Продолжение...
Чудо исцеления ослепленного Стефана иконой Божией Матери "Кассиопея"
(икона Божьей Матери Кассиопитрия)
Об этом удивительном и чудесном событии я подробно писал в рассказах о путешествии в Грецию (на о. Корфу):
http://filin-dimitry.livejournal.com/6450.html Именно эта икона была написана в ознаменование этого чудесного события, а исцеление Стефан получил перед другим образом…
Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет»…
Один благочестивый юноша по имени Стефан возвращался из города в свою деревню. По дороге ему повстречались путники, к которым он присоединился, и они вместе продолжали свой путь. В какой-то момент они заметили молодых людей, переносивших с мельницы муку.
Спутники Стефана впали в искушение:
- Не украсть ли нам муки? - сказал кто-то из них. - Нас никто не видит. Разделим ее между собой и отнесем домой.
На это согласились все, кроме Стефана.
- Это грех! - запротестовал он. - Нам не уйти от правосудия. Мы будем наказаны как разбойники и злодеи.
Но те не вняли его словам. Незаметно приблизившись, они набросились на работавших юношей, избили их и отобрали у них муку. Избитые работники пришли к себе домой, и рассказали о случившемся происшествии. Затем они оповестили управляющего Симона Байлу, и тот послал солдат арестовать злодеев. В качестве подозреваемого солдаты взяли под стражу только Стефана, так как остальные успели скрыться. Будучи уверенным в своей невиновности, юноша вел себя совершенно спокойно. Он искренно рассказал солдатам обо всем происшедшем, но те, не поверив ему, связали его и заточили в тюрьму.
Когда Стефана повели к судье, он опять рассказал, как все было:
- Я с разбойниками вместе шел, но участия в ограблении не принимал. Вы меня обвиняете без всякой причины.
Однако судья не поверил юноше и осудил его.
- Какое ты предпочитаешь наказание, - спросил он, - что бы тебе отрубили руки или выкололи глаза?
Стефан предпочёл второе, так как это показалось ему менее мучительным...
С тех пор Стефана, неспособного самостоятельно передвигаться, водила за руку его мать. В восемнадцати милях от столицы острова находилось небольшое приморское поселение Кассиопея. Оно было известно благодаря храму Пресвятой Богородицы, в который ежедневно приходило множество народа для поклонения Ее чудотворной иконе. Стефан принял решение отправиться в это селение, остаться при храме Богородицы и просить милостыню у добрых людей. Поклонившись со своей матерью чудотворной иконе, он попросил у монаха-прислужника дать ему какую-нибудь маленькую келью, чтобы жить. В первый вечер они остались ночевать в храме. Несчастная мать, выбившаяся из сил, сразу же уснула. А Стефан никак не мог успокоиться от непрекращавшейся боли. В какой-то момент на него нашёл легкий сон, и он погрузился в дремоту. Вдруг он почувствовал, как кто-то прикоснулся к нему руками и начал ощупывать пустые глазницы. Это было настолько явственно, что он сразу же проснулся и задумался: кто мог к нему прикоснуться? Вдруг он прямо перед собой увидел Жену, всю сверкающую и сияющую. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла.
Стефан повернулся и... увидел горящие лампады. Он тут же разбудил свою мать и спросил ее:
- Кто зажёг лампадки?
- Успокойся и спи, - ответила ему она, думая, что ее сын бредит во сне.
Однако он все настаивал:
- Я вижу икону Богородицы!
Мать приподнялась и посмотрела на лицо своего любимого сына. Да, глаза ее не обманывали: его глазницы украсились парой голубых глаз, хотя до ослепления глаза у Стефана были черные! Со слезами радости мать и сын начали благодарить Пресвятую Богородицу за Ее скорое вмешательство и помощь. На доносившийся из храма шум прибежал монах-пономарь. Произошедшее чудо настолько потрясло старого инока, что тот сразу же отправился в столицу острова, дабы известить обо всем управляющего. Управляющий, не веря словам монаха, взял с собой еще двух старост Керкиры и пришел к Стефану. Байла был просто поражен, увидев новые глаза юноши. Реальность чуда подтверждалась и совсем ещё свежим шрамом, оставленным на его лице раскалённым железом. Однако у управляющего все еще оставались сомнения. Поэтому, возвратившись в столицу, он вызвал к себе палача и спросил его:
- Действительно ли ты вырвал глаза у Стефана, как я приказал?
-Разумеется, я их вырвал. Они до сих пор еще находятся в тазу. Пожалуйста, вот они!
Байла посмотрел в таз. И действительно, в нем находилось два черных глаза. Истина подтвердилась самым убедительным и неопровержимым образом. Правитель, пригласив Стефана, извинился перед ним и, желая возместить его страдания, одарил его богатыми дарами. Также он обновил ограду святого храма Пресвятой Богородицы. [Из предания о. Корфу о чуде, произошедшем в 1530 году].
В ознаменование этого чудесного исцеления была написана Икона Богородицы Кассиопитрия.
Иногда по ошибке и образ «Неувядаемый Цвет» называют «Панагия Кассиопитрия», но это не верно, речь идет о разных иконах: перед первой произошло чудо исцеления, а вторая была написана в ознаменование этого чуда.
Преподобный Виро, епископ Утрехтский и Одгер (Odger), спутники Плехельма (Plechelm)
Преподобный Виро относится к тем святым, которым Бог судил просвещать христианским светом варварские народы Нижних Мааса и Рейна в начале VIII века. В то далекое время христианство пришло на эти земли с запада, а точнее - с Британских островов.
Святой Виро родился в обеспеченной и культурной семье то ли в Ирландии, то ли в Шотландии. Да это и не важно. Главное - ему с раннего детства прививался христанский дух, а со временем было получено и основательное научное образование. И эта высокая двоица дала богатый плод. Уже в юности, пораженный рассказами о трудностях жизни первых христан «на материке», он воспылал желанием стать миссионером и пошел с непреклонной решимостью к этой цели.
Для начала совершил паломничество в Рим и добился аудиенции у Папы Римского. Православный Папа принял молодого священника из Британии с пониманием и уважением, обсудил с ним важные вопросы христианской миссии в низовьях Рейна и, посвятив Виро в епископы, дал ему на дорогу все необходимые документы, а также некоторые мощи святых для освящения новых церквей и монастырей. Вместе с Виро в Риме побывали его друзья и спутники - священник Плехельм и диакон Отгер. Папа Римский посвятил в епископы также и Плехельма...
Но молодые миссионеры, понимая, что им не хватает практического и духовного опыта, вернулись на родину и пробыли там некоторое время, посвятив несколько месяцев более глубокой подготовке к подвижнической деятельности. И только после того, как посчитали необходимые приготовления выполненными, отбыли на материк, уже окончательно попрощавшись с родиной и близкими людьми. Они понимали, что миссия может быть смертельно опасной, но пошли на этот шаг вполне осознанно.
Высадившись в устье Мааса, миссионеры начали искать место для основания христанского центра. В те времена таким пунктом мог быть только монастырь, защищенный от нападений. Заручившись поддержкой короля Пипина Геристальского и получив от него в качестве безвозмездного дара небольшой участок леса над речкой Рур, подвижники приступили к строительству.
Место оказалось очень удобным. Высокий холм надежно защищал монастырь от наводнений, а водные пути позволяли проникнуть далеко на юг, включая горные районы вулканического Айфеля. Но миссионеры сосредоточились на территории Нижнего Мааса и Рейна. Вскоре местное население искренне полюбило Виро и его спутников и стало массово креститься. На холм, который прежде служил местом погребения, стали стекаться все, кто желал послушать евангельскую проповедь. Так постепенно Виро стал входить в Божественную святость. Об этом говорили не только простолюдины, но и власть имущие.
Великий святой миссионер Виллиброрд очень любил и уважал Виро и в конце концов упросил его быть епископом Утрехта.
В последние годы жизни Пипин Геристальский взял для себя за обычай ежегодно паломничать в Санкт Одилиенберг (так впоследствии стало называться это место). Последние несколько километров король проходил пешком, а оставшуюся сотню метров проползал на коленях. Он искренне каялся в совершенных грехах, а после причастия святых Христовых Таин, немного отдохнув, беседовал с епископом, не оставляя ни одного серьезного вопроса, относящегося как к проблемам власти так и политики. Он не без оснований считал св. Виро не только человеком высочайшей духовности, но и мудрым старцем. Так оно и было на самом деле.
(Монастырь Санкт Одилиенберг в XIX веке)
Нам не известен год преставления святителя Виро и его спутника, но предание сохранило день их смерти - 8 мая - они были замучены жителями Фризляндии во время проповеди в 739 или 753 году. Мощи святых Виро и Плехельма были перенесены в церковь в Рурмонде (Roermond), которую они построили. Святые мощи Одгера были оставлены на месте их изначального погребения в Одилиенберге. И по сей день память святых отмечается именно в этот день...
В 1361 году монастырь был перенесен в Рурмонд, а вместе с ним туда торжественно отбыли и мощи святого. В годы реформации они исчезли и были вновь обнаружены только в 1594 году.
В 1879-86 гг. в обветшавшей церкви Санкт Одилиенберга проводились масштабные реставрационные работы и во время раскопок 1881 года была обнаружена могила святителя Виро. Резонанс в обществе был настолько велик, что большая часть его мощей была возвращена назад в Санкт Одилиенберг. Его глава поныне сохраняется в соборе Утрехта. Святитель Виро стал почитаться покровителем Нидерландов.
До сих пор в Санкт Одилиенберг идут паломники, но их поток видимо иссякает. Да и храм в честь Виро, Плехельма и Отгера открывается нечасто. Как правило - раз в неделю во время утренней службы. А в остальное время он стоит закрытым на замок. Даже в дни великих двунадесятых праздников, например, в католическое Вознесение.
(по материалам:
http://palomnik.org/Svjatii/Wiro/Wiro.html)
Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый, перенесение мощей
Память 8 мая (на перенесение мощей и день тезоименитства), 12 июля (в день кончины) и в Соборах Новгородских и Тверских святых
Преподобный Арсений Новгородский, в миру Амвросий, родился в г. Ржеве в семье благочестивых христиан. Отец его Григорий занимался выделкой кож и научил своему ремеслу сына. Амвросий для поддержания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы. По смерти отца Амвросий был понуждаем матерью вступить в супружество с девицей Марией, но и полгода не прожил с супругой.
Как некогда Авраам оставил дом родительский, чтобы идти странником на зов Божий, так и сей блаженный юноша оставил все свое - и дом, и присных - и втайне от них бежал в Великий Новгород. В Новгороде он исполнял кожевенные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Через пять лет святой Амвросий написал письмо жене и матери, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19, 29).
В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строите¬ля храмов и монастырей, святой Амвросий основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом в честь святых жен-мироносиц. В этой же обители он принял монашеский постриг с именем Арсений.
В образе ангельском еще более усугубил преподобный Арсений свой подвиг, ибо всего себя предал любви Божией, и жительство его, по слову апостольскому, было сокровенно со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Жизнь он вел самую строгую, довольствовался малым; на теле носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождавшейся благодатным даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Из его очей постоянно текли слезы покаяния, и плакал он также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония.
В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собственной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений предал на молитве чистую свою душу Богу 12 июля 1570 (1571) года.
Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранилась запись 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен...» Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (память 18/31 января). Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве (ныне храм Оковецкой иконы Божьей Матери).
В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради
Тропарь
глас 4
Отечество свое и род оставил еси, Христу прилепися, и Великаго Новаграда достигл еси, и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси многим постом и воздержанием, и пророчествия дар прияти сподобися, и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити, и тело в нем предложив, обитель себе в премирнем Царствии у Христа всех Бога сотворил еси. Егоже моли, святе Арсение преподобне, Церкви и стране нашей в мире пребывати и от всех навет вражиих ущедрити нас, почитающих твое торжество, и спасти души наша.
Ин тропарь
глас 1
Божественною любовию возгоревся, вся мирская пристрастия отринул еси, крест же Христов на рамо взем, во след Его изволил еси ходити, отечество твое оставив, Великаго Новаграда достигл еси и, работая Богови невозвратным помыслом, дарования чудотворений сподобился еси. Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак
глас 4
Тяжелоносныя волны тимения отгна, и вся плотская двизания и похоти палящия ни во чтоже вменив, взем крест и пойде вслед Христа, Имже наставляем, лукавыя сети до конца раздра и под ногами предложи, молимтися, преподобне отче Арсение, избави нас от належащих на ны соблазн, ты бо еси Великому Новуграду похвала и утверждение и сущим в печалех радость.
Молитва
О преподобне отче наш Арсение, услыши мя, раба твоего, молящагося тебе и призывающаго в молитвах святое твое имя, и милостив буди и скор за многогрешныя рабы твоя принести молитвы и моления ко Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии, да твоими святыми молитвами избавимся всякаго наития злаго, и помилуй нас, на тя уповающих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученик Никифор
(Зайцев Никифор Петрович, +21.05.1942)
Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны Зайцевых. Никифор окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению и был человеком весьма начитанным; будучи трудолюбивым, он имел и крепкое хозяйство, что при советской власти навлекло на него многие беды.
Во время Первой мировой войны Никифор был призван в армию, но, как человек зрелого возраста, из запасных, он был послан служить в обозе. Вернувшись домой, он снова занялся крестьянским хозяйством. Верующий человек и постоянный прихожанин храма, он состоял членом церковной двадцатки и пел на клиросе, был неизменным участником крестных ходов и молебнов, призывал и односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения. Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нем, что он был человеком глубоко церковным и безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. Он привык в своем хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский день, и был несогласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое начинает делаться, при невозможности быстрого исполнения, напоказ. Бывало, председатель колхоза начнет подгонять, говорить, что надо быстрей работать, и даже покажет, как это, например, быстрей надо жать, но Никифор Петрович, как человек многоопытный и в то время уже немолодой, степенно на это ответит: «Ты сейчас только поработал, а мне целый день работать, и я так не смогу». В колхозе он никогда не начинал работать не помолившись, что, естественно, не нравилось партийному начальству.
Наступили гонения 1937 года, когда снова, как в 1930 году, стали уничтожаться крестьяне и использовался любой повод для их ареста и осуждения. Никифор Петрович был человеком верующим - и это было вполне достаточно для ареста; 23 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске.
В качестве свидетелей были допрошены председатель и секретарь сельсовета и один из колхозников. Они показали, что Никифор Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что зря расстреливают: «Смотрите, какое время - брат брата расстреливает». Когда летом 1937 года на собрании говорилось о людях, мешающих работе в колхозе, «Зайцев поднялся и крикнул: “Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают...” хлопнул дверью и ушел».«Зайцев против подписки на займы... Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения... во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить шествие с иконами говоря им, что якобы новая конституция разрешает делать это. В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев заявил: “Святое Писание - это истинная правда, а все остальное - антихристово вранье”. Зайцев поет на клиросе в церкви». «В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает песнопение перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит вся улица. На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу, а когда выходит, так больше молитвы поет». «Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам... Колхозникам говорит, что нужно верить только Евангелию, а все, мол, остальное, в том числе и колхозы, - это “антихристовы дела”. На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он против помощи антихристу. Зайцев государственные поставки называет грабиловкой».
Следователь, вызвав Никифора Петровича на допрос, заявил:
- Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем религиозного культа... который часто посещает ваш дом; при встречах с ним ведете разговоры на политические темы. Дайте показания по этому вопросу.
- Да, действительно, священник посещает мой дом - приходит в религиозные праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай… Вел я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая. Разговоров на политические темы я с ним никогда не вел.
- Следствию известно, что вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской агитацией. Следствие предлагает дать показания по этому вопросу.
- Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.
- Следствию известно, что вы в июне 1937 года при проработке постановления правительства «О льготах колхозникам по зернопоставкам» выступили среди колхозников с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и утверждали, что это постановление является обманом колхозников. Дайте показания по этому вопросу.
- Таких слов я не говорил; это про меня сказали потому, что сейчас в Советском Союзе большинство людей клеветники, которые клевещут из‐за пустяков на людей. По моим убеждениям такое зло развелось потому, что не стало христианской веры, молодежь не воспитывается в духе христианского учения о морали.
- Следствию известно, что в своих разговорах с колхозниками вы поддерживали известных контрреволюционеров. Дайте показания по этому вопросу.
- Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми, но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену. Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их. Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.
- Следствие располагает данными, что вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием. Дайте показания по этому вопросу.
- Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе, и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я еще в период коллективизации предлагал не торопиться с созданием колхозов, а сперва создать показательные колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить колхозы в массовом порядке.
- Следствие располагает данными, что вы выступаете против государственных поставок, называя их грабиловкой. Дайте показания по этому вопросу.
- Нет, я против государственных поставок не выступал.
- Следствие располагает данными, что вы выступаете против государственных займов. Дайте показания по этому вопросу.
- Нет, против государственных займов я не выступал.
- Следствию известно, что вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников. Дайте показания по этому вопросу.
- Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти... Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Священник мне показал книгу и говорит: «Вот я на всякий случай в кармане ношу конституцию, чтобы при придирках сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды».
- Кто еще кроме вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?
- Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы. Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.
- На какие темы вы вели разговоры со священником?
- Мы разговоры вели только на религиозные темы.
На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к восьми годам заключения в исправительно‐трудовом лагере, и он был отправлен на Беломорско‐Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. После того как работы здесь стали сворачиваться, Никифор Петрович был отправлен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда он прибыл 28 июля 1941 года. В лагере ему пришлось плести рыболовные сети.
Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года в Каргопольлаге и был погребен в безвестной могиле.
26 декабря 2006 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода Русской Православной Церкви.