / верныя просвещающе Духа благодатию. /
Страстотерпцы мученицы, / молите Христа Бога / согрешений прощение даровати /
чтущим любовию святую память вашу.
МОЛИТВА
О, святии Новомученицы и Исповедницы земли нашея, верность
Христу Богу даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго Отечества вашего, умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго
Духа во веки веков. Аминь.
Священномученик Анфим Иверский (или Ивериянин, Грузин) , митрополит Унгро-Валашский
Память 13 июня (Груз.), 14 сентября (Рум.)
Родился в 1650 году в Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Анфим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Валашского господаря Константина Брынковяну отправился в Валахию.
По прибытии в Валахию Анфим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах. Анфим Иверский сумел превратить Валахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение «от грузинского корня». Не забывая свою родину, где в 1709 году Анфим основал первую гузискую типографию в Тбилиси, он также проникся любовью к своему новому дому, где сыграл важную роль во введении румынского языка в церковную службу. Так, в 1693 году он издал Евангелие на румынском.
В 1694 году Анфима назначили настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию.
В 1705 году Анфима, «избранного из избранных настоятелей Влахии», рукоположили во епископа Рымникского, а в 1708 году возвели в сан митрополита Унгро-Валашского. Утверждение Анфима митрополитом было большим счастьем для всей страны. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет:
«На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Анфим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны».
Под непосредственным руководством святого Анфима в Валахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре г. Бухареста монастырь Всех Святых который ныне в честь святителя часто называется "Анфимовым". Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Анфим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Анфим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь Всех Святых он объявил независимым от Греческой Церкви.
Со дня утверждения митрополитом святой Анфим неустанно боролся за освобождение Валашского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Анфим в своей речи отметил:
«Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле: Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзирая на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!»
Его слова оказались пророческими. В 1714 году турки казнили господаря Константина Брынковяну, а в 1716 году - последнего господаря Валахии - Стефана Кантакузена, и на трон посадили фанариота Николая Маврокордата, покорного слугу завоевателей.
В эти тяжелые времена Анфим Иверский сплотил вокруг себя группу Валахских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николай Маврокордат приказал Анфиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Анфим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Иеремии III. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из румынского духовенства, утвердил «заговорщика и революционного подстрекателя восстания» предать анафеме, отлучить от церкви и объявить недостойным монашеского сана.
Но Николай Маврокордат не удовлетворился лишением Анфима сана Унгро-Валашского митрополита, надо было изгнать его из Валахии, и он достиг своей цели: Анфим был изгнан на Синай, в монастырь святой Екатерины. Митрополита Анфима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Анфим Иверский не достиг Синайской Горы.
14 сентября 1716 года, невдалеке от Галлиполи, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адрианополю, турецкие воины зарубили святого Анфима Иверского и раскромсанные его святые останки сбросили в реку.
Так завершилась земная жизнь грузинского святого, который все свои неисчерпаемые силы, талант и знания посвятил восстановлению Валашской народной культуры и укреплению духа этого народа в Православной Вере.
Святой Анфим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками - греческим, румынским, славянским, арабским, турецким, был сведущ в богословии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, блистательным писателем и признанным оратором.
В 1992 году Румынская Церковь причислила Анфима Иверского к лику святых и днем его памяти постановила 14 сентября, день его мученической кончины. Грузинская Церковь поминает Анфима Иверского 13 июня.