Сегодня Православная Церковь чтит память:
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.
Сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304); мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, прмч. Арпилы, мчч. Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375); прп. Малха Сирийского (IV); прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944); свт. Браулио Сарагосского, Иберийского (651); мч. Георгия Софийского Старшего, Адрианопольского (1437; Болг.).
Мц. Параскевы Кочневой (1939).
Икона Божией Матери: Мелетинская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор Архангела Гавриила
Архангел Гавриил - благовестник таин Божиих.
Имя Гавриил в переводе с еврейского языка означает: муж Божий, крепость Божия, сила Божия.
Архангел Гавриил один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих.
Он объяснил пророку Даниилу пророчественные видения о царях и царствах (дан. 8), о времени пришествия Спасителя. . . «когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний: итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святялище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9 , 21-27).
Архангел Гавриил и святого пророка Моисея наставлял в пустыне, при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира.
Архангел Гавриил возвестил священнику Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной, престарелой его жены Елисаветы. . . «тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие»
(Лк. 1, 11-19).
Также Архангел Гавриил явился праведной Анне и Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил каждому из них, что они будут иметь дочь, от века избранною Материю Мессии, грядущего для спасения рода человеческого.
Сей великий Архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.
Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святаго. . . «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 26-35).
Архангел Гавриил явился во сне и Иосифу Обручнику объяснивши ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в Ней от Духа Святаго...
(Архангел Гавриил является во сне Иосифу Обручнику. Витраж Шартрского Собора в Париже)
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1 , 18-2 1).
А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью свои стада и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8-12).
Архангел Гавриил предупредил Иосифа Обручника о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицею: «. . .се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Мф. 2, 13-14).
«По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2, 19-21).
Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскрешении Христовом.
По мнению Богомудрых мужей, Архангел Гавриил был послан для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения.
Хвалебной песне Божией Матери «достойно есть» научил инока Афонского монастыря также Архангел Гавриил.
Посему Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таин Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества.
26 марта (8 апреля) празднование в честь Архангела Гавриила есть день Собора, потому что христиане на другой день Благовещения собираются вместе славить священными песнями святого Архангела, как небесного вестника великой тайны воплощения Сына Божия. Святой Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12:15).
(Собор Архангела Гавриила)
13 (26) июля - Собор святого Архангела Гавриила. Праздник этот существует с IХ века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила.
8 (21) ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, где Архангел Гавриил прославляется со всем Собором Небесных Сил.
Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой - с зерцалом из ясписа. С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свещею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Поэтому, носящим имя Гавриил прилична та «вера Божия, для коей,- по слову Самого Спасителя,- нет ничего невозможного».
Тропарь Архангела Гавриила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крилу невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник Вышних сил.
Кондак Архангела Гавриила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко Безплотных Архистратиг.
Кондак Архангела Гавриила
глас 8
Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя,/ пренеисчетныя и страшныя Троицы/ Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ ныне непрестанно моли/ избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти:/ радуйся, покрове рабом твоим.
Молитвы Архангелу Гавриилу
Молитва 1-я
Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых Таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю Тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.
О, Святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я
О, Святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое. Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Олтарь кадильный; озари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и багочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу о нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. (Из древней рукописи).
Священномученик Ириней Сирмийский (Сремский), епископ
Священномученик Ириней пострадал во время гонения на христиан при римских императорах Диоклитиане и Максимиане (284 - 305).
Он был пресвитером, вместе с женой воспитывал детей в христианском благочестии и пользовался большим уважением за свою образованность и строгий образ жизни.
Позже он был поставлен епископом в город Сирмий в Паннонии (современная Венгрия). За горячую проповедь Христовой веры он был схвачен и предстал перед правителем Пробом. За отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам святого предали на мучения. Очевидцами истязаний были родители, родственники и друзья святителя, которые пытались уговорить его покориться, но мученик оставался непреклонен. После жестоких мучений святой исповедник долго находился в темнице. Проб пытался сломить волю мученика, уговаривая его пощадить свою жизнь ради сыновей. Но мученик ответил: "Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не заставит отречься от моего Христа". Правитель приказал бросить святого в реку. Мученика привели на мост через реку Саву, где он, став на колени, в последний раз обратился с молитвой к Господу о пастве Сирмийской Церкви. После молитвы священномученика Иринея обезглавили, а тело бросили в реку.
Мученики Вафусий, Верк, пресвитеры, преподобномученик Арпила, мученики Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, мученицы Анна, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, Дуклида
Святые мученики Вафусий и Верк, пресвитеры, Арпила монах, миряне: Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Констанс, царевич Агафон и мученицы: Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готфская, и Дуклида, царевна Готфская, пострадали около 375 года при короле Унгерихе, преследовавшем христиан. Король приказал поджечь храм во время Богослужения. В пламени пожара погибло 308 человек, из числа которых известны имена двадцати одного мученика. Вдова готфского короля Алла со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и перевезла их в Сирию. Затем она возвратилась на родину, где через некоторое время была побита камнями и мученически скончалась вместе со своим сыном Агафоном. Мощи святых мучеников оставались у Дуклиды, которая во время царствования Валентиниана II (364 - 375) и Феодосия Великого (393 - 395) пришла в Кизик и передала часть мощей на освящение храма. Кончина праведной Дуклиды была мирной.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Тропарьм мученицам
Агницы словесныя / Агнцу и Пастырю приведбстеся мучением ко Христу, / течение скончавше, и веру соблюдше. / Темже днесь радостною душею совершаем, досточудныя, / святую вашу память, / Христа величающе.
Мученицы Алла, Лариса
(мученица Алла)
Святые мученицы Алла и Лариса пострадали с другими мучениками в первой половине IV века в Готфии, где они по приказу царя Унгерика были сожжены в храме во время церковной службы.
Св. Гаафа, супруга другого готского царя, вместе со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и удалилась с ними в Кизик (в Крыму). Когда Гаафа возвратилась в Готфию, разъяренные язычники забросали ее камнями. Ее же дочь, св. Дуклида, мирно скончалась в Кизике.
Святые мученики Вафусий и Верк, пресвитеры, Арпила монах, миряне: Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Констанс, царевич Агафон и мученицы: Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готфская, и Дуклида, царевна Готфская, пострадали около 375 года при короле Унгерихе, преследовавшем христиан. Король приказал поджечь храм во время Богослужения. В пламени пожара погибло 308 человек, из числа которых известны имена двадцати одного мученика. Вдова готфского короля Алла со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и перевезла их в Сирию. Затем она возвратилась на родину, где через некоторое время была побита камнями и мученически скончалась вместе со своим сыном Агафоном. Мощи святых мучеников оставались у Дуклиды, которая во время царствования Валентиниана II (364 - 375) и Феодосия Великого (393 - 395) пришла в Кизик и передала часть мощей на освящение храма. Кончина праведной Дуклиды была мирной.
Преподобный Малх Сирийский
Преподобный Малх был единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. По достижении совершеннолетия родители стали принуждать его жениться, но Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей, где проходил послушание в течение многих лет. Узнав о смерти своего отца, он решил посетить овдовевшую мать. Игумен обители не благословил намерение инока, однако Малх ослушался и, присоединившись к группе путников, направился в родные места. В пути на них напали сарацины, всех взяли в плен и обратили в рабов. Хозяин Малха принудил его жениться на одной из рабынь. Святой Малх, по взаимному согласию с женой, сохранил обет целомудрия. Со своей духовной супругой он бежал из плена. Хозяин преследовал их, но беглецы укрылись в пещере, оказавшейся логовом львицы. Львица не тронула беглецов, но растерзала преследователей. Святой Малх, исполняя просьбу жены, отправил ее в женский монастырь, а сам возвратился в свою обитель. Игумена он уже не застал в живых. Никогда больше преподобный Малх не покидал стен обители. Он часто рассказывал в назидание монахам о своих злоключениях, происшедших от непослушания. До конца своей жизни преподобный Малх смиренно подвизался в монастыре, где мирно скончался (IV).
Исповедник Василий Новый, Константинопольский
(исповедник ВасилийНовый и мученица Клавдия)
Преподобный Василий в молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и были встревожены его странным видом. Заподозрив неладное, они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самой учинил ему допрос. На вопрос, кто он, Святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, но он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнической жизни. Самон, потеряв терпение, спросил святого Василия: "Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?" На это святой прозорливец ответил: "Нечестивыми следует называть тех, кто подобно тебе проводит жизнь во всякой нечистоте". После публичного обличения Самон в гневе велел повесить святого вниз головой со связанными за спиной руками и ногами. Пытка была настолько жестокой, что очевидцы ее стали роптать на Самона. Когда после трехдневного истязания святого подвижника сняли, он оказался жив и невредим.
Это чудо Самон приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание голодному льву. Однако лев не тронул святого и мирно улегся у его ног. Самон в бессилии приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили святого и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме. Преподобный вошел в город, где около Золотых ворот встретил больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил больного Именем Спасителя и по просьбе Иоанна остался жить у него. К блаженному приходили и многочисленные верующие за советами и наставлениями, а также получить по его святым молитвам исцеление от болезней.
Преподобный Василий, обладавший даром прозрения, обличал грешников, обращая их на путь покаяния, предсказывал грядущие события. Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Он утаил его с тем, чтобы продать, а деньги раздать нищим. Однако по пути домой вместе с другими вещами он потерял и пояс. Во сне он получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами:
"Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное".
Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия (память преподобной Феодоры Цареградской 30 декабря).
Преподобный Василий скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет.
Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.
Святитель Браулио Сарагосский, епископ
(Свв. Браулио Сарагосский и Исидор Севильский)
Родился в благородной семье, был одним из наиболее многообещающих выпускников колледжа, основанного в Севилье свт. Исидором. Со временем стал столь выдающимся учёным, что св. Исидор стал расценивать его скорее как друга и имел обыкновение посылать ему свои собственные письма на просмотр и исправление.
Браулио был рукоположен в сан священника. Когда в 631 г. скончался его брат Иоанн и епископская кафедра Сарагоссы стала свободной, соседние прелаты собрались, чтобы выбрать ему преемника. Их выбор пал на Браулио.
Будучи священником, Браулио много трудился, наставляя и укрепляя людей в вере. В то же время, ему пришлось преодолевать арианскую ересь, которая продолжала процветать даже после того, как принял Православие король Реккаред I. Браулио действовал в тесном контакте со св. Исидором, наводя в церкви порядок и укрепляя духовную дисциплину. Сохранилась небольшая часть их переписки.
Он принял участие в четвертом соборе в Толедо, который проходил под руководством его друга и учителя, св. Исидора, а также в пятом и шестом соборах. Последний из названных соборов поручил ему писать ответ папе Римскому Гонорию I, который обвинял испанских епископов в небрежности при выполнении их обязанностей. Его защита была признана убедительной.
Как сообщает Мозарабская хроника:
Во времена Ираклия, в 669-ю эру (631), в его двадцатый год правления, и в четырнадцатый год Арабов, когда Умар почти год правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет, мятежно захватив королевство Готов. В третий год правления он, подобно Реккареду, старому королю Готов, созвал собор в церкви святой девы и мученицы за Христа Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов. Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто отсутствовал, и придворными вельможами собрались в Толедо, благодаря Исидору Севильскому, знаменитому множеством книг. На этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы - чье красноречие, подобно Риму, матери и королеве городов, восхищает в посланиях с проповедями - блистал над всеми остальными.
Епископское служение не повлекло его отхода от церковного служения, и в Сарагосской базилике Божией Матери, что на Колонне (дель Пиляр), он проводил в молитве много времени днём и ночью.
Он ненавидел всякую роскошь: его одежда была груба и проста, как и его еда, его жизнь была проста и строга. Красноречивый проповедник и острый спорщик, он мог убедить своего соперника своими аргументами и абсолютной искренностью. Его помощь бедным была согласована с чуткой заботой об их чувствах.
Завершение его жизни было омрачено потерей зрения. Когда св. Браулио понял, что близко его отшествие ко Господу, то он провёл последний день своей жизни в пении псалмов.
Мученик Георгий Софийский Старший, Адрианопольский
Память 26 марта и в Соборе Болгарских святых
Родился около 1407 года в Софии.
Мученически пострадал 26 марта 1437 года. Будучи тридцати лет от роду, он по делам военной службы находился в Адрианополе (совр. Эдирне, Турция). Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к которому он пришел починить оружие, Георгий стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Георгий был приведен к правителю города, который, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Георгия отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда святого подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от православной веры. Твердость Георгия разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности святого выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.
В версии мучений Георгия еп. Левкийского Парфения сообщается, что ночью, когда костер догорел и золу развеяли по ветру, над пепелищем появился столб света от земли до неба и что с тех пор горожане часто видели стоящий над местом смерти мученика свет в виде факела, столба или звезды.
В Софии о мученике Георгии стало известно в первой половине XVI в. Для отличения его от Георгия Нового и Георгия Новейшего его стали именовать Георгием Софийским старшим, но его почитание не получило такого широкого распространения, как двух других Георгиев.
Повествование о мучениях Георгия содержится в единственном греческом сборнике XVI в. и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге Константинопольский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную литературу и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Георгию о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное литературное произведение. Язык оригинала неизвестен. Греческий текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В двух-трех местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греческий текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее. В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык.
Мученица Параскева
(Кочнева Прасковья Максимовна, +08.04.1939)
Мученица Параскева родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила с родителями и во время гонений на Русскую Православную Церковь прислуживала при храме в родном селе. В 1932 году власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области, где устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, однако, у нее вышла размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, и она уехала в село Вознесенское, где стала помогать в Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и ее выбрали членом церковной двадцатки.
В 1937 году власти арестовали священника Александро-Невского храма, и верующие стали искать другого священника, но всех, кого ни находили они, отказывались регистрировать местные власти, и Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 года, она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на прием к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить в храм Александра Невского сидевшего в приемной и просившего места священника. Из Патриархии они сразу же отправились на Казанский вокзал, где купили билеты, 30 декабря собираясь выехать в Миасс.
Священник был родом из Бессарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители и все родственники, и он имел намерение переехать из советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести справки, нет ли ответа на его прошение о въезде в Румынию. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал - здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошены.
(Александро-Невский храм в Миассе, фото начала XX века. Разорен в 1939 году)
- Вы являетесь членом двадцатки церкви Александра Невского? - спросил Параскеву следователь.
- Я являюсь активной церковницей, организовавшей подписи под заявлением, которое мною было передано во ВЦИК, и являюсь членом двадцатки храма Александра Невского в Миассе.
- Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вас лиц вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа. Вы это подтверждаете?
- Нет, я это отрицаю.
- Уточните, чем вы занимались до ареста?
- До ареста я занималась исключительно охраной церкви - сторожила. Кроме того, я состояла в церковной двадцатке.
14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Параскева Кочнева была раздавлена во время работы и скончалась в лагерном лазарете от ран 8 апреля 1939 года.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 16 июля 2005 года для общецерковного почитания.
31 августа 2006 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом в Известковом на месте лагерной больницы был освящен кованый поклонный крест в память скончавшихся здесь и погребенных рядом на лагерном кладбище святых новомучеников Российских.
Икона Пресвятой Богородицы «Мелетинская»
Изображения этой иконы встречаются только в виде клейм на многочастных иконах Богородицы. Упоминание об этой иконе есть у Поселянина и Булгакова.