Продолжение…
Святой мученик Епимах (перенесение мощей)
Святой мученик Епимах, сын благочестивых христиан, происходил из Египта. Подражая святому Иоанну Крестителю, он отправился в пустыню и долгое время пребывал на Пелусийской горе. Руководителем его был Сам Святой Дух, а любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в пустынных подвигах и трудах, помогала претерпевать всякие напасти от невидимых врагов.
Прожив в своем подвижническом уединении много лет, он узнал, что христиане в Александрии жестоко гонимы, причем одни из них, боясь лютых мук, скрываются в горах и пустынях, другие же отпадают от веры. Тогда святой Епимах пошел в Александрию, пылая ревностью по Бозе и желая своей кровью запечатлеть исповедание Христово.
Придя в город, он вошел в языческое капище, где по случаю праздника собралось много народу, и смело поверг на землю идолов. Язычники тотчас схватили его и отвели к Апеллиану, но святой Епимах сам мужественно устремился на него. Однако стража не дала ему хода и, по повелению изумленного Апеллиана, Епимаха заточили в темницу. Там уже находилось много Христовых исповедников.
Святой Епимах начал их укреплять и воодушевлять на мученический подвиг, и ни один из них впоследствии не отпал от веры, все получили божественные венцы. И самого Епимаха палачи подвергли жесточайшим мучениям: строгали тело его железными ногтями и побивали камнями.
Но святой при этом возглашал: “Желаю, чтобы вы подвергли меня еще большим мучениям! Что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть!” Капли его крови брызгали на собравшуюся вокруг толпу, а одна попала на бельмо в глазу больной женщины и исцелила ее. Она воскликнула: “Велик Бог, Коего исповедует сей страдалец!” После многих истязаний мученик Епимах был усечен мечом (по другим источникам - сожжен в сиьнейшем огне) около 250 года.
Тропарь мученика Епимаха
глас 4
Мученик Твой, Господи, Епимах/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Епимаха
глас 4
Многообразныя раны претерпел еси/ и венец прием от Христа Бога,/ Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/ верно совершающих память твою,// да спасет души наша.
Преподобный Софроний, затворник Печерский
Мощи преподобного Софрония погребены в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Память святого Софрония совершается особо, 11 марта.
Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 1
Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение.
Кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 4
Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние.
Ин кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 8
В тесней и темней клети затворився,/ власяницею и поясом железным умерщвляя тело твое,/ псалмопении непрестанно благославословил еси,/ тем Света вечнаго и обители Небесныя сподоблься,/ и, ангельскими пении наслаждался,/ молися Господеви, да не лишит и нас вечных красот.
Преподобный Алексий Голосеевский, иеромонах
Память 11 марта (Укр., Греч.) и в Соборе Киевских святых
В миру Шепелев Владимир Иванович, родился в день Пасхи 14 апреля 1840 года в Киеве в семье дворянина, капитана Киевского арсенала.
Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в августе 1832 г. В 3 года он лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество.
В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру.
Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров Киевской духовной академии, Киевского университета и у киево-печерского иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева).
В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры.
В 1872 г. принял постриг с именем Алексия, был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха.
С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. - духовник братской больницы.
В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пустынь.
В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пустыни.
9 сентября 1896 года о. Алексий, как опытный в обращении с мощами, был приглашен на открытие мощей и прославление святителя Феодосия Черниговского.
За несколько лет до смерти (не ранее 1907 года), отец Алексий начал ослабевать и ему стал прислуживать келейник Азария (Надточенко), будущий старец-духовник. В начале 1916 года старец Алексий серьезно заболел: плохо работало сердце, распухли ноги. Его по болезни освободили от очередного богослужения, которое он нес до того времени в течение 43 лет.
Известны случаи тайных постригов, совершаемых старцем. Так, в Великий четверг 1911 года он тайно постриг в Межигорье послушницу Покровского женского монастыря Анну Сидоркину.
Скончался 11 марта 1917 года. Похоронен в Голосеевской пустыни у восточной стены храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
Нес подвиг старчества, был духовником многих иерархов Русской Церкви, в т. ч. киевских митрополитов. Среди них были митрополиты Иоанникий (Руднев), Флавиан (Городецкий) и Владимир (Богоявленский), архиепископ Черниговский Антоний (Соколов). Для бесед со старцем в Голосеевскую пустынь приезжал архиепископ Димитрий (в схиме Антоний (Абашидзе), а также священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский.
(Киевский Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь))
Обладал даром предвидения: предсказал убийство императора Александра II, первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием.
В 1993 г. состоялось обретение его мощей, которые в настоящее время почивают в Голосеевской пустыни.
В 1999 г. Синодом Украинской Православной Церкви прославлен в лике преподобных как местночтимый святой.
Преподобный Иоанн Мосх, византийский духовный писатель
Подвизался в Иерусалиме и Иорданской пустыне; много путешествовал по разным монастырям вместе со своим учеником Софронием, впоследствии патриархом иерусалимским.
В разных источниках указывают разные года кончины преподобного: 620, 622, 634.
Составил сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках, который обыкновенно носит название "Луга Духовного" (Λειμών). В списках древнего русского перевода он называется "Лимонарь" (Λειμωνάριον), или (чаще) "Синайский патерик".
Преподобная Феодора Артская
Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры - Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира - Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты - храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти - 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.
(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)
Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.
Священномученик Евлогий Кордовский, митрополит
Митрополит Кордовский Евлогий был хорошо известен своей просветительской деятельностью и пастырской ревностью, утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 году он сам был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии, обратившейся из ислама.
Один из наиболее почитаемых в Испании мучеников.
Преподобный Энгус Кульдей (ирл. Aengus Céli Dé), игумен Клоненахский, епископ
Родился в Ирландии, в роду Дальриадов (Dalriadans), королей Ольстера. В его юности он был послан отцем, Энгобой (Oengoba), учиться в монастыре Клоненах под началом знаменитого игумена Малатгени. Здесь он приобрёл огромный духовный опыт и знания, которые стали столь широко известны в тогдашней Ирландии, что считалось что никто не мог сравниться с ним в благодетели и знаниях о божественном.
Чтобы избежать мирской славы, он уединился в месте на семь миль от своей обители (которое и ныне называется "Дайзерт" (Dysert - "Пустынь") и предался суровой аскезе. За день он клал триста земных поклонов и читал всю Псалтирь, одну треть ее прочитывая в погруженным в холодную воду, привязанным за шею с столбу. Но и здесь его беспокоили посетители, и Энгус скрылся в монастыре Тамлахт (Tamlacht, Tallacht Hill), что в трёх милях из Дублина, где и жил неузнанным в течение семи лет под видом послушника-мирянина. Там он выполнял всякую тяжелую домашнюю работу дома, внутренне совершенствуясь в любви ко Господу и Богообщении. Однажды, когда он помог неудачнику-ученику отлично выучить урок, его тайна была раскрыта. Игумен обители, святой Мэльруайн Таллахтский (Maelruain of Tallaght), распознал в невиданном учителе пропавшего Энгуса. С этого времени они сделались друзьями, и Энгус начал работу над над своим знаменитым Мартирологом.
Энгус считал себя презреннейшим из людей, отрастил волосы и бороду и ходил в лохмотьях, чтобы его презирали и окружающие. Преподобный много и усердно трудился, и его вера была столь глубока, что по одной легенде, когда он, рубя деревья, отрубил свою левую руку, он спокойно приставил ее обратно, и она тут же приросла.
Когда святой Мэльруайном скончался в 792 году, Энгус возвратился в Клоненах, где стал вести жизнь по самому строгому правилу. Здесь он наследовал своему учителю Малатгени, будучи избран игуменом и хиротонисан во епископа.
Почувствовав приближение смерти, Энгус снова уединился в своей Пустыни (Dysert/Disertbeagh), где скончался около 824 или 830 года. Ныне это место известно как Энгусова пустынь (Desert Aenguis/Dysert Enos) - впоследствии здесь вырос известный монастырь.
Наследием Энгуса в ирландском монашестве стало так называемое движение "кульдеев" от старо-ирландского Céli Dé что приблизительно значит "преданные, подданные Божии" или "дружина Божия". Изначально так именовали самого Энгуса, затем - его подражателей, а в одно время даже вообще всех монахов и отшельников ирландской традиции. Особенностью движения стало то что монахи, оставаясь отшельниками, собирались малыми группами (обычно по 13 человек по образу Христа и апостолов) в одном месте.
Труды
Преподобным Энгусом были составлены более длинный и более короткий Ирландский мартирологи, а также написаны пять других книг о святых его страны, содержавшихся в книге известной по-ирландски как "Saltair-na-Rann". Короткий мартиролог составил знаменитый метрический гимн "Felire" (Felire Aengus Ceile De) или "Festilogium". Более длинный мартиролог - "Мартиролог Таллахтский" - был составлен им совместно со святым Мэльруайном Таллахтским. Кроме мартиролога сохранилась его молитва ко Христу о прощении.
Преподобный Георгий Синаит (греч. Γεώργιος ὁ Σιναΐτης)
Память 11 марта и в Соборе Синайских святых.
Сведения о святом содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха, где приводится рассказ игум. Дамианы о великом подвижнике игум. Георгие Синаите, жившем на горе Синай.
Однажды в Великую субботу старец Георгий Синаит захотел причаститься в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и постоянно об этом думал. Но так как у него не было возможности добраться до Святой Земли, он попросил ученика отвести его в храм на Синае, где он и причастился. Когда в храме Воскресения в Иерусалиме совершалось таинство Евхаристии, патриарх Иерусалимский Петр увидел подходящего к Причастию с другими пресвитерами старца Георгия и причастил его. После этого Петр стал расспрашивать, когда в Иерусалим прибыл старец, но оказалось, что впервые увидели его только на службе. Тогда Петр попросил задержать старца, чтобы разделить с ним трапезу, но по окончании службы прп. Георгия нигде не нашли. Опечаленный тем, что старец его ослушался, Петр отправил ему послание, приглашая вновь посетить Иерусалим. Старец в ответном письме сообщил, что через 6 месяцев они встретятся перед лицом Господа. В то же время надежные свидетели уверили свт. Петра, что Георгий Синаит уже много лет не покидал своей обители и не ходил в Палестину.
Предсказание старца сбылось, и через полгода и он, и патриарх скончались. Однако Православная энциклопедия датирует кончину старца 544/545 г., тогда как патриарх Петр, по другим источникам, скончался в 552 году.
Икона Богородицы «Аз Есмь с вами и никтоже на вы» (Леушинская)
Леушинская икона Похвалы Божией Матери ныне известная под названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители. В начале 1860-х. гг. ее пожертвовал в храм св. Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор (1889 г.). С нее в иконописной мастерской монастыря под руководством монахини Алипии делались списки. Один из них находился в иконостасе Леушинского Подворья в Петербурге. Особый список был сделан для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению Игумении Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Дорогой Батюшка сам освятил его.
Впоследствии о.Иоанн благословил этим образом купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, и предсказал, что он будет молиться пред образом за Россию 1000 дней. При этом о.Иоанн назвал этот образ - «Спасительница России». Старец Серафим исполнил благословение Иоанна Кронштадтского и вымолил победу России пред этой иконой. Ныне этот список, находится в Свято-Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Наряду с Державной, Песчанской, Валаамской, Свято-Крестовской иконами Богоматери - Леушинская также является одной из икон последних времен, которыми Всемилостивая Заступница заступает за род христианский.
Кто же написал дивный образ, завершивший историю ХХ века? Недавно в Архиве Новгорода (ГАНО) прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла новые материалы по Леушинскому монастырю, в том числе Формулярные списки леушинских сестер.
Один из них принадлежал монахине Алипии, которая несла послушание заведующей монастырской Иконописной мастерской. Идея создания мастерской возникла у Игумении Таисии в период возведения собора Похвалы Божией Матери (1886 - 1889), который надлежало весь расписать. Для этого настоятельница направила некоторых сестер для обучения в Академию художеств.
Самой способной из них была послушница Анна Ильинична Герасимова - крестьянская девочка, поступившая в Леушинский монастырь (тогда еще общину) в 1877г. в 9-летнем возрасте. Ее послушанием было клиросное пение и иконописание.
Икопописица участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного - келейного храма Иг. Таисии, пустыньки Крестик, основанной Иоанном Кронштадтским в Леушино. В 1897 г. Анна Герасимова была определена в число послушниц, видимо к этому времени относится и назначение ее руководительницей Иконописной мастерской. 17 февраля 1906 г. духовником монастыря игуменом Иларионом послушница Анна была пострижена в монашество с наречением имени в честь прп. Алипия Киево-Печерского, первого русского иконописца. В Формулярном списке отмечено, что м.Алипия “качеств весьма хороших, способна и усердна”.
В качестве заведующей мастерской м.Алипия удостоилась в 1913 г. быть принятой Их Императорскими Величествами в составе депутации сестер. Матушки преподнесли Наследнику Цесаревичу сделанный в монастыре Великокняжеский Стяг.
В чем состояла благодатная сила леушинских икон?! Видимо, не только в профессионализме иконописиц, но и в том, что они создавались руками Христовых невест, неразлучных с молитвенными четками. К сожалению, главные труды Леушинских искусниц были уничтожены водами Рыбинского «моря». Но милостию Божией в куполе Петербургского подворья сохранились леушинские росписи: сонм святых, предстоящих Богоматери, которые предстоит еще восстановить.
Молитва Божией Матери пред Ея иконою «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы". Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Очень подробно об этой иконе можно почитать на сайте храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте:
http://leushino.ru/index.html