08 (21) февраля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Feb 21, 2018 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 1-я Великого поста.

Великий канон Андрея Критского.
Отдание праздника Сретения Господня.
Вмч. Феодора Стратилата (319); сщмч. Агафангела, еп. Дамасского (III; Греч.); прор. Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).
Свт. Саввы II, архиепископа Сербского (1269); свв. Филадельфа и Поликарпа (Греч.).

Блж. Любови Рязанской (1921; Рязан.); сщмчч. Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова, Петра Маркова, пресвитеров (1938); сщмч. Александра Абиссова, пресвитера (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Великомученик Феодор Стратилат



Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому".

Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Кондак великомученика Феодора
глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Пророк Захария Серповидец



Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода. Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, "зрителем премирных видений". Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии (6, 12), о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (11, 12 - 13), о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (14, 6 - 7). "Весь вышний зарями просвещен", пророк Захария "будущая видел яко сущая". Согласно преданию, этот "истиннейший богоглагольник" дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем. Своим прозванием "Серповидец" Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (5, 1-2).

Святитель Савва II Сербский, архиепископ



Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди - святителя Саввы.
Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», - говорится в его житии.

Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг.
После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова.

Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.



(Печский монастырь, Косово, Сербия)

Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего, и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.
На фресках в монастырях Студеница, Арилье, Сопочаны и Ораховица сохранились изображения святителя Саввы II, а в Печском монастыре над его гробницей находится изображение его успения. Лик этого святого мы также находим в лозе Неманичей в Грачанице, Печи и Дечанах. Память святого празднуется 8 / 21 февраля.

Тропарь святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 4
Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 8
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.

Священномученик Агафангел Дамасский, епископ

Пострадал в Дамаске в Сирии.

Священномученик иерей Александр
(Абиссов Александр Афанасьевич, +21.02.1942)



Род Абиссовых - священнический. И сама фамилия - Абиссов - семинарская (такие фамилии давались воспитанникам духовных школ), происходит она от первых трех букв латинского алфавита: «АВС» («а», «б», «ц»).
Четыре старших поколения рода Абиссовых служили Господу в сельских храмах Ярославской епархии и имели многодетные семьи. В роду Абиссовых было десять священников, два диакона, три причетника.

Продолжая духовные традиции, братья Никанор, Лавр и Александр Абиссовы избрали путь служения Господу и стали священниками Ярославской епархии.
Александр Абиссов получил образование в Угличском Духовном училище и Ярославской Духовной семинарии, которую окончил в 1896 году. После этого он стал работать учителем в сельских школах.
В 1908 году Александр Афанасьевич женился на дочери священника, учительнице церковно-приходской школы Угличского уезда Надежде Алексеевне. И в том же году был рукоположен архиепископом Ярославским Тихоном (Беллавиным) во иерея.
Незаметный сельский священник (каких в Российской империи было более 112 тысяч, из них около 50 тысяч в священническом сане), отец Александр Абиссов прослужил в церкви Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Малое Мышкинского уезда Ярославской губернии около 30 лет, одновременно находясь на должности учителя и законоучителя свыше 20 лет. Священнослужения он не оставлял до своего ареста в 1937 году, когда, в результате гонений на Церковь, численность православного духовенства на территории СССР составляла уже только 24 тысячи человек.
Отец Александр Абиссов был крепким хозяином-земледельцем, плотником, столяром, пчеловодом, отцом четверых детей. Будучи уже в преклонных летах, он претерпел от советской власти неправедный суд, клевету, гонения, ссылку на принудительные работы в шахты Донбасса и заключение в Амурский трудовой лагерь НКВД. Это был глубоко религиозный, мужественный, доброжелательный человек непоколебимой веры.

Семья отца Александра в начале 20-х годов была лишена избирательных прав, это означало, что священник, его жена и дети уже не считались полноценным гражданами страны, в которой жили, и не могли получать никакой поддержки от новых властей. Вдобавок к этому священника обложили непосильным сельскохозяйственным налогом и денежным сбором.
Отец Александр много трудился вместе с крестьянами, убирал вместе с колхозниками хлеб, делал для колхозных дворов оконные рамы, вставлял стекла. Он многим помогал заниматься пчеловодством, строил для крестьян пасеки, желающих учил ухаживать за пчёлами. В Ивановском колхозе отец Александр вплоть до своего ареста в 1937 году руководил колхозной пасекой.
Первый раз священника арестовали в 1934 после убийства Кирова. Отец Александр был осужден на 2 года (якобы за сбор колосков на колхозном поле). Его отправили на принудительные работы в шахты Донбасса. В 1936 году он вернулся домой инвалидом 2-й группы с пороком сердца, энфиземой легких и хроническим бронхитом.

Второй раз отца Александра арестовали уже в следующем году. Его обвинили в антиколхозной агитации, распространении провокационных слухов в адрес Советской власти и приговорили к 10 годам лагерей. Отец Александр виновным себя не признал, после приговора он направил жалобу в Надзорную Комиссию НКВД, но ответа не получил. Из пересыльной тюрьмы НКВД в Ярославле священник был этапирован под усиленным конвоем в Хабаровск. Везли в товарных вагонах, кормили нерегулярно. На 33-й день пути заключенные прибыли на станцию Тайшет в Иркутской области, где находилось управление Озерлага НКВД. После медицинского освидетельствования заключенный Александр Абиссов был признан инвалидом, негодным к физическому труду и отправлен в Бушуйский лагпункт, где собирали «неполноценную» рабочую силу. У этого лагпункта на Баме была недобрая слава - фактически туда отправляли умирать.

Деревянные бараки заключенных размещались на площадке 200 на 200 метров, обнесенной деревянным забором с колючей проволокой и вышками по углам для часовых. В бараках стояли двухэтажные сплошные нары, пола не было. Нары были застелены грязными тряпками, кишащими вшами и блохами.
Заключенные трудились на общих работах по сооружению параллельных путей Транссиба. Рабочий день начинался в 8 часов утра и продолжался 16 часов с перерывами на обед и ужин. Люди умирали сотнями и тысячами - от истощения, паралича сердца, туберкулеза, психических расстройств.
С мая 1938 года в связи с резким ухудшением здоровья, отец Александр был переведен на работу дневального в лагерный барак.

Получив травму ноги, отец Александр был отправлен в лагерный госпиталь в город Свободный. Здесь он состоял дежурным санитарной палаты при тюремном лазарете.
К 1941 году здоровье священника настолько ухудшилось, что он уже не мог ходить. Священномученик Александр Абиссов скончался в тюремной больнице в городе Свободный в Амурской области. Он был погребен в безымянной могиле на лагерном кладбище. Над местом захоронения установили дощечку с номером заключенного 103 199. Крестов не полагалось.
Десятый в роду Абиссовых священник принял мученический венец в возрасте 69 лет 21 февраля 1942 года. К этому времени в Русской Православной Церкви духовенства оставалось уже только около 6 тысяч человек.

Реабилитирован Прокуратурой Ярославской области (по году репрессий 1937) 24 апреля 1989 года.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.

Священномученик протоиерей Андрей
(Добрынин Андрей Николаевич, +21.02.1938)

Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впоследствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.



(Церковь Спаса Преображения - Наумово (Наумовский погост) - Даниловский район - Ярославская область, разорен в годы лихолетия)

В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы.

21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим».

28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Данилове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.

- Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? - спросил его следователь.
- Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, - ответил священник.
- Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?
- Показание Державина я отрицаю.
- Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?
- Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.
- А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?
- Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.
- Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?
- Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.
- Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?
- Расторгуев показывает на меня ложно.

В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».
Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

30 мая 1957 года был реабилитирован.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Священномученик иерей Симеон
(Кульгавец Семен Демьянович, +21.02.1938)



Священномученик Симеон родился 2 февраля 1882 года в городе Посадо-Ломазы Бельского уезда Холмской губернии в семье крестьянина Демьяна Кульгавца. Отец умер, когда Семену было три года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде.
В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии и прожил здесь год. С 1917-го по 1922 год он служил в Москве милиционером, был женат на дочери крестьянина села Куликово Гавриила Ивановича Густарева - Марии.

В 1922 году Семен Демьянович подал прошение архиерею и был определен псаломщиком к храму в селе Дулово Корчевского района Тверской области, а в 1925 году - переведен псаломщиком в церковь села Орудьево Дмитровского района Московской области. В 1930 году рукоположен в сан диакона и в том же году - в сан священника к храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Якоть Дмитровского района Московской области.

18 января 1938 года власти арестовали священника по обвинению в антисоветской агитации, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, будто отец Симеон говорил: «Вышла новая конституция, а на Церковь гонения не прекратились, опять закрывают церкви и ни за что забирают попов; говорят, Церковь отделена от государства, а налоги советская власть с попов берет».

- Какую цель вы преследовали, выезжая из Польши в Россию в 1915 году? - спросил священника следователь.
- У меня никакой цели не было, пришлось выехать по необходимости, так как наша местность была оккупирована немцами, и я оттуда выехал как беженец.
- Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, - ответил священник, и на этом допросы были закончены.
11 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Симеон Кульгавец был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

30 июня 1989 года был реабилитирован.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Священномученик иерей Сергий
(Любомудров Сергей Иванович, +21.02.1938)



Священномученик Сергий родился 4 июля 1878 года в селе Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Любомудрова. В 1899 году, окончив три класса Рязанской Духовной семинарии, он стал служить псаломщиком в соборе в городе Пронске. В 1906 году Сергей Иванович был рукоположен во диакона ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Луховицкого уезда Рязанской губернии, а в 1916 году - во священника к этому храму. Здесь он прослужил до ареста. Последний раз отец Сергий служил в храме 3 февраля 1938 года, а 6 февраля был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне.



(храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Сушково)

Председатель Сушковского сельсовета дал по требованию сотрудников НКВД справку, в которой написал, что священник ведет в селе контрреволюционную агитацию о том, что коммунисты закрывают церкви; верующим колхозникам священник говорил, чтобы они сходили в сельсовет и попросили для него разрешение на хождения по домам крестьян с молебнами. Кроме того, отца Сергия обвиняли в том, что, когда в 1937 году умер живший в селе Сушково на покое епископ Феодосий (Ганицкий), он пригласил других священников и народ на погребение архипастыря.
Следователь, допрашивая отца Сергия в течение двух дней после ареста, вдруг заявил:

- В августе 1937 года вы устраивали в селе Сушково похороны умершему архиерею Ганицкому. Расскажите об этом.
- Архиерей Иван Федорович Ганицкий, которому было около восьмидесяти лет, служил раньше в городе Коломне, а года три назад, прибыв из ссылки, поселился в селе Сушково. Он умер в первых числах мая, хоронил его я, как приходской священник; о его смерти я никого не извещал и населению не говорил... Всего из духовенства было на похоронах пять человек. Повторяю, духовенство я не собирал и народ не оповещал.
- Сколько примерно было людей во время обедни и на похоронах?
- На похоронах архиерея и во время обедни было примерно сто пятьдесят человек.
- По материалам следствия, вы распространяли слухи, что покойный архиерей был святой, - верно это?
- Нет, таких слухов я не распространял.
- Сколько всего панихид вы отслужили на могиле архиерея Ганицкого?
- Я отслужил на могиле архиерея Ганицкого примерно пятьдесят панихид. Служил и в церкви, и на могиле.
- Вы верующих агитировали за то, чтобы они требовали разрешения сельсовета производить вам подворный обход с молебнами?
- В 1936 году я сам пошел в сельсовет в Сушкове с просьбой разрешить мне служить по приходу, но мне ответили, что нельзя. Когда я сослался на статью конституции, то мне подтвердили, что нельзя. Я пошел в соседний сельсовет с этим же вопросом, но и там мне сказали то же самое. Не удовлетворенный этим, я пошел к прокурору с этим же вопросом, но тот мне ответил, что без разрешения ходить нельзя, - я и не ходил. А перед маем 1937 года церковный староста спросил меня, пойду ли я по приходу. Я ему ответил, что если сельсовет разрешит, то пойду. Староста пошел в сельсовет, но ему разрешения не дали. Больше никто не ходил и я никого не посылал.
- Вы всю свою жизнь посвятили служению в церквях по убеждению или из материальных выгод? - спросил священника следователь.
- Я служу в церкви в соответствии со своими убеждениями, - ответил отец Сергий.
- Вам известно, что религия, которую вы проповедовали, есть дурман для народа?
- Религию я дурманом для народа не считаю.
- Вы признаете себя виновным в том, что в мае 1937 года вели агитацию, что архиерей Ганицкий святой, организовали массовые похороны и панихиды по покойному святому архиерею, уговаривали народ, чтобы тот брал в сельсовете разрешение на обход по приходу с молебнами, что вы ругали руководителей партии и правительства, восхваляли врагов народа и агитировали против советской власти население?
- Виновным себя не признаю. Агитации против советской власти среди населения не вел, руководителей партии и правительства не ругал, врагов народа не восхвалял и население за разрешением на обход прихода в сельсовет не направлял.

8 февраля следствие было закончено, и 16 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

12 июля 1989 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.

Священномученик Петр Марков, пресвитер



Петр Иванович Марков родился 15 октября (по другим данным 14 августа) 1881 года в селе Сеченки Бронницкого уезда Московской губернии в многодетной семье псаломщика. Образование будущий священномученик получил в Донском духовном училище (год окончания 1897) и Московской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1904 году. Уже в следующем, 1905 году, Петр Иванович был рукоположен в сан иерея и начал служить в церкви села Малаховка Ухтомского района Московской области. В этой церкви отец Петр прослужил всю свою жизнь, будучи всегда окружен любящими детьми - родными и духовными (у о. Петра и матушки было 9 человек детей, а паства очень любила своего наставника). В 1930 году священника арестовали и обвинили в «невыполнении твердого задания по хлебозаготовкам». На этот раз власти ограничились относительно легким приговором: 3 недели исправительных работ и штраф 2000 рублей. Выйдя на свободу, отец Петр продолжил сужить в Малаховке. 22 января 1938 года последовал второй и последний арест. Обвинение в «контрреволюционной агитации повстанческого характера» судилось по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР.



(Церковь Петра и Павла - Малаховка - Люберецкий район, гг. Дзержинский, Лыткарино - Московская область, фото 1912 года)

Приведем выписку из обвинительного заключения: "Марков П.И., близкий приятель священника о.Сергия Цветкова, арестованного за к/р деятельность, будучи крайне враждебно настроен к ВКП(б) и Советской власти, среди населения с.Коренево проводит к/р деятельность, граничащую с террористическими намерениями по отношению к руководителям ВКП (б) и Советской власти, направленную на подрыв и свержение Советской власти. Марков высказывал клевету на Советскую власть перед крестьянами: "Я вам говорил, православные, еще в 1918г., что варвары-большевики заставят нас, православных, жить по-скотски, в одном сарае,... давайте дружно бороться против коммунистов..." Марков высказывал настроения пораженческого характера: "Конец Советской власти недалек, власть тиранов-мучителей русского народа будет скоро разгромлена, Священное Писание также об этом говорит... Большевики сами себя истребляют".

Отец Петр виновным себя в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации не признал. Последовал немилостивый приговор: высшая мера наказания.



(Церковь Петра и Павла - Малаховка - Люберецкий район, гг. Дзержинский, Лыткарино - Московская область в наши дни)

Отец Петр Марков был расстрелян 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Жалоба о пересмотре дела, поданная дочерью о.Петра Верой Петровной, была рассмотрена и отклонена 26 ноября 1939 года, когда приговор о расстреле уже давно был приведен в исполнение.

Реабилитирован Прокурором Московской области (по году репрессий 1938) 15 июля 1989 года.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up