Продолжение….
Праведная Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица
(святые жены мироносицы)
Память 23 мая, 19 июня и в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
По преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры.
Одни считают Марию женой апостола Клеопы, другие - женой Клеопы, брата Иосифа Обручника (некоторые отождествляют обоих), поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы.
Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова Алфеева и Иосии (Мф 27:56).
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).
Собор мучеников Холмских и Подляшских
Об этих святых я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/144450.html Преподобный Паисий Галичский, архимандрит
Преп. Паисий Галичский. (Память 23 мая/5 июня, и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых), игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не обретается в писаниях. Неизвестно кем и когда построен Галичский монастырь. Обретается лишь в древних летописях Галичских, что при княжении Димитрия Донского († 1389), некто боярин Иоанн, прозванием Овин, жил близ города Галича, и подле его дома был монастырь с церковью ветхою во имя святителя Николая. Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал, вместо него при благоверном московском князе Димитрии Донском был выстроен новый. Пожертвования на строительство были переданы боярином Иоанном (Овином), получившим от некого незнакомца образ Пресвятой Богородицы с условием, что он построит церковь в честь Ее славного Успения. Таким образом после сооружения нового храма Никольский монастырь стал именоваться Успенским.
В 1433 году, пострадав от междоусобных распрей между великим князем московским Василием Васильевичем Темным и его родным дядей Георгием Димитриевичем Галичским, Успенский монастырь лишился и своей главной святыни - образа Божией Матери, ради которого строилась церковь Успения. Великий князь московский решил взять его с собой в Москву. Однако чудесным образом икона Пресвятой Девы вновь оказалась на прежнем месте. Это событие еще более прославило икону, к которой стали приходить на поклонение многочисленные паломники.
Преподобный Паисий, игумен Успенского монастыря, по просьбе галичского князя Димитрия Красного, сына князя Георгия Димитриевича, заказал список чудотворного образа и отправился с ним в Москву просить у великого князя покровительства для своей обители. Святого игумена торжественно, при колокольном звоне встретили великий князь, митрополит Московский Иона († 1461; память 15/28 июня) и многочисленные богомольцы. Преподобный Паисий оставил в Москве принесенный им список чудотворной иконы Божией Матери. В знак благодарности великий князь выдал преподобному Паисию охранную грамоту, предписывавшую наместникам защищать Успенский монастырь от всяких нападений и заботится о его духовном процветании. На обратном пути в монастырь преподобного Паисия сопровождали два московских архимандрита.
Преподобный Паисий подвизался в Успенском монастыре более 70 лет. Он много трудился над благоустройством обители, восстановил ее после разрушения во время княжеских междоусобиц. За строгую подвижническую жизнь и многие иноческие добродетели святитель Иона возвел преподобного Паисия в сан архимандрита.
По прошествии многих лет было извещение преподобному Паисию о скором его исходе. Начал он приготовлять себя к сему великому дню, и не только себя, но и братию, в непрестанных поучениях представляя перед очами ее неизбежный час смертный, и мытарства воздушные и Страшный суд Божий, на котором отделяются овцы от козлищ, но не разумели братия почему он так часто говорит о смерти и суде. Когда же приблизился день кончины, почувствовал преподобный малую болезнь и стал приготовляться всенощным бдением к Божественной литургии, чтобы сделаться причастником Христовых Таин в напутствии живота вечного. После причащения лицо его просветилось небесным светом, и все с изумлением на него взирали, ожидая, что будет. «Помните ли слова мои, - сказал умирающий старец, - как я всегда говорил вам, что близок день Господень великий; день жития нашего уже приклонился к вечеру: вот ныне постиг меня сей день. Молю вас, и после моего отшествия терпите здесь ради Бога, как обещались в обители Пресвятой Богородицы, соблюдая веру до конца нашего подвига, да сподобитесь неосужденно достигнути горнего Сиона и поклониться воскресшему Христу». Плакали братия, разлучаясь с добрым наставником, который, утешая их, обещал за них молиться и говорил, что будет соблюдать обитель, если братия будут соблюдать заповеди Божии.
При самом исходе простерся старец Паисий на убогом одре своем и осенил себя крестным знамением, творя предсмертную молитву: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Блаженная кончина преподобного Паисия последовала в глубокой старости 23 мая 1460 года. Келлия и вся обитель исполнилась благоухания в час его кончины, и со многими слезами погребли его братия в созданной им церкви Успения Богоматери, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери. Успенская обитель после кончины святого была названа его именем.
Почитание подвижника началось вскоре после его смерти - уже под 1488 г. летописи называют Галичский Успенский монастырь Паисиевым. К лику общечтимых святых преподобный Паисий был причислен в царствование Федора Алексеевича, скорее всего, в 1682 г. Тогда ему была составлена служба. В «Иконописном подлиннике» о святом Паисии сказано: «Преподобный отец наш Паисий, игумен, Галичский чудотворец, подобием сед, брада аки Макария Желтоводского, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеские».
Святые мощи преподобного Паисия почивали под спудом в Успенском храме; там же находилась и чудотворная Овиновская икона Божией Матери.
В 1919 году обитель преподобного Паисия была закрыта. В последующие десятилетия оба его храма превратились в руины; была разобрана ограда со святыми вратами, подверглось уничтожению монастырское кладбище. По свидетельству старожилов, последний служивший в храме священник отец Алексий, покидая село, увез с собой его главную святыню - икону Божией Матери «Умиление»; дальнейшая судьба чудотворного образа неизвестна.
Возрождение Паисиево-Галичского монастыря началось лишь в 90-е годы ХХ века. 5 июня 1992 года сюда впервые за многие десятилетия из Галича пришел крестный ход, возглавлявшийся епископом Костромским и Галичским Александром. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель; ее настоятельницей стала игумения Наталия (Василенок). 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе Успенского храма монастыря состоялось первое богослужение. Ныне паломники, посещающие обитель, могут вновь благоговейно поклониться великой святыне Паисиево-Галичского монастыря и всей древней Костромской земли - почивающим под спудом в Успенском храме святым мощам преподобного Паисия, Галичского чудотворца.
(Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь)
Тропарь преподобному Паисию, Галичскому чудотворцу
Днесь возсия нам память твоя, славне Паисие, яко солнце светозарное, лучами озаряющи весь мир, тако и ты, преподобне, чудесы своими тьму нощи злых духов от нас отгоняя; днесь Небесныя силы, и святых Ангел, и души праведных мысленно торжествуют, радующеся; днесь и мы, грешнии, припадающе честному твоему образу молимся: о, преподобне Паисие, Христа Бога моли непрестанно спасти град и люди, иже тебе почитающия.
Молитва преподобному Паисию, Галичскому чудотворцу
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Паисие великий! Не забуди нищих своих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих, моли за ны, отче наш, и ныне за дети своя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны, вопия ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, но поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся за нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив сый пребывавши неотступно от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских. Пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Нам бо ведущим убо тя воистинну и по смерти яко живу ти сущу, тебе припадаем и тебе молимся и тебе мили ся деем, еже молитися о нас всесильному Богу о пользе душ наших и испросити нам время на покаяние, и невозбранно прейти от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов и воздушных князей, и от вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми, идеже от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобномученик Михаил Савваит черноризец
Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святым Местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице.
Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: "Прошу тебя - или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему".
Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по Святым Местам.
Святой пророк Манаил Антиохийский (греч. Μαναήν - Манен, Μανὴν - Манин; лат. Manahen - Манахен; ивр. מְנַחֵם - Менахем)
Упоминается в Деян. 13, 1:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
По преданию, Манаил был сыном знатного жителя Иерусалима, имя которого также было Манаил, входившего в окружение главы синедриона Гилеля. Его наверняка ожидала блестящая карьера и богатство, однако Манаил пренебрёг этим и стал последователем Христа.
Скончался мирно, предположительно в Антиохии Сирийской.
Преподобный Дамиан Гареджийский, в миру Димитрий I, царь объединенной Грузии, гимнограф
(Св. царь Грузинский Димитрий I. Фреска Михаила Маглакели 1142 г., Мацхваришский монастырь)
Царь Димитрий I был сыном святого царя Иверии и Абхазии Давида Возобновителя.
Димитрий снискал славу еще при жизни отца. В 1117 году царь Давид направил сына в поход в Ширван. Юный полководец провёл блистательную операцию и поразил всех своим военным мастерством. Он взял крепость Каладзори и победоносно вернулся с трофеями и множеством пленных.
Царь Давид провозгласил сына соправителем и собственноручно возложил царский венец, провозгласив что своей мудростью, воздержанием, храбростью и благообразностью, сын будет править Грузией еще лучше чем он сам.
По кончине отца, царь Димитрий I деятельно приступил к защите и приумножению отцовского наследия и защите границ Грузии, расширяя к тому же владения государства. В период царствования Димитрия оживилась жизнь в областях Герети, Сомхити, Ташири, Джавахети, Артаани и побережная часть Тао, почти опустошенных после нашествия турок.
Не миновали царя Димитрия злые козни врагов. Вначале восстала его знать, во главе с Иоанном Абулели, требуя посадить на престол его сводного брата Вахтанга Цуата. Затем его первородный сын, наследник престола, царевич Давид поддался уговорам изменников и стал жертвой заговора. Димитрий быстро подавил мятеж, направленный против единства Грузии.
Однако, когда открылось участие царевича в заговоре, разочарованный поведением наследника, царь яснее узрел суетность мирской жизни. Он отказался от трона в пользу царевича Давида и удалился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Там он принял монашеский постриг и нарёкся Дамианом. Во время пребывания в Давидо-Гареджийской обители преподобный Дамиан составил проникновенные духовные песнопения. Из сохранившегося литературного наследия преподобного царя Дамиана-Димитрия особо выделяется гимн, восхваляющий Пресвятую Богородицу - "Ты еси лоза".
Тем временем, всего через шесть месяцев правления царь Давид скоропостижно скончался. Защищая интересы царства, Дамиан-Димитрий вынужден был оставить обитель, возвратиться на престол и вмешаться в государственные дела. При этом он провозгласил своим соправителем другого сына, Георгия.
Царь Дамиан-Димитрий завершил строительство Гелатского монастыря, начатого его великим отцом.
Преподобный Дамиан-Димитрий преставился в 1157 году и похоронен Гелатском монастыре.
Почитание святого царя началось уже в XII веке: фреска того века изображающая святого Дамиана-Димитрия имелась на стене Давидо-Гареджийского монастыря. Еще в XIX веке русский путешественник Андрей Муравьев сообщал что видел фреску невредимой, но варварское поведение советских военных, служащих на Гареджском полигоне, уничтожили этот образ, от которого к началу XXI века осталась лишь узкая полоса. Стенная роспись в церкви Мацхвариши (ныне Латали, Сванетия, Северо-Западная Грузия) сохранила еще одну фреску преподобного царя.
Мученик Салон Римский
Мученик Римский, усечён мечом. Иных сведений нет.
Икона Богородицы Тупичевская
Находилась икона в Тупичевском Свято-Духовом монастыре города Мстиславля Могилевской епархии. Монастырь, основанный в 1641 году, включал четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки. Сожжён монастырь в годы Великой Отечественной войны. Окончательно разрушен в конце 1950-х - начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды. В настоящее время чудотворная Тупичевская икона Божией Матери находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля. Дни празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю) и в День Святого Духа. У Тупичевской иконы есть ещё одно название - Семигородная, что послужило поводом для довольно распространённой ошибки: в некоторых печатных изданиях и интернет-ресурсах вместо Тупичевской иконы помещают икону Божией Матери «УСПЕНИЕ» СЕМИГОРОДНАЯ (дни празднования этих икон к тому же совпадают).
Икона Богородицы Кипрская
Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.
С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.
(Монастырь Ставровуни, Кипр)
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные - с одной стороны священномученик Антипа, с другой - мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что "по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями." Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля - в день исцеления девицы Марфа.