30 июня (13 июля) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Jul 13, 2017 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 6-я по Пятидесятнице.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290); Прославление свт. Софрония, епископа Иркутского (1918); блгв. царицы Динары Грузинской (X); мч. Михаила Афинского, садовника (1770; Греч.); прав. Стефана (Знаменского), Омского (1877); свт. Геласия Рымецкого (XV-XVI; Рум.); блгв. короля вмч. Стефана Уроша III Дечанского, Сербского (1331), память перенесения мощей в 1338 году.

Сщмч. Тимофея Петропавловского, пресвитера, прмч. Никандра (Прусака), иеромонаха (1918); прмч. Феогена (Козырева), архимандрита (1939); мч. Иоанна Демидова (1944); мч. Александра (Шмореля) Мюнхенского (1943; Герм. РПЦЗ).

Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего в Мцхете (ок. 330; Груз.).

Икон Божией Матери: Горбаневская (1786); Балыкинская (1711); Волынская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов



Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых - древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно долго.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему». Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников - и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома - проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе - окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Вот имена апостолов:

1. Петр Первоверховный - первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи - в Риме. Память 29 июня.

2. Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4. Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука - во Флоренции. Память 14 ноября.

6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука - в Венгрии. Память 6 октября.

8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10. Иуда Иаковлев, или Фаддей, - брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11. Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12. Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак 12 апостолов
глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва святым апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Петр Ордынский, Ростовский, царевич



Память 30 июня и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Был племянником хана Золотой Орды Беркая, правнуком Чингисхана.
В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия Ростовского. В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Беркая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла. Тот перед отъездом из Ростова отпел молебен у раки святого Леонтия и, освятив воду, взял ее с собой в Орду. Окропив святой водой ханского сына и прочтя молитву, епископ, обратившись к хану, сказал: «Выживет твой сын и станет таким же сильным, как ты». Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. Ребенок выздоровел, а Беркай с той поры распорядился, чтобы вся дань, собираемая с Ростова, шла в Ростовский Успенский собор.

Свидетелем чудесного исцеления двоюродного брата стал племянник хана, который буквально по пятам ходил за епископом во время его визита в Орду; он внимательно следил за всем происходящим и часто слушал беседы своего дяди с епископом Кириллом. После певого отъезда владыки Кирилла мальчик стал часто искать одиночества. Уединяясь, он размышлял о вопросах веры. От людей, сопровождавших епископа Кирилла, он слышал о прекрасных храмах и чудесных иконах и о том, как красиво звучат православные молитвы, и ему сильно захотелось самому убедиться в этом. Раздав своё имение нищим, после второго посещения святителем Кириллом Орды, юноша догнал епископа в пути и умолил взять его с собой в Ростов.

Молодой человек, придя в Ростов, вошел в храм Успения Богоматери. И именно тут сердце юноши наполнилось верой, и, как писал о нем летописец, «новая луна взошла в сердце царевича», взамен той которой он ранее был научен поклоняться как божеству. Юноша попросил епископа Кирилла окрестить его. Но сделать это сразу епископ не мог: он боялся мести хана Беркая русскому народу. Когда хан умер и в Орде прекратились разговоры о пропавшем царевиче, епископ окрестил его. При крещении царевич Ордынский получил имя Петр.

Царевич Петр жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти - в доме епископа Игнатия. Петр изучал русский язык, знакомился с христианскими обычаями.
Петр часто охотился на берегу озера Неро. Однажды, по кончине святителя Кирилла, царевичу Петру, заснувшему на берегу озера Неро после охоты, приснился удивительный сон: два человека, от которых исходил неземной свет, разбудили его, сказав: "Петр, твоя молитва услышана, и милостыня твоя взошла перед Богом..." Петр сначала испугался - мужчины были намного выше человеческого роста, и их окружало яркое сияние. "Не бойся, Петр, мы посланы к тебе от Бога. Возьми вот эти два мешка от нас, один с серебром, а другой с золотом, утром иди в город и купи иконы - Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и святых," - сказали посланцы. "Кто же вы?" - спросил царевич. "Петр и Павел - апостолы Христовы," - ответили они и тут же исчезли. А далее услышал царевич голос, который указал ему идти к епископу со словами: "Апостолы Петр и Павел послали меня к тебе, чтобы ты построил церковь, названную их именами, на том месте, где я заснул." В ту же ночь апостолы предстали и самому епископу Игнатию, прося устроить церковь во имя апостолов Петра и Павла через царевича Ордынского, которому они вручили много денег для вклада в Ростовскую кафедру. В удивлении проснувшись, епископ призвал князя и рассказал ему свой сон. В это время появился на церковном дворе царевич, несший три иконы, сияющие у него в руках. Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков - Петровский монастырь "на поле".



(Петровский монастырь, основан в 13 веке препод Петром Ордынским Царевичем, фото конца XIX века)

Владетельный князь Ростовский и епископ, почитая блаженного Петра, и боясь, как бы он не возвратился в свое отечество, принудили его, по многом увещании, сочетаться законным браком. Венчание Петра на дочери ордынского вельможи, поселившегося в Ростове, было совершено в Ростовской соборной церкви. Супруги имели многочисленное потомство. Петр Ордынский навсегда остался в России и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильковича, с которым он побратался.

Только в глубокой старости Петр, после кончины супруги, он принял постриг в монастыре, который сам когда-то основал на берегу Неро. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году. Тело его погребено в созданной им обители, в соборном Петропавловском храме, где мощи его почивали под спудом и в начале XX века.



(Петровский монастырь. Остатки фундамента собора св. апп. Петра и Павла, под которыми под спудом покоятся мощи св. Петра Ордынского)

Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Сохранилось несколько списков житий ("сказаний") о "блаженном" Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня.

Тропарь преподобному Петру, царевичу Ордынскому (Ростовскому)
глас 8
Отечества своего, блаженне Петре, удалився, и богомерзкую веру отнюд возненавидев, от тьмы во свет пришел еси и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, в немже житие честно пожив, церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, и сию чудными иконами, яко невесту, украсив, святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси, темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Софроний Иркутский, епископ



О святителе Софронии Иркутском подробно можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/462829.html

Священномученик Тимофей Петропавловский, пресвитер



Память 30 июня, в Соборе Уфимских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился между 1885 и 1890 годами.
До 1913 года служил псаломщиком в Никольской церкви с. Раевка Белебеевского уезда Уфимской губернии.
9 июля 1913 года был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы с. Золотоношки Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.

В начале июля 1918 г. части Чехословацкого корпуса вплотную приблизились к городу Стерлитамаку. В их ожидании крестьяне села Золотоношки послали особую депутацию на станцию Раевка, уже занятую чехословаками. Кроме того, они арестовали и заперли в амбарах членов местного совета и сочувствовавших Советской власти. При этом были убиты большевик Яков Гарбуз и кассир совета. На подавление "Золотоношкинского кулацкого мятежа" из Стерлитамака был направлен конный отряд под командованием Антона Гарбуза (брата погибшего Якова). Братья Гарбузы были родом из села Золотоношки. Комиссар Стерлитамакского совета Антон Гарбуз двинулся в это село через с. Николаевку, где взял 5 человек (4-х мужчин и одну женщину) в заложники.

Как бы предчувствуя свою мученическую смерть, 13 июля о. Тимофей служил литургию и, по окончании ее - молебен своему небесному покровителю - апостолу Тимофею и св. Софии с акафистом, причем Евангелие читал мученическое. Слова "не бойтесь убивающих тело" он произнес особенно значимо.
В этот день, 13 июля, красноармейцы во главе с комиссаром Антоном Гарбузом без боя заняли Золотоношку. Навстречу им вышли крестьяне с белым флагом. Гарбуз привез с собою пятерых заложников, взятых в с. Николаевка. О. Тимофей ни сам не встретил Гарбуза, ни ни жене своей не позволил. Он спокойно продолжал полоть на огороде картофель. Спустя час после прибытия отряда о. Тимофей отправился на село, где его встретил около потребительской лавки Гарбуз.

Антон Гарбуз начал расправу над заложниками и другими "участниками мятежа". Тогда к Антону Гарбузу бросилась его мать с просьбой о пощаде: "Помилуй хоть людей!" Именно в этот момент к ним подошел о. Тимофей, осеняя крестом "во имя Отца и Сына и Святого Духа" и также умоляя о милосердии. Однако Гарбуз тут же приказал арестовать священника и расправиться с ним, отведя подальше от глаз матери. Комиссар Гарбуз объявил о.Тимофею, что он его повесит. О.Тимофей попросил Гарбуза заменить повешение расстрелом. О.Тимофея тотчас расстреляли у сельского амбара. Он получил 5 пуль и 3 штыковых удара и умер со сложенными для крестного знамения перстами в присутствии прибежавшей жены. Это произошло 13 июля 1918 г.

О.Тимофея отпел в церкви иеромонах Алексеевского монастыря, но положенного по сану выноса, т.е. обнесения гроба с почившим священником вокруг храма, не совершили, т.к. не позволил комендант. Никому не разрешили проводить гроб с покойным на сельское кладбище, даже жене это не было позволено. Народ был страшно напуган. Гарбузом для большего страха было подожжено родное село. В тот день были убиты и заложники.
На 9-й день была отслужена панихида на могиле о.Тимофея, и золотоношцы почтили своего пастыря молитвой и слезами. По свидетельствам прихожан, о. Тимофей был похоронен не на кладбище, а у алтаря церкви. Могила не сохранилась. На этом месте в 1970-е годы был построен новый Дом культуры (взамен старого клуба, размещавшегося в здании церкви после ее закрытия в 1929 году).

В послании о положении епархии от 5/18 октября 1918 г. епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) свидетельствовал, что "священник Тимофей Петропавловский погиб только за то, что заступился за невинно осужденных на смерть".

26 октября 1999 года иерей Тимофей Петропавловский был канонизирован как местночтимый святой Уфимской епархии с установлением даты памяти 30 июня/13 июля, в день его мученической кончины.
По представлению архиепископа Уфимского Никона Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. иерей Тимофей Петропавловский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит



Память 30 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В миру Козырев Василий Львович, родился 27 января 1862 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце. Василий, окончив на казенный счет Александровскую гимназию, с 1877 года также стал служить при конюшнях дворцового ведомства.
Был женат, овдовел. У него был сын Николай, после Октябрьской революции эмигрировавший за границу.
В 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе, и до выхода на пенсию в 1924 году Василий Львович служил здесь кладовщиком, а затем переехал в город Мещовск Калужской области и поселился при Георгиевском мужском монастыре; в том же году он был пострижен в монашество с именем Феоген.
В 1926 году рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена епископом Мосальским Германом (Вейнбергом), который благословил о. Феогена быть своим духовником.

Отец Феоген жил сначала в Мещовске, затем в Мосальске; в 1928 году он переехал вместе с епископом Германом в Бугуруслан, куда владыка был назначен викарием, а в 1930 году с получением епископом Германом самостоятельной кафедры переехал вместе с ним в Алма-Ату. Здесь он стал служить вместе с владыкой в Никольском соборе. Жил вместе с владыкой Германом в Никольской церкви в правой боковой комнате у притвора.
Весной 1932 года о. Феоген был возведен в сан архимандрита епископом Германом; при возведении присутствовали святители-исповедники архиепископ Прокопий (Титов) и епископ Амвросий (Полянский).

Всенощная 9 декабря 1932 года под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» была отслужена особенно торжественно. Епископу Герману сослужили архимандрит Феоген, протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев. После всенощной монахини, епископ Герман и архимандрит Феоген ушли в свои кельи, а священники разошлись по домам в городе. Около одиннадцати часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ.

Красноармейцы арестовали находящихся в церкви епископа Германа, игумена Феогена, священников Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева, инокиню Параскеву (Буханцову) и монахиню Евфросинию (Даурцеву).
Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами...».

Из следственного дела:

"Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачу сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения".

Отвечая на вопросы следователя, архимандрит Феоген сказал:

«Живя в одной комнате с епископом Германом, мне приходилось наблюдать, что к нему заходили ссыльные священники и епископы. Обычно между ними и епископом Германом велись разговоры в плоскости ознакомления с вопросом, откуда прибыли ссыльные, на сколько осуждены, где раньше служили... Причт Никольской церкви оказывал денежную помощь ссыльным, но в каком размере, сказать не могу. У нас вообще существовала система оказывать помощь ссыльным, но велся ли учет выдаваемым суммам, я не знаю. Ко мне, как к исповеднику, часто обращались крестьяне с вопросом, можно ли идти в колхозы. Я им отвечал: “Главное не забывайте Бога, с Ним везде будет хорошо...”».

Архимандрит Феоген признал, что содействовал просьбе верующих о переправке священника на приход, находившийся Китае, и встречался с теми, кто приходил оттуда.
25 июня 1933 года тройкой при ПП ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Западную Сибирь. Был отправлен в город Тара Омской области. Здоровье его в это время стало столь слабым, что 5 мая 1934 года он был досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе. Ему шел семьдесят третий год.



(Никольский собор, Алматы, Казахстан)

В начале марта 1935 года отец Феоген вышел за штат и уехал в Петроград, надеясь здесь дожить свои последние годы, но власти отказали ему в прописке, и он был вынужден вернуться в Алма-Ату и здесь снова стал служить в Никольском соборе.
18 апреля 1935 года отец Феоген был вновь арестован. Ему предъявили те же самые, что и в предыдущий раз, обвинения в поддерживании отношений с находящимися в Китае эмигрантами, в помощи ссыльным и в антисоветской агитации.

22 июля 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило архимандрита Феогена к трем годам ссылки в Казахстан. В 1936 году его перевели в Чимкент, где поселился в доме священника Аверьянова Федора Ильича, который, по словам следствия, организовал нелегальную церковную общину, в которую входил и архимандрит Феоген.
1 ноября 1936 года о. Феоген снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, в участии в создании нелегальной общины и рассказах об исцелениях от имеющихся у него частиц святых мощей.
Виновным признал себя частично, не признал обвинения в антисоветской деятельности.

21 мая 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Феогена «за участие в контрреволюционной группе церковников» к пяти годам ссылки в Северную область. Он был сослан в город Сыктывкар Коми области, куда прибыл в июле 1937 года.
29 апреля 1938 года были арестован вместе с группой ссыльного духовенства и мирян и заключен в тюрьму в Сыктывкаре.
Допросы архимандрита Феогена продолжались с 29 июня по 11 сентября 1938 года.

10 сентября 1938 года следствие было закончено и материалы дела направлены на рассмотрение закрытого суда.
На суде, начавшемся 23 марта 1939 года, архимандрит Феоген категорично отверг все выдвинутые против него обвинения. На следующий день был он был приговорен к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на пять лет. 27 марта он отправил в Верховный суд кассационную жалобу; он писал, что не признает себя виновным, кроме того, никто в судебном заседании не подтвердил ведшихся будто бы им контрреволюционных разговоров. Он просил учесть его престарелый возраст и снизить меру наказания, как слишком суровую. Архимандриту Феогену было в это время семьдесят семь лет.

15 июля 1939 года Верховный суд отклонил кассационные жалобы осужденных, так как по мнению суда «их просьба удовлетворению не подлежит, так как мера наказания судом определена с учетом личностей осужденных».
Архимандрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме 12 июля 1939 года и был погребен в безвестной могиле.

28 февраля 1990 года был реабилитирован прокуратура Казахской ССР по 1936 году репрессий и 29 июня 1990 года Чимкентским областным судом - по 1937 году репрессий.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августа 2000 г.

Мученик Иоанн Демидов



Мученик Иоанн родился 27 сентября 1907 года в деревне Андреево Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии в семье богатого крестьянина Ивана Панкратьевича Демидова. Брат Ивана Панкратьевича, Матвей, был владельцем небольшой шелкокрутильной фабрики, на которой работало около пятидесяти человек. В свое время братья разделили имущество, и Матвей Панкратьевич стал единоличным владельцем фабрики, а Иван Панкратьевич работал для фабрики у себя на дому. Семья Ивана Пакратьевича была глубоко благочестивой, и в самое тяжелое для Русской Православной Церкви время, во времена гонений от безбожников, его сын и дочь стали старостами храмов, дочь - в Троицкой церкви в селе Аверкиево, а сын Иван - в Покровской церкви в селе Запонорье; родившись в 1907 году, он едва только и успел окончить до прихода советской власти сельскую школу, а затем работал вместе с отцом в сельском хозяйстве.

В 1929 году Иван был призван в армию и служил в артиллерийском полку, расквартированном в городе Моршанске Тамбовской области. Иван не скрывал, что он человек верующий, да и невозможно это было скрыть, нося крест, и политруки всячески пытались его склонить к отказу от веры.

Вернувшись из армии, Иван работал вместе с отцом в своем хозяйстве. В 1933 году Иван Иванович, уступая просьбам крестьян, согласился стать старостой в Покровской церкви в селе Запонорье. В том же году его арестовали и приговорили к четырем месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за невыполнение государственных обязательств. В 1935 году он снова был приговорен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за неуплату налогов. Вернувшись из заключения, он устроился рабочим на строительстве школы в Павловом Посаде, а затем в 1937 году - рабочим на лесопильном заводе в Дрезне. Но где бы он ни работал, он никогда не забывал, что он церковный староста и всегда был озабочен тем, совершается ли в храме богослужение. Когда не стало постоянного священника в Покровском храме, он привозил священника из города, и тот совершал требы в домах прихожан. Это и явилось причиной ареста Ивана.

В справке на его арест сотрудники НКВД написали: «Демидов Иван Иванович... является инициатором внедрения религиозной пропаганды на селе. Систематически организовывает богослужение по дворам колхозников, является сельским церковным старостой... Пользуясь набожностью части колхозников... он использует их религиозность, настраивает колхозников против колхоза, говоря, что "колхозы противны Богу... Колхоз есть безбожество. Я в него никогда не пойду, потому что я верующий и веру православную не продам. Сейчас у власти не поймешь кто..., нашу православную веру хотят загнать неизвестно куда. Но я уверен, что... Церкви не одолеет никто и никогда".

Будучи церковным сельским старостой, Демидов... ведет большую религиозную пропаганду на селе... В результате... молодежь села отстраняется от общественно-политической жизни... Все перечисленные факты подтверждаются агентурными материалами и негласными допросами свидетелей.
Допрошенные свидетели показали, что, «являясь церковным старостой церкви в Запонорье, Демидов в пасхальные дни 1937 года привез в деревни Андреево и Сумино попа для религиозной пропаганды, снабдив... подложными документами сельсовета о том, что ему разрешается совершать свободно богослужения».

Иван Иванович был арестован в доме своей сестры в Дрезне 22 августа 1937 года и заключен в ногинскую тюрьму.

11 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Ивана Демидова к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в поселок Кульдур Бирского района Хабаровского края, в Буреинский железнодорожный лагерь НКВД.
В 1939 году Иван Иванович отправил заявление с просьбой пересмотреть дело и приговор, как неправый. 20 сентября 1939 года ему был послан ответ областного прокурора: «в жалобе отказать».

Находясь в заключении, он ни от кого не скрывал, что он человек верующий и был на родине церковным старостой, и когда его спрашивали о его вере и уповании, он отвечал на это прямо, нисколько не смущаясь, и всегда опирался в своих ответах на слова Священного Писания. И сотрудники оперативного отдела лагеря стали преследовать его и подыскиваться, чтобы открыть против него новое дело.

В апреле 1942 года они допросили заключенных, работавших вместе с Иваном Демидовым, добиваясь от них лжесвидетельств, и те показали, что Иван Демидов вел антисоветские разговоры, был враждебно настроен к советской власти, говорил, что осужден за свои религиозные убеждения и что в прошлом был церковным старостой, что, будучи старостой, отстаивал храм от закрытия; когда разговаривал на религиозные темы, утверждали свидетели, то всегда говорил, что Бог есть и все должны верить в Бога. О том, что он был человеком верующим, знали все заключенные в бригаде. В присутствии заключенных он пел церковные песнопения и молился.

1 мая 1942 года Иван Демидов был арестован и заключен в лагерный изолятор.

- Вам предъявляется обвинение в совершенном вами преступлении, предусмотренном 58-й статьей; поняли ли вы и признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? - спросил его следователь.
- В предъявленном мне обвинении по 58-й статье виновным себя не признаю, так как я никогда никакой контрреволюционной агитации не проводил. Предъявленное мне обвинение я хорошо понял.
- Что вы еще желаете показать по существу предъявленного вам обвинения?
- Больше показать ничего не могу.

2 ноября 1942 года дело было рассмотрено в закрытом заседании Постоянной сессией областного суда Еврейской Автономной Республики Хабаровского края. После оглашения обвинительного заключения, объемом в одну страницу, судья спросил Ивана Ивановича, понятно ли ему обвинительное заключение и признает ли он себя виновным.

«Обвинение мне понятно. Виновным себя не признаю. Никакими контрреволюционными разговорами не занимался», - ответил Иван Иванович.

После его ответа были допрошены присутствовавшие в суде лжесвидетели и зачитаны показания лжесвидетелей отсутствующих, и снова допрошен подсудимый; на вопросы судьи он категорично заявил, что показания лжесвидетелей не содержат в себе правды. Суд удалился на совещание, а затем зачитал приговор - к десяти годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях НКВД и поражением в правах после отбытия наказания сроком на пять лет.

Староста Иван Иванович Демидов скончался 13 июля 1944 года в центральной больнице лагеря на станции Известковая и на следующий день был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up