Продолжение...
Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ
Память 15 января, 22 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Воскресенский Василий Константинович, родился 15 января 1871 в с. Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье сельского священника, подвизавшегося на ниве народного образования. Два его брата стали священниками - Константин и Иван.
Начальное образование получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Окончил духовное училище, в 1892 г.- Ярославскую духовную семинарию, в 1896 г.- Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1898 г. был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю.
2 июля 1901 г. переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки.
10 марта 1908 г. переведен в Вятскую духовную семинарию.
5 мая 1909 года переведен в Вологодскую духовную семинарию.
4 апреля 1911 г. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Ярославскую духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора. Принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия. Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, наиболее важным в церковном пении считал религ. сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном с. Переславцеве.
В 1915 г. Ярославский архиеп. св. Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в т. ч. Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями.
С 1916 по 1919 год преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1-й и 2-й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия, в нач. 1917 г. ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. После закрытия семинарии Воскресенский в 1918 г. перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 г. собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.
4 июня 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства.
В том же году он принял монашеский постриг и 9 октября 1921 года был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митр. Агафангела. Верующими почитался как ревностный архиерей, великий молитвенник, старец, прозорливец, имел много духовных чад.
(священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский) Ярославский)
В 1922 г. в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 г. ОГПУ арестовало митр. Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако правосл. духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу.
Тем же летом 1922 года еп. Вениамин был арестован («за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках.
15 октября 1922 г. в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более 3 тыс. чел. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом преосвященного Вениамина. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. По амнистии (в связи с 5-летием советской власти) срок был сокращен до 5 лет, в 1926 г. еп. Вениамин был освобожден.
Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего вик-ства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедническим даром священников.
Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 г. вл. Вениамин был арестован в г. Пошехонье, заключен в ярославскую тюрьму. Владыку обвинили в "монархической агитации", которая состояла в том, что диакон за архиерейским богослужением возглашал: "Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело" (Пс. 20, 2). Проходил по групповому "делу еп.Вениамина (Воскресенского), священника Стратилатова В.И. и др. г.Ярославль, 1927г.".
В ответ на требование следователя еп. Вениамин рассказал о своих поездках по уезду и изложил содержание своих проповедей:
«Я... говорил... о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового... Указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности, о постах говорил, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы. Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, недостаточной сознательностью... Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти... моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти».
Из материалов следственного дела:
"... 11 июня произнес проповедь, содержание которой сводилось к резкой критике Коммунистической партии, внедряющей недоверие в широкие массы населения, делая в ней ссылки на ученых - Эдисона и др., которые твердо верили и признавали Бога..."
10 июля 1927 г. следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября 1927 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Вениамин был признан виновным в том, что "среди своего окружения и при проведении богослужения проводил антисоветскую агитацию, выражал недовольство Советской властью, проводимыми мероприятиями в отношении церкви" и был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.
Отбывал срок в пос. Джамбейта Уральской обл., в 1929 г. был переведен в с. Каратюбе в той же области.
В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие адм. проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Свящ. Синодом «Декларации» 1927 г., епископ Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 г. писал из ссылки:
"Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митр. Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митр. Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митр. Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию".
В конце 1929 г. в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма вл. Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 г. сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 г. ОГПУ в г. Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих.
1 апреля 1930 г. еп. Вениамина арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах владыка виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: "Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института".
По сведениям ПСТБИ, по отбытии наказания, 28 мая 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР еп. Вениамин был лишен права проживания в 8 областях с прикреплением к определенному месту жительства, в 1931 году был вторично арестован в ссылке, привлечен по делу "Ярославского филиала ИПЦ".
Следствие продолжалось около года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу.
10 сентября 1931 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ.
5 октября 1932 года скончался в тюремной больнице в окрестности г. Красноводска (Туркмения).
9 июня 1993 года был реабилитирован по делы 1927 года.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в августе 2000 г.
Преподобный Иона Палестинский, пресвитер
Преподобный Иона пресвитер, отец святых Феофана, творца канонов (память 11 октября), и Феодора Начертанных (память 27 декабря), жил в Палестине в конце VIII - начале IX вв. Преподобный Иона жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных впоследствии Церковью за мученическое исповедание Православия во время иконоборческой ереси. После смерти супруги он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря), где ранее приняли постриг оба его сына. В Лавре преподобный Иона подвизался до своей кончины в IX веке; Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.
Мученик Фока Вертоградарь (Садовник)
Святой мученик Фока происходил из города Синопа, расположенного на южном берегу Черного моря. Имея небольшой сад, он жил скромно: продавал плоды и на вырученные средства содержал себя, помогал нуждающимся и оказывал гостеприимство странникам. Христианское благочестие святого оказывало воздействие на других людей. Даже язычники относились к нему с глубоким уважением. Нередко под его влиянием они оставляли свои заблуждения и принимали христианскую веру.
Но вот правитель области, узнав, что святой Фока распространяет христианское учение, приказал найти его и умертвить. Святой случайно сам встретил посланных за ним и, не называя своего имени, радушно принял их, угостил и предоставил место для ночлега. Ночью он вышел в сад, приготовил гроб и место для своего погребения, успел также сделать распоряжение, чтобы все его имущество после смерти было роздано бедным. Утром святой Фока объявил пришельцам, что он и есть тот, кого они ищут, и просил, чтобы они исполнили возложенное на них поручение. Гости смутились и, не желая убивать радушного хозяина, решили спасти святого Фоку. Однако праведник решительно воспротивился их намерению и смиренно преклонил свою главу под меч.
Святого мученика Фоку погребли в могиле, приготовленной им самим в саду. Место его погребения прославилось чудесами, и впоследствии там была построена церковь. Достоверное описание мученической кончины святого составлено Астерием Амасийским (+ ок. 410), по свидетельству которого память святого мученика Фоки особенно чтилась мореплавателями.
Праведный Петр Африканский, бывший мытарь
Память 22 сентября, 20 января (Греч.)
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527 - 565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь.
Он щедро раздавал нуждающимся подаяние, питал и одевал многих. Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр роздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. Много лет святой Петр безропотно и усердно трудился у своего господина. Однажды его узнали торговцы, которым он был известен раньше. Они сказали хозяину, кто его слуга. Услышав этот разговор, святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра именем Иисуса Христа повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Он поспешил обо всем рассказать своему господину и добавил, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся его лица, после чего он стал слышать и говорить. Все отправились искать Петра, но поиски оказались тщетными: святой скрылся и до самой смерти оставался безвестным.
Житие святого Петра передано святителем Иоанном Милостивым, Патриархом Александрийским (память 12 ноября), который, в свою очередь, узнал его от человека, лично знавшего святого.
Собор Тульских святых
Собор Тульских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых просиявших в Тульской земле
Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.
Тульский Собор один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви, в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.
Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской земле, под руководством архиепископа Тульского и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана специальная икона. Вверху ее - Казанская икона Божией Матери - святыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева - святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже - Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых земли тульской.
В Собор Тульских святых входят:
• Свт. Николай Мирликийский, архиеп., чудотворец, участник I Вселенского Собора: (+345-351, память 9 мая, 29 июля, 6 декабря)
• Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015, память 2 мая, 24 июля)
• Блгв. Глеб, страстотерпец, князь: (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
• Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа)
• Мч. Никон Печерский, ученик прмч. Кукши Печерского (+ после 1114, память 27 августа)
• Свт. Феоктист Печерский, Черниговский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1123, память 5 августа)
• Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
• Блгв. Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, вел. князь, чудотворец (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября)
• Мч. Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец (+ 1245, память 14 февраля, 20 сентября)
• Блгв. Александр Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (+ 1340, память 31 марта)
• Прп. Александр Пересвет, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
• Прп. Андрей Ослябя, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
• Блгв. Димитрий Донской, вел. князь (+ 1389, память 19 мая)
• Свт. Пимен (Черный), архиеп. Новгородский (+ 1571, память 25 сентября)
• Прп. Макарий Жабынский, Белевский, иеросхим. (+ 1623, память 22 января, 22 сентября)
• Свт. Иларион (Григорович), еп. Крутицкий (Сарский) (+ 1759)
• Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля)
• Сщмч. Петр Павлушков, прот. (+ 1937, память 10 ноября)
• Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938, память 21 декабря)
• Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 23 февраля, 19 апреля)
Тропарь
глас 2
Наста день светлаго торжества, / земля наша радуется, / и с нею Церковь Христова веселится, / в прославлении Собора Тульских святых, Богу угодивших, / к ним же мы притекающе, взываем сице: / о, преславнии сродницы наши, / молите Христа Бога даровати миру мир, / Отечеству благоденствие, / и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 3
Днесь Собор Тульских святых предстоит в Церкви / и невидимо за ны молится Богу: / ангели со архиереи славословят, / мученики ликовствуют, / преподобнии и праведнии радуются, / и людие православнии веселятся: / вси бо купно молят Превечнаго Бога.
Преподобный Косма Зографский, иеромонах, отшельник
Память 22 сентября, 23 февраля и в Соборе Афонских преподобных
Болгарин, в юности уклонился от вступления в брак, тайно от родителей ушел на Афон. Уже тогда, в пути, диавол пытался поколебать стремление юноши, смущая его видением непреодолимой морской пучины, окружавшей Святую Гору. Горячая молитва юноши развеяла демонское наваждение. На Афоне святой Косма был принят в Зографскую обитель. Там он долго был послушником, а потом принял монашество и был назначен экклесиархом. Святой Косма получил особую милость быть тайнозрителем Небесной Игумении Афонской Горы, Которая на праздник Благовещения в Ватопедской обители благоволила зримо открыть ему попечение о Своем земном жребии: видел он Женщину царственной красоты и величия, Которая распоряжалась и в храме за службой, и в трапезной, все же иноки были послушными Ее служителями. Вскоре святой был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера, что побудило его к новым подвигам. Ревнуя о спасении, святой по горячим молитвам к Пресвятой Богородице вновь удостоился знака Ее особого покровительства: он услышал голос Богоматери, исходивший от Ее святой иконы и вопрошавший Сына Своего: "Как спастись Косме?" Ответ Господа был таков: "Пускай удалится из монастыря на безмолвие". Испросив благословение настоятеля, святой Косма удалился в пустынь, и там, в пещере, высеченной в скале, начался новый подвиг безмолвного отшельничества. Бог не оставлял своего верного молитвенника: святой сподобился дара прозорливости.
Как в начале подвижничества враг рода человеческого пытался отклонить святого с намеченного пути, так и предсмертные дни праведника были для него тяжким испытанием. Незадолго до кончины избранник Божий был удостоен видения Самого Христа, Который известил святого, что, прежде чем душа его отойдет в Царство Небесное, сам сатана со своим полчищем жестоко изобьет его и изранит. Подготовленный к страданиям Божественным утешением, святой мужественно вынес попущенное Богом страшное диавольское глумление и на третий день после свирепых побоев, приобщившись Пречистых Таин, со славословием на устах, мирно отошел ко Господу. Бог, "прославляющий славящих Его", чудно прославил по смерти и преподобного Коему: во время погребения святого к пещере его стеклось множество зверей и птиц, как будто понимавших общую утрату Святой Горы, когда же тело опустили в могилу и стали засыпать землей, каждая из бессловесных тварей издала печальный глас, отдавая последнюю почесть угоднику Божию. Когда, по обычаю, через 40 дней после всенощного бдения братия открыла святые останки праведника, чтобы перенести их с честью в обитель, чудным образом их не оказалось - Господь сокрыл их. Это было в 1323 году.
Икона Богородицы «Услышательница» (Зографская)
Находится она на Афоне, в Зографском монастыре. Такое наименование св. иконы объясняется из следующего чудесного знамения.
Преподобный Косма Афонский, подвизавшийся в Зографском монастыре, будучи еще в молодых летах, пришел однажды в Ватопедский монастырь на праздник Благовещения. Здесь в церкви за службой и на трапезе он видел прекрасную и величественную Женщину. Преподобный Косма сильно смутился духом и недоумевал, каким образом очутилась Она здесь на Афоне, куда не ступала еще нога ни одной женщины, и почему иноки монастыря допускают здесь Ее присутствие. Размышляя над этим, он возвратился в Зограф к своему старцу. Старец заметил смущенный вид своего ученика и спросил его:
- Отчего ты так грустен и задумчив?
Косма рассказал ему о виденном в Ватопедском монастыре и чистосердечно поведал все свои сомнения и размышления по поводу видения им среди тамошних иноков Жены.
- Какого вида была Жена и каково одеяние на Ней? - снова спросил старец.
Косма подробно описал внешний вид. Тогда старец с укоризненным вздохом заметил своему ученику:
- И ты не узнал, что за Жена явилась тебе в обители? Знай же, что это была не простая, смертная женщина, а Сама Царица нашей Святой горы и всея твари!
Через некоторое время после этого преподобный Косма, оставшись один в храме, обратился с горячей молитвой к Божией Матери и воскликнул:
- Пресвятая Богородице! Помолись Сыну Твоему и Богу, да наставит меня на путь спасения!
Как только он произнес это, как услышал голос Божией Матери:
- Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!
И тотчас же последовал ответ на это Богоматернее моление:
- Пусть удалится из монастыря в безмолвие.
И Косма последовал этому небесному откровению. Получив благословение от своего настоятеля, он удалился в соседнюю пустыню, высек себе в скале пещеру и провел здесь всю свою жизнь в непрестанных иноческих подвигах. За это он удостоился получить от Господа дар чудотворений.
Икона, перед которой молился святой Косма и от которой он слышал голос, названа «Услышательницей». Она и доселе находится в соборном храме Зографского монастыря и помещается в алтаре, на восточной стене, в нише, простирающейся в дьяконик.
(Болгарский монастырь Зограф, Афон)
Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Услышательница»
глас 3
Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Твоя «Услышательница» нам, Владычице, показася; пред неюже души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли, моления наша скоро услыши и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Услышательница»
глас 3
Днесь, Владычице, преподобный Косма к иконе Твоей с мольбою припаде и Тобою скоро услышан бысть, непрестанно Тебе хвалу воздая. И нам, под священный покров Твой прибегающим, да дарует Господь оставление грехов и велию милость.