Сегодня православная Церковь чтит память:
Седмица 5-я по Пасхе.
Вмц. Ирины Македонской (I-II).
Обре́тение мощей прп. Иакова Железноборовского; прп. Варлаама Серпуховского (1377), прп. Гедеона Серпуховского (+ 1377/1392) ; прмч. Ефрема Нового, Неа-Макринского чудотворца (1426); прп. Адриана Монзенского (1610); свт. Илария Арелатского (449; Галл.).
Икона Божией Матери: «Неупиваемая Чаша» (1878).
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученица Ирина Македонская
Жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе-Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям.
Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной.
Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой.
Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана.
Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: "Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его из города.
Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10000 язычников.
Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое крещение от апостола Тимофея.
После этого святая Ирина посетила и другие города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
Память святой Ирины очень чтилась в древней Византии. В Константинополе в память святой Ирины было построено несколько великолепных храмов.
В Москве есть единственный храм, освященный в честь великомученицы Ирины Македонской.
(Церковь Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском - Басманный)
Тропарь мученицы Ирины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Ирины
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.
Молитва великомученице Ирине
О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобный Иаков Железноборовский, обретение мощей
После преставления преподобного его честные мощи были положены под спудом в основанной им обители. Как при жизни святой согласно летописям творил множество чудес, так и по кончине гробница преподобного Иакова прославилась исцелениями и чудотворениями.
По преданию польско-литовские войска разорили дотла монастырь, сожгли и надгробную часовню преп. Иакова. Однако волею Божией это злодейство обернулось противоположной стороной: 5 мая 1613 г. при восстановлении монастырских храмов было обретено нетленное тело преподобного. «Как светлое солнце среди непроглядного мрака и скорби, Господь даровал братии и верующим это благодатное и радостное утешение».
Однако по неизвестной причине в 1647 г. в монастыре произошел пожар, жертвою которого сделалась Иоано-Предтеченская церковь с приделом преподобного Иакова. В 1667 г. была вновь построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова. Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма.
Судьба мощей Преподобного.
В 1927 году монастырь был закрыт. В храмах обители устроили зернохранилище и колхозную тракторную мастерскую.
Интересна судьба святых мошей преподобного Иакова.
По свидетельству последних насельников монастыря, в период проведения советским государством акций по «освидетельствованию» мощей честные останки преподобного были ими выкопаны и перепрятаны на территории обители.
Вряд ли можно сомневаться, что святые мощи преподобного, торжественно обретенные в 1613 году н принародно положенные под спуд, куда-то исчезли просто так. Известно, что в 20-е годы XX столетия было вскрыто множество мощей святых угодников, которые затем сдавались в музеи н музейные запасники, где обычно бесследно исчезали. Достаточно вспомнить уже современные (10-15-летней давности) обретения мошей преподобных Александра Свирского, Серафима Саровского.
Поэтому свидетельства последних насельников обители вполне достойны доверия, и можно с большой долей достоверности считать, что святые мощи преподобного Иакова н ныне пребывают в его обители. Наиболее достоверное предположение - безбожники просто не нашли мощи, сокрытые в земле в месте, которое было известно лишь приблизительно. Что же касается приведенного свидетельства очевидца о вскрытии гробницы святого, то неудивительно, что монахи, перепрятав мощи и сокрыв их от поругания, утаили от суда этот факт.
Житие преподобного Иакова Железноборовскаго можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/478411.html Преподобный Варлаам Серпуховской
История донесла до нас не много сведений о прп. Варлааме. Очевидно, он был одним из тех ревнителей уединенной жизни, которые по примеру прп. Сергия Радонежского водворялись тогда в дремучих лесах и безлюдных пустынях. Но Промыслом Божиим прп. Варлаам оказался рядом со свт. Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты.
Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать свт. Алексию, лишь когда "приидет смерть".
В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери.
В 1377 году прп. Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом свт. Алексию. Алексий поспешил в Серпухов. Как повествует летопись, "…найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: "Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря". Варлаам же отвечал ему: "Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити - не вижу".
Тогда по повелению свт. Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы. Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: "Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея Промыслу. Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени".
В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимника Гедеона. Возложив свою руку ему на голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: "Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров".
Затем, поцеловав святителя, прп. Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года.
(Введенский Владычный монастырь - Серпухов)
Старинное описание гробницы преп. Варлаама
Строитель монастыря преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». По монастырской описи 1857 года рака (гробница) преподобного Варлаама находилась на южной стороне в трапезной Введенского собора, «при входе из оной в настоящую церковь». Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятые Богородицы».
Гробница преп. Варлаама - «каменная со следующей в передней стороне надписью: „Лета 6885 года мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святой обители сея отец строитель Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте“. Сверх оной каменной, деревянная, столярной работы с резьбою позолоченною, а гладь покрыта зеленой краскою. Наверху гробницы изображение преподобного Варлаама иконного писания, мерою в вышину 2 аршина 5 с половиной вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка». В подножии гробницы поставлена древняя икона Введения Богоматери.
Тропарь преподобному Варлааму Серпуховскому
глас 3
От святителя Алексия богоугождению научен,/ добродетельми украсил еси душу свою, / сего ради Матери Божией избранник явился еси, / и обитель Тоя Введению воздвигл еси / на спасение многим душам человеческим. / Монашествующим добрый наставниче,/ теплый о нас к Богу молитвенниче, / преподобне Варлааме, отче наш, // моли спастися душам нашим.
Кондак преподобному Варлааму Серпуховскому
глас 8
Аще и под спудом сокрыты есть честныя твоя мощи, / преподобне отче наш Варлааме, / обаче же лучи чудес и исцелений испущают светло, / всем, притекающим верою и молящим ти ся усердно, / воистину явился бо еси угодник Божий, // и ходатай присный о чтущих любовию святую память твою.
Преподобный Гедеон Серпуховской
(исцеление прп. Варлаамом инока (прп.) Гедеона от слепоты)
Гедеон Серпуховской (+ 1377/1392), инок серпуховского Владычного монастыря, ученик и сподвижник прп. Варлаама Серпуховского, первого игумена и строителя обители, преподобный.
Память 5 мая (Москов.) и в Соборе Московских святых.
Сведения о преподобном Гедеоне содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.). Согласно сказанию, прп. Варлаам после 13 лет управления Владычным монастырем ослеп, одновременно та же участь постигла и его ученика Гедеона. Через два года, перед смертью, прп. Варлаам прозрел, исцелил от слепоты Гедеона и предсказал ученику кончину через три недели. И хотя Гедеон считал себя еще не готовым, он, по предсказанию прп. Варлаама, через три недели после преставления своего духовного отца скончался в храме при перенесении Св. Даров во время литургии (+ кон. мая 1377 или 1392).
Преподобный Гедеон был похоронен неподалеку от прп. Варлаама, чьи останки упокоились «в паперти» церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 1996 над местом погребения прп. Варлаама был установлен крест, могила прп. Гедеона не сохранилась).
Преподобный Гедеон упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) среди святых, почитаемых в Серпухове. Изображение Гедеона с нимбом (в рост, в монашеском одеянии и с четками, голова не покрыта, волосы и борода волнистые) вместе со свт. Алексием, митр. Московским, и прп. Варлаамом имеется на рисунке пером в сборнике начала XIX в. (СГИХМ. № 7408. Л. 58 об.).
Преподобномученик Ефрем Новый, Неа-Макринский чудотворец
Память 5 мая, 3 января (обретение мощей; Греч.)
В миру Константин Морф, родился 14 сентября 1384 года в многодетной (7 детей) семье в Трикале, на территории современной Греции. В раннем возрасте лишился отца. В 14 лет по воле матери он ушел из семьи, чтобы избежать участи быть забранным в войско янычар. Он поступил в монастырь Благовещения на горе Непорочных близ Неа-Макри в Аттике, где принял постриг и священный сан. Там в монашеских подвигах он провел 27 лет.
14 сентября 1425 года монастырь был разорен разбойниками-мусульманами, монахи были убиты, св. Ефрем не пострадал, так как в этот момент отсутствовал, а вернувшись в монастырь, похоронил убитых собратьев и продолжил в нем жить. Через год турки захватили Ефрема и жестоко пытали, желая узнать о сокровищах монастыря. По др. сведениям, святой тогда же был пленен и в течение восьми месяцев претерпевал истязания, вынуждаемый к отречению от Христа.
Скончался в муках 5 мая 1426 года в возрасте 42 лет, его распяли вниз головой на дереве и проткнули большой горящей головней. Это дерево сохранилось до настоящего времени, сейчас оно находится внутри часовни.
(монастырь Благовещения в Нео Макри, Греция)
3 января 1950 года игум. Макария, возродившая монастырь, обрела благоухающие останки неизвестного подвижника. Пребывая в недоумении, игумения горячо молилась, чтобы Господь открыл ей, кому принадлежат эти мощи. Через некоторое время св. Ефрем несколько раз явился ей (а также другим сестрам и мирянам) во сне и наяву, рассказав о своей жизни и мученической кончине.
С тех пор монастырь называется обителью преподобномученика Ефрема Нового Чудотворца и является местом паломничества многочисленных верующих. Предстательством подвижника совершались многие чудеса, что способствовало росту его почитания в Греции. В архиве монастыря хранятся письма, повествующие о чудесной помощи святого. К 1999 г. было собрано 124 таких свидетельства.
Элладская Православная Церковь неоднократно обращалась к Константинопольской Патриархии с инициативой канонизации преподобномученика.
2 марта 2011 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобномученика Ефрема Нового к лику святых.
Служба святому Ефрему составлена мон. Герасимом Микраяннанитом. Память празднуется 2 раза в год: в день мученической кончины (5 мая) и в день обретения мощей (3 января).
28 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святого в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 5/18 мая, в день мученической кончины (журнал № 155).
О чудесах святого Ефрема Нового можно почитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-efrem-novyj Преподобный Адриан Монзенский
Память 23 января (Собор Костромских святых), 5 мая
В миру носил имя Амос, был уроженцем города Костромы. По исполнении совершеннолетия должен был по желанию родителей вступить в брак, но тяжело заболел. Во время болезни ему виделся одинокий храм между двух рек и послышался голос: "Здесь твое место".
Приняв постриг в Геннадиевом монастыре, подвижник отправился на север искать храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павловом Обнорском монастыре.
Наконец, нашел в глухом месте запустелый храм, расположенный так, как представилось ему в видении. Однако полая вода затопляла весной это место, поэтому преподобный Адриан и пришедшие с ним несколько иноков решили переселиться. В 1590 году в обитель пришел неизвестный старец и посоветовал инокам перейти к преподобному Ферапонту Монзенскому, что они и исполнили. Здесь, в пустынном месте, при впадении реки Монзы в Кострому, святой Адриан прожил год под руководством преподобного Ферапонта (+ 1591), затем основал на реке Монзе, близ Костромы, Благовещенскую обитель. Братия кормилась земледелием, преподобный Адриан был первым в работах.
Скончался он в основанной им обители в 1610 году. Мощи его были положены вместе с мощами преподобного Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви. Житие святых написано около 1645 года.
Святитель Иларий, епископ Арелатский, б. митрополит Южной Галлии
Близкий родственник св. Гонората, Иларий совершенно не собирался становиться служителем Церкви. Гонорат уговаривал юношу посвятить жизнь Богу, но тот наотрез отказался. Гонорат, прощаясь, бросил ему: “Я добьюсь от Бога того, чего не получил от тебя!” После чего, как писал сам Иларий, в нем началась внутренняя борьба: “С одной стороны, я чувствовал, что Господь зовет меня, с другой, соблазны мира тянули меня назад. Моя воля колебалась взад и вперед, но в конце концов Христос победил во мне”.
Иларий получил с брата деньгами стоимость своей части наследства, роздал деньги беднякам, отправился на Лерин и принял постриг. В 426 году престарелый Гонорат, избранный епископом Арелата, взял Илария с собой в качестве помощника; вскоре он умер, и Иларий был избран его преемником, ему было всего двадцать девять лет. Новый епископ ревностно объезжал епархию, заботился о выкупе пленных и даже продавал церковную собственность ради такого дела.
Иларий был также митрополитом Южной Галлии, но папа Лев Великий после нескольких жалоб на Илария и проявленной им строптивости лишил его полномочий митрополита. Сперва Иларий сопротивлялся вмешательству папы в свои решения, но затем смирился. Обвиняли Илария в полупелагианстве, ибо он не во всём соглашался с учением Августина о предопределении.
Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»
Перед иконой «Неупиваемая Чаша» верующие молятся об излечении от пьянства своих близких. На этой же иконе Богородица простирает свои руки над Младенцем в чаше.
Икона «Неупиваемая Чаша» была явлена в 1878 году. Один отставной солдат дошел до нищеты, т.к. был одержим пьянством, по этой причине у него даже отнялись ноги. Однажды во сне солдату явился схимник и строго сказал: «Иди в Серпухов, в монастырь Владычицы нашей Богородицы. Там есть Ее икона «Неупиваемая Чаша»; отслужи перед нею молебен - и будешь здрав душой и телом».
Солдат не послушался, так как решил, что это слишком далеко. Схимник явился ему снова, и снова пьяница не послушался. Старец явился в третий раз и уже грозно приказал исполнить повеление. После этого солдат все-таки отправился в дорогу, передвигаясь на четвереньках. В пути он почувствовал некоторое облегчение: он смог подняться на ноги и продолжил путь, опираясь на палку.
И вот наконец добрался он до монастырь, который был основан по благословению преподобного Сергия Радонежского. Монахи согласились отслужить молебен, о котором просил солдат, но оказалось, что никто из них не слышал о такой иконе. Потом один из иноков вспомнил, что в проходе из главного храма в ризницу находится икона, на которой есть изображение чаши. Икону вынесли на свет и на задней стороне обнаружили надпись «Неупиваемая Чаша». Икону перенесли в храм, отслужили молебен. Солдат сразу почувствовал облегчение, его ноги полностью излечились, исчезло и стремление к спиртному.
О чудотворной иконе быстро узнали во всех концах России.
Многие стекались в Серпухов, чтобы избавиться от пьянства, а в обители перед иконой «Неупиваемая Чаша» стали служить специальный молебен с акафистом.
Даже после революции 1917 года, когда храмы и монастыри Серпухова были закрыты или разрушены, молебны перед чудотворной иконой совершались до 1929 года в Никольском соборе, пока не закрыли и его. Все святыни, находившиеся в храме, были сожжены.
Судьба иконы сейчас в точности неизвестна. В 1991 году икона «Неупиваемая Чаша» была воссоздана по устным описаниям и освящена. Списки с этой иконы находятся теперь во многих храмах и в них тоже совершаются специальные молебны об исцелении от пьянства.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неупиваемая чаша
глас 4
Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша.
Молитва перед иконой Неупиваемая чаша
О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.