Продолжение…
Блаженная Сидония
Иудейка из грузинской Мцхеты, сестра раввина Елеазара.
Услышав о Господе Иисусе, она от всего сердца поверила в Него как во Христа и Спасителя мира. Когда ее брат вместе отправлялся в Иерусалим, она умоляла его привезти со Святой Земли какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Елеазар, ставший свидетелем распятия Спасителя, купил Его Хитон у одного из воинов-совершителей казни и привез его во Мцхету. Святая Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю.
Память и почитание
Весь город собрался возле мертвой девы. Царь Амазаер (Адарнас) узнал о случившемся и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Дерево считалось целительным и пользовалось благоговейным почитанием народа, хотя многие забыли о том, что покоилось под ним. После пришествия в Грузию святой Нины с проповедью Христа в начале IV века, от чудесного кедра над могилой святой было явлено множество чудес и на этом месте был построен первый православный храм страны - в будущем главный собор Грузинской Церкви - Светицховели.
На иконах святую Сидонию изображают держащей в объятиях Хитон Господень. На образе Слава Грузинской Церкви её тело показано лежащим под Животворящим Столпом (Светцховели) с Христовым Хитоном на груди.
Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба». Рыба - символ христианина, так как в воде, при крещении, человек получает вечную жизнь.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви
Святитель Ремигий, епископ Реймса, "апостол франков"
Родился в 437 году, его рождение было предсказано его престарелым родителям святым отшельником по имени Монтан. В молодости мальчик-дворянин успешно изучал светские и божественные науки, затем он ушел в маленький дом около Лаона, чтобы вести одинокую жизнь. Его жизнь была столь свята, что как только освободилось место епископа в Реймсе, духовенство и народ города пришли к нему, чтобы изъять его из уединения и провозгласить епископом, несмотря на то, что ему было только 22 года.
Молодой прелат стал скоро наиболее знаменитым деятелем Бельгии и севера Галлии. Своей горячей проповедью он обращал язычников и приводил еретиков-ариан к раскаянию. Он создавал епархии, поставлял священников и вдохновлял жителей этих регионов, опустошённых недавними варварскими вторжениями, на любовь к врагам, на бескорыстие и желание небесных благ. Везде, где он проповедовал, являлись многочисленные чудеса, дабы подтверждать правду его учения. Во время трапез прилетали птицы и кормились с его рук. Он исцелял больных, отчитывал одержимых; и однажды, когда в городе начался пожар, он бросился в пламя и заставил его отступить.
В те годы, когда римский Запад агонизировал под вторжениями варварских народов, Юг Галлии был занят визиготами и бургундцами, сторонниками арианства; берега Рейна - аламанами; север - франками, остававшимися язычниками. После смерти своего отца Хильдериха в 482 году Хлодвиг I, которому было только 15 лет, стал во главе суровых воинственных франков. Он был еще идолопоклонником, но восхищался монахами и выражал большое почтение православным епископам, в особенности Ремигию, чьим разумным советам он следовал. В 493 году он женился на святой Клотильде, которая оказала на него благотворное влияние.
Столкнувшись с аламанами в битве при Тольбиаке, войска Хлодвига отступили. Правитель обратился тогда к Богу Клотильды и Ремигия и одержал яркую победу. Исполняя свой обет, он решился на обращение в их веру и попросил у святого Ремигия обучить его основам этой веры. Внимая епископу, который ему описывал события, сопровождавшие Страсти Христа, благородный воин воскликнул: "Эх, почему я не был там с моими франками, чтобы освободить Его!".
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), Реймс, Франция)
Двумя годами позже (25 декабря 498 или 499 года) Хлодвиг I пригласил всех знатных людей как из своего королевства, так и из-за его пределов, чтобы те присутствовали на его крещении в Реймсе. В ночь, предшествующую таинству, Святой Ремигий привёл короля и его свиту в храм, чтобы произнести перед ними краткую речь о тщетности веры в языческих богов и о великих тайнах христианской религии. Тогда храм вдруг наполнился светом и небесным ароматом, и раздался голос свыше: "Да будет мир вам!" Во время погружения короля в воды нового рождения Ремигий сказал ему: "Склони голову, гордый Сикамбр, возлюби то, что ты сжег, и сожги то, что ты обожал". Но во время помазания новокрещёного святым миром Иерарх заметил, что мира недостаточно. Тогда он поднял глаза к небу, прося Бога о помощи, и белый голубь спустился от неба, неся сткляницу, полную чудесной жидкости. Две сестры правителя и ещё три тысячи человек крестились вместе с Хлодвигом, отметив окончательную обращение ко Господу этого варварского народа и рождение христианской французской нации. Под духовным руководством святого Ремигия Хлодвиг I, этот новый Константин, продолжил впоследствии унификацию варварского и галло-римского народонаселения в Галлии и утвердил свой народ в истинной вере.
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), могила свт. Ремигия)
Достигнув преклонного возраста, святой Ремигий ослеп, но по его настойчивой молитве и надежде был чудесно исцелён и, отслужив в последний раз Божественную Литургию, с миром почил в 533 году.
Преподобный Баво или Бавон Гарлемский
В молодые годы проводил время в разбое и грабежах. Он возглавлял шайку буйных рыцарей и наводил ужас на обширный район, где как раз в это время подвизался свт. Аманд Маастрихтский. Епископу удалось обратить разбойника, который с тех пор стал его ближайшим другом и сподвижником. Его пример послужил к обращению множества людей, в том числе членов его шайки. Прп. Бавон пожертвовал награбленное добро на устройство монастыря, в котором принял постриг и предался умерщвлению своих страстей с таким же жаром, с каким прежде служил этим страстям. Впоследствии он ушел в строжайший затвор и еще при жизни прославился многочисленными чудотворениями.
(Святые, в земле Бельгийской просиявшие. На иконе - в нижнем ряду крайний слева)
Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский
(Прп. Иоанн Кукузель. Фреска, зографы Корчинские братья Константин и Афанасий, 1744 г., Арденицкий Богородице-Рождественский монастырь)
Память 1 октября, в Соборах Болгарских святых и Афонских преподобных
Родился в Диррахии (ныне Дуррес, Албания). В детстве, оставшись сиротой, поступил в придворную константинопольскую школу. По чрезвычайно нежному голосу, по миловидности и отличным дарованиям, обратил на себя внимание императора и двора, скоро опередил всех школьных своих товарищей и наконец сделался единственным придворным певцом. Юного Иоанна осыпали ласками, лелеяли за трогательное его пение и скромность, но сердце его при всем этом томилось неизъяснимым для него чувством тайной скорби и пренебрежения ко всем удовольствиям жизни. Страдания его умножились, когда проведал он, что император думает принудить его ко вступлению в брак. Мысль, что ради временных наслаждений жизни можно потерять радости Царствия Божия, до того тревожила его, что он решился бежать и скрыться в какой-нибудь отдаленной пустыни.
Когда со Святой Горы Афонской прибыл в Константинополь по монастырским делам лаврский игумен, Иоанн открыл ему свои намерения. Когда старец благословил их, Иоанн, вслед почти за ним, скрылся из столицы и в виде странника явился на Святую Гору, у Лаврской Порты. Назвавшись пастухом, он был принят в братию, пострижен в монашество, и определен пасти на горных пажитях монастырское стадо. Любимым его занятием стало богомыслие и молитва.
Между тем, император, узнав о бегстве любимца, крайне огорчился и послал нарочных для отыскания певца, но Иоанн остался в совершенной неизвестности. Но однажды, думая что никто не слышит его, Иоанн начал петь Божественные песни-молитвы, которые сам составлял. Один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки растрогали отшельника до слез, и вдобавок он обнаружил что животные также окружили своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него глаз. Пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, открылся игумену. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем послушании. При этом, боясь царя, игумен отправился в Константинополь и испросил у государя позволения Кукузелю остаться в обители.
С той поры Иоанн остался спокоен - он выстроил себе келью с церковью во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился на правый клирос и умилительно пел в числе других певцов.
Однажды, пропев в субботу акафист, после бдения, он сел в форму - так называются братские седалища - напротив иконы Богоматери, пред которой читался акафист, и уснул. Вдруг он услышал кроткий голос: "Радуйся, Иоанн!" и увидел стоящую в сиянии небесного света Богородицу. "Пой и не переставай петь. Я за это не оставлю тебя" сказала Она, и, положив в руку Иоанна червонец, стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и увидел, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). В благодарность умиленный подвижник привесил червонец к Богоматерней иконе, и впоследствии поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы.
С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное послушание. От его подвигов и стояний, ноги его отекли, на них открылись раны и завелись черви. Вскоре ему, как и прежде, в тонком сне, явилась Богоматерь и тихо произнесла: "Будь отныне здрав!" Раны исчезли, и признательный Иоанн остаток дней своих провел в подвигах созерцательной жизни.
Он удостоился провидеть час и день своей кончины. Умилительно простился он с собравшейся к нему братией и, заповедав похоронить свое тело в Архангельской, созданной им, церкви, с улыбкой на устах отошел ко Господу. Случилось это около 1341 года.
Икона Богородицы «Кукузелисса»
Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке.
Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна.
Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно.
- Я пастух и хочу быть иноком, - отвечал Иоанн.
Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз.
Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. Но один случай открыл тайну Кукузеля.
Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену.
Настоятель призвал к себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря:
- Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой.
Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул:
- Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но если он уже постригся, то пусть остается в иночестве: спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем.
Кукузель остался в лавре, но уже не в звании патуха; он назначен был певцом на клиросе.
(прп. Иоанн Кукузель, память его также чтим сегодня - о нем подробно в третьей части)
Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и здесь в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе.
Скоро после своего удаления из обители Иоанн сподобился чудесного видения Небесной Владычицы.
Однажды утомленный Иоанн задремал в храме против образа Богоматери, перед которым обычно совершался акафист. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала:
- Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя.
При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией.
От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась, и вскоре из ноги начал течь смрадный гной. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала:
- Будь отныне здрав!
И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела.
Исполняя послушание певца, Иоанн все остальное время посвящал подвигам поста, молитвы и глубокого смирения. О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме свв. Архангелов.
(Лавра святого Афанасия, Афон)
По имени этого подвижника и икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса». Богоматерь на ней изображена с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, а в левой - державу. Перед пречистым образом Богородицы горят три неугасимые лампады.
Преподобный Григорий доместик, Глики́с (Глика, греч. Γρηγόριος ο Δομέστικος, Γλυκύς]), иеромонах, византийский мелург, доместик
Память 1 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных
Вероятнее всего, согласно указаниям в рукописях, он был доместиком церкви св. Апостолов в Константинополе, а не служил в Великой церкви. В наиболее ранней рукописи он упоминается как «Григорий Гликис, иеромонах, доместик», но в более поздних его называют только «Григорий доместик» и реже «Григорий Глика». Некоторые исследователи считают, что Григория называли также Григорием Кукузелем, уподобляя его прп. Иоанну Кукузелю.
В некоторых рукописях песнопения, которые приписываются Григорию доместику, надписаны именем Григорий Агиорит (напр., стихира вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 4-го гласа) по той причине, что Григорий доместик подвизался в Великой Лавре на Афоне во время патриаршества Каллиста I. По преданию, когда Каллист I в первый раз занял Константинопольскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время второго пребывания на патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление.
Григорию доместику приписывается сочинение мелоса «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ἀρχαῖον). Согласно преданию, накануне Богоявления Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть».
Деятельность Григория доместика в качестве мелурга относится к периоду расцвета калофонического пения. Наиболее часто в рукописях встречаются его калофонические стихи полиелея λατρινός «Раби Господа» 1-го гласа, стихи полиелея Николая Кукумы 1-го гласа, а также полиелея Халивуриса (Χαλιβούρης) 1-го плагального гласа.
Также он составил мелосы:
• антифонов на Богородичные и Господские праздники «Слово благо» (Пс 44. 2a) 1-го гласа,
• стихов антифонов в дни памяти святителей «Блажен муж, бояйся Господа» 4-го гласа, иногда с указанием «фессалоникийские» (θεσσαλονικαία) или «городской» (πολιτικός),
• антифонов «Блаженни непорочнии» 2-го гласа.
Автор множества матим и кратим. Так, ему приписываются
• кратимы ὁμόνοια 4-го плагального гласа (Eεερετερε) в песнопении «Cвыше пророцы»,
• стихиры арх. Михаилу «Чиноначальник вышних сил» 1-го гласа,
• стихиры вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 2-го гласа,
• стихиры свт. Василию «Всех святых собрал еси добродетели» 1-го гласа,
• стихира вмч. Феодору Тирону ἔξω «Богодарованную благодать» (Τὴν θεοδώρητον χάριν) 2-го гласа.
Впоследствии калофонические стихи Григория доместика «Слово благо» были транскрибированы хартофилаксом Хурмузием в нотацию Нового метода.
(Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας.), Афон)
Преподобный Григорий упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (2-е воскресенье по Пятидесятнице). Мощи святого пребывают в Великой Лавре.
Собор Молдавских святых
Собор Молдавских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых, просиявших в Молдавской земле
Празднование Собора Молдавских святых было установлено в 2004 году согласно прошения митрополита Кишинёвского Владимира к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Днём праздника было избрано 1 октября - совместно с Покровом Пресвятой Богородицы и Гербовецкой иконой Божией Матери, главной святыней Молдавии. 25 мая 2011 года Синод Молдавской Церкви принял решение о создании комиссии по канонизации святых Молдавской земли для выявления пострадавших за Христа во время предвоенного голода в Молдове, когда нелояльных советской власти ссылали в концлагеря в Сибирь.
В лике Молдавских святых чтутся:
• Прп. Феодора Сихлская (+ XVIII, память 7 августа)
• Вмч. Иоанн Сочавский, Белгородский (+ 1330, память 2 июня)
• Блгв. Стефан Великий, господарь Молдавский (+ 1504, память 2 июля)
• Свт. Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря)
• Свт. Досифей Молдавский, митр. Азовский (+ 1701, память 13 декабря) [1]
• Прп. Паисий (Величковский) (+ 1794, память 15 ноября)
• Прп. Антипа Валаамский (Афонский) (+ 1882, память 10 января)
• Сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский (+ 1937, память 11 декабря)
• Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
• Прп. Иоанн Новый Хозевит (+ 1960, память 5 августа)