Продолжение…
Преподобные Ксанфиппа и Поликсения
(прп. Поликсения)
Преподобные Ксанфиппа и Поликсения были родными сестрами и жили в Испании во времена святых апостолов. Впервые о Божественном учении Христа Спасителя они услышали от святого апостола Павла, когда он проповедовал в их стране. Преподобная Ксанфиппа вместе со своим супругом Провом приняли христианство, а святая Поликсения была еще язычницей, когда необыкновенной красотой ее прельстился один человек и насильно увез ее в Грецию.
Но Господь сохранил невредимо преподобную. Плывя на корабле, она слышала проповедь святого апостола Петра и уверовала во Христа. По прибытии в Грецию преподобная Поликсения обратилась к покровительству и защите христиан и была скрыта ими в городе Патре Ахайской области, где приняла христианство и была крещена самим святым апостолом Андреем Первозванным. Преподобная стала свидетельницей его чудес, а также терпеливого и кроткого перенесения им истязаний и мучений. Она стояла у креста, на котором распяли святого апостола.
После мученической кончины его преподобная Поликсения вернулась в Испанию, где вместе со старшей сестрой Ксанфиппой обращала многих язычников в христианство. Около сорока лет подвизалась преподобная Поликсения в проповеди Благовестия в Испании и утвердила в христианстве множество язычников. Преподобная Ксанфиппа разделяла подвиг и труды своей сестры и проповедовала в многолюдном городе Толедо.
Преставилась преподобная Поликсения около 109 года, до конца земной жизни сохранив девство.
Преподобный Адамнан Ионский (Adamnan), игумен
Родился он около 623/624 гг. на юго-западе графства Донегал (Donegal) в Ирландии, и поступил в монашество в местной обители, вероятно в монастырь Друим Туамма (Druim Tuamma). Затем пришел в знаменитую обитель Иона на небольшом островке к западу от Шотландии, при игумене Сегине (Ségéne) (622-652). Здесь он приобрел основательное знакомство с греческим и латинским, прекрасно изучил Священное Писание. В 679 году, по смерти игумена Файлба (Failbe) (669-679), Адамнан был избран игуменом - девятым по счёту после св. Колумбы.
В это время в Ирландии и на о. Ионе жил Альдфрид (Aldfrith/Aldfrid), внебрачный сын короля Осви Нортумбрийского, прогнанный с родины своим младшим братом Эгфридом (Ecgfrith/Ecgfrid). Альдфрит близко сошелся с Адамнаном, сделавшись его учеником. Когда в 685 году король Эгфрид был убит в походе на пиктов, Адамнан благословил Альдфрида, который вернулся на родину и вступил на королевский престол. В 686 году Адамнан посетил его с просьбой отпустить 60 ирландцев, находившихся в заточении и вернулся на Иону с освобожденными пленниками.
Впоследствии Адамнан не раз посещал Английские земли. В 688 году он в последний раз посетил короля Альфрида и, вероятно, в это посещение поднес королю своё сочинение «О Святых Местах». В эту же пору, по свидетельству Беды Достопочтенного, он посетил несколько английских монастырей и под влиятнием святого Чолфрида Уирмутского принял Римскую пасхалию. Ионские монахи отказались менять своё прежнее ирландское правило празднования Пасхи и Адамнан покинул остров и отправился в Ирландию в 692 году, где упорно убеждал ирландских монахов и монастыри заменить кельтское правило на римское.
В 697 году он успешно убедил собора в Бирре, состоявший из ирландских, Дал-Риадских и пиктских вождей принять так называемые «Каноны Адамнана» («Cáin Adomnáin»). Среди прочего, эти законы освобождали женщин, детей и священнослужителей от участия в войне и гарантировали их неприкосновенность. Эти законы, известные также как «закон невинных» (lex innocentium), стали первой подобной записанной инициативой в истории Европы.
В том же 697 году Адамнан еще раз вернулся на родину и затем, незадолго перед смертью, опять воротился на о. Иону. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на о. Иону, где скончался 23 сентября.
(церковь прп. Адамнана Ионского, о. Мен, Шотландия (Old Lonan (St Adamnan's) church))
Труды
Важнейшим трудом святого Адамнана является его «Житие Колумбы» («Vita Columbae»), составленное вероятно между 692 и 697 годами. Житие преподобного основателя Ионского монастыря является важнейшим сохранившимся памятником раннесредневековой шотландской письменности. Он также является автором повествования «О Святых Местах» («De Locis Sanctis»), материал для которого ему поведал франкский епископ Аркульф (Arculf), возвращавшийся из Святой Земли где он прожил долгое время. Адамнану также приписывают многие произведения гэльской поэзии.